Чайковский. Фортепианное творчество Piano music

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 08.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В 1873 году Ларош писал о группе появившихся к тому времени в печати фортепианных пьес Чайковского: «...нетрудно заметить, что талант его не развертывается в них в полном блеске, что г. Чайковский в мелких пьесах выказывает менее изобретательности, менее огня и менее искусства, чем в больших сочинениях. Ему нужны роскошные, разнообразные краски новейшего оркестра и широкий простор симфонических форм; только в этих обширных и блестящих сферах он чувствует себя дома, а там, где палитра его становится беднее, он беднеет вместе с палитрой». Несколько далее, однако, критик смягчает категоричность своего приговора и вносит в него некоторые оговорки: «Впрочем, в мелодическом отношении те фортепианные пьесы, которые не представляют виртуозных притязаний, гораздо привлекательнее... многие из фортепианных пьесок г. Чайковского игрались публично в Москве. Весьма желательно, чтобы пример московских пианистов нашел побольше подражателей...».
Иконка файла материала 8.docx
Чайковский. Фортепианное творчество Piano music В 1873 году Ларош писал о группе появившихся к тому времени   в   печати фортепианных пьес   Чайковского: «...нетрудно заметить, что талант его не развертывается в   них   в   полном   блеске,   что   г.   Чайковский   в   мелких пьесах   выказывает   менее   изобретательности,   менее огня и менее искусства, чем в больших сочинениях. Ему нужны   роскошные,   разнообразные   краски   новейшего оркестра   и   широкий   простор   симфонических   форм; только   в   этих   обширных   и   блестящих   сферах   он чувствует себя дома, а там, где палитра его становится беднее,   он   беднеет   вместе   с   палитрой».   Несколько далее, однако, критик смягчает категоричность своего приговора   и   вносит   в   него   некоторые   оговорки:«Впрочем,   в   мелодическом   отношении   те фортепианные   пьесы,   которые   не   представляют виртуозных   притязаний,   гораздо   привлекательнее... многие   из   фортепианных   пьесок   г.   Чайковского игрались   публично   в   Москве.   Весьма   желательно, чтобы пример московских пианистов нашел побольше подражателей...». Суждение   Лароша   остается,   в   общем,   верным   и   по отношению к фортепианному творчеству Чайковского в целом. Чайковский не был «фортепианно мыслящим» композитором:   с   чисто   пианистической   точки   зрения его   сочинения   для   фортепиано   часто   недостаточно выигрышны и не очень удобны для исполнения. Но они привлекают свежестью, образностью музыки, простотой и   непосредственностью   выражения.   Чайковскому принадлежит   более   ста   пьес   для   фортепиано различного   объема   и   типа,   пользовавшихся   широкойпопулярностью у современников. Многие из этих пьес заняли   прочное   место   и   на   концертной   эстраде,   и   в повседневном   быту,   став   неотъемлемым   достоянием домашнего   музицирования.   Не   отличаясь   особой утонченностью   пианистической   фактуры   и оригинальностью приемов изложения, они привлекали своим выразительным мелодизмом и яркой образностью музыки,   связанной   с   родными   и   близкими   сердцу композитора картинами русской городской и усадебной жизни. Фортепианный   стиль   Чайковского   соединяет   черты шумановской характеристичности и остроты рисунка с безыскусственной простотой и задушевностью песенно­ романсного мелоса. Основную часть его фортепианных сочинений   представляют   небольшие   и   технически несложные   пьесы,   рассчитанные   на   средние любительские возможности. Одна из серий этих пьес,обозначенная ор.   40,   так   и   озаглавлена   «12   пьес средней трудности». Как правило, это лирические или характеристически­изобразительные   миниатюры   в типичных   для   романтического   пианизма   жанрах: Романс, Ноктюрн, Экспромт, Юмореска и т. д. Многие из них отмечены чертами той интимной «домашности», которая   была   характерна   для   русского   пианизма первой   половины   XIX   века,   включая   и   некоторые   из глинкинских   фортепианных   сочинений.   