Павлов Александр Константинович, -
генеральный директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(Российская Федерация, Северо-западный Федеральный округ,
Республика Карелия, г. Петрозаводск), -
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент, академик МАНЭБ,
Заслуженный деятель науки РФ
Человек и культура
ХХ (20) век определяется как век культуры, цивилизации, науки. Эти понятия достигли высокого развития, глубоко вошли в общественную жизнь.
Слово «культура» происходит от латинского «возделывание», «обработка», т.е. то, что создано человеком. Традиционно выдляют пять основных аспектов культуры:
1) Функциональность, так как культура – один из способов существования и функционирования общества. Таким образом, культура определяет характер взаимосвязи людей с историческими обстоятельствами, условиями их жизни, выражает тип и способ человеческой деятельности.
2) Качественность. Культура – это те формы, способы и результаты человеческой деятельности, которые выражают достигнутый в данное время уровень овладения человеком своими отношениями к самому себе, к обществу, природе, передовые условия деятельности. Со стороны качества, в культуру входят различные способы и средства человеческой деятельности: орудия труда, обычаи, стандарты деятельности и поведения, представления о добре, долге, прекрасном, характеристики быта и т.д.
3) Ценностность. Все продукты культуры являются материальными и духовными ценностями, т.е. тем, что необходимо и полезно для жизни людей.
4) Креативность, т.е. творческое начало. Иногда этот признак признаётся основным, и культура определяется как творческая деятельность во всех областях.
5) Нормативность, т.е. существование определнных форм поведения, форм общения, ценностей, традиций, ориентиров.
Таким образом, все отмеченные признаки культуры отражают многогранность её связей с обществом, и отсюда можно вывести единый цементирующий признак, в котором концентрируется сущность культуры – это степень развития человека как личности, как субъекта духовно-практической деятельности.
Культуру можно определить как меру развития человеческой природы, однако, из этого не следует, что понятия «человек» и «культура» синонимичны. На протяжении всей истории развития философской мысли, учёные не раз обращались к проблемам взаимоотношений человека, личности и культуры. Рассмотрим наиболее известные точки зрения.
Ж.-Ж. Руссо выдвигал идею о «природной антикультурности» человека, т.е. человеку присуще естественное, «некультурное» состояние, культура же навязана ему обществом.
Ф. Ницше говорил о том, что любая культура – это средство подавления, порабощения человека.
З. Фрейд писал о том, что культура – это механизм подавления и сублимации бессознательных психических процессов, орудие принуждения и запрета впечатлений. Культура должна оставаться делом всего человечества, т.к. она необходима для «возможности совместной жизни», и самими людьми ощущается «как гнетущий груз», и «каждый отдельный индивид виртуально является врагом культуры».
Все перечисленные научные взгляды приходится признать неприемлемыми, поскольку они не отождествляют культуру и человека, а противопоставляют их друг другу. Современная философская наука понимает под культурой определённую систему материальных и духовных ценностей, форм и результатов человеческой деятельности, которая выражает передовой, совершенный способ функционирования общества, создаётся в ходе творческой, социально-преобразубщей активности людей и в итоге, в своём общем и обобщённом проявлении, выступает как мера духовно-практического развития человека.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.