2
АП-1-1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА О САМОМ СЕБЕ: АРХЕЛДЛГТЧЕСКАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ
Педагогическая антропология рассматривает человека в качестве субъекта и объекта педагогического воздействия. Она ставит своей целью определить возможности и попытки отграничения человеческих качеств, которые возникают в результате специфически педагогического взаимодействия, от качеств, имеющих иную природу. (В.И. Гинецинский)
Владислав Ильич Гинецинский
(1940—2014)
3
АП-1-1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА О САМОМ СЕБЕ: ПЕРИОДИЗАЦИЯ
АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ
ПАЛЕОЛИТ
3 млн – 10 тыс лет назад
ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК
1 тыс лет назад – 5 в.н.э.
БРОНЗОВЫЙ ВЕК
4 – 2 тыс лет назад
НЕОЛИТ
5 2 тыс лет назад
МЕЗОЛИТ
9 – 5 тас лет назад
ПЕРВОБЫТНОЕ СТАДО
РАЗЛОЖЕНИЕ ПБО
ЗАРОЖДЕНИЕ КЛАССОВ
РАННЯЯ РОДОВАЯ РБЩИНА
ПОЗДНЯЯ РОДОВАЯ ОБЩИНА
АП-1-1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА О САМОМ СЕБЕ: КОНЦЕПЦИИ.
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА — ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ, КОТОРОЕ ОБОЗНАЧАЕТ СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕЛОВЕКА, ОТЛИЧАЮЩИЕ ЕГО И НЕСВОДИМЫЕ КО ВСЕМ ИНЫМ ФОРМАМ И РОДАМ БЫТИЯ, В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ МЕРЕ ПРИСУЩИЕ ВСЕМ ЛЮДЯМ
4
ИЗУЧЕНИЕМ И ИНТЕРПРЕТАЦИЕЙ ПРИРОДЫ И СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ЗАНИМАЮТСЯ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ОБОБЩЕНИЯ ФИЛОСОФИЯ, АНТРОПОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, СОЦИОБИОЛОГИЯ, ТЕОЛОГИЯ…
РЕЛИГИОЗНАЯ КОНЦЕПЦИЯ
языческие верования утверждают, что человек часть природы;
религии спасения утверждают, что человек – творение Бога…
ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
человек – часть природы и из него можно делать все;
человек – особый мир, его сущность определяется генным кодом;
поступки людей определяются обстоятельствами…
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Основана на теории Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (1859)
АП-1-1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА О САМОМ СЕБЕ: БИОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА.
Биологические особенности человека:
прямостояние и прямохождение;
отсутствие плотного волосяного покрова;
развитая кисть руки ;
крупный объём головного мозга;
наличие органов речи ;
5
Социальные особенности человека:
наличие речи ;
наличие сознания ;
наличие мышления ;
создание культуры ;
изготовление и использование орудий труда;
потребность в творческой деятельности ;
Биологические и социальные факторы находятся в тесной и неразрывной взваимосвязи: биологическая природа человека составляет необходимую фазу и предпосылку формирования человеческих качеств;
человеческие качества становятся самоценностью только под воздействием социальных условий …
6
АП-1-2. ЧЕЛОВЕК КАК САМОЦЕННОСТЬ
ИНДИВИД.
ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ ЗАДАТКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ОСОБЬ ПОЛУЧАЕТ С МОМЕНТА РОЖДЕНИЯ.
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ – ЯВЛЕНИЕ ДЛИТЕЛЬНОЕ И СЛОЖНОЕ.
ЛИЧНОСТЬ.
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ИНДИВИД, СОУЧАСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, СПОСОБНЫЙ ПОЛНОСТЬЮ КОНТРОЛИРОВАТЬ СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПОСТУПКИ
ЗАКОН ЭПИЦЕНТРИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА Э, ЭРИКСОНА
ВЫРАБОТКА БАЗОВОГО ДОВЕРИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
РАННЕЕ ДЕТСТВО: ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
ИГРОВОЕ ВРЕМЯ: ЧУВСТВО ИНИЦИАТИВЫ, СТРЕМЛЕНИЕ К ЛИДЕРСТВУ
ШКОЛЬНОЕ ВРЕМЯ: СТРЕМЛЕНИЕ ДОБИВАТЬСЯ СВОЕЙ ЦЕЛИ
ЮНОШЕСТВО: ЧУВСТВО СОБСТВЕННОЙ ГЕНИАЛЬНОСТИ И НЕПОВТОРИМОСТИ
МОЛОДОСТЬ: СТРЕМЛЕНИЕ И СПОСОБНОСТЬ К ИНТИМНВМ ОТНОШЕНИЯМ
СТАРОСТЬ: КОГДА УЖЕ НИЧЕГО НЕ НУЖНО
ЗРЕЛЫЙ ВОЗРАСТ: СТРЕМЛЕНИЕ О КОМ ЛИБО ЗАБОТИТСЯ
7
АП-1-2. ЧЕЛОВЕК КАК САМОЦЕННОСТЬ. ПЕРИОДЫ ОНТОГЕНЕЗА.