Такой простотой   и   непосредственностью   выражения отличаются певучие пьесы Чайковского типа песни или романса,   в   которых   мелодия,   находящаяся   обычно   в верхнем   голосе,   поддерживается   ровным   аккордовым или гармонически фигурированным аккомпанементом с возникающими   время   от   времени   имитациями   и свободными   подголосками   в   средних   голосах: например, «Песня без слов» из серии ор. 2 под общимназванием «Воспоминание о Гапсале», «Романс» ор. 5.   К   тому   же   типу   принадлежат   и   два   ноктюрна,   из которых   особенно   привлекает   своей   мелодической выразительностью   и   изяществом   фактуры до­диез­ минорный   ноктюрн   ор.   19.   Верхний   мелодический голос   переносится   в   репризе   трехчастной   формы   в средний «виолончельный» регистр и обвивается тонким пассажным орнаментом в правой руке. Таким образом преодолевается   механическая   повторность   и достигается   разнообразие   колорита.   Простейшим   же образцом   пьес   этого   рода   может   служить   «Грустная песенка»   из   ор.   40,   в   которой   мелодия   неизменно звучит   в   верхнем   голосе   на   фоне   равномерного аккордового сопровождения. Пьесы   скерцозного   характера   часто   вызывают   живые конкретные   жанровые   ассоциации.   Такова,   например, остроумная Юмореска   ор.   10 с   острыми   плясовымиритмами   и   имитацией   гармошечных   переборов   с назойливо   повторяющимися   чередованиями   двух септаккордов   или   «Русская   пляска»   ор.   40.   Более развернутую   жанровую   сценку   представляет   собой пьеса   «В   деревне»   с   двумя   контрастирующими разделами: вступительным Andante sostenuto песенного склада и бойким плясовым Allegro molto vivace. Ряд   пьес   написан   в   танцевальных   жанрах, опоэтизированных   композиторами­романтиками   и освобожденных   от своего   первоначального прикладного назначения. Это прежде всего мазурка и особенно   излюбленный   Чайковским   вальс.   Ему принадлежит   целая   серия   разнообразных   по характеру фортепианных   вальсов:   Вальс­каприс, Вальс­скерцо, Салонный вальс, Сентиментальный вальс, Вальс­безделушка,   шутливо­игрушечный   Пятидольный вальс   и   просто   вальсы   без   дополнительныхопределений. В ритме вальса выдержаны и некоторые из пьес, не имеющих этого обозначения. Среди лучших образцов   этого   жанра   можно   назвать два   вальса из серии ор. 40:   легкий   изящный   ля­бемоль­мажорный   и меланхолически   чувствительный   фа­диез­минорный. Ровное   движение   верхнего   голоса   половинными длительностями,   «вопреки»   трехдольному   размеру,   в среднем разделе обоих вальсов придает музыке особую плавность   и   певучесть (Подобный   же   прием характерен и для ряда вальсовых эпизодов в крупных симфонических   и   театральных   произведениях Чайковского.). Издавая свои фортепианные миниатюры, как правило, сериями   по   шесть,   двенадцать   (ор.   40)   и   даже восемнадцать (ор. 72) в каждой, Чайковский большей частью   не   стремился   к   их   внутреннему   единству   и группировал   в   одной   серии   весьма   разнородные   похарактеру и по жанру пьесы. Исключением являются два   цикла,   объединенных   общим   замыслом,   — «Времена   года»   и   «Детский   альбом» (Иной   принцип служит   объединяющим   началом   в цикле   «Шесть пьес на одну тему» ор. 19. На   основе   простой,   но выразительной песенной темы композитор создает ряд разнохарактерных пьес, включающий прелюдию, фугу,   экспромт,   похоронный   марш,   мазурку   и скерцо.). В   сочинениях   более   крупного   виртуозного   плана, рассчитанных   на   исполнение   с   концертной   эстрады, Чайковский часто обращается к тому же кругу образов быта   или   опоэтизированной   танцевальности,   которые так   широко   и   разнообразно   представлены   в   его многочисленных   фортепианных   миниатюрах,   но облекает   их   в   более   пышную   блестящую пианистическую форму. К этой группе относится однаиз   самых   ранних   его   фортепианных   пьес   «Русское скерцо»,   обозначенное op.   1.   