В большинстве случаев излишним или навязчивым страхам ребенок обучается под «чутким руководством» собственных родителей. Не так уж много вещей, которых маленькие дети боятся, что называется, «от природы» (это могут быть, к примеру, громкие неожиданные звуки или высота). Чтобы ребенок усвоил, что на ту или иную ситуацию следует реагировать страхом, взрослым совсем не обязательно демонстрировать ему приступ паники. Дети в этом плане очень чувствительны, им, чтобы «позаимствовать» реакцию, подчас достаточно лишь небольшой тревоги взрослого, возникновения у него внутреннего напряжения.
Чего боятся дети
страхи,
В большинстве случаев излишним или навязчивым страхам
ребенок обучается под «чутким руководством» собственных родителей. Не так
уж много вещей, которых маленькие дети боятся, что называется, «от природы»
(это могут быть, к примеру, громкие неожиданные звуки или высота). Чтобы
ребенок усвоил, что на ту или иную ситуацию следует реагировать страхом,
взрослым совсем не обязательно демонстрировать ему приступ паники. Дети в
этом плане очень чувствительны, им, чтобы «позаимствовать» реакцию, подчас
достаточно лишь небольшой тревоги взрослого, возникновения у него
внутреннего напряжения. Ребенок интуитивно улавливает, что чтото в этой
ситуации не так, и реагирует страхом, даже не понимая его причины. Допустим,
если родитель ждет неприятного телефонного звонка от начальства и поэтому
внутренне напрягается всякий раз, как слышит звонок – этого может оказаться
вполне достаточно, чтобы ребенок начал реагировать испугом на этот звук, даже
если сам по себе он весьма приятен и мелодичен.
Особенно
если родители
эффективно формируются
сами демонстрируют их в ответ на какието события, связанные с ребенком, или
на его действия. Допустим, ребенок упал с велосипеда и поцарапал коленку. Сам
по себе он, наверное, вполне спокойно пережил бы это событие и катался
дальше как ни в чем не бывало. В крайнем случае, его достаточно просто
успокоить. Но если у мамы это вызовет состояние, близкое к истерике, то весьма
вероятно, что ребенок и сам начнет реагировать страхом (кстати, если мама в
этой ситуации начнет ругать ребенка, эффект будет таким же). Так же и в
других ситуациях. Боятся воды и категорически не желают учиться плавать, как
правило, дети именно тех родителей, которые сами опасаются, как бы ребенок
не утонул (и, увы, вследствие того, что ребенок так и не обучается плавать,
вероятность такого печального исхода резко возрастает). Боятся летать в
самолетах – те, чьим родителям самим тревожно в полете. И так далее. Как мы
уже говорили, дети вообще склонны копировать действия и реакции родителей,
и эмоциональные реакции не являются в этом плане исключением. Так что
детские проблемы, связанные со страхами, – часто это не более чем отражение
проблем родительских.
Еще один путь формирования неадекватных страхов – это возникновение
случайных ассоциаций между тем, что испугало ребенка, и чемто из того, что в
этот момент оказалось поблизости. В одном классическом психологическом
эксперименте маленьких детей пугали громким неожиданным звуком, когда к ним
приближался мужчина в костюме Деда Мороза, – и в результате дети в
дальнейшем начинали бояться не только этого персонажа, но и всех бородатых
мужчин. Такие реакции наблюдаются довольно часто. Допустим, на ребенка
неожиданно залаяла большая собака, возник испуг, а потом страх перенесся на
то место, где это произошло, – в результате он без всякой видимой причины
пугается, не только когда оказывается именно в этом месте, но подчас и в других
похожих местах.
Как родителям относиться к детским страхам, чтобы помочь преодолеть их, а не
сделать так, чтобы те закрепились и усилились, превратившись в серьезную
психологическую проблему?
Первое, и, наверное, главное, не надо драматизировать ситуацию, в которой у
ребенка возник страх! Если взрослый демонстрирует спокойствие и принеобходимости оказывает ребенку помощь для преодоления этой ситуации, то и
у ребенка формируется уверенность в себе. Если же родители сами бросаются в
оханьяаханья, страх у ребенка только усиливается и в дальнейшем может
закрепиться, возникая уже не только в таких же условиях, но и в любых
ситуациях, хоть чемто похожих на изначальную.
