Численность и воспроизводство населения. (глава 4, § 1)
1. Численность населения.
Основные термины из словаря: Воспроизводство населения, Демография, Естественный прирост населения, иммиграция населения, Миграция населения, перепись населения, плотность населения, сальдо миграции, экономически активное население, эмиграция.
По данным переписи 2002 г., численность населения Кабардино-Балкарии составляла 901,1 тыс. человек, в том числе городского населения - 510 тыс.человек (56,6%), сельского населения - 391,1 тыс. человек (43,4%). В 2009 г. численность населения республики была всего 892,4 тыс. человек, а доля городского населения - 500,2 тыс. человек (56,05%), сельского - 392,2 тыс. человек (43,95%). Плотность населения республики - 71,6 человека на 1 км2, что гораздо выше средней плотности населения Северокавказского Федерального округа (54 человека на км2).
Кабардино-Балкария - одна из трех наиболее значимых по численности населения республик Северного Кавказа. Она уступает лишь Дагестану (2688 тыс. человек). Несколько меньше по численности населения соседняя Северная Осетия (702 тыс. человек), а республики Адыгея (441 тыс. человек), Карачаево-Черкесия (427 тыс. человек) и Ингушетия (499 тыс. человек) по числу жителей гораздо меньше.
Задание 1. Составьте круговую сектограмму соотношения численности городского и сельского населения за 2009 год (на примере 2002г.) Примечание. Дуга окружности-360◦.1% доли соответствует 3,6◦ дуги окружности. .
2009 г
Сравните данные 2009г. с 2002г. КАКОЙ ВЫВОД можно сделать?
2. Расчёт плотности населения республики за 2009 год.
По формуле ПЛОТНОСТЬ= ,
Определить плотность населения республики за 2009г, на примере 2002года, Сравните показатели.
Плотность =≈ 72,1 чел/км2 Вывод: от чего зависит плотность населения КБР ?
Мини-проект. Создание виртуальной биржи труда класса. (глава 4, § 5)
Основные понятия темы:
1) Трудовые ресурсы Трудовые ресурсы представляют собой категорию, занимающую промежуточное положение между экономическими категориями «население» и «совокупная рабочая сила». В количественном отношении в состав трудовых ресурсов входит все трудоспособное население, занятое независимо от возраста в сферах общественного хозяйства и индивидуальной трудовой деятельности. В их состав включаются также лица трудоспособного возраста, потенциально способные к участию в труде, но занятые в домашнем и личном крестьянском хозяйстве, на учебе с отрывом от производства, на военной службе.
2) Трудовой потенциал Трудовой потенциал — это наличные и возможные ресурсы, непрерывно формируемые в процессе всей жизни личности, реализуемые. В отличие от трудовых ресурсов трудовой потенциал - это конкретные работники, степень возможного использования которых в производстве известна.
3) Экономически активное население — население страны, которое имеет или желает и потенциально сможет иметь самостоятельный источник средств существования.[1] По методологии Международной организации труда в эту категорию включают людей в возрасте от 10 до 72 лет:
· занятых (предпринимателей и нанятых работников)
· безработных
4) Безрабо́тные — люди, составляющих часть экономически активного населения, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу.
5) Рынок труда — сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через него осуществляется продажа рабочей силы на конкретный срок.
РОЛЕВАЯ ИГРА.
РОЛИ:
1. Работодатель -
2. Специалисты биржи труда
3. Трудоустраивающиеся
4. Безработные
Цель игры: перспективное решение проблем безработицы учащихся своего класса.
