«Человек и народ – герои М.П. Мусоргского»
Оценка 4.8

«Человек и народ – герои М.П. Мусоргского»

Оценка 4.8
docx
24.03.2021
«Человек и народ – герои М.П. Мусоргского»
МУЗЫКА 1 - копия.docx

Человек и народ – герои М.П. Мусоргского.

 

Цель: показать «современность» музыки М. П. Мусоргского через созвучие его произведений сегодняшнему времени.

 

Задачи:

- обучающая – продолжать знакомить с творчеством М.П. Мусоргского;

- развивающая – формирование представления о музыке как о художественном воспроизведении жизни.

- воспитательная – воспитание личностного понимания историко-нравственной сущности музыкального наследия.

 

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

3. Работа по теме урока:

 

I. Рассказ учителя о М. П. Мусоргском.

Художник верит в будущее, потому что живет в нем.

М. Мусоргский

 

На доске портрет М.П. Мусоргского (1839-1881).

-    С музыкой русского композитора Модеста Петровича Мусоргского мы знакомы сравнительно мало.

-    Назовите произведения М. П. Мусоргского, которые звучали на уроках?

Напомнить фрагменты, если ребята затрудняются ответить.

Вступление к опере «Хованщина» - «Рассвет на Москва - реке».

Мусоргский, по словам Б. В. Астафьева, обогнал свое время на несколько десятков лет «вперед и дал толчок развитию новых музыкальных течений в Европе и в России».

Прожил М. П. Мусоргский всего 42 года, но жизнь его была заполнена мыслями о трагической судьбе народа и желанием облегчить участь его. В одном из писем к другу и единомышленнику он пишет: «... народ хочется сделать; сплю и вижу его, ем и помышляю о нем. Пью - мерещится мне он. Он один, цельный, большой, непокрашенный и без сусальности».

М. П. Мусоргский - представитель древнейшего русского рода (потомок князя Смоленского-Рюриковича). Судьба готовила ему легкую жизненную дорогу. По семейной традиции он должен был стать военным. Но композитор распорядился своей судьбой иначе. С 19 лет начинает серьезно заниматься музыкой - делом, которое тогда не считалось достойной профессией, отдает землю крестьянам и отпускает их на волю, а сам посвящает свою жизнь искусству.

Служить народу через искусство - жизненное кредо композитора. Это побудило искать новые средства выразительности, чтобы выразить в своих произведениях жизненную правду и сделать их более доступными. Поэтому Мусоргский почти не обращается к жанрам симфоний, концертов, прелюдий. Инструментальные произведения его волнуют только тогда, когда они связаны с каким-то сюжетом или живописным образом. Идеал - это синтез искусств. И таким идеалом становится опера.

-        Почему, как вы думаете? Что такое опера?

В своих произведениях Мусоргский обращается к далекой истории, показывая через нее положение народа в настоящем и пути его борьбы за достижение свободы и справедливости. «Прошедшее в настоящем - вот моя задача», - говорил композитор.

-        Почему композитор не обращался к современности? (Чтобы обойти цензуру.)

Особенно интересовали его переломные моменты русской истории, потому что столкновение народа с правящими классами сказывалось особенно ярко. Мусоргский не отделял историю от «человековедения». Показывая разных людей, он запечатлел сложную «многоголосность» эпохи.

В его произведениях абсолютно равноправно сосуществуют высокое и низкое, трагедия и сатира, проникновенная лирика и гротеск. (Гротеск - художественный прием, вызывающий удивление, смех, поражающий воображение при помощи деформации, сочетания несовместимого, представления контрастов, ужасного, уродливого, нередко с шутовским оттенком.) В художественном языке Мусоргского слились элементы музыкальной речи разных стилей прошлого и современности - и в этом он пролагал пути в будущее. Ведь именно полистилистика является одной из самых характерных черт сегодняшней музыки.

