Час общения "Автомобиль: благо цивилизации или её бич?.."
Оценка 4.7

Час общения "Автомобиль: благо цивилизации или её бич?.."

Оценка 4.7
doc
28.04.2023
Час общения "Автомобиль: благо  цивилизации  или  её  бич?.."
Час общения - Автомобиль - благо цивилизации или ее бич.doc

Автомобиль:

благо  цивилизации  или  её  бич?..

 

 

 

Цель:  обсудить  проблемы  охраны  окружающей  среды  и  возможные  последствия её  загрязнения;

 

Задачи: создать условия  для  изучения  фактов   вреда,  приносимого  автотранспортом; 

               уметь  приводить  доводы  в  защиту  автомобиля;

                  продолжить  развивать  творческие  способности  учащихся  и  стремление  к  самообразованию;

                  продолжить  воспитывать  бережное  отношение  к  окружающей  среде  и   своему   здоровью;

 

 

 

Заранее,  перед  уроком,  класс  делится  на  две  группы.  Одна  группа  ищет  факты    вреда,  приносимого  автотранспортом;  другая  группа – факты  в  защиту  автомобиля;   сообща  готовят  домашнее  задание – проект  «Машина  будущего». 

                  

 

Ход  урока

1. Стадия  вызова

 

Учитель.  Сегодняшний  урок  посвящён  проблеме  охраны  атмосферы. Начало  XXI  века  внесло  тревожные  изменения  в  сложившийся  веками  миропорядок:  «краткая  человеческая  жизнь  может  нынче  оказаться  более  продолжительной,  чем  природа,  просуществовавшая  в  своей    неизменности  тысячи  лет».

Посмотрите  на  эту  фотографию  Земли,  снятую  с  борта  космического  корабля   «Апполон-17».  Сразу  Дарриуса  Джорджа:  «Земля – это  не  массивный  гигант,  а  скорее  хрупкий  ёлочный  шарик». Смотришь  на  него,  и  хочется  прочитать  стихи  Ф.Тютчева:

«Небесный  свод,  горящий  славой  звёздной,

Таинственно  глядит  из  глубины,

И   мы   плывём,  пылающею  бездной

Со  всех  сторон  окружены».

Но  именно  на  такой  прекрасной  планете  люди  наедине   с  природой  задумываются   всё  чаще:  «Вот  пройдёт   лет  десять -  и  что  останется  от  этого  поля?  От  леса,  от  речки?  Какие  здесь  будут  возведены  постройки,  положены  дороги  и  трубопроводы?  Да  и  само-то  небо  останется  ли  здесь  таким,  какое  оно  ныне,  или  же  будет  задымлено,  загорожено  чем-то?  Какое  наступит  здесь  запустение?»  (С.Залыгин).

Сейчас  становятся  актуальными  стихи  Р.Рождественского:

«Кромсая  лёд,

Меняем  рек  теченье,

Твердим  о  том,  что  дел  невпроворот.

Но  мы  ещё  придём  просить  прощенья

У  этих  рек,  барханов  и  болот;

У  самого  гигантского  восхода,

У  самого  мельчайшего  малька…

Пока  об  этом   думать  неохота,

Сейчас  нам  не  до  этого  пока.

Аэродромы,  пирсы  и  перроны,

Леса  без  птиц,

И  реки  без  воды…

Всё  меньше -  окружающей  природы,

Всё  больше -  окружающей   среды».

 

Чтобы  защитить  природу,  необходимо  «знать  её  врагов  в  лицо».

 «Кому  угрожает  опасность?  Разве  вы  не  видите,  что  перед  вами  весы,  на  одной   чаше   которых  ваше  могущество,  на  другой -  ваша   ответственность? – спрашивает  известный  писатель  Виктор  Гюго  в  своей  книге  «Человек, который  смеётся».

 Кто  в  ответе  за  природу?