Вместе с рыночной экономикой в России начали появляться престижные профессии и не очень. Востребованность разных специальностей начал диктовать рынок. Отсюда появилась и соответственная зарплата за тот или иной труд, поскольку спрос рождает предложение. И чтобы не ошибиться с профессией либо переквалифицироваться на более высокооплачиваемую и престижную, нужно следить за изменениями на рынке труда. Итак, какие же самые востребованные профессии будут в России через 5 лет:
Для того, чтобы в будущем решить проблему с безработицей нам необходимо всех учащихся в командах трудоустроить ( по рядам - их 3) по схеме:
ПРОИЗВОДСТВО
РАБОТОДАТЕЛЬ БИРЖА ТРУДА РАБОЧИЙ(БЕЗРАБОТН)
1 |
Инженер (востребованность 33%) |
проектирование, конструирование, включая прикладные исследования |
В своей деятельности инженер опирается на фундаментальные и прикладные науки |
2 |
маркентолог (востребованность 18%) |
изучает рынок купли и продаж, анализирует и письменно излагает результаты. |
знание английского языка, экономическое и инженернотехническое образование. |
3 |
Логист (10,1 %) |
специалист по организации транспортировки продукции |
знание английского языка, экономическое образование и курсы специализации |
4 |
Специалист по информационным технологиям 14,1 %) |
предназначен для научно-исследовательской и прикладной деятельности в области математического моделирования, проектирования и реализации программных комплексов, внедрения Internet-решений для задач. |
|
5 |
Менеджер (7,7 %) |
Управленческая сфера |
Разрабатывает и обеспечивает реализацию мероприятий по предприятию. Организует преддоговорную работу организации и созданию обновления информационных баз Анализирует результаты и предоставляет отчёт вышестоящим в управлении. |
6 |
работники сферы услуг (учителя, врачи, военные, водители, официанты) (17,1 %) |
узкие специалисты в своей области. |
(сайт "Профориентация: кем стать"). Востребованные специальности на 5 лет.
Сторонами трудовых отношений на бирже труда являются работник и работодатель.
Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.
Вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста 16 лет, а в особенных случаях... также лица, не достигшие указанного возраста. Моложе трудоспособного возраста (15 до 16 лет).
Работодатель- физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. (глава 4, § 5)
работодатель |
специалист биржи труда |
Трудоустраивающиеся
|
Безработные
|
Написать сущность понятия "конкурентноспособность работника" и причины, почему она так важна в условиях рыночной экономики в КБР. |
По табл.8 (учебник стр. 46-47) , распределить места видов экономической деятельности по занятости населения за 2009 год (колонка 11). По 6-и ведущим видам деятельности в интернете найти статистику за 2015 год. |
Проанализировать табл. 8 (учебник стр. 46-47) за 2009 год, выбрать вид экономической деятельности, профессию которой вы хотели приобрести. Обозначить плюсы спроса на эту профессию в КБР. |
проанализировать стр. 47-49. Выяснить: 1) причины безработицы; 2) как можно решить проблемы безработицы в КБР? |
Работодатель.
Конкурентоспособность работника- это способность конкурировать на рынке труда, а конкурентные преимущества – это те преимущества, которые позволяют конкурировать. То есть, конкурентные преимущества - это проявляющиеся у работников факторы конкурентоспособности.
Основной целью любой фирмы в условиях рыночной экономики является сохранение и расширение своих позиций на рынке, рост или, по крайней мере, стабильное получение прибыли. Это возможно только при ориентации на максимизацию прибыли, главным средством достижения которой выступает обеспечение высокой конкурентоспособности.
Внутренние конкурентные преимущества
Наследственные |
Приобретенные |
1) способности (одаренность, талант, гениальность, предрасположенность к данному виду деятельности); 2) темперамент; 3) физические данные. |
1) деловые качества (образование, специальные знания, навыки и умения); 2) интеллигентность и культура; 3) целенаправленность мотивации деятельности (умение формулировать личные цели и цели коллектива); 4) характер (отношение к труду, к другим, к себе, к вещам); 5) эмоциональность (воля, стрессоустойчивость, умение управлять своими эмоциями и др.); 6) общительность, коммуникабельность; 7) организованность; 8) возрастной ценз и др. |
Специалист биржи труда
Основные направления работы службы занятости населения.
Занятость населения по видам экономической деятельности.
2009 год
Сайт Министерства труда, занятости и социальной защиты КБР. |
на 1 июля 2016 года Нотариальные услуги -12,8%, коммунальных, социальных и персональных услуг- 10,7% (численность населения- 862 254 человек) |
Трудоустраивающиеся
Общая информация по региону
Образована: 1 сентября 1921 года. В 1922 была образована Кабардино-Балкарская автономная область, в 1936 преобразованная в АССР. Территория: Республика расположена в основном в горах Северного Кавказа, северная часть — на равнине. Граничит со Ставропольским краем на севере, Северной Осетией и Грузией на юге, Карачаево-Черкесией на западе. Большую часть жителей составляют представители трех братских народов – русских, кабардинцев и балкарцев. Соответственно все три языка являются в КБР официальными!
