«Образ вашего «Я». Путь к себе».
Цель: исследование качеств своей личности;
Задачи:
1. Построение плана развития и приобретения положительных качеств Личности, совершенствование своего «Я»;
2. Расширение представлений подростков о самопознании, саморазвитии, самоопределении;
3. Формирование положительной нравственной оценки таких качеств, как целеустремлённость, воля, настойчивость, желание работать над собой;
4. Способствование формированию адекватной самооценки, побуждение подростков к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.
Форма проведения: час общения и практикум
Методические приёмы:
1. Минутка информации и размышления: «Чем отличается понятие «индивидуальность» и «Личность»?;
2. Тест «Ваша индивидуальность»;
3. Минутка теории: «Что такое самооценка?»;
4. Информация к сведению «Такое разное Я», мнение учёных о самооценке подростков;
5. Проблемная ситуация «Как себя оценить?»;
6. Рекомендации (памятка) «Как оценить себя?»;
7. Типы самооценки, советы людям с разной самооценкой;
8. Разминка – упражнение «+» и «-» черты Личности;
9. Упражнение «Я такой и есть!»;
10. Тест «Диагностика нравственной самооценки».
11. Упражнение «Сравниваем самооценку свою и окружающих».
12. Рекомендации – как узнать оценку тебя окружающими людьми и как работать над собой, своей самооценкой.
13. Работа с понятиями: цель, принципы.
У каждого человека три характера:
тот, который ему приписывают;
тот, который он сам себе приписывает;
и, наконец, тот, который есть в действительности.
В. Гюго
Скоро вы окончите 9 классов, и вам придётся выбирать свой дальнейший путь: десятый класс, работа и вечерняя школа, училище, колледж, техникум.
– Поднимите, пожалуйста, руки те, кто из вас уже точно знает, что будет делать после 9 класса и в последующие 2 – 3 года?
Кто-то сделает или уже сделал этот выбор осознанно и самостоятельно. А кто-то пока и сам не знает, чего он хочет.
Вы – нынешние 9-ки знаете много формул, теорем, правил, законов, можете решить трудные задачи и давать оценки литературным персонажам, но далеко не каждый может ответить на простые вопросы: кто я ? какой я ? каким хочу быть? что думают обо мне другие?
Сегодня мы и будем учиться вместе с вами отвечать на эти вопросы.
Можно посмотреть журнал Классный руководитель, 2009 г. №2 – стр. 32 – классный час «Путь к себе» – Кожан Е. В.. учитель биологии, школа № 77, г. Липецк
Погружение в мир своего Я».
Учащиеся выполняют задания учителя:
Перечислите, пожалуйста, 3 – 5 присущих вам качеств, за которые вы больше всего цените себя и считаете достойным любви и восхищения.
● Закончите, пожалуйста, следующие предложения:
«Я с гордостью могу сказать о себе …»;
«У меня хорошо получается …»;
«У меня хорошо развиты способности к …»;
«Мне всегда удаётся …»
● Напишите своё имя, а рядом с ним – ассоциации, которые оно у вас вызывает.
● Нарисуйте мини-рисунки, на которых изобразите свои ассоциации с цветом:
Красный;
Оранжевый;
Жёлтый;
Фиолетовый.
● Выберите то настроение, которое присуще на данный момент:
Я испытываю чувство лёгкой грусти;
Я бодр и жизнерадостен;
Я ощущаю глубокое чувство вины;
Я спокоен и счастлив;
Я ликую и готов обнять весь мир;
Я в гневе;
Я никому не нужен, одинок и нечестен.
Проходит рефлексия по выполненному упражнению: каждый ученик должен продолжить фразу: Отвечая на вопросы, я понял(а), что …»
«Моё состояние».
Ребятам предлагается вглядеться в 16 символов. Эти символы объединены в четыре группы: движение, спокойствие, уверенность, неуверенность.
Из каждой группы символов нужно выбрать по одному, который лучше всего передаёт состояние движения, спокойствия, уверенности и неуверенности. Каждая группа символов изображается на доске и имеет буквенное обозначение. На своих листочках ребята записывают буквы выбранного символа.
