Час общения:
«Не трус и не предатель»
Задачи:
1. Воспитание чувства сплоченности, умения работать в коллективе.
2. Работа над основными нравственными понятиями: дружба, смелость, честность.
3. Развитие навыков общения, умения высказать и доказать свое мнение.
4. Духовный рост.
5. Развитие творческих способностей обучающихся.
ЭТАПЫ РАБОТЫ
1. Вступление. Подготовка к восприятию фильма.
- Отгадайте загадку:
За него в огонь и в воду.
С ним в разведку и в походы.
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный… (друг).
- Как вы понимаете значение слова «друг»?
- Нужны ли человеку в жизни друзья?
- Давайте узнаем толкование слова «друг» в словаре: (слайд2)
- Всех ли своих знакомых ребят ты можешь назвать другом? Почему?
Знакомых много, а друг может быть один или два.
- Почему друзей меньше, чем знакомых?
Друзья должны быть настоящие, а если нет, то это не друзья, а знакомые.
- Как вы понимаете выражение «настоящие друзья»?
Они верные, надёжные. (слайд 3)
- Как узнать, какой у тебя друг, настоящий или нет?
Как ты сам умеешь дружить: по-настоящему или нет?
- Какими качествами должен обладать настоящий друг? (слайд 4)
- Конечно, какая дружба и какой ты друг, проверяется временем, поступками, радостью и бедой, пережитыми вместе, умением разделять с другом любые события, происходящие в твоей и его жизни.
О настоящей дружбе народ сочинил множество пословиц и
поговорок, давайте вспомним некоторые из них. (слайд 5)
2. Создание доверительной атмосферы в группе.
- Сегодня мы будем с вами смотреть фильм «Не трус и не предатель». Этот фильм снят по одноименному рассказу Елены Дубровской из её книги «Детская книга о самом главном». Иллюстрации к книге рисовали дети.
(слайд 6: обложка книги, фото писательницы)
(слайд 7: рисунок к рассказу)
3.Задание, фиксирующее внимание на теме.
- Смотрите фильм внимательно. Почему фильм назвали «Не трус и не предатель»? Определите главную мысль и тему фильма. Чему он учит? Для чего был создан этот фильм?
4. Просмотр фильма.
5. Спонтанное обсуждение.
- Поднимите руки, кому понравился фильм? Как вы поняли тему фильма? Чему этот фильм учит?
- Какие чувства вы переживали в момент просмотра фильма?
- Какой эпизод вам понравился больше всего?
- Как звали главных героев фильма? (Вова Морозов и Слава Карпов)
- Кем они были друг для друга?
- Что мы узнали о мальчиках из фильма?
Вова:
- хочет стать путешественником или изобретателем;
- но с вероятностью 98% станет учёным-биологом и будет изучать окружающий мир и обязательно что-нибудь изобретёт, например, переводчик с птичьего языка;
- заходит за другом каждое утро, чтобы вместе идти в школу;
- оберегает друга;
- выдумщик и фантазёр;
Слава:
- обычный,
- всего боится,
- невдумчивый,
- заботливый (заботится о своих младших братьях и сёстрах),
- честный.
- Слава и Вова разные по характеру, но им интересно проводить время вместе. Кто из мальчиков был выдумщиком?
Вова, а Слава разделял интересы друга.
- Какую теорию хотел проверить Вова с помощью микроскопа?
Он хотел узнать, живут ли в грязной луже настоящие монстры. Если живут, то их можно рассмотреть в капле воды, но только с помощью микроскопа.
- Почему Слава сразу не согласился идти проверять теорию Вовы?
Он дорожил доверием учительницы Нины Владимировны, потому что она первый раз дала ему поручение – отнести в лаборантскую микроскоп. Микроскоп дорого стоил, и если его сломаешь, то родители будут выплачивать двойную стоимость прибора, а в семье Славы денег на это не было.
- Что заставило Славу согласиться на предложение Вовы?
Его попросил друг.
- Вспомните, что сказал Слава, когда увидел раздавленный микроскоп? («Мне конец…») Почему он так сказал?
Он чувствовал ответственность перед учительницей. Получилось, что он не оправдал оказанного ему доверия.
- Как вёл себя Слава во время признания?
Взял всю вину на себя: «Я его разбил. Я не специально…». Про Вову он ничего не сказал.
- Как это характеризует Славу?
Он настоящий верный друг, не стал сваливать вину на Вову, оправдывая себя.
- Опишите, как вёл себя Вова в момент признания Славы.
Опустил голову вниз, смотрел украдкой на Славу.
- Почему он себя так вёл?
Чувствовал себя виноватым, но ему совсем не хотелось отвечать за разбитый микроскоп.
- Стало ли Вове легче на душе после признания Славы?
Нет, его мучила совесть, и в душе шла борьба между добром и злом. Мы слышим внутренний диалог мальчика.
- Вспомните его мысли в этот момент.
«Что ж я – предатель и трус?.. Славка это сделал ради меня, потому что считает меня другом… А я его предал, я промолчал, струсил… а если признаюсь, мама меня убьёт… А не признаюсь, то на всю жизнь останусь предателем и трусом… Славке уже не поможешь, он взял всю вину на себя, а ты себе всё испортишь: Нина Владимировна маму вызовет, тебя больше на улицу не выпустят, и велосипед тебе никто не купит…Если не признаюсь, то навсегда потеряю друга и до конца своей жизни буду знать, что я предатель и трус…»
- Что заставило Вову признаться в порче микроскопа?
Он не захотел терять друга и оставаться трусом и предателем до конца своей жизни. От своих мыслей и своей совести никуда не сбежишь и не спрячешься. Вова понял, что мысли о предательстве друга будут мучить его всю жизнь. И он выбирает: лучше признаться и рассказать всё как было, чем остаться предателем, трусом и потерять друга.
- Как это характеризует Вову?
Он сумел побороть в своей душе страх, свою трусость и проявил мужество.
- Почему в конце фильма мы видим радостную улыбку на лице Славы?
Слава понял, что Вова – настоящий друг. Он решился сказать правду и не предал их дружбы.
- Как вы думаете, настоящая дружба у мальчиков или нет?
В жизни очень нелегко найти настоящего друга, который разделит с тобой не только беду, но и радость, который всегда поддержит тебя в трудную минуту. Поэтому, если у вас есть настоящий друг, дорожите этой дружбой, берегите, не теряйте её и сами учитесь дружить по-настоящему.
-А сейчас вашему вниманию 2 ситуации, необходимо их прослушать и объяснить какими должны быть действия героев. (слайды 8 и 9)
- А вашему вниманию на следующем слайде правила дружбы, которых следует придерживаться, чтобы иметь верных друзей
(слайд10 и 11: Правила дружбы)
6. Обобщение результатов обсуждения.
- Скажите, для чего сняли этот фильм? Какова тема фильма?
В фильме показана настоящая дружба двух мальчиков.
Фильм создан для того, чтобы люди учились не трусить, не предавать друзей,
учились побеждать свой страх, воспитывать в своём характере мужество и
честность. (слайд 12)
- Сейчас обратите внимание на доску, у нас есть поляна с цветами и вокруг летают бабочки, на крыльях которых мы с вами напишем, какими качествами обладать должны друзья.
7. Рефлексия.
- Задание на дом: напишите отзыв о фильме и нарисуйте иллюстрацию к фильму – эпизод, который вам понравился больше всего.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.