Чехов " Толстый и тонкий"
Оценка 4.7

Чехов " Толстый и тонкий"

Оценка 4.7
ppt
25.06.2024
Чехов " Толстый  и тонкий"
tolstyy_i_tonkiy__0.ppt

Анализ рассказа А.П. Чехова "Толстый и тонкий"

Анализ рассказа А.П. Чехова "Толстый и тонкий"

Анализ рассказа А.П. Чехова "Толстый и тонкий"

Особенности рассказов Чехова: Короткое вступление

Особенности рассказов Чехова: Короткое вступление

Особенности рассказов Чехова:

Короткое вступление.

Нет подробного описания пейзажа, портрета.

Яркие художественные детали.

Основа рассказа – диалог.

Краткость - сестра таланта». А

Краткость - сестра таланта». А

«Краткость - сестра таланта».
А.П. Чехов

А.П. Чехов – мастер слова. Одной деталью, репликой он может сказать многое.

Деталь – одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер героя

Деталь – одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер героя

Деталь – одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер героя. Деталь может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки.

Обратимся к рассказу Как вы думаете, почему в тексте нет указания на то, когда происходит действие?

Обратимся к рассказу Как вы думаете, почему в тексте нет указания на то, когда происходит действие?

Обратимся к рассказу

Как вы думаете, почему в тексте нет указания на то, когда происходит действие?

По каким деталям текста можно определить историческое время?

Предположите, в каком городе происходит действие? Обоснуйте своё мнение.

Иллюстрации к рассказу

Иллюстрации к рассказу

Иллюстрации к рассказу

Обратимся к рассказу… Найдите портрет

Обратимся к рассказу… Найдите портрет

Обратимся к рассказу…

Найдите портрет Толстого. Какие детали портрета говорят о его высоком уровне на социальной лестнице?

Найдите портрет Тонкого. Какие детали портрета говорят о его невысоком уровне на социальной лестнице?

Обратимся к рассказу… Толстый Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни

Обратимся к рассказу… Толстый Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни

Обратимся к рассказу…

Толстый

Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни.
Пахло от него хересом и флёрдоранжем.

Тонкий

Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками.
Пахло от него ветчиной и кофейной гущей.

Херес и флердоранж могли себе позволить только богатые люди

Херес и флердоранж могли себе позволить только богатые люди

Херес и флердоранж могли себе позволить только богатые люди. Значит Толстый – самостоятельный, богатый, довольный жизнью.

Флёрдоранж

Херес

Значит, Тонкий – бедный, человек, неуверенный в себе

Значит, Тонкий – бедный, человек, неуверенный в себе

«навьючен чемоданами» – не может позволить себе нанять носильщика.
Значит, Тонкий – бедный, человек, неуверенный в себе.

Навьючен
чемоданами

Обратимся к рассказу… О чём говорят реплики

Обратимся к рассказу… О чём говорят реплики

Обратимся к рассказу…

О чём говорят реплики Толстого и Тонкого в начале рассказа?

Выводы: В начале рассказа Толстый и Тонкий равны, они встретились как друзья детства. «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз»

Толстый

Тонкий

«Порфирий!.. Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!»

«Батюшки!.. Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?»

Обратимся к рассказу… Что изменилось в

Обратимся к рассказу… Что изменилось в

Обратимся к рассказу…

Что изменилось в Тонком внешне и внутренне?
Какова причина перемены настроения Тонкого?
Является ли Толстый непосредственным начальником Тонкого?
Есть ли у Тонкого какие-либо причины угодничать перед Толстым?
Зачем же он унижается?

Изменения в Тонком «съежился, сгорбился, сузился…

Изменения в Тонком «съежился, сгорбился, сузился…

Изменения в Тонком

«съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились» (гипербола -  стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности)

В конце слов приставляет «с»: «Хи-хи-с… Что вы-с…» (раньше так было принято обращаться к высокопоставленным личностям)

Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…

Обратимся к рассказу… Найдите детали портрета жены и сына

Обратимся к рассказу… Найдите детали портрета жены и сына

Обратимся к рассказу…

Найдите детали портрета жены и сына Тонкого. Что подчёркивает этими деталями автор в характере героев?

Как ведёт себя сын? Какие жесты показывают его рабское воспитание?