Движение
|
Спокойствие
|
Уверенность
|
Неуверенность
|
Интерпретация результатов:
До 13 очков. Твоё поведение зависит от окружающих. Ты легко падаешь духом, с трудом занимаешься тем, что тебе не нравится. На тебя оказывает влияние окружающая обстановка. Ты не всегда являешься хозяином своих решений, зависишь от настроения своего и чужого, бываешь слишком эмоционален.
От 14 до 20 очков. Ты плывёшь по течению, но пытаешься найти себя. Ты умеешь критически мыслить, и окружающие не могут повлиять на тебя, не имея аргументов. Если принятое тобою решение тебе вредит, то можешь от него отказаться.
От 21 до 27 очков. Ты считаешь себя непогрешимым, но пытаешься найти золотую середину между собственными взглядами, убеждениями и жизненными ситуациями. Хорошо развитая интуиция помогает выбирать первый путь и принимать верное решение.
От 28 до 34 очков. Тебе трудно отказываться от своих принципов и от своих решений. Ты умеешь быть упорным, но с трудом признаёшь превосходство других над собой. Ты являешься достаточно избирательным человеком.
От 35 до 40 очков. Ты всегда следуешь поставленной цели. Ты можешь совершать безрассудные поступки из-за собственного упрямства. У тебя всегда на всё есть своё собственное мнение, тебя трудно переубедить.
«Моих десять Я».
Учащимся предлагается написать на листочке бумаги 10 раз букву «Я» и дать определение этим Я, рассказывая о себе и своих качествах.
Затем учащиеся должны проранжировать свои десять Я по степени их значимости для ученика.
«Недописанный тезис».
Учащимся предлагается закончить каждый тезис. При желании каждый тезис можно развить, привести в подтверждение тезиса различные доказательства.
1. Я считаю, что я …
2. Главное в моей жизни – это …
3. Мне хорошо, когда …
4. Мне плохо, когда …
5. Мне нравится, когда взрослые …
6. Мне не нравится. Когда взрослые …
Каждый человек уникален, по-своему неповторим. Сегодня мы поговорим с вами именно о вашей уникальности, о том, что в каждом из вас множество разнообразных качеств Личности, которые и делают вас неповторимыми.
– Как вы думаете, в чём различие индивидуальности и Личности?
Индивидуальность – яркая, оригинальная, творческая. В ней мы ценим её самобытность.
Личность – сильная, независимая, энергичная. В ней мы ценим самостоятельность, силу.
ТЕСТ: «Ваша индивидуальность». Отвечать надо искренне.
1. Легко ли вы сходитесь с людьми? («Да» – 1; «Не очень» – 3; «Нет» – 5).
2. Курите ли вы? («Да» – 1; «Иногда» – 3; «Нет» – 5).
3. Если вы совершаете дурной поступок или лжёте, то: («Никогда не признаюсь в этом – 1; «Иногда признаюсь» – 3; «Признаюсь» – 5).
4. Если бы друзья предложили, вы попробовали бы наркотики? («Да» – 1; «Не знаю» – 3; «Нет» – 5).
5. Вы считаете, что трезвый среди пьяных – «белая ворона»? («Да» – 1; «Не уверен» – 3; «Нет» – 5).
6. Если бы к вам обратились за помощью настоящее погорельцы, отдали бы вам последние деньги? («Да» – 5; «Не все» – 3; «Нет» – 1).
7. Если бы вы увидели, как ваши друзья унижают малыша или слабого, вступились бы вы за него? («Да» – 5; «Не уверен – 3; «Нет» – 1).
8. Если бы слепому потребовалась ваша помощь при переходе улицы, то вы помогли бы? («Да» – 5; «Если бы не спешил» – 3; «Нет» – 1).
9. Когда родители пытаются вас чему-то научить, то вы: («Учусь» – 5; «Делаю вид, что учусь» – 3; «Стараюсь отделаться» – 1).