Одной из главных задач, поставленных Мусоргским в самом начале творческого пути, была предельно точная передача в музыке интонационного богатства человеческого говора, речи. «Работая над говором человеческим, я добрел до мелодии, творимой этим говором, добрел до воплощения речитатива в мелодии... - рассказывал композитор. - Я хотел бы назвать это осмысленною (оправданною) мелодией». К этому же стремились многие европейские музыканты XX века. Однако новаторство Мусоргского не было оценено его современниками. Непривычные для их слуха выразительнейшие звукосочетания, нетрадиционные формы и приемы оркестровки делали его стиль труднодоступным даже для друзей-музыкантов. Римский-Корсаков так говорил о «Борисе Годунове»: «Я лично это произведение одновременно и боготворю, и ненавижу... Боготворю за оригинальность, силу, смелость, самобытность и красоту, а ненавижу за недоделанность, гармоническую шероховатость, а местами - полную музыкальную несуразность». Музыкальная критика относилась к композитору как к «необработанному самородку», одаренному природой художнику, но безграмотному, не желавшему учиться, «загубленному тенденцией к грубому реализму».

«Мусоргский был реформатор, а участь реформаторов никогда не сладка, никогда они не достигают своего скоро и безмятежно». В. В. Стасов.

 

II. Работа по теме урока. Знакомство с оперой М. П. Мусоргского «Борис Годунов».

- Сегодня мы обратимся к опере «Борис Годунов» (в ней отражена эпоха Смутного времени). Сосредоточим внимание на важнейших драматических моментах. Но поскольку мы стеснены временными рамками урока, то поговорим об основной идее оперы, ее героях, художественных особенностях, новаторстве Мусоргского-композитора. А послушаем фрагменты фортепианной сюиты «Борис Годунов» по опере М. Мусоргского, написанной пианистом и композитором Игорем Худолеем, который, глубоко проникнув в замысел и характер музыкальной речи Мусоргского, сочинил по музыке оперы 8 концертных пьес: «Народ и царь», «Печаль на Руси», «Песня Варлаама», «Царь Борис», «Расходилась, разгулялась», «Лжедмитрий», «Юродивый» и «Звоны».

-        С какими музыкальными переложениями из одного жанра в другой вы уже встречались? (Кармен-сюита Р. Щедрина.)

Сюита воспринимается как гигантская фреска, широкое, трагическое полотно русской истории, но звучащее сегодня необычайно современно, пронзительно остро и злободневно.

Вспомним еще раз об отношении И. А. Римского-Корсакова к опере «Борис Годунов»: «Я лично это произведение одновременно и боготворю, и ненавижу. Боготворю за оригинальность, силу. Смелость, самобытность и красоту, а ненавижу за недоделанность, гармоническую шероховатость, а местами - полную музыкальную несуразность».

-        Неоднозначное мнение, не так ли? Что же смущало Н. А. Римского-Корсакова и что нравилось? Попробуем разобраться.

Главная идея оперы, как и трагедия Пушкина, - «человек и народ, судьба человеческая и судьба народная». Ни в одной из русских опер образ народа не был раскрыт так любовно, достоверно и художественно совершенно. Мусоргский глубже других почувствовал «дух Сусанина» и смог на новой художественной высоте воплотить идею народности, заложенную М. Глинкой, показав образ парода в живом драматическом развитии: от забитого, обнищавшего, до сильного и страшного в неуправляемой стихийности.

В массовых сценах мелодии Мусоргского кажутся подлинно народными, настолько точно уловил композитор суть выразительности русской песни. Его народ - не безликая масса, а единство ярких индивидуальностей. Они настолько типичны, что являются своеобразными обобщениями-символами: Варлаам олицетворяет силу, мощь народа; Юродивый - совесть народа; Пимен - историческую память и мудрость.

Новаторский прием - разделение хора на группы в массовых сценах для исполнения реплик-диалогов, построенных па характерных интонациях народного говора. Получилось то, что в современном кинематографе называют мелким и крупным планом: возникает ощущение, с одной стороны, цельности и единства образа народной массы, а с другой стороны - надвигающийся «крупный план» высвечивает живые, индивидуальные лица.

Не случайно в дореволюционных постановках оперы по велению цензуры сокращались именно народные сцены.

 

Звучание фрагмента из 1-й картины пролога М. Мусоргского.

-        Каким предстает народ в начале оперы? Как это передано в музыке? В сцене коронации Бориса Годунова? (Ремарка Мусоргского: «Движения вялы, походка ленива. В оркестре тема печальная, распевная, характеризующая народное горе. Позже появляется интонация тяжеловесная, «долбящая» - интонация гнета и принуждения.)

