Тема. Поэтические картины зимы в стихотворении А.С.Пушкина «Зимняя дорога».
для 5 класса
Цель:
· выявить мотива одиночества, печали, тоски и описания зимней дороги во внутреннем монологе героя;
· развивать навыки выразительного чтения, чтения наизусть, навыки лексической работы, работы с учебником и иллюстрациями;
· формировать нравственно-эстетические представления в ходе выявления смысла названия стихотворения.
Оборудование:
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
III. Изучение нового материала.
1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
2. Выразительное чтение учителем стихотворения «Зимняя дорога».
3. Беседа по первичному восприятию.
- Какой представляется вам зимняя дорога? Составьте ассоциативный ряд к словосочетанию зимняя дорога.
4. Обращение к выставке репродукций художников Л.Л.Каменева, И.И.Левитана, А.К.Саврасова по теме «Зимняя дорога».
Л.Л.Каменев (1833-1886) - русский живописец-пейзажист. Известны его произведения «Красный пруд осенью в Москве», «Зимняя дорога», «Весна», которые были приобретены П.М.Третьяковым.
Его учителя были передвижники, выдающиеся мастера пейзажа, сначала А.К.Саврасов, затем В.Д.Поленов.
А.К.Саврасов (1830-1897) – русский пейзажист, один из членов-учредителей Товарищества передвижников, художник большого дарования и трагической судьбы. В историю русской живописи он вошёл как создатель русского лирического пейзажа, полного грусти и любви к России. В 1871 г. он выставил на Передвижной выставке небольшую картину «Грачи прилетели».
5. Слово учителя.
На картинах русских художников очень часто русская дорога оказывается дорогой зимней: «Зима» А.К.Саврасова, «Вьюга» П.П.Соколова, «Карета, застрявшая в снегу» А.О.Дезарно. Драматические стороны зимнего состояния природы и взаимодействия с ней человека часто олицетворяют либо социальную жестокость, либо борьбу человека со стихией.
В русскую живопись вошла любовь к России, к бедным селеньям, скудной природе, к смиренной красоте, что обращается в первую очередь к сердцу, а не к глазу.
6. Прослушивание романса А.А.Алябьева «Зимняя дорога» на стихи А.С.Пушкина (исполняет Сергей Шапошников).
7. Сообщение учащегося об А.А.Алябьеве и романсе «Зимняя дорога» на слова А.С.Пушкина.
Александр Александрович Алябьев родился 4 августа 1787 года в семействе родовых дворян в городе Тобольске, где его отец служил вице-губернатором. Алябьев получил разностороннее образование и с детских лет приобщился к занятиям искусством. Семья губернатора не пропускала ни одного спектакля и концерта.
Когда Саше исполнилось семь лет, семья переехала в Москву. Отец Алябьева дал сыну хорошее домашнее образование, которое он закончил в Благородном пансионе Московского университета, где занимался игрой на фортепиано и теорией композиции.
Впервые как композитор Алябьев проявил себя в 23 года. Были опубликованы его "Новый французский романс с аккомпанементом для фортепиано" и два фортепианных вальса.
Во время Отечественной войны 1812 года Алябьев добровольцем вступил в русскую армию и прошел с ней боевой путь до Парижа. Участвовал в сражениях, был ранен и награжден за боевые заслуги орденом.
Вернувшись с войны, Алябьев поселился в столице России - Петербурге и начал серьёзно заниматься сочинением музыки. Вскоре он становится автором музыки для театра, опер и романсов, приобретает известность.
В марте 1825 года Алябьев был арестован по обвинению в убийстве партнера по карточной игре и, несмотря на недоказанность обвинения, лишен чинов и дворянства, сослан в Сибирь. В ссылке Алябьев организовал оркестр, устраивал концерты, выступал как пианист. В это время были созданы многие из лучших романсов Алябьева: "Иртыш", "Зимняя дорога", "Вечерний звон", "Два ворона". Через семь лет Алябьев вернулся из ссылки, но не в Петербург, а в Москву.
