Час занимательного русского языка в 5-7 классах
Оценка 4.8

Час занимательного русского языка в 5-7 классах

Оценка 4.8
doc
22.01.2020
Час занимательного русского языка в 5-7 классах
Час занимательного русского языка.doc

Час занимательного русского языка для 5-7 классов

«Грамоте учиться всегда пригодится»

 

Материалы подготовлены

учителем русского языка и литературы

БОУ г.Омска «Гимназия №140»

Писаревой Мариной Владимировной

 

Песня:

- Куда идёт наш царь – большой секрет (5 раза)

- А мы всегда идём ему во след!

- Мы батюшку спасём наверняка

От знания родного языка…

- Не царское это дело!

 

Царь:

-Слуги мои верные!

Слуги (вместе):

- Чё?

Царь:

- Не чё, а что! Русского языка не знаете, что ли?

-Не-а, не знаем!

-И тебе, батюшка, не советуем!

Царь:

-Не тебе, а Вам! Я ведь намного старше вас. Всех, кто старше, положено называть

 «на ВЫ».

-Вы, батюшка, не волнуйтесь так…Делу время – потех час. Лягайте, отдыхайте…

Царь:

-Не лягайте, а ложитесь! Вы в школе что ли не учились?

-Не-а…А нафига нам это надо?

Царь:

-Надо говорить «нет»! И не «нафига», а «зачем»!!!

Всё, кончилось моё терпение! Марш за парты – на исправление!

-Маримьянна!

-Чаво?!

Царь:-Не «чаво», а «Что», матушка!

- Чем сегодня занималась, как полезно время проводила? Присядь, поговорим с тобой по-русски…

-  Ой, клёво, болтать-то я люблю! Значить, так: с утра встала, платье новое одела…

- Стоп! Стоп! Что значит «клёво»? Скажи по-русски: хорошо-то как! И платье ты не Одела, а Надела на себя. Одевают другого человека!

- Да ладно, батюшка! Какая разница-то!...Так вот! Потом  блинчики напекла…А вообще-то я больше всё  тортЫ люблю…Компоту сливОвого сварила…Потом на огороде свеклУ прополола…

- Ай-яй-яй, необразованность какая! Ребята, а разве вы не слышите? В каждой фразе-ошибка! Какие ошибки в неправильной постановке ударений вы готовы исправить?

(Правильно говорить тОрты, слИвовый, свЁклу)

-Слышишь, голубушка? Запомни, наконец! Понятно?

-Понятно…А я сегодня у заморских купцов такую тюль красивую видела! Вот бы нам в терем такую!

- И снова ошибка! (Слово тюль – мужского рода. Надо говорить красивый тюль.)

- Ладно, батюшка! А украшений там золотых-серебряных – видано-не видано! Одно красивЕе другого!

- Нет, не могу я с тобой разговаривать!...Ты же всё неправильно говоришь! Верно говорить красИвее. Неужели так трудно запомнить?

- Да всё равно, батюшка! Мне эта образованность ни к чему! Мне бы замуж за принца выйти…

-Понятно! Только для начала – уму разуму поучись. Царским указом отправляю тебя за парту в школу! Учиться!!!

-Царь я или не царь?

-Русский я или не русский?

-Молодой я или не молодой?

-То-то же! Грамоте учиться всегда пригодится!

-Только скучно мне что-то…Хочется чего-то интересного, познавательного…

- А позвать сюда  Василису Премудрую. Ох, и умная она у нас! Будет вам загадки загадывать…Необычные… А вы, ребята, внимательно слушайте, да отвечайте – Царю-батюшке помогайте!

 

- Здравствуйте, детки! Давайте поиграем! Вам надо сейчас вспомнить фразеологизмы, которые будут соответствовать по смыслу словам или выражениям.

Например, я говорю - дальний родственник. А вы отвечаете фразеологизмом  - седьмая вода на киселе.

1)    Ещё молод и неопытен – молоко на губах не обсохло.

2)    Очень умный – семи пядей во лбу.