10. Когда родители просят помочь по дому, делаете ли вы то, о чём просят? («Да» – 5; «Иногда» – 3; «по принуждению» – 1).
Подсчёт баллов:
От 10 до 22 баллов.
Ваша индивидуальность рискует никогда не проявиться. Вы живёте серо и буднично не заглядывая в будущее, принимая мрак за норму. Вы – абсолютно зависимый человек. Причём вы в значительной мере зависите от себя и не в меньшей степени – от своих друзей. Вы не способны постоять за себя. Зато вам кажется, что вы – хороший друг и можете постоять за «дружков». Но собственного мнения у вас, как правило, нет. Хотя не исключено, что чужое мнение вы отстаиваете очень рьяно. Но этот процесс протекает без участия вашего разума, а только при напряжении вашего упрямства. Рекомендации: прекратите думать, что хорошие и добрые поступки совершают одни глупцы. Не ищите дешёвой популярности. Стремитесь к свету.
От 23 до 38 баллов.
Если вы без натяжек выставили себе тройки и пятёрки, то ваша индивидуальность начинает просыпаться. Вы способны противостоять дурным влияниям и заглядывать в будущее, понимая, что школьные годы – это прелюдия, что жизнь впереди, и её качество будет зависеть от того, что и как вы делаете сейчас. Похоже, что вы перестаёте «жить в собственное брюхо». (Выражение классика литературы). Вы думаете о других людях. Но, думая, часто ничего не делаете. Вы пока не понимаете, что.. отдавая, человек приобретает массу положительных качеств, которые в будущем не останутся незамеченными. Рекомендации: помните, что индивидуальность проявляется в поступках, направленных на благо других людей. Спешите делать добро, и оно к вам вернётся.
От 39 до 50 баллов.
Ваша индивидуальность уже в значительной мере проявилась. Вы разобрались в том, что на самом деле полезно и чего стоит упущенное для самосовершенствования время. Вы не боитесь работы благодаря способности совершать волевые усилия над собой. Вы ориентируетесь не на тез, кто сильней, а на тех, кто интересней, полезней. На тех, с кем вы не будете курить, нюхать глотать и пить всякую гадость, потому что «все так делают». Возможно, с вами нелегко общаться, но к вам будут тянуться нормальные люди. Вы будете получать огромное наслаждение, помогая тем, кто нуждается в вашей помощи.
Рекомендации: продолжайте в том же духе.
Учёные пришли к выводу, что нельзя ставить знак равенства между понятиями: «личность», «человек», «индивид».
Личность подразумевает способность человека «быть господином самому себе» благодаря добровольно выбранным твёрдым принципам. Самостоятельность обнаруживает себя через инициативность, ответственность, предприимчивость, способность строго контролировать своё поведение и подчинять его единой жизненной стратегии.
Но самое главное в формировании Личности – это тяга к познанию.
В: Именно с познания самого себя начинается определение человека, как Личности
Человек должен знать: каков он? Кто он? Знает ли он сам себя? К чему он стремится? О чём мечтает?
Великий немецкий поэт И. В. Гёте утверждал: «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя».
– А можете ли вы, ребята, считать себя умными людьми?
– Что вы знаете о себе? Или что можно узнать о себе? (Свои физические возможности, состояние здоровья. Свои таланты, способности: умные и творческие; свой характер, темперамент, волю; свои вкусы, привычки; свои сильные и слабые стороны).
– А как вы считаете, зачем нужно узнавать о себе?
В: Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности.
– А что это даст? Зачем вообще нужна правильная самооценка? (Узнать призвание, выбрать профессию, избежать ошибок и разочарований, правильно вести себя с окружающими, не браться за невыполнимые дела, правильно определить цель в жизни).
– Что же такое самооценка?
Самооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков (Психологический словарь, 1983).
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет её активность, отношение к себе и другим людям.
Различают частную и общую самооценку.
Ø Частная самооценка – это, например, оценка своей внешности, различных черт характера.
Ø Общая самооценка – одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе.
Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).
Самооценка – отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику.
Ø Самооценка правильная (адекватная) – когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности, собой представляет. Это реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.
