Час занимательного русского языка для 5-7 классов
«Грамоте учиться всегда пригодится»
Материалы подготовлены
учителем русского языка и литературы
БОУ г.Омска «Гимназия №140»
Писаревой Мариной Владимировной
Песня:
- Куда идёт наш царь – большой секрет (5 раза)
- А мы всегда идём ему во след!
- Мы батюшку спасём наверняка
От знания родного языка…
- Не царское это дело!
Царь:
-Слуги мои верные!
Слуги (вместе):
- Чё?
Царь:
- Не чё, а что! Русского языка не знаете, что ли?
-Не-а, не знаем!
-И тебе, батюшка, не советуем!
Царь:
-Не тебе, а Вам! Я ведь намного старше вас. Всех, кто старше, положено называть
«на ВЫ».
-Вы, батюшка, не волнуйтесь так…Делу время – потех час. Лягайте, отдыхайте…
Царь:
-Не лягайте, а ложитесь! Вы в школе что ли не учились?
-Не-а…А нафига нам это надо?
Царь:
-Надо говорить «нет»! И не «нафига», а «зачем»!!!
Всё, кончилось моё терпение! Марш за парты – на исправление!
-Маримьянна!
-Чаво?!
Царь:-Не «чаво», а «Что», матушка!
- Чем сегодня занималась, как полезно время проводила? Присядь, поговорим с тобой по-русски…
- Ой, клёво, болтать-то я люблю! Значить, так: с утра встала, платье новое одела…
- Стоп! Стоп! Что значит «клёво»? Скажи по-русски: хорошо-то как! И платье ты не Одела, а Надела на себя. Одевают другого человека!
- Да ладно, батюшка! Какая разница-то!...Так вот! Потом блинчики напекла…А вообще-то я больше всё тортЫ люблю…Компоту сливОвого сварила…Потом на огороде свеклУ прополола…
- Ай-яй-яй, необразованность какая! Ребята, а разве вы не слышите? В каждой фразе-ошибка! Какие ошибки в неправильной постановке ударений вы готовы исправить?
(Правильно говорить тОрты, слИвовый, свЁклу)
-Слышишь, голубушка? Запомни, наконец! Понятно?
-Понятно…А я сегодня у заморских купцов такую тюль красивую видела! Вот бы нам в терем такую!
- И снова ошибка! (Слово тюль – мужского рода. Надо говорить красивый тюль.)
- Ладно, батюшка! А украшений там золотых-серебряных – видано-не видано! Одно красивЕе другого!
- Нет, не могу я с тобой разговаривать!...Ты же всё неправильно говоришь! Верно говорить красИвее. Неужели так трудно запомнить?
- Да всё равно, батюшка! Мне эта образованность ни к чему! Мне бы замуж за принца выйти…
-Понятно! Только для начала – уму разуму поучись. Царским указом отправляю тебя за парту в школу! Учиться!!!
-Царь я или не царь?
-Русский я или не русский?
-Молодой я или не молодой?
-То-то же! Грамоте учиться всегда пригодится!
-Только скучно мне что-то…Хочется чего-то интересного, познавательного…
- А позвать сюда Василису Премудрую. Ох, и умная она у нас! Будет вам загадки загадывать…Необычные… А вы, ребята, внимательно слушайте, да отвечайте – Царю-батюшке помогайте!
- Здравствуйте, детки! Давайте поиграем! Вам надо сейчас вспомнить фразеологизмы, которые будут соответствовать по смыслу словам или выражениям.
Например, я говорю - дальний родственник. А вы отвечаете фразеологизмом - седьмая вода на киселе.
1) Ещё молод и неопытен – молоко на губах не обсохло.
2) Очень умный – семи пядей во лбу.
3) Оказаться в глупом положении – сесть в лужу.
4) Ничем не проймёшь – как с гуся вода.
5) Всё нипочём, ничто не страшно – море по колено.
6) Бесследно пропасть, исчезнуть – как в воду канул.
7) Очень мало – как кот наплакал
8) Всё очевидно, сразу видно – на лбу написано
9) Избежать заслуженной кары – выйти сухим из воды
10)Трудное начало – лиха беда начало.
- Вот теперь эти фразеологизмы и их значения вы знайте, и в своей речи, где уместно, применяйте. Но этого очень мало. О всех многочисленных фразеологизмах можно узнать во фразеологическом словаре.
- А я с вами прощаюсь, других деток спешу уму-разуму учить!
И помните: «Русское слово – оно как яблочко: с одного боку зелёное, так с другого румяное. Надо уметь его красным бочком к себе поворачивать, чтобы не кисло говорить, а людям – не кисло слушать было!» До новых встреч, друзья!
- А теперь – новая гостья и новое испытание.
(звучит восточная музыка)
Есть у нас одна девица,
Шамаханская царица.
В сказках Пушкина бывала –
Много в мире повидала.
200 лет молчала вовсе.