  Природа   обвиняет   общество,  человека,  назначение  которого,  как  считал  Ж.Б. Ламарк,  как  бы  заключается  в  том,   чтобы  уничтожить  свой   род,  предварительно  сделав  земной  шар  непригодным  для  обитания.   

Будущее  Земли в  опасности. 

 

«Проблемы  химической  экологии  созданы  самим  человеком  и  возникли  как  результат  длительной,  а  последнее   столетие  и  чрезвычайно  бурной  производительной  деятельности  человечества» (В.А.Легасов).

Поэтому  не  случайно  в  школах, почти  на  всех  предметах  мы  говорим  о  загрязнении  окружающей  среды  и  об  экологических  проблемах  общества.  А  кроме  этого,  каждый  человек   должен  постоянно  пополнять  свой  экологический  багаж,  осуществлять  экологический  всеобуч  на  практике.  И  сегодня  мы  проведём  небольшой  смотр  знаний  по  одной  из  многочисленных  проблем   нашей  планеты.

(Назвать  тему,  цель  и  задачи  урока).

 Актуализация  знаний  учащихся

Охранять  природу  люди  пытаются  давно.  Из  истории  известна,  например,   деятельность  Петра I  по  охране  природы.

1.      Что  вы  можете  сказать  о  ней?  В  чём  она  заключалась?

2.      Какой  смысл  вкладывается  в  понятие  «глобальный  экологический  кризис»?

3.      Какие  вы  знаете  «глобальные  экологические  кризисы»,  грозящие  планете?

4.      Выскажите  своё  отношение  к  проблеме    охраны  окружающей  среды.

Назовите  источники  загрязнения  атмосферы.

 

2. Стадия  осмысления

 

 

     Учитель.  Вы  назвали  одним  из  источников загрязнения  атмосферы   транспорт.  Здесь  человечество  сталкивается  с  противоречиями,  которые   мы  сегодня   должны   разрешить:  автомобиль – благо  или  бич  цивилизации? Это  и  будет  темой  сегодня   урока. ( Называется  цель   и  задачи  урока).

Вы  получили  разные  задания:  одна  группа -  «Пессимисты»  (в составе...) -  сегодня  приведут  факты   вредного  воздействия  транспорта  на  природу,  другая – «Оптимисты» - факты  в  пользу  развития  транспорта.

 

Пессимисты.  Автомобиль -  не  роскошь,  а  средство  передвижения.  Это  известно  всем. Но  то,  что  машина  из   блага  цивилизации  может  превратиться  в  её  бич,  человечество  стало  понимать  сравнительно  недавно. Чем  больше  машин  выходит  на  улицы,  тем  труднее  людям  (особенно  горожанам)  мирно  сосуществовать  с  их  стальным  и   чадящим  потоком.  В  выхлопах  двигателей  внутреннего  сгорания  содержатся  оксиды  углерода,  оксиды   азота,  углеводороды,  сажа,  бензопирен.  Достаточно  сказать,  что  ученые  уже  обнаружили  в  этих  газах  около 200  компонентов.  Оксид  углерода,  например,  попадая  в  кровь,  так  действует  на  красные  кровяные  шарики -  эритроциты, -  что  они  теряют  способность  транспортировать  кислород.  В  результате  наступает  кислородное  голодание  организма,  развивается  гипоксемия,  что,  прежде  всего,  сказывается  на  состояние    центральной  нервной  системы. СО  соединяется  и  с  миоглобином  мышц.  Он  нарушает  углеводный  обмен,  усиливая  распад  гликогена  в  печени,  нарушая  утилизацию  глюкозы,  повышая  уровень  сахара  в крови,  моче  и  в  спинномозговой  жидкости,  нарушает  водно-солевой  обмен.   Именно  в  развитии  автотранспорта  и,  стало  быть,  во    всё  большем   загрязнении   городского  воздуха  автомобильными     газами   многие  учёные  видят  главную  причину  увеличения   смертности  людей  от  рака  лёгких.  Частота  этого  заболевания    в  городе  намного  выше,  чем  в  сельской  местности.

