Тема урока: |
Человек и его деятельность |
Класс: |
6 класс |
Цели урока: |
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные: · Формирование интереса к обществознанию; · Сформировать у детей уважение к труду. · Способствовать нравственному воспитанию учащихся. |
Тип урока: |
урок изучение нового материала. |
Методы обучения: |
наглядный, частично-поисковый, практический. |
Формы обучения: |
индивидуальная, фронтальная |
Оборудование:
|
· Учебник: Боголюбов Л.Н. Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2017 г · Презентация: «Человек и его деятельность» · Компьютер · Проектор |
План урока:
|
1. Что такое деятельность. 2. Структура деятельности · Мотив · Цель · Деятельность · Результат 3. Виды деятельности 4. Подведение итогов |
Основные понятия:
|
· Деятельность; · Субъект; · Объект; · Мотив; · Цель; · Результат; |
Формируемые УУД |
|
Предметные:
|
1. Формируется представление о деятельности человека. 2. Применение понятийного аппарата (деятельность, цель, результат, мотив). 3. Понимать побудительную роль мотивов в деятельности человека; 4. Устанавливать причинно-следственные связи; 5. Формирование умения работать с текстом учебника, анализировать схемы и таблицы; 6. Уметь высказывать собственное мнение и суждения. |
Метапредметные:
|
1. Познавательные: · Уметь самостоятельно выделять и формулировать цели; · Анализировать вопросы, формулировать ответы. · Осуществлять поиск дополнительной информации; · Учатся сравнивать, обобщать факты и явления; · Давать определения понятиям. 2. Коммуникативные; · Участвуют в коллективном обсуждении проблем; · Обмениваются мнениями, выслушивают и принимают позицию партнера; · Формулируют точку зрения. 3. Регулятивные: · Принимают и сохраняют учебную задачу; · Учатся составлять план последовательности действий |
Личностные:
|
1. Сравнивать разные точки зрения; 2. Оценивать собственную учебную деятельность; 3. Формирование мотивированности и направленности ученика на активное и созидательное участие в общественной жизни. |
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I Организационный этап
|
1. Приветствие учащихся. 2. Отметка отсутствующих. 3. Проверка готовности к уроку: учебник, тетрадь, дневник, письменные принадлежности. 4. Д/з §3 |
Записывают в тетрадь число. |
II Актуализация знаний |
Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися. Что объединяет поговорки? · “Делом спеши, да людей не смеши” · “Кончил дело – гуляй смело” · “Не ошибается тот, кто ничего не делает” · “Веселись, играй, да дело знай” · “Яблоню любят плодовитую, а человека деловитого”
Тема урока «Человек и его деятельность» - Предположите, о чем мы будем говорить на уроке? - На какие вопросы нам предстоит ответить? |
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать Высказывают свое мнение. Выделяют слово дело, деятельность
Записывают тему урока в тетрадь
Высказывают свои варианты. Формулируют вопросы. -Что такое деятельность? -Какую роль играет деятельность в жизни человека? |
III Изучение нового материала |
1. Что такое деятельность. Посмотрите по сторонам. Нас окружают различные предметы, вещи. - Кто создал все эти вещи? Совершенно верно. Человек создает все, чего нет в природе. В течение всей своей жизни мы постоянно занимаемся какой - либо деятельностью. А все, что сделано человеком, является результатом его деятельности. - Что такое деятельность? Попробуем сформулировать определение. - Назовите ассоциации (синонимы) связанные со словом деятельность. - Сверти свой вариант со словарем. Откройте учебник, стр. 108 Деятельность – особый способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей. Работа с документом: «Повесть о настоящем человеке» - Почему Алексея Маресьева назвали настоящим человеком? - Можно ли сказать, что своими делами он изменил себя и свою судьбу. Итак, деятельность – это способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей. Благодаря деятельности человек изменяет и преобразовывает окружающий его мира и самого себя. «Пчела мала, да и та работает» -Прочитайте название п.2 §3 учебника. - Как вы поняли смысл пословицы? Познакомьтесь со слайдами презентации- труд представителей животного мира. - Занимаются ли животные трудовой деятельностью? - Что лежит в основе их поведения? - Чем их активность отличается от трудовой деятельности человека? 2. Структура деятельности Деятельность человека состоит из компонентов. Давайте познакомимся с ними Работа со схемой - Что заставляет человека действовать? - Почему он начинает заниматься деятельностью? Совершенно верно. Итак, первый компонент деятельности – это Мотив – то, что побуждает человека к деятельности. Учебник стр. 27 - Прочитайте отрывок из сказки Л.