Час классного руководства "Школа в годы ВОВ"
Оценка 5

Час классного руководства "Школа в годы ВОВ"

Оценка 5
docx
10.05.2023
Час классного руководства "Школа в годы ВОВ"
ЧКР к 9 мая.docx

 

Конспект внеклассного мероприятия.

«Уроки надежды» или как учились дети во время ВОВ

 

 

 

Цель мероприятия: пробудить интерес к истории нашей Родины, воспитать гордость за героическое прошлое, вызвать стремление больше узнать об этом периоде истории, познакомить с литературой, имеющейся в библиотеке по данной теме.

Ход урока:

 

I.                   Вступительное слово:

Классный руководитель: Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. не просто период истории, точка отсчёта, рубеж, это – незаживающая рана. И если по прошествии времени она, вроде бы, и затянулась, - всё равно ноет. В памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа. О значении Победы удивительно точно и ёмко сказал поэт: «не ради славы, ради жизни на земле».

Слайд с солдатами

      Школа – это и есть жизнь, мир, вечное детство. Во время войны школьная жизнь замерла, но не остановилась.

       «…И кто учил, и кто учился» оказались втянутыми в жестокую битву.

Дети военной поры – непосредственные свидетели и участники грозных событий.

 В грозном соприкосновении с войной были и те, кто жил в тылу. Жили «трудно и бедно», но хранили мужество.

Сегодня  наш ЧКР посвящён празднику 9 мая. Мы с вами сейчас отправимся в прошлое и посмотрим как же учились дети в годы ВОВ.

Информационный блок

«Школа во время Великой Отечественной войны»

Ученик 1 «Помните, вы граждане страны, которая переживает час великих испытаний. Трудитесь для фронта, учитесь для фронта, отказывайтесь от лишнего для фронта. Победим врага, все придет сторицей. Живите дружно с учителями. Они – ваши, они для вас». Так еще вчерашний ученик Леня Супрунов обращался к школьникам в своем письме с передовой. За окнами шла война, грохотали танки, звенели пули, но учеба продолжалась. В преддверии великого праздника Победы ГУиР публикует заметку о том, как складывалась жизнь обычных школ в то тяжелое для всех время.

Ученик 2 Несмотря на военное положение, деятельность школ не приостанавливалась. Основной задачей общего образования было воспитание будущего поколения, защитников Родины. Занятия проходили в три смены, с 7 часов 30 минут до 23 часов. В условиях ограниченного пространства в классах одновременно находилось по 30–40 человек, сидели по трое-четверо за одной партой.

Классный руководитель Учеба проходила при остром дефиците учебников, письменных принадлежностей. Как вы думаете, что могли использовать вместо тетрадей? (Ответы детей)

Раз урок необычный, значит и тетради сегодня необычные. Во время войны тетрадей почти не было. Альберт Лиханов - писатель так вспоминал свое детство:

"В войну школьные тетрадки были большой ценностью, какое-то, очень малое, число нам выдавали каждый год первого сентября, но это происходило далеко не всюду. Тетрадки меняли на хлеб и прочую «жратву» рыночные прихлебалы, а потому очень даже часто писал детский люд в тетрадках, сделанных из газет и сшиваемых обыкновенными нитками. Газеты печатались блекло, поэтому, если писать по такой бумаге фиолетовыми чернилами, все видно, а газетные строчки можно даже использовать как тетрадные линейки — чтобы буквы и цифры не прыгали, а писались ровно".

Раздаем на парты газеты. Записываем число.

Ребята стали записывать число. 

"А где писать?"

Можно писать на полях или между строк. Вместо бумаги использовали поля старых книг и газет, обои, ненужные документы. Ручки представляли собой палочки с приделанными к ним стальными перьями, чернила изготавливали из сажи и красной свеклы, вместо мела использовали белую глину. Карандаши резали на части, чтобы хватило всем ученикам.

«Учиться было трудно: не было учебников, тетрадей. Учили уроки вдвоем, втроем, а писали на полях газет. Вечерами свет зажигали поздно. А свет-то был какой! Керосина не было. Наливали в блюдце жир, опускали туда фитиль из ваты и зажигали. Огонек был маленький, слабенький, сильно коптил. При таком свете мы учили уроки, много читали вслух, ведь учиться очень хотелось!»

