Части речи
Оценка 4.6

Части речи

Оценка 4.6
doc
31.05.2021
Части речи
chasti_rechi._imya_sushchestvitelnoe_i_glagol.doc

 

 

 

 

«Урок русского языка в 3 классе

«Части речи. Имя существительное и глагол».

Предметы начальной школы (русский язык)»

    

 Номинация «Предметы начальной школы»

 

       Павина А.В.

       учитель начальных классов

    _______________________________________________________

 

 

 

Цель урока: повторить и закрепить знания детей по темам: "Имя существительное" и "Глагол"

Задачи:

·     повторить и закрепить знание грамматических терминов и определений по данным темам;

·     продолжать формирование умения ставить вопросы (кто? что?; что делать? что сделать? и др.) к слову и различать существительное и глагол по вопросу и лексическому значению;

·     упражнять в распознавании слов, отвечающих на вопрос кто?
и отвечающих на вопрос что? (одушевленные и неодушевленные существительные);

·     способствовать формированию личностных универсальных учебных действий обучающихся, т.е. развивать познавательную мотивацию и в течение всего урока поддерживать благоприятный эмоциональный фон (эмоциональную мотивацию);

·     способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий обучающихся, т.е. развивать основные операции логического мышления обучающихся (операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения);

·     способствовать формированию регулятивных универсальных учебных действий обучающихся (самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка);

·     содействовать воспитанию любви к предмету и формированию  коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.

Тип урока: повторение и закрепление изученного материала

Технология: «Индивидуальный стиль учебной деятельности» Н.Л.Галеевой, «Перспективно-опережающее обучение» С.Н.Лысенковой

Оборудование урока:

1. Для учителя: доска с записями, изображения зимы, мороза, снежинки с задачами урока в ларце, схемы слов для чистописания, снежинки с зашифрованным словом, таблица для расшифровки этого слова, табличка со словарным словом, снеговик с родственными словами, две снежные крепости с определениями имени существительного и глагола, ёлка и Дед Мороз-игрушка, три конверта с дифференцированными заданиями на бумажных ёлочных шарах.

2. Для обучающихся: смайлики для рефлексии: красный, желтый, зеленый.

для обратной связи: «светофоры»

План урока:

I. Мотивационный этап.

II. Этап целеполагания.

III. Учебная деятельность

1.Чистописание

2. Словарная работа

3. Повторение теоретического материала.

Физкультурная пауза.

4. Запись слов по памяти.

5. Повторение знаний о родственных словах.

6. Закрепление материала (дифферинциация по степени сложности).

IV. Итог урока. Рефлексия.

 

Ход урока:

I. Мотивационный этап.

Учитель: Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач. Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

Дети: Веселым, интересным, умным.

Начнем наш урок с девиза, который поможет нам на всех этапах работы.

(Дети сначала про себя читают девиз, затем хором повторяют его.)

Девиз урока:

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой минутой в труде дорожи.

Учитель: Садитесь, пожалуйста. Проверьте посадку. Откроем тетради. Запишем число, классная работа.

II. Этап целеполагания.

Учитель: «Тройка — тройка, прилетела.

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Все покрыла серебром».

Учитель: Что это?

Дети: Зима.

Учитель: Что обозначает это слово?

Дети: Время года и сказочный персонаж.

Учитель: Зависит ли написание этого слова от его значения?

Дети: Зависит, если оно обозначает сказочный персонаж, то напишем слово «Зима» с большой буквы, потому что, это будет имя собственное; а если это слово обозначает время года, то напишем его с маленькой буквы.

Учитель: Начала урок с загадки неслучайно, а потому, что за окном стоит зима, и к нам на урок пришла красавица Зима (появляется иллюстрация).

Учитель: Как в народе называют Зиму?

Дети: Зимушка - Зима, Чародейка, Волшебница.

Учитель: Почему народ так ласково, с восхищением говорит о Зиме?

Дети: Красиво, как в сказке, чудеса, волшебство...