Ø Самооценка неадекватная – когда человек оценивает себя не объективно, когда его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие.
Ø Самооценка заниженная – когда человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он в действительности есть. Это неадекватное недооценивание себя субъектом.
Ø Самооценка завышенная – когда человек переоценивает себя по сравнению с тем, что он в действительности есть. Это неадекватное завышение в оценивании себя субъектом.
– А как вы думаете, ребята, какая из перечисленных самооценок является наименее верной?
Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и жизнь окружающих людей. Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, очень часто являются следствием его неправильной самооценки.
Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения.
Самооценка является сложным личностным образованием. В ней отражается то, что человек узнаёт о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.
Понятие «Я» – очень сложное. Каждый человек видит себя под разными углами зрения.
Каждый из нас постоянно употребляет местоимение «Я»; это «Я» работает, думает, принимает решения.
Но кто такой этот «Я», как он выглядит, как может поступать в той или иной ситуации, насколько он умён, решителен, справедлив?
Различают несколько «Я» – (7):
ü «Я реальное» – то, каким представляет себя человек на самом деле в данный момент;
ü «Я динамическое» – каким человек хочет стать;
ü «Я фантастическое» – каким человек видит себя в мечтах, каким бы он хотел стать, если бы это было возможно;
ü «Я будущее» – каким человек может стать;
ü «Я идеализированное» – каким человеку приятно было бы себя видеть;
ü «Я представляемое» – целый ряд воображаемых «Я», каким человек представляет себя намеренно, как бы прячась за маски, скрывающие какие-то черты своего «реального Я».
ü «Образ-Я» или «Я»-концепция – совокупность всех о себе представлений.
Наш внутренний человек, образ «Я» многогранен, он проявляет сам себя в разных ситуациях и обстоятельствах по-разному:
▪ на уроке вы можете быть – «тихим и скромным учеником»,
дома – «грозой семьи»,
▪ на улице – «хорошим другом»,
Одно «Я» у нас – внешнее (физическое), а есть ещё «Я» – внутреннее (психическое).
ü Есть «Я» – сознательное, которое чётко можно описать словами и осознать. Например, «Я» – высокий, красивый.
ü Есть «Я» – неосознанное (я не знаю, почему, например, люблю запах розы).
ü Есть «Я», которое думает и чувствует «про себя». Есть «Я», которое ведёт себя так или иначе («Я» – поведенческое). Может быть, нам и самим удивительно или непонятно, почему мы так поступаем.
В человеке почти всегда существуют и хорошие, и плохие качества и, соответственно, представление о себе в виде двух начал: «+Я» (хорошее доброе) и «-Я» (плохое, злое).
Вы помните себя в прошлом, ощущаете в настоящем, представляете в будущем.
МНЕНИЕ УЧЁНЫХ.
По данным В. Н. Кунициной, в образе воспринимаемого человека любого возраста главными для подростка являются физические особенности, элементы облика, затем одежда и причёска и выразительное поведение.
Восприятие подростком других людей может быть обусловлено как объективными, так и субъективными факторами: характером эмоционального отношения к воспринимаемому человеку, степенью развития познавательных способностей подростка, его умственным развитием, эмоционально-психическим состоянием и прошлым опытом.
Установка воспринимать других людей определённым образом может быть обусловлена также индивидуальными особенностями подростка, влиянием на него группового мнения и сложившихся в обществе стереотипов (Куницина В. Н., 1968).
Экспериментально доказано, что восприятие физического облика другого человека в сознании подростка переносится и на восприятие подростком самого себя. Так, именно в этот возрастной период, когда происходят важнейшие преобразования в организме, когда внешний облик подростка и его физические черты начинают сильно волновать подростка, тогда соответствие физического развития ребёнка стандартам, принятым в группе его сверстников, становится определяющим фактором в его социальном признании, положении в группе.
Осознание особенностей своей внешности также влияет на формирование у подростка многих важных качеств личности (например, уверенности в себе, жизнерадостности, замкнутости, индивидуализма).