В   основу   этого произведения   положена   записанная   композитором   на Украине народная песня (Среди известных по записям украинских   народных   песен   не   обнаружено   полной аналогии   данному   напеву,   но   исследователями отмечается   ряд   близких   к   нему   образцов.   Та   же песня была ранее использована Чайковским в первой части неоконченного струнного квартета в качестве темы   главной   партии.   Но   в   «Русском   скерцо» композитор излагает мелодию вдвое более краткими длительностями,   из­за   чего   плавный   лирический напев приобретает характер бойкой плясовой песни. Материал   вступительного   Adagio   misterioso квартета   в   несколько   измененном   виде   положен   в основу   среднего   раздела   скерцо.),   которую   он развивает преимущественно с помощью вариационногометода.   В   некоторых   используемых   Чайковским приемах   сказывается   очевидное   влияние   глинкинской «Камаринской».   Тема   звучит   вначале   легко   и прозрачно,   сопровождаемая   только   скромным подголоском,   но   затем,   по   мере   вступления   новых голосов, фактура постепенно уплотняется, становится все более грузной и массивной. Ларош не без основания упрекал композитора за недостаточное соответствие ее светлому   грациозному   характеру   народной   мелодии: «Некоторые   из   его   вариаций,   сделанные   на   манер Глинки, интересны и благозвучны, но большая часть их основана   на   таких   виртуозных   приемах   (октавы, прыжки целыми аккордами, martellato), которые имеют своим   последствием   грозные   раскаты   фортепианных громов, отнюдь не подходящих к характеру песни...». Более   широко   задуманную   жанровую   сцену представляет   собой   написанная   почти   двумядесятилетиями   позже «Думка»  (1886) —   род   русско­ украинской   рапсодии   ,   в   основу   которой   положены оригинальные   авторские   темы   народно­песенного   и плясового   характера,   расцвечиваемые   с   помощью разнообразных   приемов   виртуозной   фортепианной техники. К той же группе произведений надо отнести и ряд пьес из   последнего фортепианного цикла Чайковского ор. 72, написанного  летом 1893  года. Среди  входящих в состав   этого   опуса   восемнадцати   пьес,   различных   по своему   характеру   и   степени   трудности,   мы   находим такие   прекрасные   образцы   углубленной   патетической лирики   композитора,   как   «Размышление»,   меткие характеристические   зарисовки   шумановского   типа (например, «Резвушка»), сочные, колоритные жанровые сценки   из   народной   жизни   («Сельский   отзвук»,«Приглашение   к   трепаку»),   блестящий   виртуозный «Концертный полонез» и ряд других. Самое   крупное   и   значительное   по   широте   и содержательности   замысла   из   сольных   фортепианных произведений   Чайковского   — Большая   соната   соль мажор, написанная в 1878 году.Князей   тысячи,   Бетховен   —   один!».   Интересные факты из жизни композитора 17 декабря (по некоторым данным — 16­го) 1770 года родился   композитор   и   пианист­виртуоз   Людвиг   ван Бетховен.Людвиг ван Бетховен на портрете Карла Штилера. 1820 год.  Современников   поражала   не только   манера   игры Людвига, но и «всклокоченный»   внешний   вид   и резкое поведение.   