· Доступность жилья: 10 023,36 руб. в месяц за аренду однокомнатной квартиры
· Уровень цен: 13 064,67 руб. в месяц за фиксированный набор товаров
· Средняя заработная плата: 20 361 руб. в месяц
· Уровень безработицы: 10,5 %
· Темп экономического роста: -1,2 %
· Доступность детских садов: Ниже среднего
https://trudvsem.ru/map/region/0700000000000- Вакансии -670 (1356 рабочих мест)
|
|
Крупнейшие работодатели региона
|
||
ООО Центр красоты "Первая леди" ГБУЗ "ЦРБ" г.о. Прохладный и Прохладненского муниципального района ГБУЗ "Перинатальный центр" МЗ КБР ОАО "ГИДРОМЕТАЛЛУРГ" |
47 вакансий в регионе
30 вакансий в регионе 25 вакансий в регионе 23 вакансии в регионе |
зарплата от 25 000 руб (торг.менеджер) оператор call центра -18 000 руб. зарплата от 24 000- 10 375 (врач) 7800- мед.сест. зарплата от 9 200 руб. (врач) зарплата от 15 000 руб.- аппаратчик 7500 убор. |
Безработные
· Уровень безработицы: 10,5 % - 1 июля 2016 года.
В пресс-службе Главы и Правительства Кабардино-Балкарии сообщила, что в регионе решаются насущные вопросы по борьбе с безработицей и снижению напряженности на рынке труда. В Кабардино-Балкарской Республике действует государственная программа «Содействие занятости населения Кабардино-Балкарской Республики на 2013–2020 годы».
В 2016 году на реализацию мероприятий указанной программы будет направлено 357,9 млн. рублей в порядке системы софинансирования бюджетных расходов: 214,8 млн. рублей будут выделены из федерального бюджета, 143,1 млн. рублей – из республиканского.
При содействии органов службы занятости республики за первые 4 месяца 2016 года удалось трудоустроить 1,2 тыс. жителей Кабардино-Балкарии, в том числе 66 граждан, относящихся к категории инвалидов. Спрос на кадры рабочих профессий в регионе составляет 79%.
Кабардино-Балкария по итогам 2015 года, наряду со Ставропольским краем, стала одним из двух субъектов Северо-Кавказского федерального округа где зарегистрирован наименьший уровень безработицы. (При использовании материалов сайта SEVKAVINFORM.RU)
ПРИЧИНЫ БЕЗРАБОТИЦЫ в КБР
1. Высокий естественный прирост населения, что привело к нетрудоустоенности молодёжи, как не имеющих стажа работы. 2. Конкуренция иммигрантов, как низкооплачиваемых работников. - (использовать программы прямой помощи) |
3. Размещение промышленного производства в городах, что является конкуренцией для сельхозников. 4. Распад СССР - переход к рыночной экономики привёл к потере профессий трудоспособного возраста на 36%. - (стимулировать спрос на товары) |
Способы решения проблемы безработицы в КБР.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября
2008 года N 1662-р, основными задачами
государственной политики в сфере реализации государственной программы являются:
1). развитие системы профессиональной ориентации
и психологической поддержки населения, в том числе профессиональной ориентации
школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям,
специальностям, востребованным на рынке труда;
2). повышение качества предоставления услуг в
области содействия занятости населения на основе развития государственной
службы занятости населения и частных агентств занятости, их взаимодействия;
3). разработка новых направлений активной
политики занятости населения;
4) стимулирование занятости женщин, имеющих
несовершеннолетних детей и детей-инвалидов;
5) использование новых информационных
возможностей и обеспечение доступности информационных ресурсов в сфере
занятости населения;
6) осуществление комплекса мер по содействию
внутренней трудовой миграции, включая совершенствование системы предоставления
государственной поддержки гражданам и членам их семей, переселяющимся для
работы в другую местность, включая субсидирование затрат на переезд и
обустройство;
7) реформирование системы государственной
социальной поддержки безработных граждан с целью стимулирования их к активному
поиску работы;
8) реализация дополнительных мер в сфере
занятости населения.