А потом немножко проще –
Наконец, заговорила…
Только русским всем на диво!
Слова все иностранные,
А им есть в русском – равные…
-Ребята, Александр Сергеевич Пушкин писал сам о себе:
А вижу я, винюсь пред вами,
Что уж и так мой бедный слог
Пестреть гораздо меньше б мог
Иноплемёнными словами…
- Поскольку я иностранка, моя речь засорена многими нерусскими словами. Помогите мне найти им замену – назовите слово из русского языка.
Валюта – деньги
Карцер – тюрьма
Менеджмент – управление
Наркоз – обезболивание
Коммерция – торговля
Триумф – успех, победа
Рэкет – шантаж
Презентация – представление
ЖалюзИ – шторы
Киллер – убийца
Игнорировать – не замечать
Ординарный – обыкновенный
Консенсус – соглашение
Регламент – ограничение
Ностальгия – тоска
- Спасибо, ребята! И меня просветили, и свои знания обогатили!
Увидели простоту и понятность родного языка.
Мало видеть слово – надо точно
Знать, какая есть у слова почва,
Как росло оно и как крепчало,
Как явилось миру, зазвучало.
Чем должно набухнуть и налиться,
Прежде чем в названье превратиться,
В званье, в имя или в кличку просто…
Прелесть слова – в летописи роста.
- И на прощанье мой совет: чтобы знать значения многих иноязычных слов, почаще заглядывайте в словарь иностранных слов. Но не забывайте, что всё хорошо в меру. Говорите понятно!
- Ой, а кто это плачет? Вот откуда ни возьмись идёт к нам Горе луковое…Ещё и плачет…опять что-то с ним случилось…
- Да-а-а, случилось! Баба Яга на тебя насмотрелась, ученьем увлеклась, книжки умные читает – ещё и меня учиться заставляет! Ой, горе мне, горе! Есть-пить за просто так не даёт, а только вопросы задаёт и задаёт! (плачет) Загадала мне загадку: ищи, говорит, синонимы вот к этим словосочетаниям. Да помни: что все синонимы с двойными согласными должны быть. Какие-такие двойные согласные…Я их по одному-то знать не знаю, не встречало!....
(на экране – записаны словосочетания)
- А ребята, Горюшко, тебе сейчас помогут, не переживай!
Приобретённая специальность – профессия
Дачная пристройка – терраса
Помещение в школе – класс
Вид плавания – брасс
Один из главных учебных предметов – русский язык
Игра на льду – хоккей
Обучение животных – дрессировка
Скорый поезд – экспресс
Комната для водных процедур – ванная
Больничный лист – бюллетень
Асфальтированная дорога – шоссе
- Ой, радость так радость! Пойду, бабушку порадую – справились мы с ребятами с её заданием!!! А вы, ребята, с меня-то пример не берите! Зачем вам как я горевать – лучше родной язык изучать!
- Вот сижу я и думаю…Как же там мои ребята в школе учатся? А давайте заглянем на минутку в школьную жизнь – да вместе улыбнёмся. Потому что сейчас у нас – частушки!
- Ну что ж, ребята, частушки – это хорошо. А что ещё у вас есть рассмешить Царя-батюшку?
- Игра называется «Раз, два, три» (приглашаются 2-3 участника из зала)
- Расскажу я вам рассказ в полтора десятка фраз.
Лишь скажу я слово «три» - приз немедленно бери!
- Итак, начали…
- Однажды щуку мы поймали, распотрошили, а внутри…
Рубёшек мелких увидали. И не одну, а целых…семь!
-Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи.
Возьми и на ночь повтори разок, другой, а лучше…десять!
- Мечтает парень закалённый стать олимпийским чемпионом. Смотри, на старте не хитри, а жди команду…раз, два,…марш!
- Однажды поезд на вокзале мне тридцать дней пришлось прождать…
Ну что ж, друзья, вы приз не брали, - когда была возможность брать!
- Раз пошёл разговор о числах, то предлагаем вам ещё одну игру-аукцион. Нужно вспомнить названия книг, в названия которых входят имена числительные – т.е. есть числа. Выигрывает тот, чья фраза будет последней.
(«Волк и семеро козлят», «Три поросёнка», «Три орешка для Золушки», «Белоснежка и 7 гномов», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Три толстяка», «Три медведя» и т.д.)
- А ещё, уважаемый Царь, мы приготовили для вас и всех ребят тему для разговора – «Поговорим о сквернословии.»
- Знаете ли вы, что в XVII веке, по Соборному
уложению царя Алексея Михайловича, за матерные слова, публично произнесенные, полагалась смертная казнь? А в XIX веке матерщинников воспринимали не иначе, как безбожников и анархистов.
