Чего боятся дети

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 18.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В большинстве случаев излишним или навязчивым страхам ребенок обучается под «чутким руководством» собственных родителей. Не так уж много вещей, которых маленькие дети боятся, что называется, «от природы» (это могут быть, к примеру, громкие неожиданные звуки или высота). Чтобы ребенок усвоил, что на ту или иную ситуацию следует реагировать страхом, взрослым совсем не обязательно демонстрировать ему приступ паники. Дети в этом плане очень чувствительны, им, чтобы «позаимствовать» реакцию, подчас достаточно лишь небольшой тревоги взрослого, возникновения у него внутреннего напряжения.
Иконка файла материала Чего боятся дети.doc
Чего боятся дети страхи, В   большинстве   случаев   излишним   или   навязчивым   страхам ребенок обучается под «чутким руководством» собственных родителей. Не так уж много вещей, которых маленькие дети боятся, что называется, «от природы» (это   могут   быть,   к   примеру,   громкие   неожиданные   звуки   или   высота).   Чтобы ребенок   усвоил,   что   на   ту   или   иную   ситуацию   следует   реагировать   страхом, взрослым совсем не обязательно демонстрировать ему приступ паники. Дети в этом плане очень чувствительны, им, чтобы «позаимствовать» реакцию, подчас достаточно   лишь   небольшой   тревоги   взрослого,   возникновения   у   него внутреннего   напряжения.   Ребенок   интуитивно   улавливает,   что   что­то   в   этой ситуации не так, и реагирует страхом, даже не понимая его причины. Допустим, если родитель ждет неприятного телефонного звонка от начальства и поэтому внутренне напрягается всякий раз, как слышит звонок – этого может оказаться вполне достаточно, чтобы ребенок начал реагировать испугом на этот звук, даже если сам по себе он весьма приятен и мелодичен. Особенно     если   родители эффективно   формируются   сами демонстрируют их в ответ на какие­то события, связанные с ребенком, или на его действия. Допустим, ребенок упал с велосипеда и поцарапал коленку. Сам по   себе   он,   наверное,   вполне   спокойно   пережил   бы   это   событие   и   катался дальше   как   ни   в   чем   не   бывало.   В   крайнем   случае,   его   достаточно   просто успокоить. Но если у мамы это вызовет состояние, близкое к истерике, то весьма вероятно, что ребенок и сам начнет реагировать страхом (кстати, если мама в этой   ситуации   начнет   ругать   ребенка,   эффект   будет   таким   же).   Так   же   и   в других ситуациях. Боятся воды и категорически не желают учиться плавать, как правило, дети именно тех родителей, которые сами опасаются, как бы ребенок не утонул  (и, увы, вследствие того, что  ребенок  так  и  не обучается  плавать, вероятность   такого   печального   исхода   резко   возрастает).   Боятся   летать   в самолетах – те, чьим родителям самим тревожно в полете. И так далее. Как мы уже говорили, дети вообще склонны копировать действия и реакции родителей, и   эмоциональные   реакции   не   являются   в   этом   плане   исключением.   Так   что детские проблемы, связанные со страхами, – часто это не более чем отражение проблем родительских. Еще   один   путь   формирования   неадекватных   страхов   –   это   возникновение случайных ассоциаций между тем, что испугало ребенка, и чем­то из того, что в этот   момент   оказалось   поблизости.   В   одном   классическом   психологическом эксперименте маленьких детей пугали громким неожиданным звуком, когда к ним приближался   мужчина   в   костюме   Деда   Мороза, –   и   в   результате   дети   в дальнейшем начинали бояться не только этого персонажа, но и всех бородатых мужчин.   Такие   реакции   наблюдаются   довольно   часто.   Допустим,   на   ребенка неожиданно залаяла большая собака, возник испуг, а потом страх перенесся на то  место, где это  произошло, –  в  результате он без всякой видимой причины пугается, не только когда оказывается именно в этом месте, но подчас и в других похожих местах. Как родителям относиться к детским страхам, чтобы помочь преодолеть их, а не сделать   так,   чтобы   те   закрепились   и   усилились,   превратившись   в   серьезную психологическую проблему? Первое, и, наверное, главное, не надо драматизировать ситуацию, в которой у ребенка   возник   страх!   