( Здесь  же    рассказывают  о  влиянии   тяжёлых   металлов  и  других  вредных  веществ  на  организм  человека.)

В  ряде,  например  в  Лос-Анджелисе,  образуется  фотохимический  туман (смог).  Для  его  возникновения  необходим  солнечный  свет,  вызывающий  сложные  фотохимические  превращения  в  смеси   углеводородов  и  азота,  присутствующих  в  автомобильных  выхлопных  газах.  В  ходе  фотохимических  реакций  образуются  новые  вещества,  значительно  превышающие    по  своей  токсичности  исходные  атмосферные  загрязнения.  При  фотохимическом  тумане  появляется  неприятный  запах,  резко  ухудшается  видимость,  у  людей  воспаляются  глаза,  слизистые  оболочки  носа  и  горла,  отмечаются  симптомы  удушья,  обостряются  различные  заболевания -  бронхиальная  астма,  расстройства   нервной  системы.  Повреждает  смог  и  растения. Через  некоторое  время  после  начала   воздействия    фотохимического  тумана  нижняя    поверхность  листьев  приобретает  серебристый   или  бронзовый  оттенок,  а  верхняя  становится  пятнистой  с  белым  налётом.  Затем  наступает  быстрое  увядание.

Фотохимический  туман  разрушает  здания -  камень,  кирпич,  бетон,  повреждает  оцинкованные  поверхности,  покрывает  сажей  мосты  и   памятники.

Почти 2000  лет стоял  в  Риме  Колизей,  однако  хватило  всего  нескольких  десятков  лет,  чтобы  камни  его  в  некоторых  местах  пришли  в  негодность -  начали  крошиться.  Итог  неутешителен – Колизей  в  настоящее  время  недоступен  для  полного  обозрения,  кстати,  так  же,  как  и  колонна  Марка   Аврелия.  «Осторожно -  идут  ремонтные  работы!»  Предостережение  не  только  пешеходам  -  это  скорее   немой   укор  многотысячному  потоку  автомобилей,  бесцеремонно  огибающему  античный  овал.

Не  менее   печальна  и  судьба    египетского  монумента  -  Иглы  Клеопатры, -   привезённого  в  США  в  1881 году.  За  сто  лет  в  США   он  пострадал  больше,  чем  за  3000 лет  в  Египте.

Перенесёмся  теперь  в Австралию,  в  знаменитый   Венский  лес.  Даже  здесь,  под  тенистыми   кронами,  нет  спасения  от  выхлопных  газов  автомобилей,  а  содержание  свинца   в  почве   в  12  раз  превышает допустимые  нормы.

Растёт  число  автомобилей.  Чем  же  завтра  дышать  в  городах?  Экспертами ЮНЕСКО  подсчитано -  транспорту  и   промышленности   необходимо  гигантское  количество  кислорода,  достаточное  для  дыхания  40-50  млн. человек.  Одни  только  автомобили,  к  примеру,  в  США  потребляют  кислорода    в  два  раза  больше,   чем  вырабатывают  все  растения;   загазованность  воздуха  резко  увеличивается  у  светофоров  (в  2 – 3 раза).  И если  бы  этот  воздух  не  перемещался,  американцы  задохнулись  бы  от  недостатка  кислорода.

Зловещий  факт.  В  Америке  автомобильное  движение  связывают  с  участившимися   жуткими   смерчами -  торнадо.  Эти  смерчи  стали  всё  чаще  возникать  на  востоке  страны,  где  движение  транспорта  особенно  оживлённое.  За  последние  годы  автомашин    в  США  стало  вчетверо  больше,  и  вчетверо  же   возросло  число  торнадо.  Они -  будто  меч  Немезиды,  карающий  за  излишнюю  любовь  к  комфорту.