3)    Оказаться в глупом положении – сесть в лужу.

4)    Ничем не проймёшь – как с гуся вода.

5)    Всё нипочём, ничто не страшно – море по колено.

6)    Бесследно пропасть, исчезнуть – как в воду канул.

7)    Очень мало – как кот наплакал

8)    Всё очевидно, сразу видно – на лбу написано

9)    Избежать заслуженной кары – выйти сухим из воды

10)Трудное начало – лиха беда начало.

- Вот теперь эти фразеологизмы и их значения вы знайте, и в своей речи, где уместно, применяйте. Но этого очень мало. О всех многочисленных фразеологизмах можно узнать во фразеологическом словаре.

- А я с вами прощаюсь, других деток спешу уму-разуму учить!

 И помните: «Русское слово – оно как яблочко: с одного боку зелёное, так с другого румяное. Надо уметь его красным бочком к себе поворачивать, чтобы не кисло говорить, а людям – не кисло слушать было!» До новых встреч, друзья!

 

- А теперь – новая гостья и новое испытание.

(звучит восточная музыка)

Есть у нас одна девица,

Шамаханская царица.

 В сказках Пушкина бывала –

Много в мире повидала.

200 лет молчала вовсе.

А потом немножко проще –

Наконец, заговорила…

Только русским всем на диво!

Слова все иностранные,

А им есть в русском – равные…

 

-Ребята, Александр Сергеевич Пушкин писал сам о себе:

А вижу я, винюсь пред вами,

Что уж и так мой бедный слог

Пестреть гораздо меньше б мог

Иноплемёнными словами…

 

- Поскольку я иностранка, моя речь засорена многими нерусскими словами. Помогите мне найти им замену – назовите слово из русского языка.

Валюта – деньги

Карцер – тюрьма

Менеджмент – управление

Наркоз – обезболивание

Коммерция – торговля

Триумф – успех, победа

Рэкет – шантаж

Презентация – представление

ЖалюзИ – шторы

Киллер – убийца

Игнорировать – не замечать

Ординарный – обыкновенный

Консенсус – соглашение

Регламент – ограничение

Ностальгия – тоска

 

- Спасибо, ребята! И меня просветили, и свои знания обогатили!

Увидели простоту и понятность родного языка.

Мало видеть слово – надо точно

Знать, какая есть у слова почва,

Как росло оно и как крепчало,

Как явилось миру, зазвучало.

Чем должно набухнуть и налиться,

Прежде чем в названье превратиться,

В званье, в имя или в кличку просто…

Прелесть слова – в летописи роста.

 

- И на прощанье мой совет: чтобы знать значения многих иноязычных слов, почаще заглядывайте в словарь иностранных слов. Но не забывайте, что всё хорошо в меру. Говорите понятно!

 

- Ой, а кто это плачет?  Вот откуда ни возьмись идёт к нам Горе луковое…Ещё и плачет…опять что-то с ним случилось…

 

- Да-а-а, случилось! Баба Яга на тебя насмотрелась, ученьем увлеклась, книжки умные читает – ещё и меня учиться заставляет! Ой, горе мне, горе! Есть-пить за просто так не даёт, а только вопросы задаёт и задаёт! (плачет) Загадала  мне загадку: ищи, говорит, синонимы вот к этим словосочетаниям. Да помни: что все синонимы с двойными согласными должны быть. Какие-такие двойные согласные…Я их по одному-то знать не знаю, не встречало!....

(на экране – записаны словосочетания)

- А ребята, Горюшко, тебе сейчас помогут, не переживай!

 

Приобретённая специальность – профессия

Дачная пристройка – терраса

Помещение в школе – класс

Вид плавания – брасс

Один из главных учебных предметов – русский язык

Игра на льду – хоккей

Обучение животных – дрессировка

Скорый поезд – экспресс

Комната для водных процедур – ванная

Больничный лист – бюллетень

Асфальтированная дорога – шоссе

 

- Ой, радость так радость! Пойду, бабушку порадую – справились мы с ребятами с её заданием!!! А вы, ребята, с меня-то пример не берите! Зачем вам как я горевать – лучше родной язык изучать!