Бетховен   не стеснялся   нелестно   говоритьоб императоре   и мог   нагрубить   слушателям,   если те переговаривались во время концерта. История   одного   произведения: Третья симфония Людвига ван Бетховена АиФ.ru   раскрывает   несколько   интересных   фактов из жизни знаменитого и противоречивого композитора. Отец   мечтал   сделать   из Бетховена   «второго Моцарта» Будущий композитор родился в музыкальной семье: его отец   был   тенором,   а дед —   капельмейстером в придворной   капелле.   С юных   лет Иоганн Бетховен учил   сына   игре   на клавесине   и скрипке.Позже   мальчик   освоил   и орган —   эту   науку   ему преподавал   знакомый   отца.   Но «второго   Моцарта», к разочарованию отца, из ребёнка не вышло. В 17 лет   музыканту   пришлось   стать   кормильцем в семьеБетховен   в   возрасте   30   лет.   Портрет   Carl   Traugott Riedel. 1801 год. Commons.wikimedia.org У Людвига было два младших брата, ответственность за них   он чувствовал   всю   жизнь,   а в зрелом   возрасте стал   опекуном   своего   племянника.   В 1787   году   мать Бетховена   умерла   от туберкулеза.   Отец   начал беспробудно пить. Пианист в тот момент жил в Вене, но вынужден   был   оставить   учебу   и вернуться   домой, в Бонн.   Людвиг   взял   на себя   все   заботы   о семье и устроился альтистом в местный оркестр. Через 2 года Бетховен смог вздохнуть полегче: согласно судебному постановлению, половина зарплаты его отца переходила на содержание семьи. Бетховен сочувствовал революционерам Когда   произошла   Великая   Французская   революция, молодой   композитор   посещал   лекции   в Бонне.   Одиниз профессоров   его   университета   выпустил   сборник стихов,   где   воспевал   новый   порядок.   Студент поддержал   альбом   и сам,   вдохновленный,   написал «Песню свободного человека». Многие произведения потерявший слух композитор писал по памяти В 26 лет   у Бетховена   начал   развиваться   тинит — воспаление   внутреннего   уха.   Музыкант   полностью утратил   слух   и все   дальнейшие   сочинения   писал «по памяти» — представлял их звучание в уме. Бетховен пользовался «разговорными тетрадями»Бетховен   за   работой.   Картина   Karl   Schlosser.   Около 1811 года.Уже   будучи   глухим   композитор   общался   с друзьями через   «разговорные   тетради».   Они   писали   туда   свои реплики,   а Бетховен   отвечал —   или   письменно,   или вслух.   Пара   таких   тетрадей   оставалась   у немецкого музыканта Антона   Феликса   Шиндлера,   но он,   по­ видимому,   сжёг   их —   слишком   много   там   было неодобрительных   высказываний   в адрес   императора. «Это, к сожалению, была излюбленная тема Бетховена; в разговоре   Бетховен   постоянно   возмущался   власть предержащими,   их законами   и постановлениями», — писал позже друг и биограф композитора. Незнатное   происхождение   дважды   помешало Бетховену жениться Первым разочарованием музыканта стал отказ богатой вдовы Жозефины   Брунсвик.   Хоть   она   и отвечала на чувства   пианиста   взаимностью,   его   женой   таки не стала.   Причина   проста:   если бы   Брунсвик   вышла за простолюдина, она могла потерять опеку над детьми, рожденными от первого мужа­графа.раз   Бетховену Джульетта Гвиччарди. Именно ей композитор посвятил Лунную сонату. 1824 год.  отказала Тереза Во второй   Мальфатти —   она   тоже   хотела   в мужья   только благородного господина. Своему   покровителю,   князю   Лихновскому музыкант   заявил:   «Князей   тысячи,   а Бетховен — один!» Как­то   музыкант   гостил   у князя   Лихновского,   и тот попросил   что­нибудь   исполнить.   Бетховен   отказался. Но князь   настаивал.   Тогда   Бетховен   ушёл   в другую комнату   и заперся.   Князь   приказал   выломать   дверь. Оскорбленный домой, а Лихновскому   прислал   письмо:   «Князь!   Тем,   чем являюсь я,   я обязан   самому   себе.   