Исходя из указанных
приоритетов основная цель государственной программы - поддержание социальной
стабильности в обществе, создание условий, способствующих эффективному развитию
рынка труда.
Достижение цели государственной программы будет
обеспечиваться реализацией задачи - предотвращение роста напряженности на рынке
труда.
Урок №8.
Тема. Рынок труда и занятости населения. (глава 4, § 5)
Мини-проект: Создание виртуальной биржи труда класса.
Цель урока: обеспечить усвоение знаний о понятиях: "рынок труда", "занятые в экономике";
формировать умения выявлять соотношение этих понятий, анализировать причины роста безработицы в республике; приводить примеры трудовых ресурсов и экономически активного населения; изображать схематично производственные связи городов и сел республики. Проектировать продуктивную деятельность "биржи труда" своего класса.
Основные понятия: "экономически активное население", " трудовые ресурсы", "безработные", "рынок труда", "занятые в экономике".
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание атмосферы сотрудничества в классе. Распределение учащихся по местам интереса
работодатель |
специалист биржи труда |
Трудоустраивающиеся
|
Безработные
|
Использование педагогических техник наведения дисциплины в классе.
2. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта.
Приём "Продолжить предложение"- 3 минуты.
1. Экономически активное население- это ...(безработные, ищущие работу и занятые в экономике (трудоустроенные))
2. Про понятие "безработный" я знаю...(это человек, который ищет работу, но не может трудоустроиться)
3. Рынок труда представляет собой... (спрос и предложение на рабочую силу)
4. Трудовые ресурсы-это... (мы, которые могут работать в народном хозяйстве). (За каждый утвердительный ответ +1 балл)
3. Сообщение темы, целей и задач урока.
Задачи урока:
усвоить суть понятий "рынок труда", "занятые в экономике";
проектировать продуктивную деятельность "биржи труда" своего класса.
4. Мотивация учебной деятельности.
Для чего мне необходимо изучить рынок труда и занятость населения в КБР?
5. Изучение нового материала.
Учитель знакомит учащихся с формой деятельности биржи труда.
Биржи труда дают возможность обсудить условия приема на работу с кадровыми службами сразу нескольких фирм, получить информацию о вакансиях из банков данных Государственной службы занятости и Молодежной биржи труда, проконсультироваться со специалистами по многим вопросам.
Организаторы бирж одну из своих задач видят в привлечении как можно большего числа представителей таких групп населения, которые особо нуждаются в социальной защите. Не секрет, что безработные - это люди, способные и желающие трудиться по найму, которые не могут найти себе работу по своей специальности или трудоустроиться вообще.
Биржа труда - это место, куда обращаются безработные, чтобы найти работу и получить пособие по безработице, пока эта работа не найдена.
К примеру, рассмотрим на практике Проектирования продуктивную деятельность "биржи труда" своего класса.
Игровой приём "Ролевая игра-биржа труда класса"
Цель игры: перспективное решение проблем безработицы учащихся своего класса.
1)Учащиеся по одному из команд отвечают на поставленную задачу по ролям.
Учитель предлагает варианты ответа на презентациях доски.
2) Далее в тетрадях записывают соответственно профессии, согласно той современной информации которую получили команды.
работодатель (востребованные)-спрос |
специалист биржи труда востребованные в КБР |
Трудоустраивающиеся (больше всего работают) предложение |
Безработные кем хотим быть? |
инженер, маркентолог, менеджер, специалист по иформационным технологиям, врач, слесарь, электрик. |
1. врачи 2. торговый менеджер 3. оператор 4. аппаратчик 5. медсестра 6. уборщик |
менеджер, врач, нотариус, инженер, механик, слесарь, медсестра, электрик |
|
Путём вычёркивания одинаковых профессий работодатель даёт работу работнику, а не нашедшие общей работы идут в разряд безработных, которым специалисты обоснованно рекомендуют переквалифицироваться на востребованные профессии.
