Численные методы
Оценка 4.7

Численные методы

Оценка 4.7
Презентации учебные
ppt
информатика
10 кл—11 кл +1
28.02.2021
Численные методы
Численные (вычислительные) методы — методы решения математических задач в численном виде. Представление как исходных данных в задаче, так и её решения — в виде числа или набора чисел. Многие численные методы являются частью библиотек математических программ.
Численные методы.ppt

Численные методы Решение уравнений

Численные методы Решение уравнений

Численные методы

Решение уравнений
Вычисление площади (интеграла)
Вычисление длины кривой
Оптимизация

© М.Е. Никитин, 2012

Численные методы Тема 1. Решение уравнений ©

Численные методы Тема 1. Решение уравнений ©

Численные методы

Тема 1. Решение уравнений

© М.Е. Никитин, 2012

Основные понятия Типы решения: аналитическое (точное, в виде формулы) приближенное (неточное)

Основные понятия Типы решения: аналитическое (точное, в виде формулы) приближенное (неточное)

3

Основные понятия

Типы решения:
аналитическое (точное, в виде формулы)

приближенное (неточное)

Задача: решить уравнение

численные методы

начальное приближение

при N  

Численные методы Идея: последовательное уточнение решения с помощью некоторого алгоритма

Численные методы Идея: последовательное уточнение решения с помощью некоторого алгоритма

4

Численные методы

Идея: последовательное уточнение решения с помощью некоторого алгоритма.
Область применения: когда найти точное решение невозможно или крайне сложно.

можно найти хоть какое-то решение
во многих случаях можно оценить ошибку (то есть можно найти решение с заданной точностью)

нельзя найти точное решение


невозможно исследовать решение при изменении параметров
большой объем вычислений
иногда сложно оценить ошибку
нет универсальных методов

Есть ли решение на [ a , b ]? есть решение нет решения нет решения

Есть ли решение на [ a , b ]? есть решение нет решения нет решения

5

Есть ли решение на [a, b]?

есть решение

нет решения

нет решения

Метод дихотомии (деление пополам)

Метод дихотомии (деление пополам)

6

Метод дихотомии (деление пополам)

Найти середину отрезка [a,b]: c = (a + b) / 2;
Если f(c)*f(a)<0, сдвинуть правую границу интервала b = c;
Если f(c)*f(a)≥ 0, сдвинуть левую границу интервала a = c;
Повторять шаги 1-3, пока не будет b – a ≤ .

Метод дихотомии (деления пополам) простота можно получить решение с заданной точностью (в пределах точности машинных вычислений) нужно знать интервал [ a , b ] на…

Метод дихотомии (деления пополам) простота можно получить решение с заданной точностью (в пределах точности машинных вычислений) нужно знать интервал [ a , b ] на…

7

Метод дихотомии (деления пополам)

простота
можно получить решение с заданной точностью (в пределах точности машинных вычислений)

нужно знать интервал [a, b]
на интервале [a, b] должно быть только одно решение
большое число шагов для достижения высокой точности
только для функций одной переменной

Метод деления отрезка пополам //---------------------------------------------- //

Метод деления отрезка пополам //---------------------------------------------- //

8

Метод деления отрезка пополам

//----------------------------------------------
// BinSolve находит решение на [a,b]
// методом деления отрезка пополам
// Вход: a, b – границы интервала, a < b
// eps - точность решения
// Выход: x – решение уравнения f(x)=0
//----------------------------------------------
float BinSolve ( float a, float b, float eps )
{
float c;
while ( b - a > eps )
{
c = (a + b) / 2;
if ( f(a)*f(c) < 0 )
b = c;
else a = c;
}
return (a + b) / 2;
}

float f ( float x )
{
return x*x – 5;
}

Как подсчитать число шагов? float

Как подсчитать число шагов? float

9

Как подсчитать число шагов?

float BinSolve ( float a, float b,
float eps, int &n )
{
float c;
n = 0;
while ( b - a > eps )
{
c = (a + b) / 2;
if ( f(a)*f(c) < 0 )
b = c;
else a = c;
n ++;
}
return (a + b) / 2;
}

int &n

n = 0;

n ++;

значение переменной меняется внутри функции

Метод итераций (повторений) Задача:

Метод итераций (повторений) Задача:

10

Метод итераций (повторений)

Задача:

Эквивалентные преобразования:

имеет те же решения при

Идея решения:

– начальное приближение (например, с графика)

Проблемы:

как лучше выбрать ?
всегда ли так можно найти решение?

Сходимость итераций Сходящийся итерационный процесс: последовательность приближается (сходится) к точному решению

Сходимость итераций Сходящийся итерационный процесс: последовательность приближается (сходится) к точному решению

11

Сходимость итераций

Сходящийся итерационный процесс: последовательность приближается (сходится) к точному решению.

односторонняя сходимость

двусторонняя сходимость

Расходимость итераций Расходящийся итерационный процесс: последовательность неограниченно возрастает или убывает, не приближается к решению

Расходимость итераций Расходящийся итерационный процесс: последовательность неограниченно возрастает или убывает, не приближается к решению

12

Расходимость итераций

Расходящийся итерационный процесс: последовательность неограниченно возрастает или убывает, не приближается к решению.