 

- Вот сижу я и думаю…Как же там мои ребята в школе учатся? А давайте заглянем на минутку в школьную жизнь – да вместе улыбнёмся. Потому что сейчас у нас – частушки!

 

- Ну что ж, ребята, частушки – это хорошо. А что ещё у вас есть рассмешить Царя-батюшку?

- Игра называется «Раз, два, три» (приглашаются 2-3 участника из зала)

- Расскажу я вам рассказ в полтора десятка фраз.

Лишь скажу я слово «три» - приз немедленно бери!

- Итак, начали…

- Однажды щуку мы поймали, распотрошили, а внутри…

Рубёшек мелких увидали. И не одну, а целых…семь!

-Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи.

Возьми и на ночь повтори разок, другой, а лучше…десять!

- Мечтает парень закалённый стать олимпийским чемпионом. Смотри, на старте не хитри, а жди команду…раз, два,…марш!

- Однажды поезд на вокзале мне тридцать дней пришлось прождать…

Ну что ж, друзья, вы приз не брали, - когда была возможность брать!

 

- Раз пошёл разговор о числах, то предлагаем вам ещё одну игру-аукцион. Нужно вспомнить названия книг, в названия которых входят имена числительные – т.е. есть числа. Выигрывает тот, чья фраза будет последней.

(«Волк и семеро козлят», «Три поросёнка», «Три орешка для Золушки», «Белоснежка и 7 гномов», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Три толстяка», «Три медведя» и т.д.)

 

- А ещё, уважаемый Царь, мы приготовили для вас и всех ребят тему для разговора – «Поговорим о сквернословии.»

- Знаете ли вы, что в XVII веке, по Соборному

уложению царя Алексея Михайловича, за матерные слова, публично произнесенные, полагалась смертная казнь? А в XIX веке матерщинников воспринимали не иначе, как безбожников и анархистов.

Наша повседневная жизнь снабжена и жаргонной лексикой. А что представляет собой жаргон? Жаргон — это специфический, искусственно созданный «язык», который чаще встречается в речи подростков, молодежи, а также представителей преступного мира.Обычно жаргоны возникают из-за желания немногих людей как-то обособить или даже скрыть от общества некоторые стороны жизни и деятельности. Устная речь современной молодёжи просто усыпана жаргонами: сечешь, потрясно, клево, бабки, походняк, видак, оторваться, фигеть, стремно, тачка и т.д. 77

Чтобы убедиться, как жаргоны засоряют нашу речь, посмотрим две сценки «После экзамена». Для каждой сценки нужны по 2 человека.

 

 

СЦЕНКА №1.

— Привет!

— Привет!

— Всё? Отстрелялся?

— Сдул. А Сашка, блин, пролетел мимо, ему

не удалось содрать. Лепил, блин, такую чепуху.

— А я тоже не могу врубиться в эту физику.

Было бы клёво получить «4». Она говорит: иди,

блин, отвечать, а у меня, прикинь, глаза на

лоб.

— Ну, похиляли. Кранты.

 

СЦЕНКА №2.

— Здравствуй, Коля!

—Здравствуй, Антон!

— Экзамен сдал?

— Да, все хорошо. Физика — мой любимый

предмет. Я получил «5». А как ты сдал?

— Я получил «4».Но это потому, что недоучил.

А куда ты сейчас идешь?

— Домой.

— Нам по пути. Пошли вместе.

 

-Эти сценки достаточно выразительны:

как мыслим — так и говорим.

- Засоряют нашу речь и слова-паразиты. Многим из нас знакомы люди, изъясняющиеся примерно так: «Вот, так сказать, прихожу я на работу. Снимаю, значит, пальто, сажусь, так сказать,на свое место. А начальник, значит, говорит, так сказать: «Иди домой, говорит, — я тебе, ну, это, значит,

отгул даю за прошлый выходной, значит. Вот, значит, я, так сказать, и получил этот, значит, дополнительный день отдыха».