В этот возрастной период другой человек начинает занимать в жизни подростка совершенно особое место. С этим связана специфика восприятия подростками физического облика других людей. И уже посредством восприятия и понимания другого человека, подросток приходит к пониманию себя. При этом сохраняется та же последовательность, что и в познании качеств другого, т. е. вначале выделяются чисто внешние, физические характеристики, затем качества, связанные с выполнением каких-либо видов деятельности, и наконец, личностные качества, более скрытые свойства внутреннего мира.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ «Как себя оценить?»
Со стороны легко определить, какая у человека самооценка, а вот самому себя оценить гораздо труднее.
Рассказ о проблемах одной 9-цы Наташи.
Бабушка и мама считают, что Наташа – самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя к ней придираются и ставят тройки, как и её подружкам Светке и Галке, которых сама Наташа считает глупее себя. Правда, Светка и Галка так не считают и даже сказали Наташе, что она слишком высокого мнения о себе. То же самое Наташе говорил и её бывший друг Сергей, с которым она рассорилась. Наташа считает, что они все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда она всем им докажет, что они ей в подмётки не годятся!
– Правильно ли оценивала себя Наташа? Какие ошибки она совершала, оценивая себя?
◦ Судила о себе по мнению бабушки и мамы.
◦ Учебные неудачи объясняла придирками учителей.
◦ Сравнивала себя не с сильными, а с более слабыми учениками. Требовательно относилась к другим, а к себе – снисходительно.
◦ Не прислушивалась к критике. Три человека ей говорили одно и то же, а она вывод не сделала. Поругалась с друзьями, которые ей говорили о её недостатках.
◦ Ставила себе нереальные цели.
В: К сожалению, в подростковой среде такие случаи нередки. Почему так происходит? Героиня рассказа так же, как и многие ребята, была не знакома с правилами «Как оценить себя?»
РЕКОМЕНДАЦИИ (ПАМЯТКА) – «Как правильно оценить себя?»
1. Судите о себе по делам.
2. Сравнивайте себя с теми, кто лучше вас.
3. Тот, кто вас критикует – ваш друг.
v Критикует один – задумайтесь.
v Критикуют два – проанализируйте своё поведение.
v Критикуют три – переделывайте своё поведение.
4. Строго относитесь к себе и мягко – к другим.
! А как же можно узнать человека с правильной самооценкой?
На доске – таблица признаков людей с разной самооценкой. Но кто-то перепутал признаки. Как правильно разместить слова в колонках?
САМООЦЕНКА (неверная таблица)
Завышенная |
Заниженная |
Объективная |
▪ Уверенность в себе ▪ Вспыльчивость ▪ Скромность ▪ Трусливость
|
▪ Высокомерие ▪ Нахальство ▪ Обидчивость ▪ Чувство собственного достоинства |
▪ Пассивность ▪ Уравновешенность ▪ Самоуверенность ▪ Внушаемость |
Задача: собрать по 4 признака людей с разной самооценкой.
САМООЦЕНКА (верная таблица)
Завышенная |
Заниженная |
Объективная |
▪ Высокомерие ▪ Самоуверенность ▪ Нахальство ▪ Вспыльчивость |
▪ Пассивность ▪ Обидчивость ▪ Внушаемость ▪ Трусливость |
▪ Уравновешенность ▪ Уверенность в себе ▪ Скромность ▪ Чувство собственного достоинства |
Познать себя совсем непросто.
♦ Часто человек оценивает себя несколько выше, чем он есть на самом деле – в таких случаях его отношения с друзьями и близкими ему людьми строятся неправильно.
«Он много о себе мнит!» – как правило, говорят о таком человеке.
♦ Если человек оценивает себя излишне низко, то здесь таится другая опасность – неуверенность в себе.
СОВЕТЫ людям с разной самооценкой:
Ø Человеку с завышенной самооценкой – быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т. п.;
Ø Человеку с заниженной самооценкой – заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить «нет» и т. п.;
Ø Человеку с объективной самооценкой – не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т. п.
РАЗМИНКА
Цель – активизация и уточнение активного словаря.