Рукописная книга «Дети войны» – из воспоминаний учительницы русского языка и литературы  Соломатиной Н. А.

Классный руководитель Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро  спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались.

Ученик 3 Чтобы не бегать с  учениками начальной школы  из класса в бомбоубежище и обратно, уроки для них  проводились  только  там. Вот удивительный экземпляр учебной тетради того времени. На ней детской рукой написана не школа, а порядковый номер бомбоубежища. Такое возможно было только в Ленинграде!
Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. Урок продолжался не более 25 минут, больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в неотапливаемых классах мерзли не только руки, но и замерзали чернила. Уроки учили наизусть. "Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату... Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах... " Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941-1942 г., с уважением называли «зимовщиками».

 

Классный руководитель Конечно, военное время отразилось и на материале. Так, на уроках русского языка к классическим темам сочинений, например, добавились такие как «Чем я помог фронту» и другие. При проведении диктантов использовался газетный материал, содержавший подвиги русской армии, пионеров и комсомольцев.

Задачи по арифметике составляли сами учителя. Под диктовку дети писали условия: «Во время атаки в наступление пошли 15 танков Красной Армии. Позднее на помощь подошли еще 17 танков. Фашисты подбили 4 танка. Сколько танков осталось?». (записываем задачку на газете)

Если на уроке рисования давали свободную тему, то рисунки в основном были о войне. Дети рисовали самолеты, танки, корабли. Учителя физики объясняли принципы работы двигателей в самолетах и танках, применение электричества в военном деле.

Ученик 4 Многое внимания уделяли физической подготовке: походам, прыжкам, строевой и лыжной практике, военно-физкультурным играм. Появился и новый, введённый специально к этому времени, предмет – военное дело. Его целью было повысить дисциплину школьников и воспитать физически крепких и выносливых юношей. Юношей, которые были бы способны действовать в составе взвода, в составе отделения. А девочек готовили к тому, чтобы выполнять обязанности радисток, телеграфисток и телефонисток.

Ученик 5 Помимо уроков и домашних заданий, которые никто не отменял, ребята сутками трудились на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов.

Трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, дымовые шашки, собирали противогазы. Работали в сельском хозяйстве, выращивали овощи для госпиталей. В школьных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи.

 Ученик 6 Бродя по разбитым улицам, ребята собирали оставшиеся от боев винтовки, патроны, пулеметы, гранаты и передавали все это партизанам. Многие вели разведку, были связными в партизанских отрядах. Тысячи мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной войны шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину. В зданиях школ часто создавали медицинские пункты и госпитали, в которых ребята ухаживали за ранеными, дежурили по ночам, как могли поддерживали их: пели песни, читали книги, танцевали, по просьбе раненых писали письма родным.

«Полуголодные, они пели и плясали, чтобы хоть чем-то помочь раненым». Томина Н. Давным-давно была война. Рассвет № 50–51, 2008. Из воспоминаний А. А. Борисенко (учителя начальных классов)

     Классный руководитель Учитель  самоотверженно внушал  готовность защищать Родину.

Чтец:               (Слайд красной звезды и ленточки)

Слово Родина с маленькой буквы

Не умею писать, не могу.

То же самое слово как будто,

Только в чем-то уступка врагу.

Память давнее сохранила.

Первый класс, военные дни.

Ярко-ярко алеют чернила:

Из сигнальной ракеты огни.

И учитель склонился над нами.

Слово Родина пишет наш класс.

Буква «Р», развеваясь как знамя,

Полыхает в тетрадях у нас.

Все мы голодны, плохо обуты,

Но грозим, как большие, врагу.

Слово Родина с маленькой буквы

Не умею писать, не могу.

 

Классный руководитель Самой тяжелой была зима  1941 года. Нормы хлеба постоянно снижались и в ноябре достигли своего минимума. Рабочие получали 250 грамм, служащие, иждивенцы и дети -125 грамм хлеба. И этот хлеб был очень не похож на нынешний. Только  наполовину состоял он из муки, которой тогда  очень не хватало. В него  добавляли  жмых, целлюлозу, обойный клей.

