Особенности рассказов Чехова:
Короткое вступление.
Нет подробного описания пейзажа, портрета.
Яркие художественные детали.
Основа рассказа – диалог.
«Краткость - сестра таланта».
А.П. Чехов
А.П. Чехов – мастер слова. Одной деталью, репликой он может сказать многое.
Деталь – одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер героя. Деталь может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки.
Обратимся к рассказу
Как вы думаете, почему в тексте нет указания на то, когда происходит действие?
По каким деталям текста можно определить историческое время?
Предположите, в каком городе происходит действие? Обоснуйте своё мнение.
Обратимся к рассказу…
Найдите портрет Толстого. Какие детали портрета говорят о его высоком уровне на социальной лестнице?
Найдите портрет Тонкого. Какие детали портрета говорят о его невысоком уровне на социальной лестнице?
Обратимся к рассказу…
Толстый
Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни.
Пахло от него хересом и флёрдоранжем.
Тонкий
Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками.
Пахло от него ветчиной и кофейной гущей.
Херес и флердоранж могли себе позволить только богатые люди. Значит Толстый – самостоятельный, богатый, довольный жизнью.
Флёрдоранж
Херес
«навьючен чемоданами» – не может позволить себе нанять носильщика.
Значит, Тонкий – бедный, человек, неуверенный в себе.
Навьючен
чемоданами
Обратимся к рассказу…
О чём говорят реплики Толстого и Тонкого в начале рассказа?
Выводы: В начале рассказа Толстый и Тонкий равны, они встретились как друзья детства. «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз»
Толстый
Тонкий
«Порфирий!.. Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!»
«Батюшки!.. Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?»
Обратимся к рассказу…
Что изменилось в Тонком внешне и внутренне?
Какова причина перемены настроения Тонкого?
Является ли Толстый непосредственным начальником Тонкого?
Есть ли у Тонкого какие-либо причины угодничать перед Толстым?
Зачем же он унижается?
Изменения в Тонком
«съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились» (гипербола - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности)
В конце слов приставляет «с»: «Хи-хи-с… Что вы-с…» (раньше так было принято обращаться к высокопоставленным личностям)
Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…
Обратимся к рассказу…
Найдите детали портрета жены и сына Тонкого. Что подчёркивает этими деталями автор в характере героев?
Как ведёт себя сын? Какие жесты показывают его рабское воспитание?
Обратимся к рассказу…
Нафанаил немного подумал и снял шапку.
Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.
Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул све пуговки своего мундира…
Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку.
Толстый
Тонкий
«Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства – и к чему тут это чинопочитание!»
Тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку…
«Помилуйте… Что вы-с.. Милостивое внимание вашего превосходи-тельства… вроде как бы живительной влаги…»
На лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты… Пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал…
Выводы
В начале рассказа Толстый испытывает удовольствие от обеда. Он рад встрече с Тонким. В конце рассказа его «стошнило» от лицемерия бывшего друга, но при прощании он подал руку приятелю, т.е остался человеком.
Тонкий в начале рассказа показан человеком бедным, но он стремится похвастаться орденом Станислава, дополнительным доходом. В конце рассказа он раздавлен, ему «нечем крыть». Но он лишён чувства собственного достоинства, поэтому в его облике нет ничего человеческого. Он остался только мелким чиновником.
Что высмеивает автор?
Подобострастие – льстивость, угодливость. Угодничество - льстивое поведение. Самоуничижение - признание себя ничтожным. Чинопочитание– лицемерное отношение к старшим по должности, званию. Подхалимство – стремление расположить к себе кого-то лестью.
Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий» – произведение юмористическое или сатирическое?
Как вы думаете, как вёл бы себя на месте тонкого другой мелкий чиновник?
Что позволяет так думать?
Почему персонажей рассказа автор не называет по именам, хотя с самого начала мы знаем, как их зовут?
Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий» – сатирическое произведение
Рассказ занимает всего 2 страницы, а по глубине обличения пресмыкательства равен крупному произведению (лаконизм)
Отдельный случай приобретает в рассказе значение общего, в котором во всей уродливости раскрылась антитеза «начальствующей сферы» и подчинённых
Выводы по рассказу
Ситуация доведена писателем до абсурда, именно это и позволяет лучше увидеть нелепость самой жизни, в которой царят низкопоклонство, чинопочитание, обожествление начальства и панический страх перед ним.
Особую горечь и неприятие вызывают не просто отношения между чинами, но и добровольное самоуничижение, добровольное превращение в раба.
Чехов, изумительный мастер лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Проанализировав рассказ Чехова «Толстый и тонкий», мы можем определить емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, научиться вчитываться в текст.
Выводы по рассказу
Практическая работа по рассказу
Герои и их характеристики | Толстый | Тонкий |
Имя | ||
Внешность в начале рассказа | ||
Внешность в конце рассказа | ||
Чем пахнут герои | ||
Семейное положение | ||
Должность | ||
Награды | ||
Поведение в начале и конце рассказа |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.