Наша повседневная жизнь снабжена и жаргонной лексикой. А что представляет собой жаргон? Жаргон — это специфический, искусственно созданный «язык», который чаще встречается в речи подростков, молодежи, а также представителей преступного мира.Обычно жаргоны возникают из-за желания немногих людей как-то обособить или даже скрыть от общества некоторые стороны жизни и деятельности. Устная речь современной молодёжи просто усыпана жаргонами: сечешь, потрясно, клево, бабки, походняк, видак, оторваться, фигеть, стремно, тачка и т.д. 77
Чтобы убедиться, как жаргоны засоряют нашу речь, посмотрим две сценки «После экзамена». Для каждой сценки нужны по 2 человека.
СЦЕНКА №1.
— Привет!
— Привет!
— Всё? Отстрелялся?
— Сдул. А Сашка, блин, пролетел мимо, ему
не удалось содрать. Лепил, блин, такую чепуху.
— А я тоже не могу врубиться в эту физику.
Было бы клёво получить «4». Она говорит: иди,
блин, отвечать, а у меня, прикинь, глаза на
лоб.
— Ну, похиляли. Кранты.
СЦЕНКА №2.
— Здравствуй, Коля!
—Здравствуй, Антон!
— Экзамен сдал?
— Да, все хорошо. Физика — мой любимый
предмет. Я получил «5». А как ты сдал?
— Я получил «4».Но это потому, что недоучил.
А куда ты сейчас идешь?
— Домой.
— Нам по пути. Пошли вместе.
-Эти сценки достаточно выразительны:
как мыслим — так и говорим.
- Засоряют нашу речь и слова-паразиты. Многим из нас знакомы люди, изъясняющиеся примерно так: «Вот, так сказать, прихожу я на работу. Снимаю, значит, пальто, сажусь, так сказать,на свое место. А начальник, значит, говорит, так сказать: «Иди домой, говорит, — я тебе, ну, это, значит,
отгул даю за прошлый выходной, значит. Вот, значит, я, так сказать, и получил этот, значит, дополнительный день отдыха».
-Ребята, какие слова-паразиты доминируют в этом монологе? (так сказать, значит, вот, это).
- Человека, речь которого насыщена примерно такими словами, трудно слушать, а порой и смешно.
- А вот что бывает, когда мысли и речь бедны:
На собрании
Председатель Вова
Хотел взять слово.
Пока вставал,
Потерял слово.
Встал со стула
И сел снова.
Потом встал опять,
Что-то хотел сказать.
Но решил промолчать
И не сказал ни слова.
Потом встал,
Потом сел.
Сел — встал,
Сел — встал
И сел снова.
Устал
И упал,
Так и не взяв слова.
- И еще ярким примером бедности и неправильности вашей речи являются выражения из сочинений. Вот послушайте:
«Во двор въехали две лошади. Это были сыновья Тараса Бульбы».
- «Репин шел по берегу Невы и увидел бурлаков на Волге».
- «Когда бьешь или убиваешь человека, потом долго грызет совесть. Со мной так часто бывает».
- «У Катерины было два выхода: либо покончить жизнь самоубийством, либо утопиться».
- «Напившись у источника, Грушницкий заметил княжну Мэри и дружески ей икнул».
- Что помогает нам обогащать словарный запас? Конечно, общение и добрые умные книги.
Чем больше слов находится в распоряжении отдельного человека, тем богаче его речь, тем свободнее, полнее и точнее выражает он свои
мысли, чувства, настроения.
-Нельзя достичь речевого богатства, не изучая изумительный
язык народа во всем многообразии его лексики и фразеологии.
- Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны; это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. В за_вершение позвольте дать вам несколько советов.
Совет №1. Для повышения речевой грамотности больше читайте. Особенно важно, чтобы вашим постоянным чтением стали лучшие произведения отечественной и мировой литературы. Давно и мудро сказано: «Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо писал».
Совет №2. Привыкайте пользоваться словарями! Их много, и задачи у них разные. О значении и употреблении слов вы узнаете из толкового словаря русского языка. О грамматике написания вы узнаете из орфографического словаря.
Сделать свою речь богаче, ярче поможет словарь синонимов. А если вы интересуетесь происхождением слов, то на помощь придет этимологический словарь.
Кроме словарей, к вашим услугам многочисленные книги по этике и культуре речи. Вот сколько у вас надежных помощников — читай, не
ленись!
-И последний совет. Не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажете.
В наших словах и интонациях выражено не
только видение вещей и явлений, но и наше отношение к людям. Черствое, грубое слово,брань обижают, оскорбляют. Давайте же уважать друг друга. Не будем сквернословить и грубо выражаться. Позвольте закончить словами Булата Окуджавы:
Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты —
Ведь это все любви счастливые моменты.
78
-Ой, ребята, как хорошо с вами! Такие вы все грамотные, такие творческие, такие успешные…А не пойти ли мне с вами в школу учиться?..
Очень хочется на вас быть похожим!
- Конечно, пойдёмте с нами! Грамоте учиться всегда пригодится!
-Надо стоять всё тверже,
Надо любить все крепче,
Надо хранить все строже
Золото русской речи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.