-Ребята, какие слова-паразиты доминируют в этом монологе? (так сказать, значит, вот, это).

- Человека, речь которого насыщена примерно такими словами, трудно слушать, а порой и смешно.

- А вот что бывает, когда мысли и речь бедны:

На собрании

Председатель Вова

Хотел взять слово.

Пока вставал,

Потерял слово.

Встал со стула

И сел снова.

Потом встал опять,

Что-то хотел сказать.

Но решил промолчать

И не сказал ни слова.

Потом встал,

Потом сел.

Сел — встал,

Сел — встал

И сел снова.

Устал

И упал,

Так и не взяв слова.

 

- И еще ярким примером бедности и неправильности вашей речи являются выражения из сочинений. Вот послушайте:

«Во двор въехали две лошади. Это были сыновья Тараса Бульбы».

- «Репин шел по берегу Невы и увидел бурлаков на Волге».

- «Когда бьешь или убиваешь человека, потом долго грызет совесть. Со мной так часто бывает».

- «У Катерины было два выхода: либо покончить жизнь самоубийством, либо утопиться».

- «Напившись у источника, Грушницкий заметил княжну Мэри и дружески ей икнул».

- Что помогает нам обогащать словарный запас? Конечно, общение и добрые умные книги.

Чем больше слов находится в распоряжении отдельного человека, тем богаче его речь, тем свободнее, полнее и точнее выражает он свои

мысли, чувства, настроения.

-Нельзя достичь речевого богатства, не изучая изумительный

язык народа во всем многообразии его лексики и фразеологии.

 

- Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны; это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. В за_вершение позвольте дать вам несколько советов.

 

Совет №1. Для повышения речевой грамотности больше читайте. Особенно важно, чтобы вашим постоянным чтением стали лучшие произведения отечественной и мировой литературы. Давно и мудро сказано: «Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо писал».

Совет №2. Привыкайте пользоваться словарями! Их много, и задачи у них разные. О значении и употреблении слов вы узнаете из толкового словаря русского языка. О грамматике написания вы узнаете из орфографического словаря.

Сделать свою речь богаче, ярче поможет словарь синонимов. А если вы интересуетесь происхождением слов, то на помощь придет этимологический словарь.

Кроме словарей, к вашим услугам многочисленные книги по этике и культуре речи. Вот сколько у вас надежных помощников — читай, не

ленись!

последний совет. Не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажете.

В наших словах и интонациях выражено не

только видение вещей и явлений, но и наше отношение к людям. Черствое, грубое слово,брань обижают, оскорбляют. Давайте же уважать друг друга. Не будем сквернословить и грубо выражаться. Позвольте закончить словами Булата Окуджавы:

Давайте восклицать, друг другом восхищаться.

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты —

Ведь это все любви счастливые моменты.

78

-Ой, ребята, как хорошо с вами! Такие вы все грамотные, такие творческие, такие успешные…А не пойти ли мне с вами в школу учиться?..

Очень хочется на вас быть похожим!

- Конечно, пойдёмте с нами! Грамоте учиться всегда пригодится!

 

-Надо стоять всё тверже,

Надо любить все крепче,

Надо хранить все строже

Золото русской речи.

 

 

Час занимательного русского языка в 5-7 классах

Час занимательного русского языка в 5-7 классах

Час занимательного русского языка в 5-7 классах

Час занимательного русского языка в 5-7 классах

Час занимательного русского языка в 5-7 классах

Час занимательного русского языка в 5-7 классах

Час занимательного русского языка в 5-7 классах

Час занимательного русского языка в 5-7 классах

Час занимательного русского языка в 5-7 классах

Час занимательного русского языка в 5-7 классах

Час занимательного русского языка в 5-7 классах

Час занимательного русского языка в 5-7 классах

Час занимательного русского языка в 5-7 классах

Час занимательного русского языка в 5-7 классах

Час занимательного русского языка в 5-7 классах

Час занимательного русского языка в 5-7 классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2020