ОНТОГЕНЕЗ ЧЕЛОВЕКА РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК ЧЕРЕДОВАНИЕ ПЕРИОДОВ:
СЕНСЕТИВНЫХ – ПЕРИОДОВ НАИБОЛЬШЕЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ФУНКЦИЙ;
КРИТИЧЕСКИХ – ПЕРИОДАМИ РАССОГЛОСОВАНИЙ, ПРОТИВОРЕЧИЙ, ВЕДУЩИХ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ НОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ
КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ
Кризис первого года: характеризуется изменениями соматического развития
Кризис третьего года: характеризуется противопоставлением в подражании, становление самосознания
Кризис седьмого года: формирование физиологической готовности к учению, возникновение социальной ориентации, осознание своего статуса…
Кризис 11 – 13 лет: период полового созревания, поведение ориентировано на взрослые нормы, ориентация на перспективные цели…
Кризис 19 – 20 лет: завершение биологического развития, формирование высших эмоций: эстетических, этических, интеллектуальных, профессиональных…
8
АП-1-2. ЧЕЛОВЕК КАК САМОЦЕННОСТЬ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА.
Психологическая структура личности — это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида).
Направленность личности — это система устойчиво характеризующих человека побуждений: желания, стремления, способ познания мира и общества
Способности — индиви-дуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности
Самосозна́ние —это сознание человеком своего взаимодействия с объективным миром и миром субъективным (психикой)...
Темпера́мент — устойчивая совокупность индивидуаль-ных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими аспектами деятельности.
Хара́ктер — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.
Психический опыт личности проявляется через знания, умения, навыки…
АП-1-3. ЧЕЛОВЕК КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
.
ОДНОЙ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЧЕЛОВЕКА ЯВЛЯЕТСЯ ЕГО СОЦИАЛЬНОСТЬ. ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ СПОСОБ БЫТИЯ СДЕЛАЛ ПРА-ЧЕЛОВЕКА СУЩКСТВОМ РАЗУМНЫМ:
ОСОЗНАЮЩИМ СЕБЯ ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ;
СПОСОБНЫМ ФИКСИРОВАТЬ СВОЕ ОСОЗНАНИЕ;СТРЕМЯЩЕГОСЯ К САМОАНАЛИЗУ…
СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ПРОИСХОДИТ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ: УСВОЕНИЯ И ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕКОМ КУЛЬТУРЫ ДАННОГО ОБЩЕСТВА НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ СВОЕЙ ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ:
СТИХИЙНУЮ СОЦИАЛИЗАЦИЮ;
ОТНОСИТЕЛЬНО НАПРАВЛЕННУЮ СОЦИАЛИЗАЦИЮ;
ОТНОСИТЕЛЬНО СОЦИАЛЬНО КОНТРОЛИРУЕМУЮ СОЦИАЛИЗАЦИЮ…
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ (АДАПТАЦИЯ) – ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТ ВСТРЕЧНОЙ АКТИВНОСТИ СМУБЪЕКТА И СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ (Ж.ПИАЖЕ, Р.МЕРТОН)
ОБОСОБЛЕНИЕ – ПРОЦЕСС АВТОНОМИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ, РЕЗУЛЬТАТОМ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ ПОТЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ИМЕТЬ СОБСТВЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ, ПРИВЯЗАННОСТИ, ВОЗМОЖНОСТЬ РЕШАТЬ СВОИ ПРОБЛЕМЫ…
СУЩНОСТЬ
МЕХАНИЗМЫ
ИМПРИНТИНГ – ФИКСИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ НА РЕЦЕПТОРНОМ И ПОДСОЗНАТЕЛЬНОМ УРОВНЯХ НОРМ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ;ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ НАЖИМ – ОВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКОМ И НЕСОЗНАВАЕМОЕ УСВОЕНИЕ НОРМ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ;
ИДЕНТИФИКАЦИЯ – ПРОЦЕСС НЕСОЗНАВАЕМОГО ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ СЕБЯ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ;
РЕФЛЕКСИЯ – ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ О СПОСОБАХ ОЦЕНКИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ;
ТРАДИЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ _ УСВОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ НОРМ, ЭТАЛОНОВ ПОВЕДЕНИЯ, ВЗГЛЯДОВ, КОТОРЫЕ ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ ЕГО СЕМЬИ;СТИЛИЗОВАНЫЙ МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЕННУЮ СУБКУЛЬТУРУ;МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ,,,
9
10
АП-1-3. ЧЕЛОВЕК КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ. СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ.
