Дата 09.09. 3 класс
Урок 2. Человек. Ступеньки познания
Цели деятельности учителя:
Образовательная: создать условия для ознакомления с понятием «психология», раскрытия его сути; активизации знаний о том, из чего складывается внутренний мир человека; определения, с помощью чего осуществляется познание (с помощью восприятия, памяти, мышления, воображения), что является его результатом; обучения умению устанавливать причинно-следственные связи, анализировать факты, делать выводы; способствовать формированию понятий «познание» и «самопознание», знаний об уровнях познания.
Развивающая: способствовать развитию внимания, логического мышления, памяти, воображения, умений рассуждать, чётко отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к познавательной деятельности.
Оборудование: тетрадь «Проверим себя»; предметы: апельсин, мяч.
Сценарий урока
I. Организация начала урока.
Вот и прозвенел звонок – Друг на друга посмотрели
начинается урок. И за парту тихо сели.
II. Изучение нового материала.
1. Подведение к теме урока. Сообщение темы и целей урока.
Учитель читает стихотворение:
У бабули – внук и внучка ПОЧЕМУК и ПОЧЕМУЧКА. Целый день свои вопросы Задаёт народ курносый: «ПОЧЕМУ зелёный лист? ПОЧЕМУ поёт артист? ПОЧЕМУ усы у кошки? ПОЧЕМУ у стула ножки? ПОЧЕМУ огонь горит? ПОЧЕМУ орёл парит? ПОЧЕМУ растёт трава? ПОЧЕМУ шумит листва?» Бабушка весь день в очках |
Проверяет в словарях, Выясняет для внучат, ПОЧЕМУ ручьи журчат, ПОЧЕМУ зимой мороз, ПОЧЕМУ шипы у роз, ПОЧЕМУ ревёт медведь, ПОЧЕМУ сверкает медь, ПОЧЕМУ бывает дождик, ПОЧЕМУ колючий ёжик... Ну и внучка! Ну и внук! Время не тянули! Быстро «доктором наук» Сделали бабулю! |
(Н. Иванова.)
– как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока?
– К какому царству мы отнесём человека? Почему? (Царство животных.)
– Что общего у человека и животных? (Человек так же, как и животное, рождается, питается, дышит, растёт, рождает потомство.)
– Что отличает человека от животных? (Отличие огромно. Человек – разумное существо. Человек обладает постоянным разумом. Благодаря этому люди создали особый мир – современные города, дороги, фабрики, заводы и др.)
– Сегодня мы должны узнать, с помощью чего человек осуществляет познание мира, что является результатом познавательной деятельности человека. Познание – процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку.
– А где же у человека находится разум?
Головной мозг есть и у животных, но у человека он особенно развит. Благодаря головному мозгу каждый из нас «носит» целый мир. Мы можем представить себе в любую минуту и звёздное небо, и море, и густой туман, и любого человека, которого знаем.
Все картины, которые рисует мозг, отражают наши знания о мире.
Человек также испытывает чувства переживания: радость, восторг, сочувствие, сожаление и др.
Всё, что мы перечислили, и составляет внутренний мир человека.
Физкультминутка
(комплекс упражнений «гимнастика для глаз»)
1. Быстро поморгать, закрыть глаза+++ и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4–5 раз.
2. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1–6. Повторить 2 раза.
2. Актуализация опорных знаний.
– Прочитайте слова Ф. М. Достоевского: «Сложен всякий человек, и глубок, как море».
– Как вы понимаете это выражение? (Высказывания учащихся.)
– Внутренний мир человека называют душевной жизнью, его изучает особая наука – психология.
– Знания не даются человеку от рождения. Он приобретает их в течение всей жизни. Как человек получает знания? (Познание начинается с органов чувств.)
– Какие органы чувств вы знаете? (Ответы учащихся.)
– Отгадайте загадку:
• один говорит, двое глядят, двое слушают.
– О каких органах чувств говорится в загадке? (Язык, глаза, уши.)
3. Игровая ситуация.
ученику завязать глаза, дать в руки апельсин и предложить назвать предмет.
вопросы:
– Что у тебя в руках?
– Почему ты так решил?
– Какой образ возник в твоем воображении?
Затем предложить мяч, который ученику также необходимо узнать на ощупь.
Вопросы:
– Что это за предмет?
– Почему ты думаешь, что это мяч, а не апельсин?
– Какой образ возник в твоем воображении?
4. Объяснение теоретического материала (диалог с классом).
– Что помогло определить, что предмет, предложенный тебе, это апельсин? (органы чувств.)
– Какие органы чувств есть у человека?
– А есть ли такие органы у животных?
– Итак, органы чувств (глаза и уши) посылают информацию об окружающем мире в головной мозг. Так мы воспринимаем окружающий мир, так происходит восприятие – это первая ступенька познания.
Сохранить полученную информацию помогает память. Память – это вторая ступенька познания. Благодаря памяти человек накапливает в своём мозгу знания. Когда говорят «вспомни», значит, надо «достать» что-нибудь нужное из памяти.
Сведения, полученные об окружающем мире, человек обдумывает, сравнивает, классифицирует, устанавливает связи между предметами, явлениями, делает выводы. Это третья ступенька познания – мышление.
Способность представлять себе то, чего нет перед ним, называется – воображением или фантазией. Это четвёртая ступенька познания.
III. Закрепление изученного материала.
– Как доказать, что человек часть живой природы? (Человек рождается, питается, дышит, растёт, рождает потомство.)
– Чем человек отличается от животных? (Человек – разумное существо.)
– Где у человека помещается разум? (Разум у человека помещается в головном мозге.)
– Из чего складывается внутренний мир человека? (Внутренний мир человека складывается из характера, чувств, восприятия, знаний, мышления, памяти, воображения, мечты.)
– Перечисли ступеньки познания человеком окружающего. (Ступеньки познания: восприятие, память, мышление, воображение.)
Тест
1. Что отличает человека от животных? Подчеркни правильный ответ.
а) разум; б) сила; в) питание;
2. Что из перечисленного составляет внутренний мир человека? Подчеркни правильный ответ.
а) сердце; в) воображение, мечты; д) здоровый организм;
б) характер; г) чувства, восприятие, память; е) знания, мышление.
3. Подчеркни органы чувств.
а) сердце; б) глаза; в) уши; г) язык.
4. Расставь порядок следования ступенек познания.
а) воображение; б) память; в) мышление; г) восприятие.
Ответы к п. 4: 1-г. 2-б. 3-в. 4-а.
IV. Итог урока.
– Что отличает человека от животных?
– Из чего складывается внутренний мир человека?
– Назовите органы чувств.
– Перечислите ступеньки познания.
Домашнее задание: учебник, с. 10–15 (читать); рабочая тетрадь, задание № 4, с. 7.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.