Человеческий капитал и человеческие ресурсы особенности инвестиций
Презентация по предмету
«Корпоративная социальная ответственность»
на тему
2020
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ
2
Человеческий капитал: определение, структурные компоненты, классификация.
Человеческие ресурсы.
Особенности инвестиций в человеческий капитал.
ПОНЯТИЕ
«ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ»
3
Историческая справка
Джейкоб Минцер (Якоб Минцер) первый предложил термин человеческий капитал в своей статье «Инвестиции в человеческий капитал и персональное распределение дохода» за 1958 г.
Эра прикладных исследований человеческого капитала началась в середине 1970-х гг., поскольку американский экономист Джейкоб Минцер показал, что более образованные американцы в возрасте от 20 до 40 лет получают в шесть раз больше, чем менее образованные коллеги с тем же трудовым стажем, того же возраста.
В дальнейшем идея Минцера была развита теоретическими исследованиями Теодором Шульцом и Гэри Беккером.
Якоб Минцер (Джейкоб Минцер)
американский экономист
(1922 – 2006 гг.)
4
Теоретические исследования начались немного ранее, в конце 1950-х гг., связанные с именами таких исследователей в сфере экономики, как Гэри Беккер и Теодор Шульц.
Гэри Стэнли Беккер получит Нобелевскую премию в 1992 г. с формулировкой «за неоценимый вклад в разносторонние исследования человеческого поведения, которое выходит за рамки рыночного поведения».
В 1961 г. Теодор Уильям Шульц писал, что расходы на медицину, здоровье и питание, которые повышают среднюю продолжительность жизни человека, являются расходами, необходимыми для повышения жизненной энергии, жизненных сил человека. Что является базовой составляющей человеческого капитала.
Историческая справка
Гэри Стэнли Беккер
американский экономист, лауреат нобелевской премии за создание основ теории человеческого капитала
(1930 – 2014 гг.)
ПОНЯТИЕ
«ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ»
Теодор Уильям Шульц
американский экономист, лауреат нобелевской премии за создание основ теории человеческого капитала
(1902 – 1998 гг.)
5
ПОНЯТИЕ
«ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ»
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ (в узком смысле) – это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни
Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду – образование и профессиональные навыки. В дальнейшей понятие расширилось. Согласно данным Всемирного банка в него включают потребительские расходы – затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ (в широком смысле) – это интенсивный производительный фактор развития экономики, общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности
6
ПОНЯТИЕ
«ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ»
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ИНДИВИДУУМА – это состояние его здоровья, уровень воспитания и образования, набор различных качеств, позволяющих человеку осуществлять некую деятельность; с точки зрения экономического подхода, человеческий капитал индивидуума – это совокупность инвестиций, вложенных в развитие конкретной личности, где в качестве таковых могут выступать материальные, финансовые, образовательные, воспитательные, духовные, нравственные – все то, что направляется в любых формах на развитие личности сначала в семье, затем – в дошкольном образовательном учреждении, далее – в школе, университете, на рабочем месте и иных дополнительных сферах деятельности
Следует различать понятия «человеческий капитал индивидуума» и «человеческий капитал общества (страны, региона)»
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ОБЩЕСТВА – это достигнутый на данный момент уровень интегральной оценки общества, где, безусловно, фигурируют такие показатели, как: уровень здравоохранения, образования, экологический, культурный, религиозный уровень, уровень обеспеченности социальной инфраструктурой и многое другое, т.е. все те жизненно необходимые условия, которые являются факторами формирования и развития человеческого капитала; с точки зрения экономического подхода человеческий капитал общества – это совокупность инвестиций, направленных на создание и развитие вышеперечисленных условий с той же конечной целью
7
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ИНДИВИДУУМА
Личностный компонент: здоровье, мировоззрение, определенный склад ума, образ и стиль жизни и многие другие
Образовательный компонент: знания, навыки, умения, профессиональный и жизненный опыт, квалификация
Экономический компонент: отношение к труду, предпринимательские способности и подобные, которые характеризуют человека как существо деятельностное
Социальный компонент: общественные связи, социальная и личная ответственность, открытость для общества, социальная активность и другие
Политический компонент: принадлежность к какому-либо политическому направлению, политическая активность
8
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ОБЩЕСТВА
Личностный компонент: уровень развития Личности в обществе на данном этапе исторического развития
Образовательный компонент: уровень развития системы образования, ее доступности, качества, адекватности существующим запросам общества
Экономический компонент: уровень развития производства, техники, технологии, уровень развитости рыночных отношений и конкуренции
Социальный компонент: уровень развития общества, его зрелость, в частности, уровень развитости гражданского общества
Политический компонент: развитость политической системы, ее открытость обществу, прозрачность политических структур, способность отвечать запросам общества
