части речи

  • doc
  • 31.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала chasti_rechi._imya_sushchestvitelnoe_i_glagol.doc

 

 

 

 

«Урок русского языка в 3 классе

«Части речи. Имя существительное и глагол».

Предметы начальной школы (русский язык)»

    

 Номинация «Предметы начальной школы»

 

       Павина А.В.

       учитель начальных классов

    _______________________________________________________

 

 

 

Цель урока: повторить и закрепить знания детей по темам: "Имя существительное" и "Глагол"

Задачи:

·     повторить и закрепить знание грамматических терминов и определений по данным темам;

·     продолжать формирование умения ставить вопросы (кто? что?; что делать? что сделать? и др.) к слову и различать существительное и глагол по вопросу и лексическому значению;

·     упражнять в распознавании слов, отвечающих на вопрос кто?
и отвечающих на вопрос что? (одушевленные и неодушевленные существительные);

·     способствовать формированию личностных универсальных учебных действий обучающихся, т.е. развивать познавательную мотивацию и в течение всего урока поддерживать благоприятный эмоциональный фон (эмоциональную мотивацию);

·     способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий обучающихся, т.е. развивать основные операции логического мышления обучающихся (операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения);

·     способствовать формированию регулятивных универсальных учебных действий обучающихся (самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка);

·     содействовать воспитанию любви к предмету и формированию  коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.

Тип урока: повторение и закрепление изученного материала

Технология: «Индивидуальный стиль учебной деятельности» Н.Л.Галеевой, «Перспективно-опережающее обучение» С.Н.Лысенковой

Оборудование урока:

1. Для учителя: доска с записями, изображения зимы, мороза, снежинки с задачами урока в ларце, схемы слов для чистописания, снежинки с зашифрованным словом, таблица для расшифровки этого слова, табличка со словарным словом, снеговик с родственными словами, две снежные крепости с определениями имени существительного и глагола, ёлка и Дед Мороз-игрушка, три конверта с дифференцированными заданиями на бумажных ёлочных шарах.

2. Для обучающихся: смайлики для рефлексии: красный, желтый, зеленый.

для обратной связи: «светофоры»

План урока:

I. Мотивационный этап.

II. Этап целеполагания.

III. Учебная деятельность

1.Чистописание

2. Словарная работа

3. Повторение теоретического материала.

Физкультурная пауза.

4. Запись слов по памяти.

5. Повторение знаний о родственных словах.

6. Закрепление материала (дифферинциация по степени сложности).

IV. Итог урока. Рефлексия.

 

Ход урока:

I. Мотивационный этап.

Учитель: Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач. Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

Дети: Веселым, интересным, умным.

Начнем наш урок с девиза, который поможет нам на всех этапах работы.

(Дети сначала про себя читают девиз, затем хором повторяют его.)

Девиз урока:

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой минутой в труде дорожи.

Учитель: Садитесь, пожалуйста. Проверьте посадку. Откроем тетради. Запишем число, классная работа.

II. Этап целеполагания.

Учитель: «Тройка — тройка, прилетела.

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Все покрыла серебром».

Учитель: Что это?

Дети: Зима.

Учитель: Что обозначает это слово?

Дети: Время года и сказочный персонаж.

Учитель: Зависит ли написание этого слова от его значения?

Дети: Зависит, если оно обозначает сказочный персонаж, то напишем слово «Зима» с большой буквы, потому что, это будет имя собственное; а если это слово обозначает время года, то напишем его с маленькой буквы.

Учитель: Начала урок с загадки неслучайно, а потому, что за окном стоит зима, и к нам на урок пришла красавица Зима (появляется иллюстрация).

Учитель: Как в народе называют Зиму?

Дети: Зимушка - Зима, Чародейка, Волшебница.

Учитель: Почему народ так ласково, с восхищением говорит о Зиме?

Дети: Красиво, как в сказке, чудеса, волшебство...

Учитель: Волшебство, чудеса и красоту приносит в природу Зима. А нам на урок она принесла ларец, полный заданий. Давайте-ка его откроем. (Учитель достает снежинку и читает задачи урока)

Учитель: Готовы ли вы выполнить эти задачи?

Дети: Да.

III. Учебная деятельность

1.Чистописание

1) «Дорожка чистописания» (снежинка из ларца)

Учитель: А вот какую букву надо провести по этой дорожке, догадайтесь сами. Что знаете о букве О?

Дети: Буква О, бывает заглавная и строчная, заглавная используется для записи имен собственных и начала предложения; обозначает гласный звук.

Учитель: Какое из слов непонятно? (получаются слова: кон, кок, ком, кот, кол, код - объяснение значений слов с помощью обучающихся)

2) Установите закономерность в следовании букв.

На доске пишет учитель.

роо  оро  оор  ...  ...  ...

(Объяснение учащихся: буква р стоит сначала на 1-м месте, за нею две буквы о, потом буква р встает на 2-е место, буквы о окружают ее, затем буква р встает на 3-е место, а перед ней две буквы о).

Учитель: Какая следующая будет группа?

Дети: роо.

Учитель: Пропишите буквы в заданной последовательности.

2. Словарная работа

 Учитель: Зимушка-Зима пришла не одна, а привела своего помощника. А кто же это, узнайте, расшифровав слово:

Учитель: Это слово «мороз» (появляется карточка со словом МОРОЗ).

Учитель: Что обозначает это слово?

Дети: 1. Явление природы, очень сильный холод - напишем с маленькой буквы. 2. Сказочный персонаж - это имя собственное и напишем с заглавной буквы.

Учитель: Охарактеризуйте слово «Мороз» в значении «сказочный персонаж».

