Час общения "В мире музыки и литературы"
Оценка 4.6

Час общения "В мире музыки и литературы"

Оценка 4.6
docx
18.05.2020
Час общения "В мире музыки и литературы"
Час общения Вмире музыки и литературы.docx

 

Час общения

«В мире музыки и литературы»

 

Воспитатель: Ребята! Тема нашего классного часа сегодня « В мире музыки и литературы». Мы будем учиться слушать и понимать музыку и литературу.

 

1 ученик:

Тихо, тихо сядем рядом,

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены –

Вся земля видна вокруг:

Пляшут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

В даль бегут степные тропки

Тают в дымке голубой…

Это музыка торопит

И ведёт нас за собой.

 

Воспитатель: Что заставляет душу поэта танцевать? Музыка. Что заставляет художника рисовать прекрасные картины, музыканта петь прекрасные песни? Вдохновение, которое даёт красота. Подобно тому что мы зовём музыкой в повседневной жизни, для многих архитектура – это музыка, садоводство – это музыка, фермерство – это музыка, рисование – это музыка, поэзия – это музыка. Во всех занятиях жизни, где красота является вдохновением, существует музыка.

Но среди различных искусств музыкальное искусство считается особо божественным, потому что оно является в миниатюре точной копией закона, действующего во всей вселенной. Например, если мы будем изучать себя, то обнаружим, что удары пульса и сердца, вдохи выдохи дыхания, - всё это работает в ритме. Жизнь зависит от ритмической работы всего тела. Дыхание проявляется как голос, как слово, как звук; и этот звук постоянно слышим, звук вовне и звук внутри нас самих. Это музыка. Музыка вдохновляет не только душу великого музыканта, но и каждое дитя, которое как только приходит в мир, начинает двигать своими маленькими ручками в ритме музыки. Поэтому не будет преувеличением сказать, что музыка есть язык красоты.

2 ученик: 

Что тоньше слов с душою говорит?

Что так ласкает и тревожит сердце?

Конечно, музыка – её эфирный мир

Вдруг приоткроет двери…

Найти гармонию в трущобах наших душ

Ни дьяволу, ни Богу неизвестных,

Дано лишь музыке – её живой мотив

Растопит льды, разбудит в душах нежность.

И тот, кто музыку, как логарифм

Слагает, как завистливый Сальери,

Увы, не сможет полной жизни дать,

Его мелодия не станет вечной…

Она рождается, как утренний туман

У рек глубоких, полных жизни,

Она живёт, как бог, и тут, и там,

Её запишет тот, кто сердцем слышит!

 

Воспитатель: Говорить и петь древние люди начали одновременно. Потом они научились извлекать звуки из различных предметов. Появились первые, очень примитивные музыкальные инструменты.

Люди издавна прислушивались к звукам природы и слышали в них музыку.

А слышали ли вы когда-нибудь музыку дождя, музыку ветра, музыку птичьих голосов? Музыка живёт повсюду, проявляясь в разных звуках.

 

3 ученик: 

Ветер чуть слышно поёт,

Липа вздыхает у сада…

Чуткая музыка всюду живёт –

В шелесте трав,

В шуме дубрав

Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей,

Падает гром с небосвода –

Это мелодией вечной своей

Мир наполняет природа!

Тихие слёзы свои

Ива роняет у брода…

Трелью приветствуют ночь соловьи.

Звоном ветвей,

Песней дождей

Мир наполняет природа.

Птицы встречают восход,

Ласточка солнышку рада!

Чуткая музыка всюду живёт, -

Только прислушаться надо.

 

Воспитатель: Чтобы понять и полюбить музыку, надо, прежде всего, научиться её слушать. Музыка сходна с интонацией человеческого голоса, человеческой речи. А интонацией голоса мы передаём состояние своей души, свои чувства и переживания. Даже не понимая слов, по одной только интонации речи, а также по её громкости и темпу мы можем определить, с чем к нам обращаются: с радостью или печалью, приказом или просьбой и т.д.