Оптимальная позиция родителей, помогающая ребенку преодолеть страхи –
это их доброжелательное любопытство. Этот важный момент, который, на
первый взгляд, может показаться родителям несколько странным, расходящимся
с традиционными представлениями о воспитании: часто считается, что
испуганного ребенка нужно прежде всего успокоить, убедить что бояться
нечего. Если речь идет о сильном испуге, граничащем с паникой, это
действительно так, однако в остальных случаях такое поведение не оптимально
– ведь в результате ребенок не вырабатывает уверенность в собственных силах,
а привыкает по любому поводу и без повода искать внешнюю помощь. Поэтому
если страх не настолько сильный, чтобы вообще лишить ребенка возможности
мыслить и рассуждать, лучше не успокаивать его, а проявить любопытство. В
самом деле, ведь интересно, чего же это ребенок так испугался? Почему бы не
попросить его подробно рассказать об этом? Пока он рассказывает, отвечает на
наводящие и уточняющие вопросы родителей, интенсивность страха уже
уменьшится. Если он связан не с реально опасным объектом, а, как и
большинство детских страхов, с чемто выдуманным или сильно преувеличенным,
ребенок, вполне возможно, сам над собой начнет смеяться, тогда страх пройдет
окончательно.
Психологически неграмотное же родительское поведение, способствующее
закреплению детских страхов, – это бесконечные призывы «Не бойся!» (для
ребенка это сигнал не безопасности, а лишь того, что родители не понимают его
переживания), а также демонстрация собственного страха в ответ на
происходящие с ребенком события. Поранил ребенок, к примеру, коленку,
немножко крови вытекло – ну, с кем не бывает: как говорится, до свадьбы
заживет! Но мама увидела, и у нее чуть ли ни обморок. Или на даче мышка
ненароком пробежала: ребенкуто любопытно, а у родителей паника. Если
подобные ситуации повторяются регулярно – неудивительно, что ребенок
вырастает тревожным и вообще какимто «дерганным». Он попросту обучается
таким реакциям у собственных родителей – заодно распространяя их не только
на те ситуации, свидетелем которых оказался, но и на все, хотя бы отдаленно
напоминающие их.
Ну просто неоткуда ребенку, кроме как от взрослых, узнать о том, что самолеты
опасны и в них, того и гляди, сгоришь или разобьешься! (К слову сказать,
объективно этот страх нелеп: по статистике, собственно авиаперелет даже
безопаснее, чем дорога на легковой машине до аэропорта; но разговор о том, что
же побуждает многих взрослых бояться именно самолетов, а не других
транспортных средств, выходит за тему данной книги). Никакого природного,
«инстинктивного» страха тут нет и быть не может, эти переживания целиком и
полностью выученные. Что такое авиаперелет для ребенка? Уселся в кресло,
чтото загудело, немножко покачало (меньше, конечно, чем на качелях во дворе,
но все равно приятно), виды красивые за окошком появились. Что ж тут может
быть пугающего?! Разве что вид сидящей рядом и сходящей с ума от страхамамочки, да еще настойчивые рассказы старших о том, что самолет этот может
рухнуть, загореться, взорваться и т. п.
Так и с большинством детских страхов. Если ребенок боится, к примеру, Бабы
Яги, повспоминайте хорошенько – не вы ли сами в свое время запугали его,
говоря чтонибудь типа «Будешь плохо себя вести – Баба Яга придет, посадит
тебя в мешок и в лес за берет»?
Как помочь ребенку преодолеть страх? Способов довольно много.
• Ненавязчиво расспросить его о том, чего именно он боится. При этом взрослый
должен занимать позицию любопытного и доброжелательного слушателя. Но не
следует убеждать ребенка, что это не страшно, такое заявление практически
ничего не дает: ведь эта эмоция возникает у ребенка не от того, что он
сознательно, путем размышлений приходит к выводу об опасности, и, как
следствие, действуя «от головы» ее не ослабить. Не нужно и высмеивать
детский страх – быть может, с позиции нашего взрослого разума он и выглядит
нелепо, однако для ребенкато, в его картине мира это самая что ни на есть
жизненная реальность. Самая адекватная реакция взрослого, помогающая
ребенку преодолеть страх – это интерес к тому, что его напугало.