(Выслушивать  обвинения  автомобилю,  сколько  позволяет  время.)

 

Оптимисты. Ещё  и  века  не  прошло  с  тех  пор,  как  автомобиль,  скромный,  нерешительный  и  неловкий,  как  ребёнок,  медленно  и  стеснительно  передвигался  по  улицам,  а  впереди  бежал  человек  с  красным  флажком   и  громко  оповещал  встречных  об  него  вторжении   в    конно-экипажный  уличный  переплёт.  Сегодня  автомобиль  стал  неотъемлемой  частью  нашей  современной  жизни.  С  одной  стороны,  это  и   роскошь,  и  комфорт,  с  другой -  суровая  необходимость.  Автомобиль   облегчает  труд   человека,   Без  него  не  освоили  бы  Север, не  осушали  бы  болота,  не  орошали  бы  засушливые  земли.  А  всё,  о  чём   говорили  наши  оппоненты,  происходит  по  вине  самого  человека,  а  не  автомобиля.

Здесь  много  было  сказано  о  выбросах  в  атмосферу.  Рассмотрим  их  причины.  Причины  «дымления»  автомобилей  различны -  неисправность  двигателя,  неотлаженность  системы  питания  и  зажигания.  Если  все  автомобильные  двигатели   будут  правильно  отрегулированы,  то  выброс  вредных  веществ  в  атмосферу  уменьшится    в  3-5 раз.   Нарушение  технологической   дисциплины,  нежелание  лишний  раз  покопаться  в  двигателе  приводят  к  тому,  что  автомобиль  неделями,  а  то  и  месяцами  развозит  по  улицам   ядовитый  газ.   Неумелое  поведение  водителя  за  рулём,  а  также  самостоятельная  регулировка  и  нарушение  инструкций   по  эксплуатации  нередко  приводят  к   увеличению  загрязнения   окружающей  среды,  снижая  эффективность  усилий  целых  конструкторских  фирм.  Поэтому  разъяснительная   работа  среди  водителей  в  этом  направлении   очень    важна.

Низкий  уровень  технического  обслуживания  и  контроля  за  состоянием  автотранспортных  средств  приводит  к  расстройству  узлов  и  систем   автомобиля.  В  результате  выбросы  вредных  веществ  у  таких  автомобилей  возрастают,  намного  превышая  установленную  для  данного  типа  автомобилей  норму.  Всё  это  приводит  к  тому,  что  эффективность  мероприятий,  осуществляемых  автомобильной  промышленностью  по  обеспечению  требований  стандартов,  снижается,  а  нередко  вообще  сводится на  нет.    В  этих  условиях  более актуальной  становится  задача  не  столько    совершенствования  конструкции автомобиля  с  точки  зрения  ограничения  токсичности,  сколько  повышения  уровня технического  обслуживания  и  совершенствования  систем  и  методов  контроля  за  техническим  состоянием.

(Рассказ  о  мероприятиях,  проводимых  ГАИ.)

Всемирная  дизелизация -  важное,  магистральное  направление  автомобилестроения.  Возрастающий  интерес  к  дизельному  двигателю  для  автотранспорта  связан  с  проблемой  не  только  удешевления  эксплуатации  автомобилей,  но  и  уменьшением  загрязнения  окружающей  среды.  У  дизельного  двигателя    отсутствуют   многие  недостатки,  присущие  его  бензиновому  собрату (Смотреть  таблицу).  В  топливе  для  дизельных  двигателей  нет  свинцовых   присадок,  а  выброс  таких  вредных  веществ,  как  оксид  углерода  и  углеводороды,  на  50-90%  ниже.