Звучание пьесы «Звоны» из сюиты И. Худолея.

-   Сравните с музыкой М. Мусоргского. В чем сходство и различие музыкальных образов?

-   Совсем другим предстает народ в сцене под Кромами. Картина народного бунта.

Звучит хор «Расходилась, разгулялась».

-   Какая музыка по характеру? (Мощная, напористая, неукротимая.)

-   Сравните с песней Варлаама «Как во городе было, во Казани». Есть ли между ними что-либо общее?

Заканчивает Мусоргский оперу словами Юродивого как «гласом народным»: « Лейтесь, лейтесь, слезы горькие. Плачь, плачь, душа православная! Скоро враг придет и настанет тьма - темень темная, непроглядная. Горе, горе Руси! Плачь, плачь, русский люд, голодный люд!»

-        А. С. Пушкин заканчивает трагедию «Борис Годунов» словами: «Народ безмолвствует». А М. Мусоргский?

 

Слушание «Юродивый» и «Звоны» И. Худолея.

-   На каких интонациях построена пьеса «Юродивый»? Почему она воспринимается не как портрет обездоленного человека, а как обобщенный образ Родины?

-   Премьера оперы «Борис Годунов» вызвала бурю восторга слушателей и в то же время резкие нападки критики, непонимание некоторых друзей. Литераторы были обижены вольным обращением Мусоргского с Пушкиным, музыканты - вольным обращением с законами музыкальной речи. Одни обвиняли композитора в излишнем внимании к «толпе», «простонародности», другие - в оскорблении народа. После смерти композитора оперу воспринимали как произведение, почти целиком посвященное теме преступления и наказания, драме больной совести царя. И только после революции 1905 года, всколыхнувшей всю Россию, опера вдруг стала чрезвычайно современной и зазвучала по-новому, как народная драма. В ее постановку 1907 года впервые после премьеры были введены изъятые народные сцены, и смысловой кульминацией стала сцена «Под Кромами». Растревоженные музыкой современники говорили о «всеобщем покаянии», «пожаре общей совести». Как и вторая народная драма Мусоргского - «Хованщина», «Борис Годунов» прозвучал накануне великой русской революции пророчеством о «неслыханных переменах, невиданных мятежах», напоминанием о потаенных, дремлющих до поры силах великой страны.

 

III. Итог урока.

-   Созвучна сегодняшнему времени опера «Борис Годунов»? Почему?

-   Можем ли мы считать М. П. Мусоргского своим современником? Обоснуйте.

Вывод. Лишь в XX веке было осознано национальное и всемирное значение творчества Мусоргского, открывшего новые пути развития музыкального искусства. То, что Римский-Корсаков называл «варварским» звучанием, - выросло в «варваризмы» молодого Прокофьева, проявилось в некоторых сочинениях Стравинского, Мясковского, Свиридова. Симфонии Шостаковича, по существу, - народные драмы, продолжающие линию «Бориса Годунова» и «Хованщины».

 

Учебно-материальное обеспечение:

1. Литература: Учебник, программа.

2. Музыкальный материал: Концертная сюита для фортепиано по опере М. Мусоргского «Борис Годунов». И. Худолей. Фрагменты из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов»: «Пролог. 1-я картина» (фрагмент), «Песня Варлаама», хор «Расходилась, разгулялась...». Вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» - «Рассвет на Москва-реке».

 

 


 

Человек и народ – герои М.П. Мусоргского

Человек и народ – герои М.П. Мусоргского

Поэтому Мусоргский почти не обращается к жанрам симфоний, концертов, прелюдий

Поэтому Мусоргский почти не обращается к жанрам симфоний, концертов, прелюдий

II . Работа по теме урока. Знакомство с оперой

II . Работа по теме урока. Знакомство с оперой

Не случайно в дореволюционных постановках оперы по велению цензуры сокращались именно народные сцены

Не случайно в дореволюционных постановках оперы по велению цензуры сокращались именно народные сцены

III. Итог урока. - Созвучна сегодняшнему времени опера «Борис

III. Итог урока. - Созвучна сегодняшнему времени опера «Борис
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2021