Популярность романсов Алябьева была очень велика. В романсах, имеющих почти всегда простую куплетную форму, Алябьев обнаружил несомненный мелодический дар. Мелодии его красивы, задушевны и порою не лишены русского национального характера.
Романсы "Соловей" и "Вечерний звон" и сегодня необыкновенно популярны и узнаваемы во всём мире и сегодня - лучшие исполнители включат их в программу, чтобы показать возможности своего исполнительского искусства и красоту голоса.
Издание романсов великого русского композитора Алябьева содержит 111 романсов, 6 песен и 1 операу "Кавказский пленник".
IV. Закрепление изученного.
1. Анализ содержания стихотворения.
- Совпадают ли настроения, переданные в музыке и лирическом произведении?
- Выпишите из текста слова и словосочетания, содействующие воссозданию образа зимней дороги. Какая картина представляется мысленному взору?
- Назовите художественно-изобразительные средства, при помощи которых воссоздана картина печальной зимней дороги. (Эпитеты: волнистые (туманы), печальные (поляны). Олицетворения: пробирается луна, льёт печально свет она).
- Назовите однокоренные слова, встретившиеся в первой строфе. Для чего автор дважды употребляет их? (Печальные, печально. Картина зимней дороги увидена глазами лирического героя. Слова подчёркивают его душевное состояние).
- Выразительное чтение второй и третьей строф. Как меняется панорама изображения?
- Какие звуки раздаются в темноте зимнего вечера? (Монотонный звук колокольчика, скрип полозьев, песня ямщика).
- Лексическая работа со словами однозвучный, долгий, родной.
- Подберите однокоренные слова к слову родной. Что слышит лирический герой в песне ямщика?
2. Обращение к статье учебника «В мире пушкинских стихотворений о природе».
- Какие задачи выполняет описание природы в художественной литературе?
- Как называется лирическое стихотворение, в центре которого находятся образы природы?
- С кем поэт сопоставляет состояние природы?
- Уместно ли уподобление образа лирического героя образу автора?
- Что изображает А.С.Пушкин, рисуя картины природы?
- Выразительное чтение 4-6 строф. Каков смысл многоточий в четвёртой и пятой строфах? (За многоточием скрывается какая-то недоговорённость. Лирический герой не хочет делиться своими переживаниями).
3. Слово учителя.
Стихотворение написано в 1826 г. Обращение к Нине, по-видимому, навеяно мыслями о браке с Софьей Фёдоровной Пушкиной, дальней родственницей поэта, которой он по возвращении из ссылки предложил стать его женой. На встречу с ней он спешит из Михайловского в Москву. Однако поэта постигла неудача. Сватовство было отклонено.
- Выпишите слова и словосочетания, контрастные по настроению описания зимней дороги. Что противопоставлено её печальному однообразию?
- Прочитайте выразительно первое и последнее четверостишия. Почему в финале вновь возникает утомительный звон колокольчика и образ отуманенного лунного блика?
4. Просмотр клипа. («Зимняя дорога», музыка Г.Свиридова», исполняет И.Архипова).
V. Подведение итогов урока.
- Почему стихотворение называется «Зимняя дорога»? (Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена вёрстами: «Только вёрсты полосаты попадаются одне»).
- В жизни всегда есть чёрные и белые полосы. Поэтический образ «полосатых вёрст» приобретает символическое значение. На смену грусти придёт радость, разочарование уступит место надежде.
V. Домашнее задание.
1.Инд.задание: подготовить выразительное чтение стихотворений поэтов XIX в. о родной природе, с.133-140, часть 1.
2. Инд.задание: подготовить сообщение о романсе С.Рахманинова «Весенние воды».
3.Групповое задание: подготовить выставку репродукций картин И.Шишкина, В.Поленова, А.Саврасова, К.Маковского.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.