• Нарисовать вместе с ребенком пугающую его ситуацию. Потом следует дать
ему возможность показать рисунок взрослому (а возможно, и сверстникам) и
рассказать о том, что именно там изображено. Заключительный этап –
продолжить рисование, предложив ребенку изобразить на этом же листе самого
себя, но теперь уже не боящегося. Однако этот способ лучше не применять, если
речь идет о страхе смерти близких или своей собственной, тяжелых болезней и
т. п. – в таком случае изображение этой ситуации может лишь усугубить страх,
вызвать дополнительную психологическую травму.
• Во многих случаях целесообразно проиграть ситуации, вызывающие страх у
ребенка. Это особенно эффективно в том случае, когда он боится какихлибо
сказочных персонажей, либо страх, являющийся по своей сути вымышленным или
сильно преувеличенным, касается какихто людей или других живых существ
(скажем, ребенок боится БабуЯгу или Волка). Тогда имеет смысл воспроизвести
в играх два сюжета – дать ребенку самому исполнить роль этого «агрессора»
(другие участники при этом должны смешно демонстрировать свой испуг,
разбегаться во все стороны), а потом назначить на роль пугающего персонажа
когото другого. Ребенку же будет отведена позиция того, кто теперь уже не
боясь, храбро дает отпор агрессору (можно дать ему соответствующую роль –
например, «охотника», побеждающего «волка»).
• Сочинить вместе с ребенком сказку, в которой воспроизводилась бы пугающая
его ситуация. Сказка, разумеется, должна быть со счастливым концом – чтобы ее
главный герой успешно преодолевал испытания, давал достойный отпор тому,
что его сначала испугало.
• Постепенно, маленькими шажками приближать ребенка к тому объекту или
ситуации, что его напугала. Скажем, если он боится собак – сначала посмотреть
вместе с ним книжку, где они изображены, потом издалека показать маленького
добродушного песика, потом вместе с ребенком подойти к нему поближе, потом
погладить и т. д. Важно, чтобы на каждой стадии рядом с ребенком был
уверенный в себе и доброжелательный взрослый, проявляющий интерес к этой
ситуации и хвалящий ребенка за его успехи.• Дать ребенку пообщаться и поиграть с теми сверстниками, которые не боятся
пугающих его действий или ситуаций. Так, скажем, если ребенка не удается
научить плавать, потому что он боится воды, – не нужно брать его в охапку и
тащить в озеро. Куда эффективней (и гуманней) просто оставить его на часок на
пляже, где в воде играют другие дети, не боящиеся ее. Конечно, на всякий
случай за ребенком в такой ситуации нужно посматривать, чтобы он,
заигравшись, не залез сразу слишком глубоко, однако вести это наблюдение
следует так, чтобы сам ребенок вас не замечал и чувствовал, что действует
самостоятельно.
Если ребенок боится посторонних взрослых (например врачей), то для того,
чтобы свести этот страх к минимуму, рекомендуется:
1) сделать так, чтобы при пугающей встрече рядом с ребенком находился хорошо
знакомый взрослый, которому он доверяет, лучше всего – ктото из родителей;
2) демонстрировать собственное положительное отношение к тому, с кем
происходит встреча, ни в коем случае не «заражать» ребенка собственным
страхом перед этим человеком;
3) по возможности, организовывать такие встречи в знакомой для ребенка
обстановке, если это невозможно – стремиться приблизить ее к домашней
(например разрешить ребенку взять с собой любимую игрушку).
В возрасте 2–3 лет у детей преобладают страхи конкретных ситуаций, явлений,
предметов. Выявляется, кстати, любопытная закономерность: больше таких
страхов переживают те дети, у которых выше уровень развития интеллекта.
Видимо, это связано с тем, что умненькие дети в большей степени способны
прогнозировать развитие
предвосхищать возможность
неблагоприятного исхода.
В дальнейшем же на первое место выходят символические страхи. И их
интенсивность связана уже не столько с уровнем интеллектуального развития,
сколько со степенью переживаемого ребенком стресса, а также с развитием его
социальных навыков.
событий,