Всех собравшихся делю на 2 группы.
Задача: каждый участник одной группы называет положительное качество Личности, а каждый игрок другой группы в противовес называет отрицательное качество Личности. (Например, добрый – злой, щедрый – жадный и т. д.)
|
|
||||
Честность Пугливость |
Скромность Высокомерие |
||||
Гордость Зазнайство |
Щедрость Скупость |
||||
Справедливость Несдержанность |
Аккуратность Неряшливость |
||||
Трудолюбие Лень |
Доверчивость Хитрость |
||||
Общительность Осторожность |
Верность Предательство |
||||
Простодушие Обидчивость |
Смелость Трусость |
||||
Вежливость Грубость |
|
Находчивость, доброта, благодарность, чувство меры, уважительность, хороший вкус, весёлый нрав, чуткость, заботливость, усидчивость, альтруизм, милосердие, настойчивость, великодушие, ум, общительность, терпеливость, мужество, воля, смекалка, общительность, пунктуальность, исполнительность, организаторские способности, богатое воображение, любознательность, храбрость, опрятность,
Как видите, хороших качеств, присущих человеку, достаточно много.
УПРАЖНЕНИЕ «Я – такой и есть!»
Каждый участник получил бланк, на котором нарисованы четыре окружности, в центре которых написана буква «Я». Это буква обозначает каждого из вас.
Задача каждого из вас отвечать искренне и честно перед самим собой:
▪ в первом круге записать те качества вашей Личности, которые проявляются ежедневно;
▪ во втором круге – те качества, которые проявляются часто, но не каждый день;
▪ в третьем круге – те качества, которые проявляются редко;
▪ в четвёртом круге – те качества, которых у вас нет, но вы хотели бы их приобрести.
! После выполнения задания, прошу ребят выбрать себе в пару того, кому каждый доверяет. Обсудите полученные результаты.
– Какие качества у вас сходны, какие различны?
– Подумайте над качествами, которые вы записали в 4-ом круге. Что вам нужно предпринять, чтобы эти качества стали частью вашей Личности.
Мои вопросы к ребятам?
1. Кто из вас в первом круге написал: доброжелательность (умение говорить комплименты); приветливость (здороваться со всеми); забота по дому; прилежание, старательность, усердие (это всё касается учёбы).
2. А кто написал в этом же первом круге: лень; грубость; раздражительность; несдержанность; упрямство?
ТЕСТ: «Диагностика нравственной самооценки».
Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний, внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас).
Ø Если вы полностью согласны – 4 балла;
Ø Если вы больше согласны, чем не согласны – 3 балла;
Ø Если вы немножко согласны – 2 балла;
Ø Если вы совсем не согласны – 1 балл.
! Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание.
Вопросы:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
3. Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже обязательно дразню.
8. Мне приятно дарить радость людям.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
Обработка результатов:
Номера: 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
▪ ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1;
▪ ответу, оцененному в 3 балла, приписывается 2;
▪ ответу, оцененному в 2 балла, приписывается 3;
▪ ответу, оцененному в 1 балл, приписывается 4;
Подсчёт баллов:
От 10 до 15 баллов – низкий уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 баллов – нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
От 24 до 33 баллов – средний уровень нравственной самооценки.
От 34 до 40 баллов – высокий уровень нравственной самооценки.
В психологии есть такой забавный пример: человек – это дробь;
Числитель – на столько человек оценивает себя сам;
Знаменатель – на столько человека оценивают окружающие.
– Как вы считаете, какая дробь окажется более правильной?
Чем больше числитель и меньше знаменатель, тем неустойчивее эта цифровая конструкция и тем скорее она потеряет устойчивость, опрокинется.
УПРАЖНЕНИЕ «Сравниваем самооценку свою и окружающих».
Вызываю нескольких ребят и прошу их на листках бумаги в два столбика написать по 3 своих положительных и по 3 своих отрицательных качества.
Задача всех остальных участников: называть по 3 положительных и отрицательных качества, присущих, по их мнению, каждому человеку.