Учитель: Волшебство, чудеса и красоту приносит в природу Зима. А нам на урок она принесла ларец, полный заданий. Давайте-ка его откроем. (Учитель достает снежинку и читает задачи урока)

Учитель: Готовы ли вы выполнить эти задачи?

Дети: Да.

III. Учебная деятельность

1.Чистописание

1) «Дорожка чистописания» (снежинка из ларца)

Учитель: А вот какую букву надо провести по этой дорожке, догадайтесь сами. Что знаете о букве О?

Дети: Буква О, бывает заглавная и строчная, заглавная используется для записи имен собственных и начала предложения; обозначает гласный звук.

Учитель: Какое из слов непонятно? (получаются слова: кон, кок, ком, кот, кол, код - объяснение значений слов с помощью обучающихся)

2) Установите закономерность в следовании букв.

На доске пишет учитель.

роо  оро  оор  ...  ...  ...

(Объяснение учащихся: буква р стоит сначала на 1-м месте, за нею две буквы о, потом буква р встает на 2-е место, буквы о окружают ее, затем буква р встает на 3-е место, а перед ней две буквы о).

Учитель: Какая следующая будет группа?

Дети: роо.

Учитель: Пропишите буквы в заданной последовательности.

2. Словарная работа

 Учитель: Зимушка-Зима пришла не одна, а привела своего помощника. А кто же это, узнайте, расшифровав слово:

Учитель: Это слово «мороз» (появляется карточка со словом МОРОЗ).

Учитель: Что обозначает это слово?

Дети: 1. Явление природы, очень сильный холод - напишем с маленькой буквы. 2. Сказочный персонаж - это имя собственное и напишем с заглавной буквы.

Учитель: Охарактеризуйте слово «Мороз» в значении «сказочный персонаж».

Дети: Имя сущ., отвечает на вопрос «кто?», обозначает сказочное живое существо, значит, это одушевл. стоит в ед. ч.; в слове 2 слога ударение падает на 2 слог, запоминаем гласную «о», согласную «з» могу проверить - «морозы»; в слове 5 б., 5 зв.

Учитель: Запишите слово в тетрадь с пометкой «Словарь». Что поможет легче запомнить написание этого слова?

Дети: в слове «мороз» есть сочетание -оро-

Учитель: В каких словах уже встречалось нам это сочетание?

Дети: воробей, сорока, ворона, город

Учитель: Заглянем в ларец и достанем следующую снежинку. Вот новое задание. Составьте предложение со словом «мороз» в значении «явление природы».

    сущ.             гл.     сущ.                      сущ.

Сильный мороз сковал реки крепким льдом.

(Ученик с комментированием записывает на доске, обучающиеся в тетрадях).

Учитель: Выделите главные члены предложения. Надпишите знакомые части речи.

3. Повторение теоретического материала.

Учитель: Зимой  одним  из  развлечений  детей  является  строительство  крепости  из  снега.  Как называют такую крепость? (снежная - появляется ведро и голова снеговика).

Учитель: Давайте и мы с вами сейчас построим свои крепости. Крепость получится у того, кто хорошо знает определения имени существительного и глагола.
(2 ученика у доски собирают крепости, класс работает «светофорами»)

Учитель: Молодцы, ребята! И крепости построили, и знания показали.                                                              

 Физкультурная пауза.

Учитель: Обувайте валенки, надевайте шапки, шубы и пошли на улицу. Воздух морозный, а вокруг пушистый снег. Берем горсть снега и лепим комки.

Учитель: Как они называются? (появляется второй ком снеговика со словом «снежки»)

Учитель: Шепните своему комочку: девочки - имя существительное, а мальчики - глагол. Бросаем по очереди! (Дети называют слова)

Учитель: Молодцы, ребята! Много словесных комочков бросили. Но вот Зимушка-Зима взмахнула своим рукавом, и с неба, медленно кружась, словно танцуя, стали опускаться непохожие друг на друга...(снежинки)(Появляется ком у снеговика)

Учитель: Так же бесшумно, как ложатся на землю снежинки, опуститесь и вы на свои стульчики.

4. Запись слов по памяти.