В  последние   десятилетия  XX  века  в  нашей  стране  начали  осуществляться  крупные  мероприятия  по переводу   автомобильного  транспорта  на  природный  газ.  Это  позволяет   повысить  чистоту   воздушного  бассейна  в  городах  и  районах,  где  работают  автомобили,  заправленные  газом,  а  также  высвободить  для  нужд  народного  хозяйства  немало  дефицитного  жидкого  топлива.  В  последние  годы,   ведущие  мировые  компании  значительно  расширили    производство  автомобилей,  работающих  на  сжатом  и   сжиженном  газе.

(Учащиеся  рассказывают  о  перспективе  использования  электромобилей,  водородных  двигателей  и т.д.  Отмечают  преимущество     использования  автоматизированных систем  управления  городским  транспортом.)

 

Учитель.  Мы  выслушали  обе  точки  зрения,  но  пока  к  единому   мнению  не  пришли.  Поэтому   прошу  обе  команды  показать  выполнение  домашнего  задания.  Вам  предстоит   защитить  свой  проект  «Машина  будущего»  и  объяснить  его  экологические   преимущества  перед  уже  имеющимися.

Первая  группа.  Наша  машина  называется  «Топошка».    Горючим   в  ней  является  вода,  которая  под  действием  электрического  тока   распадается  на  водород  и  кислород.  Необходимая  энергия выделяется  при  горении  водорода  в  кислороде,  а  продуктами   реакции  будет  экологически   чистая  вода.  В  теории  нам  кажется  всё  очень  просто,  но  не  просто  объединить  на  практике  все  эти  сложные   процессы,  поэтому,  получив  специальное  образование,  возможно,  кто-нибудь  из  нас  и  решит  эту  сложную  проблему.

 

Вторая  группа.   Наша  машина  работает  от  солнечных  батарей,  которые  расположены  на  крыше  машины.  За  счёт  использования   специальных  линз  процент  улавливания  и  использования   солнечной  энергии  очень  высок.  Кроме  этого,  наша  машина   передвигается  на  воздушной  подушке,  что  позволяет  сохранить  растительный  покров  и  не  повреждать  почву.

 

Учитель.   Мне  очень  понравились  ваши  проекты,  и  я  желаю  вам  осуществить  их  на  практике.  А  теперь  последнее  творческое  задание  для  групп.  За   5  минут  вы  должны  разработать  «Программу – минимум  по  обеспечению чистоты  окружающей  среды  при  использовании  транспорта».

(Ученики  на  основе  услышанного  на  уроке  материала  создают  такую  программу,  а  затем  в  нескольких    словах  излагают  её  суть.)

 

3. Стадия  рефлексии

 

Учитель.   Я  всех  благодарю  за  работу  на  уроке,  но  всё  же  хотелось  бы  услышать  от  вас  вывод,  который  позволит   нам  сформулировать  ответ  на  поставленный  вопрос: «Автомобиль -  благо  цивилизации  или  её  бич»?

(Вывод  делает  один  из  желающих  учеников.)

Ученик.  Автомобиль – не   роскошь,  а  средство  передвижения,  он  необходим  для  прогресса  цивилизации.  Мы  согласны  с  группой  «Пессимистов»,  сообщивших  нам  убедительные  факты  по  поводу  транспорта  как  источника  загрязнения  атмосферы,  но  мы  также  хотим  отметить,  что  загрязнение  окружающей  среды  будет  меньше,  если   люди  научатся  правильно  обращаться  с   транспортом,  будут  вооружены  необходимыми  знаниями  и  культурой,  а  главное - будут  стремиться  к  защите  окружающей  среды.

 

 

 

 

 

              Тестовая   работа

 

1.      Какие  газы  способствуют  возникновению  парникового  эффекта?

