ЧАС ОБЩЕНИЯ НА ТЕМУ
«УЧИМСЯ СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ».
Цель: осознание важности умения слушать в процессе общения с окружающими людьми, помочь учащимся в овладении правилами "хорошего слушания", побудить к работе над собой в процессе общения.
учитель: Умение слушать имеет первостепенное значение в человеческом общении. Статистики некоторых стран подсчитали: из времени, необходимого для общения с другими на работе и дома, мы 9 % пишем, 16 % читаем, 30 % говорим, 45 % слушаем (точнее: должны были бы слушать). Большинство людей считают, что лучший собеседник - близкий друг (подруга). Это, видимо, объясняется тем, что сама дружба родилась на основе способности слушать друг друга, относиться с искренним интересом и участием к проблемам партнера. Многие склонны считать, что к числу лучших слушателей относится и большинство подчиненных в разговоре с вышестоящим лицом. Это можно объяснить и тем, что здесь не последнее место занимает желание понять начальника сразу, чтобы не выглядеть в его глазах неумным.
Чтобы определить умение слушать, старшеклассникам предлагается следующий тест самооценки. На 10 вопросов следует дать ответы, которые оцениваются "почти всегда" — 2 балла, "в большинстве случаев" - 4 балла, "иногда" — 6 баллов, "редко" - 8 баллов, "почти никогда" — 10 баллов.
1. Стараетесь ли вы "свернуть" беседу в тех случаях, когда ее тема (а то и собеседник) неинтересны вам?
2. Раздражают ли вас манеры вашего собеседника?
3. Может ли неудачное выражение собеседника спровоцировать вас на резкость или грубость?
4. Избегаете ли вы вступать в беседу с неизвестным или малознакомым вам человеком?
5. Имеете ли вы привычку перебивать собеседника?
6. Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете |совсем о другом?
7. Меняется ли ваш тон, голос, выражение лица в зависимости |от того, кто ваш собеседник? v-
8. Меняете ли вы тему разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы?
9. Поправляете ли собеседника, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, названия?
10. Бывает ли у вас снисходительный тон, с оттенком : пренебрежения и иронии по отношению к собеседнику?
Точный ответ вы получите при старании ответить с максимальной
искренностью на все вопросы. Если в итоге вы набрали сумму более
62, то вы слушатель "выше среднего уровня". Иными словами — чем
больше у вас баллов, тем в большей степени у вас развито умение слушать.
Умение слушать является обязательным условием эффективного общения, внешняя сторона процесса слушания предполагает использование языка выразительных движений. Так, можно слушать собеседника, развалившись в кресле или же наклонившись к нему. Говорящий будет испытывать различные чувства: либо чувство неловкости и желание прекратить разговор, либо желание по возможности полно изложить свою позицию. Если ваш партнер никак не проявляет своей заинтересованности в том, о чем вы говорите, если вы не видите никаких ответных реакций, то, скорее всего он занят решением собственных проблем или попросту "ушел в себя". Или скрещенные на груди руки означают защитную реакцию партнера, руки на бедрах — пренебрежение. Овладение внешней стороной процесса слушания предполагает умение показать собеседнику внимание к нему и заинтересованность в предмете разговора. Внутренняя сторона процесса слушания означает умение адекватно трактовать содержание воспринятой информации, т.е. верно понимать тот смысл, который вкладывает в сообщение говорящий.
Предлагается тест на оценку степени сформированное™ умения адекватно трактовать содержание воспринятой информации.
Ниже приведены примеры десяти сообщений. Постарайтесь описать одним словом, короткой фразой чувство, выраженное каждым из сообщений. Например, удивление, досада, сожаление. Запишите ответы на листочке под номерами.
1. Я сыт по горло вашими извинениями.
2. Хорошо, я извинюсь! Что вы еще от меня хотите?
3. Если бы я и попытался, я все равно не смог бы подготовить в тот момент другого документа.
4. Вы хотите меня проверить?
5. Я бы с ней так не обошелся!
6. Не могли бы вы перенести обсуждение наших проектов на следующую неделю? У меня в пятницу еще одно испытание.
7. Кажется, он все делает лучше, несмотря на то, что .у него нет такого опыта, как у меня.
8. Я не могу понять этих людей. Может, хватит им угрожать?
9. Я никогда больше не буду ей помогать. Даже ни слова благодарности за все, что я сделал для нее.
10. Мы могли бы попробовать снова, но, честно говоря, я думаю, что этого делать не стоит.
А теперь сравните свои ответы с реально выраженными чувствами:
1. Раздражение, желание получить, наконец, результат.
2. Убежденность в том, что сказано достаточно.
3. Усталость.
4. Неуверенность. Желание получить поддержку.