Князей   существуют уехал   композитори будет   существовать   тысячи,   Бетховен же —   только один!» Бетховена поддерживали русские покровители Когда   молодой   композитор   только   приехал   в Вену, освоиться ему помог меценат Иван Броун­Камус, сын вельможи   при   дворе   Екатерины.   А знаменитым «русским   квартетам»   Бетховен   обязан Андрею Разумовскому, в Вене. Неравнодушный к музыке дипломат содержал струнный квартет — для этих артистов Бетховен и писал. Сами произведения,   кстати,   нередко   называют   «квартетами Разумовского». русскому     послуИоганн ван Бетховен — отец Бетховена Здравствуйте, дорогие любители творчества Бетховена. Сегодня мы расскажем об отце великого композитора. Дата и место рождения Иоганн   ван   Бетховен —   именно   так   звали   отца великого   композитора.   В   свою   очередь   Иоганн   был сыном Людвига   Старшего (дедушки   великого композитора) и его супруги — Марии Жозефы Болл.Родился   он 14   ноября   1740   года,   вероятнее   всего   в городе Мехелен   (Фландрия),   как   и   его   отец.   Однако среди некоторых западных биографов есть мнение, что Иоганн   на   самом   деле   не   был   биологическим   сыном Людвига Старшего, а был им усыновлен. С   другой   стороны   число биографов,   выдвигающих данную   гипотезу, ничтожно   мало.   Более   того,   эти биографы   основываются   на,   мягко   говоря, сомнительных аргументах, о которых мы даже говорить не будем. Поэтому нам нет смысла сомневаться в том, что Иоганн был биологическим сыном Людвига Старшего, ровно, как и биологическим отцом Людвига Младшего (того самого великого композитора).Иоганн, кстати говоря, был не единственным ребенком Людвига   Старшего.   До   него   у   дедушки   Бетховена родились   еще   двое   детей,   но   жили   они   недолго. Старшая   сестра   Иоганна   прожила   всего   год,   а   дата смерти его старшего брата нам, вообще, неизвестна:  Мария   Людовика   Бернардин ван   Бетховен (27­ 28 августа 1734 года, Бонн — 17 октября 1735, Бонн);  Марк Джозеф ван Бетховен (24­25 апреля 1736, Бонн — дата и место смерти неизвестно); С детства Иоганн обучался вокалу под руководством своего отца, параллельно изучая скрипку и альт. После посещения начальной школы год или два он провел в иезуитском колледже. Уже   в 1752   году   Иоганн   поет   (сопрано)   в   Боннской капелле,   правда   бесплатно.   Через   четыре   года   (с   25марта 1756) он будет официально работать в капелле за деньги.   Вероятно,   в   тот   момент   его   мутировавший голос уже понизился до регистра «тенор», коим он и останется.   Иоганн   параллельно подрабатывал преподавателем по фортепиано и вокалу.   Более   того, Насколько   хорошим   музыкантом   был   Иоганн,   мы   не знаем.   Некоторые   биографы   утверждают,   что   отец Людвига   обладал   прекрасным   голосом,   как,   в   свою очередь, и его отец — Людвиг Старший. В то же время другие источники настаивают на том, что Иоганн был весьма   посредственным   музыкантом, особенного   на фоне прекрасного голоса его отца. Несчастная семейная жизнь Известно,   что   12   мая   1767   состоялась   женитьба Иоганна   на Марии   Магдалине   Кеверих —девятнадцатилетней   вдове   ,   которая   впоследствии станет   матерью   великого   композитора   Бетховена. Венчание происходило в церкви Святого Ремигия, где через 2,5 года будут крестить их сына — Людвига. До сих пор биографы не могут ответить (да и вряд ли ответят) на вопрос, при каких именно обстоятельствах познакомились   родители   великого   композитора. Вероятнее   всего,   Иоганн   познакомился   с   Марией Магдалиной   во   время   поездки   на   ее   родину —   в Эренбрайтштайн (Кобленц, Трирское курфюршество).Также  следует  учесть,  что кузина   Марии   Магдалины была   замужем   за Иоганном   Ровантини —   коллегой Иоганна   в   боннской   капелле.   Вполне   возможно,   что Ровантини   как­то   поспособствовал   знакомству будущих родителей Бетховена, но полной уверенности в этом нет.