Так же и в музыке. «Музыка – это область чувств и настроений. Это в звуках выраженная жизнь души», - такое точное определение дал ей композитор А. Серов.

В музыке можно выразить все человеческие чувства: восторг и отчаяние, тихую радость и бурное ликование, торжество и разочарование, тревогу и надежду. «Стенографией чувств» назвал музыку Л. Толстой «От сердца – к сердцу» - сказал о ней Л. Бетховен.

4 ученик: 

Из пут пространства узкого

Обыденных невзгод

Людей уносит музыка

В дерзающий полёт.

И звёзд немых сияние,

И грозный гром войны,

И с морем рек сияние,

И смутный шум весны –

Всё, всё она торопиться

В себе сроднить с людьми –

То бурей в сердце бросится,

То паузой томит,

То молниями вспенится,

Греметь заставит медь,

То арф и скрипок пленница

Ручьём начнёт звенеть.

Ища в мгновеньях вечности,

Из звуков строит свод

И самым человеческим

Нам голосом поёт.

 

Воспитатель: а вы знаете, что загадки на уроках музыки развивают фантазию детей, с их помощью школьники с интересом включаются в мыслительное творчество. В некоторых из них музыкальное начало (признаки, особенности, характер музыки) скрыто в самом загадываемом слове. Такие загадки - ещё и источник новых знаний.

 

5 ученик:

Кто в оркестре всем поможет?

Сложный ритм стучать он сможет.

Ритм любой из разных стран!

Кто же это...

(барабан).

Низким голосом медведь

может громко зареветь.

Слышно льва, хоть он не близко.

Его голос тоже низкий.

Назовите мне сейчас

Самый низкий голос...

(бас)

 

Знайте, они с барабаном соседи.

Сделаны они из меди.

Вовремя нужно руками взмахнуть,

Звонко ударить, потом отдохнуть.

Партия их не пустяк, не безделка,

В музыке тоже бывают… (тарелки)

 

Высотою в целый дом?

В трубы, в дерево одет,

украшения на нём.

Голосов имеет много

Этот звучный великан.

Он то ласковый, то строгий,

А зовут его... (орган)

 

Форте — громко,

Пиано — тихо.

Кто наигрывает мне?

Без ошибки, без изъяна

Ну, конечно… (фортепьяно)

 

Как будто девушка запела,

И в зале словно посветлело.

Скользит мелодия так гибко.

Затихло всё: играет… (скрипка)

 

Звучит сигнал, на бой зовёт!

Вставай, солдат, она поёт… (труба)

Воспитатель: Научиться слушать и понимать серьёзную музыку сложно. Это процесс творческий, требующий от человека напряжения всех душевных сил.

«Музыка – могучий источник мысли».

 

6 ученик: 

Я никогда не понимал

Искусства музыки священной

А нынче слух мой различал

В ней чей-то голос сокровенный.

Я полюбил в ней ту мечту

И те души моей волненья,

Что всю былую красоту

Волной приносят из забвенья.

Под звуки прошлое встаёт,

И близким кажется, и ясным

То для меня мечта поёт,

И веет таинством прекрасным.

Ученик 5: Вот музыка та, под которую

Мне хочется плакать и петь

Возьмите себе оратории

И дробь барабанов, и медь.

Возьмите себе их в союзники

Легко, до скончания дней,

Меня же оставьте с музыкой,

Мы будем беседовать с ней.

Воспитатель:

 - Кто сочиняет музыку?

- Каких композиторов вы знаете?

- Как музыка приходит к нам?

- Кто исполняет музыку?

- Какие музыкальные инструменты вы знаете?

 

Чтоб в жизни Человеком стать, учись читать, учись писать,

Никак не может ученик на свете жить без добрых книг!