Дети: Имя сущ., отвечает на вопрос «кто?», обозначает сказочное живое существо, значит, это одушевл. стоит в ед. ч.; в слове 2 слога ударение падает на 2 слог, запоминаем гласную «о», согласную «з» могу проверить - «морозы»; в слове 5 б., 5 зв.

Учитель: Запишите слово в тетрадь с пометкой «Словарь». Что поможет легче запомнить написание этого слова?

Дети: в слове «мороз» есть сочетание -оро-

Учитель: В каких словах уже встречалось нам это сочетание?

Дети: воробей, сорока, ворона, город

Учитель: Заглянем в ларец и достанем следующую снежинку. Вот новое задание. Составьте предложение со словом «мороз» в значении «явление природы».

    сущ.             гл.     сущ.                      сущ.

Сильный мороз сковал реки крепким льдом.

(Ученик с комментированием записывает на доске, обучающиеся в тетрадях).

Учитель: Выделите главные члены предложения. Надпишите знакомые части речи.

3. Повторение теоретического материала.

Учитель: Зимой  одним  из  развлечений  детей  является  строительство  крепости  из  снега.  Как называют такую крепость? (снежная - появляется ведро и голова снеговика).

Учитель: Давайте и мы с вами сейчас построим свои крепости. Крепость получится у того, кто хорошо знает определения имени существительного и глагола.
(2 ученика у доски собирают крепости, класс работает «светофорами»)

Учитель: Молодцы, ребята! И крепости построили, и знания показали.                                                              

 Физкультурная пауза.

Учитель: Обувайте валенки, надевайте шапки, шубы и пошли на улицу. Воздух морозный, а вокруг пушистый снег. Берем горсть снега и лепим комки.

Учитель: Как они называются? (появляется второй ком снеговика со словом «снежки»)

Учитель: Шепните своему комочку: девочки - имя существительное, а мальчики - глагол. Бросаем по очереди! (Дети называют слова)

Учитель: Молодцы, ребята! Много словесных комочков бросили. Но вот Зимушка-Зима взмахнула своим рукавом, и с неба, медленно кружась, словно танцуя, стали опускаться непохожие друг на друга...(снежинки)(Появляется ком у снеговика)

Учитель: Так же бесшумно, как ложатся на землю снежинки, опуститесь и вы на свои стульчики.

4. Запись слов по памяти.

Учитель: Проверим вашу память. Вам сейчас нужно будет записать в тетрадь больше 3 слов, но меньше 5. Девочки запишут - глаголы, которые называли мальчики, а мальчики запишите существительные, которые называли девочки. (Обучающиеся записывают слова в тетрадь).

Учитель: Проверим, какие слова записала ..., записал ...(дети работают «светофорами»)

Учитель: Молодцы, ребята! Запомнили слова.

5. Повторение знаний о родственных словах.

Учитель: Что же у нас получилось? (снеговик), (Появляется очередной ком)

Учитель: Что это за слова?

Дети: Родственные.

Учитель: Докажите.

Дети: Общий корень и близки по значению.

Учитель: Какой же корень?

Дети: Снег, снеж.

Учитель: Почему?

Дети: Чередование для удобства произношения.

Учитель: Добавьте свое слово в семейку «снежных слов»

Дети: Снегурочка.

(Появляется последний  ком).

Учитель: Какое из слов семейки вы назвали бы «лишним»?

Дети: Снегурочка - имя собств., снежная (какая?) – имя прилагательное

6. Закрепление материала (дифферинциация по степени сложности).

(Учитель достает 3 конверта с ёлочными шарами - заданиями)

Учитель: У вас на полях нарисованы ёлочные шарики красного, зеленого или синего цвета. Ребята, у которых красный шарик, возьмут задание не из 1 и не из 3 конверта.

Дети: Из 2.

Составьте и запишите из данных слов 3 предложения. Подчеркните в тексте имена существительные одной чертой, а глаголы – двумя чертами.

Морозная, наступила, зима, пушистый, выпал, снег, вылепили, дети, снеговика.

Учитель: Ребята, у которых зеленый шарик, возьмут задание не из 1 конверта.

Дети: Из 3.

Подчеркните в тексте имена существительные одной чертой, а глаголы – двумя чертами.

Наступила морозная зима. Выпал пушистый снег. Дети вылепили снеговика.

Учитель: А ребята, у которых синий шарик, из какого конверта возьмут?

Дети: Из 1.

Прочитайте. Надпишите над словами известные части речи.

Морозная, наступила, зима, пушистый, выпал, снег, вылепили, дети, снеговик.

Учитель: Читайте задание. Все ли понятно? Выполняйте. (Учитель оказывает индивидуальную помощь, проверяет).

Учитель: Прикрепим шары на новогоднюю елку, ведь скоро праздник - Новый год.

IV. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Как засияла, заулыбалась наша красавица! Елка показала, как хорошо вы сегодня поработали. Какие глаголы я употребила, говоря о нашей елке? (Дети дают ответы)

Учитель: Что сегодня повторили на уроке? Какой получился урок? С каким настроением пойдете с урока?

Учитель: Ребята, для кого сегодня на уроке было:

·  всё легко, то возьмите смайлик красного цвета;

·  кто испытывал небольшие затруднения, тогда ваш смайлик  жёлтого цвета;

·  кому было очень сложно, тогда ваш смайлик – зелёного цвета.

Поднимите их, я посмотрю, с кем нужно мне будет ещё поработать.

Оценки за урок.

Учитель: Порадовали вы и меня, и Зимушку-Зиму. Спасибо за работу. Урок окончен.