Стоит   также   отметить,   что   Людвиг   Старший был категорически против этого брака, хотя потом он все равно   с   этим   смирился,   учитывая,   что   Мария Магдалина оказалась очень хорошей невесткой. В   первое   время   после   женитьбы   Иоганн   и   Мария Магдалина   жили   в   доме   на   улице Бонгассе 515 (сейчас —   Бонгассе   20),   где   впоследствии   и родится   великий   композитор.   При   этом,   Людвиг Старший,   отец   Иоганна,   переехал   в   квартиру, расположенную в доме на этой же улице — буквально по диагонали напротив дома Иоганна. Всего   у   Иоганна   и   Марии   Магдалины   было   семеро детей,   из   которых   выжили   только   трое,   отмеченные желтым   цветом   на   картинке   ниже.   Среди   них   и будущий великий композитор:Как   видите,   семейная   жизнь   Иоганна   была   хоть   и плодотворной,   но   абсолютно несчастной,   так   как потеря четверых детей в младенческом периоде (как и в   любом   другом   возрасте)   стала   бы   невыносимой утратой для любого человека. Стоит   отметить,   что   для   Марии   Магдалины   это   был уже второй неудачный брак — в первом она потеряла не только супруга, но и ребенка, тоже в младенческом возрасте. А сама мать великого Бетховена назвала свой брак с Иоганном «цепью горестей». Был ли отец Бетховена алкоголиком? К сожалению Иоганн, в отличие от своего уважаемого отца   Людвига   и   не   менее   уважаемого   сына   (тожеЛюдвига),   был   сплошным   разочарованием   для   своей семьи, прежде всего из­за проблем с алкоголизмом. Мы   не   знаем,   что   именно   послужило   для   Иоганна причиной   его   злоупотребления   алкоголем.   Возможно, свою   роль   сыграли   плохие   гены —   его   мать, Мария Жозефа Болл(она же — бабушка великого Бетховена), также была одержима алкоголизмом, за что ее супруг, Людвиг   Старший,   был   вынужден   отправить   ее   в монастырь до конца жизни. Учитывая   то,   что   Людвиг   Старший   помимо   работы капельмейстером   занимался   винной   торговлей,   в   их доме   всегда   было   вино.   А   это   безусловно   добавило масло   в   огонь   как в   случае   с   матерью   Иоганна, продававшей это вино, так и в его собственном случае.С другой стороны катализатором зависимости Иоганна от   алкоголя   могла   стать   его психологическая слабость,   связанная   с   чередой   неудач   и   семейных трагедий.   Однако   большинство   биографических источников говорят о том, что еще до смерти своего первого сына Иоганн злоупотреблял алкоголем. Более того   некоторые   биографы   допускают,   что   именно алкоголизм Иоганна стал одной из причин такой низкой выживаемость его детей.   и биографы,   которые, вообще, Однако   есть сомневаются   в   наличии   у   Иоганна   ван   Бетховена каких­либо признаков алкоголизма. В   частности   музыковед Джозеф   Шмидт­ Георг утверждал, что Иоганн выпивал не больше и не чаще, чем среднестатистический житель Бонна в тот период.Однако   абсолютное   большинство   биографов   все­ таки   утверждают   обратное,   называя   Иоганна неисправимым алкоголиком. Более   того,   об   алкогольной   зависимости   Иоганна свидетельствует   тот   факт,   что   в   1789   году девятнадцатилетний Людвиг (сын Иоганна и будущий великий композитор) подал курфюрсту ходатайство с просьбой   заставить   своего   отца   выплачивать   своим детям половину своего жалованья. Дело   заключалась   в   том,   что   на   тот   момент Мария Магдалина —   жена   Иоганна   и   мать   Людвига   уже умерла, и по свидетельствам биографов Иоганн после этого случая окончательно спился и не мог содержать семью,   а   жалованья   молодого   Людвига   (он   тоже работал   в   капелле)   не   хватало   на   содержание   двух младших братьев.Хотя Иоганн в то время уже потерял свой певчий голос и практически не работал в капелле, по законам того времени   ему   все   равно   должны   были   выплачивать определенное жалованье до конца жизни, как и любому другому   музыканту   капеллы.   