«Урок русского языка в 3 классе
«Части речи. Имя существительное и глагол».
Предметы начальной школы (русский язык)»
Номинация «Предметы начальной школы»
Павина А.В.
учитель начальных классов
_______________________________________________________
Цель урока: повторить и закрепить знания детей по темам: "Имя существительное" и "Глагол"
Задачи:
· повторить и закрепить знание грамматических терминов и определений по данным темам;
· продолжать формирование умения ставить вопросы (кто? что?; что делать? что сделать? и др.) к слову и различать существительное и глагол по вопросу и лексическому значению;
· упражнять
в распознавании слов, отвечающих на вопрос кто?
и отвечающих на вопрос что? (одушевленные и неодушевленные существительные);
· способствовать формированию личностных универсальных учебных действий обучающихся, т.е. развивать познавательную мотивацию и в течение всего урока поддерживать благоприятный эмоциональный фон (эмоциональную мотивацию);
· способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий обучающихся, т.е. развивать основные операции логического мышления обучающихся (операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения);
· способствовать формированию регулятивных универсальных учебных действий обучающихся (самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка);
· содействовать воспитанию любви к предмету и формированию коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.
Тип урока: повторение и закрепление изученного материала
Технология: «Индивидуальный стиль учебной деятельности» Н.Л.Галеевой, «Перспективно-опережающее обучение» С.Н.Лысенковой
Оборудование урока:
1. Для учителя: доска с записями, изображения зимы, мороза, снежинки с задачами урока в ларце, схемы слов для чистописания, снежинки с зашифрованным словом, таблица для расшифровки этого слова, табличка со словарным словом, снеговик с родственными словами, две снежные крепости с определениями имени существительного и глагола, ёлка и Дед Мороз-игрушка, три конверта с дифференцированными заданиями на бумажных ёлочных шарах.
2. Для обучающихся: смайлики для рефлексии: красный, желтый, зеленый.
для обратной связи: «светофоры»
План урока:
I. Мотивационный этап.
II. Этап целеполагания.
III. Учебная деятельность
1.Чистописание
2. Словарная работа
3. Повторение теоретического материала.
Физкультурная пауза.
4. Запись слов по памяти.
5. Повторение знаний о родственных словах.
6. Закрепление материала (дифферинциация по степени сложности).
IV. Итог урока. Рефлексия.
Ход урока:
I. Мотивационный этап.
Учитель: Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач. Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
Дети: Веселым, интересным, умным.
Начнем наш урок с девиза, который поможет нам на всех этапах работы.
(Дети сначала про себя читают девиз, затем хором повторяют его.)
Девиз урока:
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой минутой в труде дорожи.
Учитель: Садитесь, пожалуйста. Проверьте посадку. Откроем тетради. Запишем число, классная работа.
II. Этап целеполагания.
Учитель: «Тройка — тройка, прилетела.
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрыла серебром».
Учитель: Что это?
Дети: Зима.
Учитель: Что обозначает это слово?
Дети: Время года и сказочный персонаж.
Учитель: Зависит ли написание этого слова от его значения?
Дети: Зависит, если оно обозначает сказочный персонаж, то напишем слово «Зима» с большой буквы, потому что, это будет имя собственное; а если это слово обозначает время года, то напишем его с маленькой буквы.
Учитель: Начала урок с загадки неслучайно, а потому, что за окном стоит зима, и к нам на урок пришла красавица Зима (появляется иллюстрация).
Учитель: Как в народе называют Зиму?
Дети: Зимушка - Зима, Чародейка, Волшебница.
Учитель: Почему народ так ласково, с восхищением говорит о Зиме?
Дети: Красиво, как в сказке, чудеса, волшебство...
Учитель: Волшебство, чудеса и красоту приносит в природу Зима. А нам на урок она принесла ларец, полный заданий. Давайте-ка его откроем. (Учитель достает снежинку и читает задачи урока)
Учитель: Готовы ли вы выполнить эти задачи?
Дети: Да.
III. Учебная деятельность
1.Чистописание
1) «Дорожка чистописания» (снежинка из ларца)
Учитель: А вот какую букву
надо провести по этой дорожке, догадайтесь сами. Что знаете о букве
О?
Дети: Буква О, бывает заглавная и строчная, заглавная используется для записи имен собственных и начала предложения; обозначает гласный звук.
Учитель: Какое из слов непонятно? (получаются слова: кон, кок, ком, кот, кол, код - объяснение значений слов с помощью обучающихся)
2) Установите закономерность в следовании букв.
На доске пишет учитель.
роо оро оор ... ... ...
(Объяснение учащихся: буква р стоит сначала на 1-м месте, за нею две буквы о, потом буква р встает на 2-е место, буквы о окружают ее, затем буква р встает на 3-е место, а перед ней две буквы о).
Учитель: Какая следующая будет группа?
Дети: роо.
Учитель: Пропишите буквы в заданной последовательности.
2. Словарная работа
Учитель: Зимушка-Зима
пришла не одна, а привела своего помощника. А кто же это, узнайте, расшифровав
слово:
Учитель: Это слово «мороз» (появляется карточка со словом МОРОЗ).
Учитель: Что обозначает это слово?
Дети: 1. Явление природы, очень сильный холод - напишем с маленькой буквы. 2. Сказочный персонаж - это имя собственное и напишем с заглавной буквы.
Учитель: Охарактеризуйте слово «Мороз» в значении «сказочный персонаж».