Если   взрослый   демонстрирует   спокойствие   и   принеобходимости оказывает ребенку помощь для преодоления этой ситуации, то и у ребенка формируется уверенность в себе. Если же родители сами бросаются в оханья­аханья,   страх   у   ребенка   только   усиливается   и   в   дальнейшем   может закрепиться,   возникая   уже   не   только   в   таких   же   условиях,   но   и   в   любых ситуациях, хоть чем­то похожих на изначальную. Оптимальная позиция родителей, помогающая ребенку преодолеть страхи – это   их   доброжелательное   любопытство. Этот   важный   момент,   который,   на первый взгляд, может показаться родителям несколько странным, расходящимся с   традиционными   представлениями   о   воспитании:   часто   считается,   что испуганного   ребенка   нужно   прежде   всего   успокоить,   убедить   что   бояться нечего.   Если   речь   идет   о   сильном   испуге,   граничащем   с   паникой,   это действительно так, однако в остальных случаях такое поведение не оптимально – ведь в результате ребенок не вырабатывает уверенность в собственных силах, а привыкает по любому поводу и без повода искать внешнюю помощь. Поэтому если страх не настолько сильный, чтобы вообще лишить ребенка возможности мыслить и рассуждать, лучше не успокаивать его, а проявить любопытство. В самом деле, ведь интересно, чего же это ребенок так испугался? Почему бы не попросить его подробно рассказать об этом? Пока он рассказывает, отвечает на наводящие   и   уточняющие   вопросы   родителей,   интенсивность   страха   уже уменьшится.   Если   он   связан   не   с   реально   опасным   объектом,   а,   как   и большинство детских страхов, с чем­то выдуманным или сильно преувеличенным, ребенок, вполне возможно, сам над собой начнет смеяться, тогда страх пройдет окончательно. Психологически   неграмотное   же   родительское   поведение,   способствующее закреплению   детских   страхов, –   это   бесконечные   призывы   «Не   бойся!»   (для ребенка это сигнал не безопасности, а лишь того, что родители не понимают его переживания),   а   также   демонстрация   собственного   страха   в   ответ   на происходящие   с   ребенком   события.   Поранил   ребенок,   к   примеру,   коленку, немножко   крови   вытекло   –   ну,   с   кем   не   бывает:   как   говорится,   до   свадьбы заживет! Но  мама  увидела, и  у  нее  чуть ли  ни обморок. Или  на  даче  мышка ненароком   пробежала:   ребенку­то   любопытно,   а   у   родителей   паника.   Если подобные   ситуации   повторяются   регулярно   –   неудивительно,   что   ребенок вырастает тревожным и вообще каким­то «дерганным». Он попросту обучается таким реакциям у собственных родителей – заодно распространяя их не только на те ситуации, свидетелем которых оказался, но и на все, хотя бы отдаленно напоминающие их. Ну просто неоткуда ребенку, кроме как от взрослых, узнать о том, что самолеты опасны   и   в   них,   того   и   гляди,   сгоришь   или   разобьешься!   (К   слову   сказать, объективно   этот   страх   нелеп:   по   статистике,   собственно   авиаперелет   даже безопаснее, чем дорога на легковой машине до аэропорта; но разговор о том, что же   побуждает   многих   взрослых   бояться   именно   самолетов,   а   не   других транспортных  средств,  выходит   за   тему   данной   книги).   Никакого   природного, «инстинктивного» страха тут нет и быть не может, эти переживания целиком и полностью выученные. Что такое авиаперелет  для ребенка? Уселся в кресло, что­то загудело, немножко покачало (меньше, конечно, чем на качелях во дворе, но все равно приятно), виды красивые за окошком появились. Что ж тут может быть  пугающего?!  Разве что вид сидящей  рядом  и сходящей  с ума  от страхамамочки, да еще настойчивые рассказы старших о том, что самолет этот может рухнуть, загореться, взорваться и т. п. Так и с большинством детских страхов. Если ребенок боится, к примеру, Бабы Яги,  повспоминайте   хорошенько  –   не   вы  ли   сами   в   свое  время   запугали   его, говоря что­нибудь типа «Будешь плохо себя вести – Баба Яга придет, посадит тебя в мешок и в лес за берет»? Как помочь ребенку преодолеть страх? Способов довольно много. • Ненавязчиво расспросить его о том, чего именно он боится. При этом взрослый должен занимать позицию любопытного и доброжелательного слушателя. Но не следует убеждать ребенка, что это не страшно, такое заявление практически ничего   не   дает:   ведь   эта   эмоция   возникает   у   ребенка   не   от   того,   что   он сознательно,   путем   размышлений   приходит   к   выводу   об   опасности,   и,   как следствие,   действуя   «от   головы»   ее   не   ослабить.   Не   нужно   и   высмеивать детский страх – быть может, с позиции нашего взрослого разума он и выглядит нелепо, однако для ребенка­то, в его картине мира это самая что ни на есть жизненная   реальность.   