Учитель: Проверим вашу память. Вам сейчас нужно будет записать в тетрадь больше 3 слов, но меньше 5. Девочки запишут - глаголы, которые называли мальчики, а мальчики запишите существительные, которые называли девочки. (Обучающиеся записывают слова в тетрадь).

Учитель: Проверим, какие слова записала ..., записал ...(дети работают «светофорами»)

Учитель: Молодцы, ребята! Запомнили слова.

5. Повторение знаний о родственных словах.

Учитель: Что же у нас получилось? (снеговик), (Появляется очередной ком)

Учитель: Что это за слова?

Дети: Родственные.

Учитель: Докажите.

Дети: Общий корень и близки по значению.

Учитель: Какой же корень?

Дети: Снег, снеж.

Учитель: Почему?

Дети: Чередование для удобства произношения.

Учитель: Добавьте свое слово в семейку «снежных слов»

Дети: Снегурочка.

(Появляется последний  ком).

Учитель: Какое из слов семейки вы назвали бы «лишним»?

Дети: Снегурочка - имя собств., снежная (какая?) – имя прилагательное

6. Закрепление материала (дифферинциация по степени сложности).

(Учитель достает 3 конверта с ёлочными шарами - заданиями)

Учитель: У вас на полях нарисованы ёлочные шарики красного, зеленого или синего цвета. Ребята, у которых красный шарик, возьмут задание не из 1 и не из 3 конверта.

Дети: Из 2.

Составьте и запишите из данных слов 3 предложения. Подчеркните в тексте имена существительные одной чертой, а глаголы – двумя чертами.

Морозная, наступила, зима, пушистый, выпал, снег, вылепили, дети, снеговика.

Учитель: Ребята, у которых зеленый шарик, возьмут задание не из 1 конверта.

Дети: Из 3.

Подчеркните в тексте имена существительные одной чертой, а глаголы – двумя чертами.

Наступила морозная зима. Выпал пушистый снег. Дети вылепили снеговика.

Учитель: А ребята, у которых синий шарик, из какого конверта возьмут?

Дети: Из 1.

Прочитайте. Надпишите над словами известные части речи.

Морозная, наступила, зима, пушистый, выпал, снег, вылепили, дети, снеговик.

Учитель: Читайте задание. Все ли понятно? Выполняйте. (Учитель оказывает индивидуальную помощь, проверяет).

Учитель: Прикрепим шары на новогоднюю елку, ведь скоро праздник - Новый год.

IV. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Как засияла, заулыбалась наша красавица! Елка показала, как хорошо вы сегодня поработали. Какие глаголы я употребила, говоря о нашей елке? (Дети дают ответы)

Учитель: Что сегодня повторили на уроке? Какой получился урок? С каким настроением пойдете с урока?

Учитель: Ребята, для кого сегодня на уроке было:

·  всё легко, то возьмите смайлик красного цвета;

·  кто испытывал небольшие затруднения, тогда ваш смайлик  жёлтого цвета;

·  кому было очень сложно, тогда ваш смайлик – зелёного цвета.

Поднимите их, я посмотрю, с кем нужно мне будет ещё поработать.

Оценки за урок.

Учитель: Порадовали вы и меня, и Зимушку-Зиму. Спасибо за работу. Урок окончен.


Урок русского языка в 3 классе «Части речи

Урок русского языка в 3 классе «Части речи

Дед Мороз-игрушка, три конверта с дифференцированными заданиями на бумажных ёлочных шарах

Дед Мороз-игрушка, три конверта с дифференцированными заданиями на бумажных ёлочных шарах

Давайте-ка его откроем. (Учитель достает снежинку и читает задачи урока)

Давайте-ка его откроем. (Учитель достает снежинку и читает задачи урока)

Учитель: Молодцы, ребята! И крепости построили, и знания показали

Учитель: Молодцы, ребята! И крепости построили, и знания показали

Морозная, наступила, зима, пушистый, выпал, снег, вылепили, дети, снеговика

Морозная, наступила, зима, пушистый, выпал, снег, вылепили, дети, снеговика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021