              а)  C2H4,  NH 3,  O2

              б)  CI 2, C3H 8,  H2

               в)  CO2 ,  O3 , CH4

2.      Напишите   уравнения  реакций  утилизация  оксидов  углерода (II)  и  (IV)

                        a)  2СО  +  ?  = 2СО2

                                          б)  СО2 + 2? = СН2О  +  Н 2О

                           в) СО2  +  3?  =  СН 3ОН  +  Н 2О

                           г) СО2  + ?    =СаСО3     +   Н 2О

3.      Составьте  уравнения  реакций  превращения  мрамора  в  гипс, которое  происходит  под   воздействием  оксида  серы (IV),  содержащегося  в воздухе  (разрушение  памятников  архитектуры).

                             

4.      Иван  Петрович  имеет  машину.  При  работе  двигателя  содержание  угарного газа СО  и  оксида  углерода  (IV) СО2  в  выхлопных  газах  превысило  установленную  норму  в  три   раза.  Какое  решение  должен  принять  Иван  Петрович?

                            а)  не  буду  ездить  на  машине,  пока  не  отрегулирую    карбюратор;

                            б)   буду  ездить  на   машине  иногда,  если  уж  очень  нужно;

                            в)   всего-то  в  три  раза  больше  нормы!  Буду   ездить до  следующего  техосмотра  или  до  первого  штрафа.

5.      Растение  в  солнечный  день  поглощает 5г  углекислого  газа  на  каждый  квадратный  метр  своей   листовой  поверхности. Рассчитайте,  сколько  приблизительно  граммов  углерода  накопит  за  день  подсолнечник,  листовая  поверхность  которого  1,8 м2.

                          а)  4,1 г  С

                          б)  2,45 г С

                           в)  8,04 г С

                  

Ответы

                          1. б)

                          2. а)  О2

                              б)  Н2

                              в)  Н2

                              г)   Са(ОН)2

                                         3.  2СаCO +  2SO2  + O2 + H2 O  =  2CaSO4   H2 O  +  2CO2

                                          4. а)

                           5. б)

                                                             

 

    

      Учитель.  Наш    урок  на  этом  завершён,  и  я  буду,  довольна,  если  вы  извлечёте  пользу  из  него.  Если  вы,  став  политиками,  юристами,  экономистами,  да  и  просто  автомобилистами,  будете  претворять  в  жизнь  свою  программу-минимум  по  защите  окружающей  среды, и  это  станет  вашей  жизненной  необходимостью. 

Позвольте  мне  закончить  урок  на  поэтической  ноте,  прекрасными  стихами  М. Цветаевой:

 Простите  меня,  мои   горы!

Простите  меня,  мои  реки!

Простите  меня,  мои  нивы!

 Простите  меня,  мои  травы!

     Мать  крест  надевала  солдату,

                Мать  с  сыном  прощалась  навеки…

       И  снова  из  сгорбленной  хаты;

   «Простите  меня,  мои  реки!»

 

Составляют  синквейн   или  кластер   по  теме  урока.

 

    Заполняют лист  «Древо  познания»  или  используют  методику  незаконченных  предложений.

 

Подведение  итогов  урока  и  комментирование  оценок.

 

Домашнее  задание.  Повторить   раздел  «Хозяйственная  деятельность  человека  в  биосфере»  учебника   биологии  11 класса     и    дополнить  его   информацией   из  пособий  для   поступающих  в  ВУЗы  и других  научно-популярных  источников.

 

 

              

 

 

 


Автомобиль: благо цивилизации или её бич?

Автомобиль: благо цивилизации или её бич?

Кромсая лёд, Меняем рек теченье,

Кромсая лёд, Меняем рек теченье,

Вы получили разные задания: одна группа - «Пессимисты» (в составе

Вы получили разные задания: одна группа - «Пессимисты» (в составе

Растёт число автомобилей

Растёт число автомобилей

В последние десятилетия

В последние десятилетия

Тестовая работа 1.

Тестовая работа 1.

Учитель. Наш урок на этом завершён, и я буду, довольна, если вы извлечёте пользу из него

Учитель. Наш урок на этом завершён, и я буду, довольна, если вы извлечёте пользу из него
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2023