Поэтому   Людвиг попросил   курфюрста сослать   Иоганна   из Бонна   и удерживать половину его жалованья в пользу детей — то есть себя и своих младших братьев. Однако вскоре Людвиг   передумал   по   поводу   ссылки   Иоганна   и оставил   в   ходатайстве   только   ту   часть   просьбы, которая касалась жалованья. Курфюрст Максимилиан   Франц одобрил   просьбу Людвига, и в результате этого Иоганн остался в Бонне. Он получал своего жалованье лично на руки и, как ни странно,   без   проблем   выплачивал   половину   своего дохода   Людвигу,   как   своему   старшему   и   самомудееспособному   сыну.   А   Людвиг,   в   свою   очередь рационально   пользовался   этими   деньгами,   помогая младшим братьям.По   факту   Людвиг   после   смерти   матери   стал   главой своей   семьи,   так   как   Иоганн   уже   не   был   полностью дееспособным. Каким мы помним Иоганна? Иоганн был неудачником сразу по многим параметрам. У него не сложилось ни семейного счастья, ни карьеры. Нет сомнений, что Иоганн мечтал занять место своего отца­капельмейстера после его смерти. Однако, когда Людвиг Старший скончался (1773, перед Рождеством), на его должность поставили другого музыканта, ибо о вредной   привычке   Иоганна   уже   знал,   наверное,   весь Бонн. После смерти Людвига Старшего также ухудшилось и материальное положение Иоганна и его семьи в целом, так как отец всячески помогал ему при жизни. Конечно,Людвиг Старший оставил Иоганну какое­то наследство, но он его потихоньку распродает и пропивает. В свою очередь   Мария   Магдалина,   будучи   пока   еще   живой, подрабатывала, подшивая одежду знакомых и соседей, но это был не серьезный заработок. вредная   привычка. В   частности, С   другой   стороны   Иоганн   мог  бы   обеспечить   себе   и своей семье хорошее финансовое состояние, если бы не его     по словам Фишера (хозяина   дома,   где   какое­то   время жили   Бетховены)   Иоганн часто   давал   уроки фортепиано   и   вокала   для   сыновей   и   дочерей очень богатых   и   влиятельных   жителей   Бонна,   а   также некоторых дипломатов. Следовательно, он мог бы стать более   успешным   с   финансовой   точки   зрения.   Но   его вредная привычка все равно брала свое.Иоганна часто   жалели   только   из­за   уважения   к   его отцу. В частности, еще при жизни Марии Магдалины произошел   просто   ужасно   некрасивый случай, когда Иоганн,   нуждающийся   в   деньгах,   пытался обмануть   наследников   покойного   графа Каспара Антона   фон   Бельдербуша (1722—1784) —   первого министра курфюрста, виртуозно подделав его подпись в завещании. Самым обидным и этически неправильным было то, что покойный граф при жизни очень хорошо относился к Иоганну   и,   более   того,   за   несколько   лет   до   своей смерти стал крестным отцом сына Иоганна — Каспара Антона Карла (1774—1815), младшего брата Людвига. И   все   же   Иоганн,   по   свидетельствам   некоторых биографов,   действительно,   так   подло   поступил   со своим уже покойным другом и покровителем. Но дажев этом случае разоблаченного Иоганна пожалели и не предприняли   против   него   никаких   юридических действий. В  последние   годы  жизни   отец  великого  Людвига   ван Бетховена (тогда еще не такого популярного) стал чем­ то   вроде   трагикомической   фигуры   в   Бонне. Однажды Иоганна во   время   пьяного   конфликта задержали сотрудники органов правопорядка, и его сын Людвиг был вынужден вытаскивать его из­под стражи. Некоторые   биографы   говорят,   что   даже   из   капеллы Иоганна не выгоняли только из уважения к его былым заслугам и к заслугам его отца. К сожалению, до нас также не дошли представления о внешности   Иоганна,   за   исключением   одного   из портретов, который Вы видели в начале статьи.