После того, как выскажутся все желающие, каждый подросток, написавший свои качества, сравнивает свою самооценку и оценку, данную окружающими людьми.
– Скажите, пожалуйста, каким стал для вас сегодня разговор, не был ли он совсем бесполезным?
В: Я очень надеюсь, что сегодня мы общались не зря, и вы будете честно оценивать себя. Но здесь всегда будет опасность ошибки. Многое видно со стороны, поэтому важно знать, что думают о вас другие.
РЕКОМЕНДАЦИЯ – Упражнение «Мне необходимо это знать!» – как узнать, что о вас думают другие, или насколько совпадает твоя самооценка и мнения других людей.
Можно составить перечень каких-либо качеств и за каждое из них поставить оценку. А затем попросить поставить оценку за эти же качества и некоторых других людей: родственников, учителей, друзей и т. д.
Перечень качеств:
▪ вежливость;
▪ манеры;
▪ культура речи;
▪ гостеприимство или доброжелательность;
▪ осанка и походка;
▪ чувство юмора и остроумия;
▪ воспитанность.
Работа с понятиями: цель, принципы.
Цели:
– Поднимите, пожалуйста, руки ребята, те, у кого из вас уже есть определённая цель в жизни?
– А можете ли вы определить свои принципы, идеалы?
Давайте разберёмся с этими понятиями.
– Жизненные цели, что это такое? (Это мечта, к которой человек стремится).
– Зачем нужно ставить перед собой цели? (Чтобы к чему-то стремиться, чтобы был смысл жизни).
– Какие бывают цели в жизни у человека? (Краткосрочные и долгосрочные).
Цели: богатство, слава, власть; стать мастером своего дела; быть просто хорошим человеком; создать хорошую семью; Жить для себя: развиваться, путешествовать; принести пользу людям; найти свою любовь; жить для удовольствия; совершить научное открытие.
Учёные говорят, что жизненные цели дают человеку силы, он начинает что-то делать для достижения этой цели, и в конце концов мечты сбываются. Но жизненные цели бывают разные. Одни дают силы на всю жизнь. А другие только на короткий период. Как вы думаете, какие цели могли бы стать целями всей жизни?
Говорят, что достигнуть цели совсем не трудно: надо просто каждый день делать к этой цели хотя бы один шаг. Иначе эта цель так и останется мечтой.
Принципы:
– Что такое жизненные принципы? Жизненные принципы – это убеждения, взгляд на вещи, жизненные правила. Какие бывают принципы? Прежде всего, это 10 христианских заповедей:
Есть люди, которые руководствуются другими принципами, например: «Человек человеку – волк» (закон джунглей), «Не верь, не бойся, не проси» (тюремный закон), «Бери от жизни всё!», «После нас, хоть потоп!» и другие.
– Зачем нужны принципы? Может ли человек изменять свои принципы в течение жизни? Бывают ли люди без принципов?
В истории много примеров, когда за принципы люди сознательно шли на смерть, если ценой жизни было предательство – веры, Родины или друзей, ведь изменить принципам – значило потерять себя как человека, потерять уважение к себе.
В: Как известно, все люди уникальные, но осознать эту уникальность многие не могут или не хотят. А для этого надо всего лишь познать себя, дать себе объективную оценку. Оказывается, это не просто. Процесс познания себя у каждого свой, индивидуальный, неповторимый. Он будет длиться всю жизнь. С познания себя начинается и познание других людей, и познание мира, и познание смысла жизни.
Поддаваться чувствам, страхам или страстям, вырвавшимся изнутри, из подсознания – вести себя неразумно.
Выражать рассудительность, здравомыслие и целеустремлённость – проявлять в себе более высокое начало индивидуальности.
Стать Личностью можно в том случае, если развивать в себе нравственное сознание.
Фундамент человеческой Личности – альтруизм и бескорыстная любовь к ближним.
Личность – высшее достижение человеческих усилий, результат кропотливой работы над своим духовным миром.
Литература:
Кочетов А. И. Организация самовоспитания школьников. Минск, 1990.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.