Книга – это одно из чудес, созданных человечеством. Из книги мы узнаём о прошлом и настоящем, она ведёт нас в интересное путешествие в страну знаний, рассказывает, как выращивают хлеб и строят дома, варят сталь и побеждают болезни, создают машины и летают в космос…

 

1 ученик:

Книга всё тебе расскажет

Книга всё тебе покажет!

Почему садится солнце,

Где прибой о берег бьётся,

Где тепло, а где мороз

Листья все смахнул с берёз.

Если книгу прочитаешь,

Знаний множество получишь,

Лучше Родину узнаешь

И сильней её полюбишь.

В.Силс

 

2 ученик: Книга встречает нас в раннем детстве и становится вечным другом на всю жизнь.

Даже маленький ребёнок,

Не умеющий читать,

Только выйдет из пелёнок -

Просит книжку показать.

Как невозможно жить без воздуха, воды и хлеба, так невозможно жить без книги.

Огромный мир – заманчивый и разнообразный – врывается к нам в комнату со страниц любимых книг.

Книжек первые страницы

Нас встречают с первых лет

И несут нас точно птицы,

Облетая целый свет.

 

3 ученик: Каждый раз, когда мы подходим к книжным полкам, нами овладевает трепетное чувство. Многоцветные корешки, разные переплёты, титульные листы, набранные красочными шрифтами. Книги помогают мысленно преодолеть время и пространство.

Сколько в книге страниц,

Столько дружеских лиц,

Столько новых героев мы встретим.

Вьются ленточки строк,

Словно ленты дорог,

Убегающих вдаль на рассвете.

 

«Интересные сведения о книгах»

4 ученик: Самой большой в мире книгой считают летопись, которая высечена на стенах храма в Фивах в Египте. Её каменные страницы имеют ширину 40 м.

В итальянском городе Бергамо найдены два экземпляра самой маленькой книжки в мире. Её размер 12*12*7 мм. Напечатана она в 1615 г. и имеет 117страниц.

Самый «долговечный» учебник принадлежит древнегреческому математику Эвклиду. Свою систему геометрии он создал за 300 лет до нашей эры, но теоремы Эвклида изучают в школах по сей день.

5 ученик: Самая древняя газета мира – китайская «Конгэсе», выходящая без перерыва с 1050 г. Любопытно, что само слово «газета» значительно моложе и означает денежную единицу.

Из 11095 рукописных томов состоит Большая китайская энциклопедия. 60 томов занимает только оглавление. 400 томов этого уникального издания хранятся сейчас в Париже.

6 ученик: Писатели не только создают романы и повести, но и… слова. Слово «головотяп» придумал М.Е.Салтыков-Щедрин. Головотяпство – значит нелепое и бестолковое ведение дел. Д.Свифт создал слово «лилипут» - маленький человек. Есть автор и у слова «робот». Его придумал брат писателя К.Чапека Й.Чапек.

История свидетельствует, что некоторые учёные знали огромное количество языков. Например, датский языковед Р.К.Раск разговаривал на 230 языках, а немецкий лингвист Л.Г.Шютц – на 270.

 

«Какой путь проходит книга»

1 ученик:

Я всех людей, что трудятся над книгой,

Люблю, и уважаю, и ценю.

А книги – у меня уже их много –

На книжной полке бережно храню.

Покуда книгой сделается книга,

Огромный путь она пройти должна.

И сколько знаний требуется разных,

Труда, забот, чтоб родилась она!

Пока бумагу сделают, ребята,

Положится большой, тяжелый труд.

Писатель на бумаге пишет книгу,

Потом ее в редакцию несут.

За книгой этой – сколько дней рабочих,

Ночей бессонных, помыслов живых…

Писателям я очень благодарен,

За труд упорный уважаю их.

Вот рукопись готова. И редактор

Прочтет ее. Потом отдаст в печать.

За каждое словечко в этой книге

Перед народом надо отвечать!

Проворная печатная машина

И день, и ночь печатает листы…

Но ведь листы еще не книга,

Ее такой читать не станешь ты!