Дети: Имя сущ., отвечает на вопрос «кто?», обозначает сказочное живое существо, значит, это одушевл. стоит в ед. ч.; в слове 2 слога ударение падает на 2 слог, запоминаем гласную «о», согласную «з» могу проверить - «морозы»; в слове 5 б., 5 зв.
Учитель: Запишите слово в тетрадь с пометкой «Словарь». Что поможет легче запомнить написание этого слова?
Дети: в слове «мороз» есть сочетание -оро-
Учитель: В каких словах уже встречалось нам это сочетание?
Дети: воробей, сорока, ворона, город
Учитель: Заглянем в ларец и достанем следующую снежинку. Вот новое задание. Составьте предложение со словом «мороз» в значении «явление природы».
сущ. гл. сущ. сущ.
Сильный мороз сковал реки крепким льдом.
(Ученик с комментированием
записывает на доске, обучающиеся в тетрадях).
Учитель: Выделите главные члены предложения. Надпишите знакомые части речи.
3. Повторение теоретического материала.
Учитель: Зимой одним из развлечений детей является строительство крепости из снега. Как называют такую крепость? (снежная - появляется ведро и голова снеговика).
Учитель: Давайте и мы с
вами сейчас построим свои крепости. Крепость получится у того, кто хорошо знает
определения имени существительного и глагола.
(2 ученика у доски собирают крепости, класс работает «светофорами»)
Учитель: Молодцы, ребята!
И крепости построили, и знания показали.
Физкультурная пауза.
Учитель: Обувайте валенки, надевайте шапки, шубы и пошли на улицу. Воздух морозный, а вокруг пушистый снег. Берем горсть снега и лепим комки.
Учитель: Как они называются? (появляется второй ком снеговика со словом «снежки»)
Учитель: Шепните своему комочку: девочки - имя существительное, а мальчики - глагол. Бросаем по очереди! (Дети называют слова)
Учитель: Молодцы, ребята! Много словесных комочков бросили. Но вот Зимушка-Зима взмахнула своим рукавом, и с неба, медленно кружась, словно танцуя, стали опускаться непохожие друг на друга...(снежинки)(Появляется ком у снеговика)
Учитель: Так же бесшумно, как ложатся на землю снежинки, опуститесь и вы на свои стульчики.
4. Запись слов по памяти.
Учитель: Проверим вашу память. Вам сейчас нужно будет записать в тетрадь больше 3 слов, но меньше 5. Девочки запишут - глаголы, которые называли мальчики, а мальчики запишите существительные, которые называли девочки. (Обучающиеся записывают слова в тетрадь).
Учитель: Проверим, какие слова записала ..., записал ...(дети работают «светофорами»)
Учитель: Молодцы, ребята! Запомнили слова.
5.
Повторение знаний о родственных словах.
Учитель: Что же у нас получилось? (снеговик), (Появляется очередной ком)
Учитель: Что это за слова?
Дети: Родственные.
Учитель: Докажите.
Дети: Общий корень и близки по значению.
Учитель: Какой же корень?
Дети: Снег, снеж.
Учитель: Почему?
Дети: Чередование для удобства произношения.
Учитель: Добавьте свое слово в семейку «снежных слов»
Дети: Снегурочка.
(Появляется последний ком).
Учитель: Какое из слов семейки вы назвали бы «лишним»?
Дети: Снегурочка - имя собств., снежная (какая?) – имя прилагательное
6. Закрепление материала (дифферинциация по степени сложности).
(Учитель достает 3 конверта с ёлочными шарами - заданиями)
Учитель: У вас на полях нарисованы ёлочные шарики красного, зеленого или синего цвета. Ребята, у которых красный шарик, возьмут задание не из 1 и не из 3 конверта.
Дети: Из 2.
Составьте и запишите из данных слов 3 предложения. Подчеркните в тексте имена существительные одной чертой, а глаголы – двумя чертами.
Морозная, наступила, зима, пушистый, выпал, снег, вылепили, дети, снеговика.
Учитель: Ребята, у которых зеленый шарик, возьмут задание не из 1 конверта.
Дети: Из 3.
Подчеркните в тексте имена существительные одной чертой, а глаголы – двумя чертами.
Наступила морозная зима. Выпал пушистый снег. Дети вылепили снеговика.
Учитель: А ребята, у которых синий шарик, из какого конверта возьмут?
Дети: Из 1.
Прочитайте. Надпишите над словами известные части речи.
Морозная, наступила, зима, пушистый, выпал, снег, вылепили, дети, снеговик.
Учитель: Читайте задание. Все ли понятно? Выполняйте. (Учитель оказывает индивидуальную помощь, проверяет).
Учитель: Прикрепим шары на новогоднюю елку, ведь скоро праздник - Новый год.
IV. Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Как засияла, заулыбалась наша красавица! Елка показала, как хорошо вы сегодня поработали. Какие глаголы я употребила, говоря о нашей елке? (Дети дают ответы)
Учитель: Что сегодня повторили на уроке? Какой получился урок? С каким настроением пойдете с урока?
Учитель: Ребята, для кого сегодня на уроке было:
· всё легко, то возьмите смайлик красного цвета;
· кто испытывал небольшие затруднения, тогда ваш смайлик жёлтого цвета;
· кому было очень сложно, тогда ваш смайлик – зелёного цвета.
Поднимите их, я посмотрю, с кем нужно мне будет ещё поработать.
Оценки за урок.
Учитель: Порадовали вы и меня, и Зимушку-Зиму. Спасибо за работу. Урок окончен.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.