Компонент здоровья: уровень развития системы здравоохранения в обществе
9
КЛАССИФИКАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Человеческий капитал классифицируют по следующим признакам:
10
КЛАССИФИКАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
По структурным уровням экономики:
По области приложения:
на микроуровне – человеческий капитал индивидуума
на мезоуровне – человеческий капитал предприятий, отраслей, регионов
на макроуровне – человеческий капитал страны
специальный человеческий капитал (навыки, знания, связанных с отраслевой спецификой)
универсальный – капитал для широкого спектра областей применения
11
КЛАССИФИКАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
По степени эффективности:
По формам, в которых воплощается человеческий капитал:
положительный (созидательный) человеческий капитал, обеспечивающий полезную отдачу от инвестиций в него
отрицательный (разрушительный) человеческий капитал, не дающий какой-либо полезной отдачи от инвестиций в него для общества
живой капитал включает в себя знания, «воплощенные» в человека
неживой капитал характеризуется знаниями, воплощенными в материальных формах
12
КЛАССИФИКАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
По сфере применения:
По форме реализации:
производственный человеческий капитал, используемый в сфере материального производства
структурный человеческий капитал – в сфере инфраструктуры и общественных услуг
человеческий капитал высокого качества, накопленный лицами, нацеленными, прежде всего, на креативную, творческую деятельность в различных сферах
человеческий капитал работников массовых профессий преимущественно умственного труда, ориентированных в основном на выполнение «рутинных» работ
гуманитарный человеческий капитал – в сфере создания нового человеческого капитала (образование, художественное творчества и т.п.)
человеческий капитал лиц преимущественно физического труда разной степени квалификации
13
ПОНЯТИЕ
«ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ»
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ – это совокупность различных качеств людей, определяющих их трудоспособность к производству материальных и духовных благ, и являются обобщающим показателем развития общественного производства
Человеческие ресурсы – одна из разновидности ресурсов, а человеческий капитал характеризует наличные человеческие ресурсы
Характеристики человеческих ресурсов:
Количественные
Качественные
Психофизические
Личностные
Квалификационные
14
ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
расходы на образование – включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку на рабочем месте;
расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;
расходы на мобильность, благодаря, которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высокой производительностью
Американские профессора в экономической сфере, авторы учебного пособия «Экономист: принципы, проблемы и политика» К. Макконнелл и С. Брю выделяют следующие виды инвестиций в человеческий капитал:
15
ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТЛ
РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И МЕДИЦИНА
ОБРАЗОВАНИЕ
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАДРОВЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
16
ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
Работы отечественных экономистов, таких, как Ю.Г. Быченко, А.И. Добрынин, С.А. Дятлов, Р.И. Капелюшников и др. выделили ряд особенностей инвестирования в человеческий капитал:
1. Отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно зависит от срока жизни его носителя – от продолжительности трудоспособного периода. То есть, чем раньше выполняются вложения, тем быстрее они начинают делать отдачу.
2. Накопление человеческого капитала осуществляется в процессе периодического переобучения человека, как работника и приобретения им производственного опыта. Если данный процесс осуществляется непрерывно, то по мере использования человеческого капитала его качественные и количественные характеристики улучшаются.
3. По мере накопления человеческого капитал его доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (трудоспособный возраст), а потом резко снижается.
4. При формировании человеческого капитала имеет место «обоюдный эффект», то есть процесс обучения улучшает характеристики и способности не только обучаемого, но и обучающего, что приводит к росту заработков как первого, так и второго.
17
ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
Работы отечественных экономистов, таких, как Ю.Г. Быченко, А.И. Добрынин, С.А. Дятлов, Р.И. Капелюшников и др. выделили ряд особенностей инвестирования в человеческий капитал:
5. Риски инвестиций в человеческий капитал связаны с неэффективным вложением в отдельного индивидуума знаний, которые он не способен использовать. То есть, отсутствие разграничения возможности людей на усвоение информации, знаний, малоэффективная мотивация.
6. Значимые инвестиции – инвестиции в образование и здравоохранение, которые позволяют добиться высокого качества знаний, повышая стоимость человеческого капитала. Вклад в высшее образование позволяет формированию высококвалифицированных специалистов.
7. Инвестиции в человеческий капитал отличаются высокой степень риска.
8. Инвестиции в человеческий капитал одновременно осуществляются государством, семьей, самим человеком, предприятием.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.