Обратимся к рассказу… Нафанаил немного подумал и снял шапку

Обратимся к рассказу… Нафанаил немного подумал и снял шапку

Обратимся к рассказу…

Нафанаил немного подумал и снял шапку.

Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.

Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул све пуговки своего мундира…

Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку.

Обратимся к рассказу… Что изменилось в героях к концу рассказа?

Обратимся к рассказу… Что изменилось в героях к концу рассказа?

Обратимся к рассказу…

Что изменилось в героях к концу рассказа?

Толстый Тонкий «Для чего этот тон?

Толстый Тонкий «Для чего этот тон?

Толстый

Тонкий

«Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства – и к чему тут это чинопочитание!»
Тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку…

«Помилуйте… Что вы-с.. Милостивое внимание вашего превосходи-тельства… вроде как бы живительной влаги…»
На лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты… Пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал…

Выводы В начале рассказа Толстый испытывает удовольствие от обеда

Выводы В начале рассказа Толстый испытывает удовольствие от обеда

Выводы

В начале рассказа Толстый испытывает удовольствие от обеда. Он рад встрече с Тонким. В конце рассказа его «стошнило» от лицемерия бывшего друга, но при прощании он подал руку приятелю, т.е остался человеком.
Тонкий в начале рассказа показан человеком бедным, но он стремится похвастаться орденом Станислава, дополнительным доходом. В конце рассказа он раздавлен, ему «нечем крыть». Но он лишён чувства собственного достоинства, поэтому в его облике нет ничего человеческого. Он остался только мелким чиновником.

Что высмеивает автор? Подобострастие – льстивость, угодливость

Что высмеивает автор? Подобострастие – льстивость, угодливость

Что высмеивает автор?


Подобострастие – льстивость, угодливость. Угодничество - льстивое поведение. Самоуничижение - признание себя ничтожным. Чинопочитание– лицемерное отношение к старшим по должности, званию. Подхалимство – стремление расположить к себе кого-то лестью.

Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий» – произведение юмористическое или сатирическое?

Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий» – произведение юмористическое или сатирическое?

Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий» – произведение юмористическое или сатирическое?

Как вы думаете, как вёл бы себя на месте тонкого другой мелкий чиновник?
Что позволяет так думать?
Почему персонажей рассказа автор не называет по именам, хотя с самого начала мы знаем, как их зовут?

Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий» – сатирическое произведение

Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий» – сатирическое произведение

Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий» – сатирическое произведение

Рассказ занимает всего 2 страницы, а по глубине обличения пресмыкательства равен крупному произведению (лаконизм)
Отдельный случай приобретает в рассказе значение общего, в котором во всей уродливости раскрылась антитеза «начальствующей сферы» и подчинённых

Выводы по рассказу Ситуация доведена писателем до абсурда, именно это и позволяет лучше увидеть нелепость самой жизни, в которой царят низкопоклонство, чинопочитание, обожествление начальства и…

Выводы по рассказу Ситуация доведена писателем до абсурда, именно это и позволяет лучше увидеть нелепость самой жизни, в которой царят низкопоклонство, чинопочитание, обожествление начальства и…

Выводы по рассказу

Ситуация доведена писателем до абсурда, именно это и позволяет лучше увидеть нелепость самой жизни, в которой царят низкопоклонство, чинопочитание, обожествление начальства и панический страх перед ним.
Особую горечь и неприятие вызывают не просто отношения между чинами, но и добровольное самоуничижение, добровольное превращение в раба.

Чехов, изумительный мастер лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое

Чехов, изумительный мастер лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое

Чехов, изумительный мастер лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Проанализировав рассказ Чехова «Толстый и тонкий», мы можем определить емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, научиться вчитываться в текст.

Выводы по рассказу

Практическая работа по рассказу

Практическая работа по рассказу

Практическая работа по рассказу

Герои и их характеристики

Толстый

Тонкий

Имя

Внешность в начале рассказа

Внешность в конце рассказа

Чем пахнут герои

Семейное положение

Должность

Награды

Поведение в начале и конце рассказа

Домашнее задание Иллюстрации к рассказам

Домашнее задание Иллюстрации к рассказам

Домашнее задание

Иллюстрации к рассказам А.П Чехова.
Подготовиться к внеклассному чтению по рассказам А.П Чехова «Смерть чиновника», «Пересолил» и другие.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.06.2024