Ее подклеить нужно и обрезать.

В хороший переплет переплести.

Упаковать, на поезде отправить

По всей стране, всем людям развезти.

И станет жить в народе книга эта,

Беседуя с читателем своим.

Люби ее! Читать давай другим!

                               К. Мухаммади

 

« Пословицы о книгах недаром молвятся»

Воспитатель:

Книги – мост в мир знаний.

Прочитал хорошую книгу – встретился с другом.

С книгой поведёшься – ума наберёшься.

Золото добывают из земли, а знания - из книг.

Из глубины морей добывают жемчуг, а из глубины книг черпают знания.

Кто много читает, тот много знает.

Книга поможет в труде, выручит в беде.

С книгой жить – век не тужить.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Ученье - свет, а неученье – тьма.

Книга – источник знаний.

Хорошая книга – первый друг человека.

Не красна книга письмом, а красна умом.

Книга – зеркало жизни.

Испокон века книга растит человека.

Чтение – вот лучшее учение.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

 

«Загадки о книгах»

2        ученик:

1.Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком. (Книга)

 

2.Говорит она беззвучно,

А понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней,

Станешь вчетверо умней. (Книга)

 

3.Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

 

4.Без языка, а обо всём рассказывает,

Без головы, а всё знает,

Без ног, а везде бывает. (Книга)

 

5.Белое поле, чёрное семя,

Кто его сеет, тот разумеет. (Книга)

 

6. Иду по грядкам, рву без счёта,

На грядках не убывает, а в голове прибывает. (Чтение)

 

7. С подругами и сестрами она приходит к нам,

Рассказы, вести новые приносит по утрам.

(Газета)

 

8. Висит немая, бранит лентяя.

(Стенгазета)

 

9. Какая водица только для грамотных годится?

(Чернила)

 

10. Хорошо видит, а слепой. (Неграмотный)

 

11. Чёрный Ивашка, деревянная рубашка,

Где носом ведёт, там заметочку кладёт. (Карандаш)

 

 

 

 

«Поэтическая страница»

3 ученик:

Отраженье исчезнувших лет,

Облегченье житейского ига,

Вечных истин немеркнущий свет —

Это — книга. Да здравствует книга!

Неустанных исканий залог,

Радость каждого нового сдвига,

Указанье грядущих дорог —

Это — книга. Да здравствует книга!

Чистых радостей светлый исток,

Закрепленье счастливого мига,

Лучший друг, если ты одинок, —

Это — книга. Да здравствует книга!

(Т. Л. Щепкина-Куперник)

 

4 ученик:

Хлеб и книга, вечные от века,

На столе лежат передо мной,

Подтверждая мудрость человека,

Бесконечность щедрости земной.

(Кайсын Кулиев)


Воспитатель:

Давайте новые книжки откроем

И снова пойдём от страницы к странице.

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, узнать, подружиться.

 Я к вам обращаюсь, товарищи дети:

Полезнее книг ничего нет на свете!

Пусть книги заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

 


 

Час общения «В мире музыки и литературы»

Час общения «В мире музыки и литературы»

Слагает, как завистливый Сальери,

Слагает, как завистливый Сальери,

Стенографией чувств» назвал музыку

Стенографией чувств» назвал музыку

Знайте, они с барабаном соседи

Знайте, они с барабаном соседи

В ней чей-то голос сокровенный

В ней чей-то голос сокровенный

Не умеющий читать, Только выйдет из пелёнок -

Не умеющий читать, Только выйдет из пелёнок -

Люблю, и уважаю, и ценю. А книги – у меня уже их много –

Люблю, и уважаю, и ценю. А книги – у меня уже их много –

Книга – зеркало жизни. Испокон века книга растит человека

Книга – зеркало жизни. Испокон века книга растит человека

Поэтическая страница» 3 ученик:

Поэтическая страница» 3 ученик:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.05.2020