Человек. Ступеньки познания
Оценка 4.8

Человек. Ступеньки познания

Оценка 4.8
doc
27.10.2023
Человек. Ступеньки познания
Урок 2. Человек. Ступеньки познания.doc

Дата 09.09.                     3 класс

Урок 2. Человек. Ступеньки познания

Цели деятельности учителя:

Образовательная: создать условия для ознакомления с понятием «психология», раскрытия его сути; активизации знаний о том, из чего складывается внутренний мир человека; определения, с помощью чего осуществляется познание (с помощью восприятия, памяти, мышления, воображения), что является его результатом; обучения умению устанавливать причинно-следственные связи, анализировать факты, делать выводы; способствовать формированию понятий «познание» и «самопознание», знаний об уровнях познания.

Развивающая: способствовать развитию внимания, логического мышления, памяти, воображения, умений рассуждать, чётко отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к познавательной деятельности.

Оборудование: тетрадь «Проверим себя»; предметы: апельсин, мяч.

Сценарий урока

I. Организация начала урока.

Вот и прозвенел звонок –                                     Друг на друга посмотрели

начинается урок.                                                    И за парту тихо сели.

II. Изучение нового материала.

1. Подведение к теме урока. Сообщение темы и целей урока.

Учитель читает стихотворение:

У бабули – внук и внучка

ПОЧЕМУК и ПОЧЕМУЧКА.

Целый день свои вопросы

Задаёт народ курносый:

«ПОЧЕМУ зелёный лист?

ПОЧЕМУ поёт артист?

ПОЧЕМУ усы у кошки?

ПОЧЕМУ у стула ножки?

ПОЧЕМУ огонь горит?

ПОЧЕМУ орёл парит?

ПОЧЕМУ растёт трава?

ПОЧЕМУ шумит листва?»

Бабушка весь день в очках

Проверяет в словарях,

Выясняет для внучат,

ПОЧЕМУ ручьи журчат,

ПОЧЕМУ зимой мороз,

ПОЧЕМУ шипы у роз,

ПОЧЕМУ ревёт медведь,

ПОЧЕМУ сверкает медь,

ПОЧЕМУ бывает дождик,

ПОЧЕМУ колючий ёжик...

Ну и внучка! Ну и внук!

Время не тянули!

Быстро «доктором наук»

Сделали бабулю!

                                                                                                                (Н. Иванова.)

как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока?

– К какому царству мы отнесём человека? Почему? (Царство животных.)

– Что общего у человека и животных? (Человек так же, как и животное, рождается, питается, дышит, растёт, рождает потомство.)

– Что отличает человека от животных? (Отличие огромно. Человек – разумное существо. Человек обладает постоянным разумом. Благодаря этому люди создали особый мир – современные города, дороги, фабрики, заводы и др.)

– Сегодня мы должны узнать, с помощью чего человек осуществляет познание мира, что является результатом познавательной деятельности человека. Познание – процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку.

– А где же у человека находится разум?

Головной мозг есть и у животных, но у человека он особенно развит. Благодаря головному мозгу каждый из нас «носит» целый мир. Мы можем представить себе в любую минуту и звёздное небо, и море, и густой туман, и любого человека, которого знаем.

Все картины, которые рисует мозг, отражают наши знания о мире.

Человек также испытывает чувства переживания: радость, восторг, сочувствие, сожаление и др.

Всё, что мы перечислили, и составляет внутренний мир человека.

Физкультминутка

(комплекс упражнений «гимнастика для глаз»)

1. Быстро поморгать, закрыть глаза+++ и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4–5 раз.

2. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1–6. Повторить 2 раза.

2. Актуализация опорных знаний.

– Прочитайте слова Ф. М. Достоевского: «Сложен всякий человек, и глубок, как море».

– Как вы понимаете это выражение? (Высказывания учащихся.)

– Внутренний мир человека называют душевной жизнью, его изучает особая наука – психология.

– Знания не даются человеку от рождения. Он приобретает их в течение всей жизни. Как человек получает знания? (Познание начинается с органов чувств.)

– Какие органы чувств вы знаете? (Ответы учащихся.)

– Отгадайте загадку:

•  один говорит, двое глядят, двое слушают.

– О каких органах чувств говорится в загадке? (Язык, глаза, уши.)

3. Игровая ситуация.

ученику завязать глаза, дать в руки апельсин и предложить назвать предмет.

вопросы:

– Что у тебя в руках?

– Почему ты так решил?

– Какой образ возник в твоем воображении?

Затем предложить мяч, который ученику также необходимо узнать на ощупь.

Вопросы:

– Что это за предмет?

– Почему ты думаешь, что это мяч, а не апельсин?

– Какой образ возник в твоем воображении?

4. Объяснение теоретического материала (диалог с классом).

– Что помогло определить, что предмет, предложенный тебе, это апельсин? (органы чувств.)

– Какие органы чувств есть у человека?

– А есть ли такие органы у животных?

– Итак, органы чувств (глаза и уши) посылают информацию об окружающем мире в головной мозг. Так мы воспринимаем окружающий мир, так происходит восприятие – это первая ступенька познания.

Сохранить полученную информацию помогает память. Память – это вторая ступенька познания. Благодаря памяти человек накапливает в своём мозгу знания. Когда говорят «вспомни», значит, надо «достать» что-нибудь нужное из памяти.

Сведения, полученные об окружающем мире, человек обдумывает, сравнивает, классифицирует, устанавливает связи между предметами, явлениями, делает выводы. Это третья ступенька познания – мышление.

Способность представлять себе то, чего нет перед ним, называется – воображением или фантазией. Это четвёртая ступенька познания.

III. Закрепление изученного материала.

– Как доказать, что человек часть живой природы? (Человек рождается, питается, дышит, растёт, рождает потомство.)

– Чем человек отличается от животных? (Человек – разумное существо.)

– Где у человека помещается разум? (Разум у человека помещается в головном мозге.)

– Из чего складывается внутренний мир человека? (Внутренний мир человека складывается из характера, чувств, восприятия, знаний, мышления, памяти, воображения, мечты.)

– Перечисли ступеньки познания человеком окружающего. (Ступеньки познания: восприятие, память, мышление, воображение.)

Тест

1. Что отличает человека от животных? Подчеркни правильный ответ.

а) разум;                    б) сила;            в) питание;

2. Что из перечисленного составляет внутренний мир человека? Подчеркни правильный ответ.

а) сердце;      в) воображение, мечты;              д) здоровый организм;

б) характер;   г) чувства, восприятие, память;  е) знания, мышление.

3. Подчеркни органы чувств.

а) сердце;                 б) глаза;           в) уши;                 г) язык.

4. Расставь порядок следования ступенек познания.

а) воображение;      б) память;       в) мышление;     г) восприятие.

Ответы к п. 4: 1-г.  2-б.  3-в.  4-а.

IV. Итог урока.

– Что отличает человека от животных?

– Из чего складывается внутренний мир человека?

– Назовите органы чувств.

– Перечислите ступеньки познания.

Домашнее задание: учебник, с. 10–15 (читать); рабочая тетрадь, задание № 4, с. 7.


Дата 09.09. 3 класс

Дата 09.09. 3 класс

Сегодня мы должны узнать, с помощью чего человек осуществляет познание мира, что является результатом познавательной деятельности человека

Сегодня мы должны узнать, с помощью чего человек осуществляет познание мира, что является результатом познавательной деятельности человека

Итак, органы чувств (глаза и уши) посылают информацию об окружающем мире в головной мозг

Итак, органы чувств (глаза и уши) посылают информацию об окружающем мире в головной мозг
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2023