Социально-педагогическая реабилитация – комплекс мер социальной поддержки и диагностико-коррекционных программ по преодолению различных форм дезадаптации, интегрированию человека в социальную среду, выполняющую функции институтов социализации (С.А.Беличева)
ДЕЗАДАПТАЦИЯ
ПАТОГЕННАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ, ВЫЗВАННАЯ ПАТОЛОГИЙ РАЗВИТИЯ;
ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ, ВЫЗВАННАЯ ПОЛОВОЗРАСТНЫМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ;
СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ- ПРОЯВЛЯЕТСЯ В НАРУШЕНИИ НОРМ МОРАЛИ И ПРАВА В АСОЦИАЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ И ДЕФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕЙ РЕГУЛЯЦИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА;КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ;ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПОДХОДОВ К СОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В КОНКРЕТНУЮ СРЕДУ;РАННЯЯ ПСИХОЛОГО_ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕННЫХ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ЛИЧНОСТИ, ПОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ;ВАРИАТИВНОСТЬ В ВЫБОРЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИК И ТЕХНОЛОГИЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ ДАННОЙ КАТЕГОРИИ4
НАПРАВЛЕННОСТЬ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА4
СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, СОЦИАЛЬНОГО ПАТРОНИРОВАНИЯ НУЖДАЮЩИХСЯ В ОСОБОМ ВНИМАНИИ…
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ С ЦЕЛЬЮ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОБЛЕМ АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В МИКРОСОЦИУМЕ;
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО СПОСОБА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЛЯ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА И ВЫБОР МЕР ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЕГО ЛИЧНОСТЬ;
ОКАЗАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ. ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ.СОЦИАЛЬНОЙ. ПРАВОВОЙ И МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ;
КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ И ЛЮДЯМ ИХ ЗАМЕЩАЮЩИХ;
МЕТОДИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СПЕЦИАЛИСТАМ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОПРОСАМИ РЕАБИЛИТАЦИОННО-КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…
СП ПРИНЦИПЫ РЕАБИЛИТАЦИИ
ЗАДАЧИ ПП РЕАБИЛИТАЦИИ
АП-1-3. ЧЕЛОВЕК КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ. СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ.
СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА – ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ФАКТОРОВ, УСКОРЯЮЩЙ ИЛИ СДЕРЖМВАЮЩИЙ ПРОЦЕСС САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПРИ СООТВЕТСТВУЮЩИХ УСЛОВИЯХ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССА.
11
СОЦИАЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ – ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТ ВСЕХ СОЦИАЛЬНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА ЧЕЛОВЕКА: ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫХ И СТИХИЙНЫХ, ПОЗИТИВНЫХ И НЕГАТИВНЫХ
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ – ПРОЦЕСС СОДЕЙСТВИЯ ПРОДУКТИВНОМУ ЛИЧНОСТНОМУ РОСТУ ЧЕЛОВЕКА ПРИ РЕШЕНИИ ИМ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ ЗАДАЧ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ЧЕРЕЗ ДОСТИЖЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА, СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ, СОЦИАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.
Ф О Р М Ы
Организация социального опыта людей и социально необходимых наиболее благоприятных условий для полноценной самореализации.
Самовоспитание в желательном для общества нап-равлении: активация интеллектуального, эмоцио-нального, морального и других факторов.
Создание воспитательной среды в семье и её ближай-шем окружении: формирование в микросреде соци-ально одо.ряемых групповых и коллективных норм…
Проведение комплекса мер по преодолению асоци-альных отклонений в развитии личности и поведе-нии, обеспечение социальной помощи…
12
АП-1-4. ДУХОВНЫЙ ОБЛИК ЧЕЛОВЕКА.
СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ ЧЕЛОВЕКА ЯВЛЯЕТСЯ ЕГО ДУХОВНОСТЬ, ПОТРЕБНОСТЬ В ОРИЕНТАЦИИ НА ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ
Стремление к новым знаниям.
Способность воспринимать мир в нерациональном формате.
Способность получать удовольствие от труда.
Способность испытывать стыд, ответственность, собственное достоинство...
Способность верить в идеал и лучшее будущее.
Способность к самопожертвованию…
ГЛОБАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕКА – ЕГО ЦЕЛОСТНОСТЬ
Человек – живое создание, характеризующееся. Единством материального, чувственного, духовного и рационально-действенного бытия (Феербах)
Физические, анатомические, психические свойства не только адекватны друг другу, но и взаимосвязаны, взаимодействуют, взаимообуславливают друг друга…
СВОБОДА – ОДНА ИЗ ВЫСШИХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И АССОЦИИРУЕТСЯ СО СЧАСТЬЕМ…
РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА ПОДЧИНЯЕТСЯ ОПРЕДЕЛЕННЫМ ЗАКОНОМЕРНОСТЯМ, НО НЕ МЕНЕЕ ВЕЛИКО ЗНАЧЕНИЕ СЛУЧАЙНОСТЕЙ…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.