5. Сожаление, чувство вины.
6. Перегруженность работой, нехватка времени.
7. Восхищение. Зависть.
8. Упадок духа. Желание "выйти из игры".
9. Горечь. Обида.
10. Скептицизм, сомнение.
Если в восьми и более фразах вы правильно определили основное чувство сообщения независимо от того, сформулировано оно теми же словами, что и в ответе, или близкими по смыслу, то можете назвать $е6я хорошим слушателем. Если же верно оценены три и менее фраз, то вам предстоит очень серьезная работа по формированию навыка слушания.
Умение слушать подвергается тренировке при помощи специальных упражнений. В парах учащиеся выполняют тренировочные упражнения.
Первый участник высказывает какое-либо мнение. Второй участник | выслушивает его до конца, стараясь услышать точку зрения I собеседника, а не формулировать в это время свою.
Обсуждение.
- Что чувствовал слушающий?
- Как себя чувствовал говорящий?
- Что помогало и что мешало собеседникам?
УПРАЖНЕНИЕ 2
Используется вариант предыдущего упражнения. Рассказчик высказывает свою точку зрения по любой интересующей его теме. "Слушающий" не столько слушает собеседника, сколько старается сконцентрироваться на своей точке зрения по этому поводу и не вступать в обсуждение. Отработать следующие вопросы:
- Что чувствовал каждый из собеседников?
- Что хотелось сделать?
- Что "слушающий" понял из сказанного?
- Каков смысл на самом деле?
Далее ведущий предлагает эти же упражнения, но с изменением поведения слушающего.
1. Слушая, партнер ставит цель — побыстрее высказаться самому, но не перебивает собеседника.
2. "Слушающий" выслушивает внимательно только затем, чтобы уличить в чем-нибудь: во лжи, нелогичности, предвзятости, плохом вкусе.
3. "Слушающий" не столько заинтересован услышать мнение собеседника, сколько хочет оценить собеседника во время выслушивания: глупый, умный, выскочка, мямля, лидер, верзила, опасный, красивый и т.д. .
Обсуждение.
- Каков эффект?
- Как меняется поведение говорящего (мимика, жесты, манера, голос) в'процессе разговора?
Обобщение. Учащимися формулируются и записываются на доске "правила хорошего слушания".
Учитель знакомит учащихся с техническими приемами эффективного слушания, разработанными известным специалистом Иствудом Атватером 1.Выявите свои привычки слушания, сильные и слабые стороны, характер допускаемых ошибок. Не слишком ли быстро вы судите о людях? Часто ли вы перебиваете собеседника? Какие помехи общения характерны -для ваших ответов? Какие из них наиболее часто повторяются? Знание своих привычек — это первый шаг к их совершенствованию.
2. Не уходите от ответственности за общение. Она обоюдна, поскольку в общении участвуют двое, причем в роли слушающего выступают попеременно. Умейте показать собеседнику, что вы действительно слушаете и понимаете его. Этого можно добиться уточняющими вопросами, активными эмоциями. Как может собеседник узнать, что вы его понимаете, если вы не скажете ему об этом?
3. Будьте внимательны. Умейте поддерживать с собеседником визуальный контакт, но без назойливости или пристального взгляда (что принимается за враждебность), следите, чтобы ваши позы и жесты говорили о том, что вы слушаете собеседника. Помните, что партнер хочет общаться с внимательным, живым собеседником. >
4. Умейте сосредоточиваться на том, что говорит собеседник. .Это требует сознательных усилий, поскольку сосредоточенное внимание удерживается недолго (менее одной минуты). Старайтесь до минимума свести ситуационные помехи (телевизор, телефон). Не допускайте "блуждания" мыслей.
5. Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника.
6. Умейте быть наблюдательными. Следите за выражением лица собеседника, как он смотрит на вас, как поддерживает контакт, как сидит или стоит, как ведет себя во время разговора. Соответствуют ли неречевые сигналы собеседника его речи или противоречат ей?
7. Придерживайтесь одобрительной реакции по отношению к собеседнику. Ваше одобрение помогает ему точнее выразить свои мысли. Любая отрицательная реакция с вашей стороны вызовет у говорящего защитную реакцию, чувство неуверенности, настороженность. » 8. Прислушайтесь к самому себе. Ваша озабоченность и эмоциональное возбуждение мешают слушать партнера. Если его речь и поведение затрагивают ваши чувства, постарайтесь выразить их, это прояснит ситуацию, вам станет легче слушать собеседника.
9. Помните, что цель собеседника — получить от вас что-либо реальное, ил и изменить ваше мнение, или заставить вас сделать что-либо. В этом случае действие — лучший ответ собеседнику.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.