6. Закрепление изученного материала.
Приём 15 секунд Ученику за 15 секунд необходимо рассказать о самом главном способе решения проблем безработицы в КБР (Способ такой-то, потому, что...). Учитель даёт время для подготовки и обращает внимание учеников на регламент выступления. В случае превышения лимита времени учитель тактично останавливает ученика.
7. Пр.р. № 2. «Определение по статистическим данным численности людей занятых в хозяйстве». (выполняют 3-и пункта)
8. Подведение итогов. Рефлексия.
1) Какая категория населения считается безработной? Что бы вы предприняли по сокращению безработицы у вас?
2) Почему с 1991 г. устойчиво больше выбывающих из республики, чем прибывающих? Объясните.
9. Мотивация оценок за урок, выставление в дневник.
10. Домашнее задание. Ответить письменно на вопросы 4,5 (пр.р .) или (2,3 стр 50).
Пр.р. № 2. «Определение по статистическим данным численности людей занятых в хозяйстве».
Цель работы: проанализировать соотношение трудоспособного населения и уровень занятости населения; объяснить причины высокого уровня безработицы.
Занятость и безработица населения (на конец года, тыс. человек)
Показатель |
ГОДЫ |
|||||||
1995 |
2000 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008-891338 чел. |
|
Экономически |
|
|
|
|
|
|
|
|
активное насе- |
|
|
|
|
|
|
|
|
ление - всего |
322,4 |
↑403,4 |
↓395,6 |
↓385,6 |
↑391,9 |
↑442,8 |
↓426,6 |
↓405,1 |
Занято в эконо- |
|
|
|
|
|
|
|
|
мике - всего |
276,5 |
335,3 |
306,2 |
286,6 |
300,3 |
351,2 |
351,7 |
330,8 |
Безработные |
45,9 |
68,1 |
89,4 |
99,0 |
91,6 |
91,6 |
74,9 |
74,3 |
1. Используя данные таблицы, проанализируйте особенности динамики экономически активного населения республики по годам. (в период с 1995-2000гг______________,
в период с 2000-2004гг.___________________, в период с 2005-...2008гг.______________).
2. Определите уровень безработицы республики за 2008 год. Для расчета уровня безработицы необходимо учитывать официальную статистику. Уровень безработицы рассчитывается по следующей формуле:
УБ = (n : N) х 100%,
где УБ — уровень безработицы, n — численность безработных, N — численность населения территории.
Полученный результат округлить до десятых. _ УБ =___%. 2016 г УБ=10,5%
3. Сделайте выводы о положительных и отрицательных сторонах безработицы как социально-экономическом явлении. Перепишите, вставляя пропущенные слова.
Недоиспользуемая категория трудоспособного населения в общественном производстве КБР за 2008 год составляет_____%. В современной рыночной экономике рынок труда - это соотношение спроса на рабочую силу и её предложения со стороны трудоспособного населения. Спрос на рабочую силу зависит от оплаты труда. При низкой оплате труда: работодатель может набрать больше дешёвых работников, а работник не имеет большого желания работать за низкую зарплату. В результате много свободных мест, высокий спрос на рабочую силу, т.е. дефицит работников- спрос выше предложения. При высокой оплате труда: работодатель должен обходиться (малым, большим) числом работников. Работник хочет получить высокооплачиваемую работу. Рабочих мест ( мало, много),а предложения к рабочей силе высокие. Предложение выше спроса- ситуация - безработицы.
Повышенный и высокий уровень (оценка "4" и "5").
Ответить письменно на вопросы используя текст §5(география КБР).
4. Почему в городах более высокий уровень безработицы? Почему этот показатель в одних районах выше, в других ниже? Что можно и нужно сделать для увеличения численности занятого трудоспособного населения вашего города, села? Попытайтесь обосновать ваш ответ.
5. Почему с 1991 г. устойчиво больше выбывающих из республики, чем прибывающих? Объясните.
Есть ли в вашем населенном пункте безработные? Если «да», то объясните, с чем это связано.
Какая категория населения считается безработной? Что бы вы предприняли по сокращению безработицы у вас?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.