 На математике мы с ребятами составляли и решали задачи о нормах хлеба для работающих и иждивенцев.

На уроке русского языка мы записали текст по воспоминаниям Альберта Лиханова: " Это было во время войны. Ребята нашей школы сшили кисеты бойцам. Вместе с Анной Николаевной мы вручали бойцам кисеты прямо у теплушек. Вечером уходил на фронт поезд. В нем уезжал и мой отец. Я схватил кисеты и бросился к бойцам. Слезы текли по лицу. Я прятал глаза. Бойцы не видали мокрые щеки. Я раздавал кисеты. Меня хлопали по плечу, один боец даже поцеловал. Вдруг кто-то взял меня за плечо. Я протянул кисет и шагнул было дальше. Крепкая рука не отпускала меня. Я поднял голову. Это был мой отец!"

Из книги Альберта Лиханова я зачитала ребятам небольшой отрывок:

"— Сегодня, — сказала Анна Николаевна, — мы истратим десять минут урока совсем на другие занятия. Дежурный мне поможет.

Дежурным был Вовка Крошкин, круглоголовый мой добрый дружбан. Он нес зеленую эмалированную кружку с розоватой водой — как выяснилось потом, это был слабый раствор марганцовки — и следовал за Анной Николаевной. Про розовый цвет мы узнавали потом, ведь дежурить-то каждому приходилось. Учительница двигалась по рядам, и в одной руке у нее была небольшая, в общем-то, картонная коробочка, в другой же — блестящая старинная серебряная ложечка. Учительница захватывала ложечкой круглую бусинку, велела открыть рот тому, перед кем останавливалась. И требовала:

— Раскуси!

После этого она полоскала ложечку в зеленой кружке и цепляла новый шарик."

Когда у Анны Николаевны заканчивались витаминки и деньги, она со своими учениками собирала сосновые веточки, оказывается, самый крепкий витамин содержится в сосновой хвое. (Угощаемся витаминами, пьем клюквенный морс)

Ученик 7 Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях.

Ученик 8 К скудному хлебному пайку дети получали в школе суп без вырезки талонов из продовольственной карточки. С началом действия Ладожской ледовой трассы десятки тысяч школьников были эвакуированы из города. Наступил 1942 г. В школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. И в незабываемые январские дни, когда всё взрослое население города голодало, в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было настоящим большим праздником.

Одна из учениц писала об этой новогодней елке: "6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлебу, на обед дали суп-лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти". Были и новогодние подарки, о них так вспоминал участник блокады П.П. Данилов: "Из содержимого подарка мне запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина. По тому времени это было очень хорошее угощение".

 III Интерактивная беседа по теме

- В каких условиях учились дети в щколе?

- Как вы думаете трудно им было, почему?

- Что еще описывается в рассказе?

- Из чего состоял праздничный обед детей?

- Какие подарки получили дети?

IV  Заключительное слово

Тяжёлые испытания война принесла детям. Голод и холод, бомбёжки и концлагеря – эти испытания детям достались наравне со взрослыми. Героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них отдали свои юные жизни за Родину, за Победу. А в душах живых она осталась неизгладимым отпечатком боли, страдания и лишения.

Мы с вами должны помнить страшные уроки истории.

V Музыкальный финал

Звучит песня «День памяти» (Из к/ф Реквием о Великой Отечественной войне)

 


 

Конспект внеклассного мероприятия

Конспект внеклассного мероприятия

Газеты печатались блекло, поэтому, если писать по такой бумаге фиолетовыми чернилами, все видно, а газетные строчки можно даже использовать как тетрадные линейки — чтобы буквы…

Газеты печатались блекло, поэтому, если писать по такой бумаге фиолетовыми чернилами, все видно, а газетные строчки можно даже использовать как тетрадные линейки — чтобы буквы…

Если на уроке рисования давали свободную тему, то рисунки в основном были о войне

Если на уроке рисования давали свободную тему, то рисунки в основном были о войне

Только наполовину состоял он из муки, которой тогда очень не хватало

Только наполовину состоял он из муки, которой тогда очень не хватало

Как вы думаете трудно им было, почему? -

Как вы думаете трудно им было, почему? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2023