Самая   адекватная   реакция   взрослого,   помогающая ребенку преодолеть страх – это интерес к тому, что его напугало. • Нарисовать вместе с ребенком пугающую его ситуацию. Потом следует дать ему   возможность   показать   рисунок   взрослому   (а   возможно,   и  сверстникам)   и рассказать   о   том,   что   именно   там   изображено.   Заключительный   этап   – продолжить рисование, предложив ребенку изобразить на этом же листе самого себя, но теперь уже не боящегося. Однако этот способ лучше не применять, если речь идет о страхе смерти близких или своей собственной, тяжелых болезней и т. п. – в таком случае изображение этой ситуации может лишь усугубить страх, вызвать дополнительную психологическую травму. • Во   многих   случаях   целесообразно проиграть ситуации,   вызывающие   страх   у ребенка. Это особенно эффективно в том случае, когда он боится каких­либо сказочных персонажей, либо страх, являющийся по своей сути вымышленным или сильно   преувеличенным,   касается   каких­то   людей   или   других   живых   существ (скажем, ребенок боится Бабу­Ягу или Волка). Тогда имеет смысл воспроизвести в играх два сюжета – дать ребенку самому исполнить роль этого «агрессора» (другие   участники   при   этом   должны   смешно   демонстрировать   свой   испуг, разбегаться во все стороны), а потом назначить на роль пугающего персонажа кого­то другого. Ребенку же будет отведена позиция того, кто теперь уже не боясь, храбро дает отпор агрессору (можно дать ему соответствующую роль – например, «охотника», побеждающего «волка»). • Сочинить вместе с ребенком сказку, в которой воспроизводилась бы пугающая его ситуация. Сказка, разумеется, должна быть со счастливым концом – чтобы ее главный герой успешно преодолевал испытания, давал достойный отпор тому, что его сначала испугало. • Постепенно,   маленькими   шажками приближать ребенка   к   тому   объекту   или ситуации, что его напугала. Скажем, если он боится собак – сначала посмотреть вместе с ним книжку, где они изображены, потом издалека показать маленького добродушного песика, потом вместе с ребенком подойти к нему поближе, потом погладить   и   т. д.   Важно,   чтобы   на   каждой   стадии   рядом   с   ребенком   был уверенный в себе и доброжелательный взрослый, проявляющий интерес к этой ситуации и хвалящий ребенка за его успехи.• Дать ребенку пообщаться и поиграть с теми сверстниками, которые не боятся пугающих   его   действий   или   ситуаций.   Так,   скажем,   если   ребенка   не   удается научить плавать, потому что он боится воды, – не нужно брать его в охапку и тащить в озеро. Куда эффективней (и гуманней) просто оставить его на часок на пляже,   где   в   воде   играют   другие   дети,   не   боящиеся   ее.   Конечно,   на   всякий случай   за   ребенком   в   такой   ситуации   нужно   посматривать,   чтобы   он, заигравшись,   не   залез   сразу   слишком   глубоко,   однако   вести   это   наблюдение следует   так,   чтобы   сам   ребенок   вас   не   замечал   и   чувствовал,   что   действует самостоятельно. Если   ребенок   боится посторонних   взрослых (например   врачей),   то   для   того, чтобы свести этот страх к минимуму, рекомендуется: 1) сделать так, чтобы при пугающей встрече рядом с ребенком находился хорошо знакомый взрослый, которому он доверяет, лучше всего – кто­то из родителей; 2) демонстрировать   собственное   положительное   отношение   к   тому,   с   кем происходит   встреча,   ни   в   коем   случае   не   «заражать»   ребенка   собственным страхом перед этим человеком; 3) по   возможности,   организовывать   такие   встречи   в   знакомой   для   ребенка обстановке,   если   это   невозможно   –   стремиться   приблизить   ее   к   домашней (например разрешить ребенку взять с собой любимую игрушку). В возрасте 2–3 лет у детей преобладают страхи конкретных ситуаций, явлений, предметов.   Выявляется,   кстати,   любопытная   закономерность:   больше   таких страхов   переживают   те   дети,   у   которых   выше   уровень   развития   интеллекта. Видимо, это  связано с  тем,  что  умненькие  дети  в большей  степени  способны прогнозировать   развитие     предвосхищать   возможность неблагоприятного исхода. В   дальнейшем   же   на   первое   место   выходят символические страхи.   И   их интенсивность связана уже не столько с уровнем интеллектуального развития, сколько со степенью переживаемого ребенком стресса, а также с развитием его социальных навыков. событий,