Кэрролла «Алиса в Стране чудес» «Алиса спрашивает Чеширского кота: - Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти? - А куда ты хочешь попасть? – ответил Кот. - Мне всё равно… - сказала Алиса. - Тогда всё равно, куда и иди, - заметил Кот.» - Была у Алисы цель? - Куда она придет? -Что же такое цель? Цель - определенный результат, на достижение которого направлено действие человека. Цель определяет действия человека. Они всегда направлены на получение какого-то результата. - Рассмотрим примеры: - Какая цель у учителя? - Цель врача? - Цель менеджера? На следующем этапе выбираются средства деятельности. Средства достижения цели – это различные приемы, способы действия, предметы, с помощью которых человек достигает поставленной цели в процессе деятельности. Рассмотрим примеры: -Какие средства вы будите использовать в учебной деятельности? Четвертый этап включает в себя сам процесс деятельности Завершающий этап – Результат деятельности Результат деятельности может быть разным: Результат может быть положительным, если цель достигнута и отрицательным, если цель не достигнута. Рассмотрим примеры: - Что будет результатом учебы? - Назовите результат труда? - Результат научной деятельности? Подведем итог. - Сформулируйте отличительные черты деятельности человека 3.Виды деятельности Человеческая деятельность разнообразна. Вспомните произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Автор помещает на необитаемый остров двух чиновников, привыкших жить на всем готовом. Здесь они обнаруживают, что «человеческая пища в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет… Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала ёё изловить, убить, ощипать, изжарить…» - О какой деятельности идет речь в приведенном фрагменте? - Какие бывают виды деятельности? Выделяют следующие основные виды деятельности: · Учение; · Игра; · Труд · Общение. - Опираясь на текст, дайте характеристику каждому виду деятельности. Ребята получают листы с дополнительным материалом. Работают в парах. Проверка выполненного задания. Представим виды деятельности в виде лестницы. Первая ступень – Игра, т.к. ребенок готовится к взрослой жизни; Вторая ступень – Учеба является непосредственной подготовкой личности к тру, развивает её умственно, физически, эстетически Третья ступень – Труд требует определенных знаний, умений, навыков |
Человек. Люди
Высказывают свои варианты. Записывают в тетрадь.
Высказывают версии. Читают определение. Записывают определение в тетрадь.
Работают с документом. Отвечают на вопросы к документу.
Работаю с пословице, учебник стр. 27 Высказывают свои мнения.
Смотрят изображения животных
Отвечают на вопросы по презентации
Записывают в тетрадь название под – темы .
Зарисовывают схему по мере ее заполнения. Отвечают на вопрос (необходимость в чем-либо, повод)
Делают записи в тетради
Работа с текстом учебника п.2
Читают отрывок сказки
Отвечают на вопросы Формулируют определение понятия – цель Делают запись в тетради, заполняют схему.
Отвечают на вопросы - дать знания - лечить больных - хорошо руководить компанией Делают записи в тетради
Делают записи в тетради Отвечают на вопрос
Результат – это итог деятельности.
Отвечают на вопросы. Знания; товар; идеи, изобретения; Учащиеся формулируют вывод. (Деятельность человека имеет цели и при правильном выборе средств достижения человек достигает результата.)
Отвечают на вопросы
Самостоятельная, индивидуальная работа с текстом, дополнительным материалом. Выписывают определения в тетрадь, заполняют таблицу (см. приложение)
Смотрят презентацию. Распределяют виды деятельности по ступеням. |
IV Закрепление изученного материала. |
- Фронтальный опрос. - Выполнение заданий (см. презентация) |
Выполняют задания. Отвечают на вопросы. |
V Подведение итогов. Рефлексия |
Подводя итоги, вернемся с вами к вопросам, поставленным в начале урока. - Что такое деятельность? - Какую роль играет деятельность в жизни человека?
|
Деятельность - особый способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей. В процессе деятельности человек изменяет, преобразует окружающий мир. В процессе деятельности развиваются способности человека, формируется его характер. сегодня я узнал… я понял, что… я приобрел… я смог… я попробую… урок дал мне… |
Домашнее задание |
Ознакомиться с текстом §3, с. 27-31 |
Открывают дневники, записывают Д/з |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.