односторонняя расходимость

двусторонняя расходимость

От чего зависит сходимость? сходится расходится

От чего зависит сходимость? сходится расходится

13

От чего зависит сходимость?

сходится

расходится

Выводы:
сходимость итераций зависит от производной
итерации сходятся при и расходятся при
сходимость определяется выбором параметра b

Как выбрать b ? наугад, пробовать разные варианты для начального приближения x0 пересчитывать на каждом шаге, например:

Как выбрать b ? наугад, пробовать разные варианты для начального приближения x0 пересчитывать на каждом шаге, например:

14

Как выбрать b?

наугад, пробовать разные варианты
для начального приближения x0






пересчитывать на каждом шаге, например:

Метод итераций (программа) //---------------------------------------------- //

Метод итераций (программа) //---------------------------------------------- //

15

Метод итераций (программа)

//----------------------------------------------
// Iter решение уравнения методом итераций
// Вход: x – начальное приближение
// b - параметр
// eps - точность решения
// Выход: решение уравнения f(x)=0
// n - число шагов
////----------------------------------------------
float Iter ( float x, float b, float eps, int &n)
{
int n = 0;
float dx;
while ( 1 ) {
dx = b*f(x);
x = x + dx;
if ( fabs(dx) < eps ) break;
n ++;
if ( n > 100 ) break;
}
return x;
}

аварийный выход

нормальный выход

Метод Ньютона (метод касательных)

Метод Ньютона (метод касательных)

16

Метод Ньютона (метод касательных)

Метод Ньютона (программа) //---------------------------------------------- //

Метод Ньютона (программа) //---------------------------------------------- //

17

Метод Ньютона (программа)

//----------------------------------------------
// Newton решение уравнения методом Ньютона
// Вход: x – начальное приближение
// eps - точность решения
// Выход: решение уравнения f(x)=0
// n - число шагов
////----------------------------------------------
float Newton ( float x, float eps, int &n)
{
int n = 0;
float dx;
while ( 1 ) {
dx = f(x) / df(x);
x = x - dx;
if ( fabs(dx) < eps ) break;
n ++;
if ( n > 100 ) break;
}
return x;
}

float f ( float x ) {
return 3*x*x*x+2*x+5;
}
float df ( float x ) {
return 9*x*x + 2;
}

Метод Ньютона быстрая (квадратичная) сходимость – ошибка на k -ом шаге обратно пропорциональна k2 не нужно знать интервал, только начальное приближение применим для функция нескольких…

Метод Ньютона быстрая (квадратичная) сходимость – ошибка на k -ом шаге обратно пропорциональна k2 не нужно знать интервал, только начальное приближение применим для функция нескольких…

18

Метод Ньютона

быстрая (квадратичная) сходимость – ошибка на k-ом шаге обратно пропорциональна k2
не нужно знать интервал, только начальное приближение
применим для функция нескольких переменных

нужно уметь вычислять производную (по формуле или численно)
производная не должна быть равна нулю

может зацикливаться

Численные методы Тема 2. Вычисление площади (интеграла) ©

Численные методы Тема 2. Вычисление площади (интеграла) ©

Численные методы

Тема 2. Вычисление площади (интеграла)

© М.Е. Никитин, 2012

20 Площадь криволинейной трапеции

20 Площадь криволинейной трапеции

20

Площадь криволинейной трапеции

Метод (левых) прямоугольников y = f1 ( x ) y = f2 ( x )

Метод (левых) прямоугольников y = f1 ( x ) y = f2 ( x )

21

Метод (левых) прямоугольников

y = f1 (x)

y = f2 (x)

S1

S2

S3

S4

float Area()
{
float x, S = 0, h=0.001;
for ( x = xc1; x < xc2; x += h)
S += h*(f1(x) – f2(x));
return S;
}

for ( x = xc1; x < xc2; x += h )
S += f1(x) – f2(x);
S *= h;

Метод (правых) прямоугольников x y xс2 xс1 y = f1 ( x ) y = f2 ( x )

Метод (правых) прямоугольников x y xс2 xс1 y = f1 ( x ) y = f2 ( x )

22

Метод (правых) прямоугольников

x

y

xс2

xс1

y = f1 (x)

y = f2 (x)

S1

S2

S3

S4

float Area()
{
float x, S = 0, h=0.001;
for ( x = xc1; x < xc2; x += h)
S += h*(f1(x+h) – f2(x+h));

return S;
}

for ( x = xc1; x < xc2; x += h )
S += f1(x+h) – f2(x+h);
S *= h;

Метод (средних) прямоугольников x y xс2 xс1 y = f1 ( x ) y = f2 ( x )

Метод (средних) прямоугольников x y xс2 xс1 y = f1 ( x ) y = f2 ( x )

23

Метод (средних) прямоугольников

x

y

xс2

xс1

y = f1 (x)

y = f2 (x)

S1

S2

S3

S4

float Area()
{
float x, S = 0, h=0.001;
for ( x = xc1; x < xc2; x += h)
S += h*(f1(x+h) – f2(x+h));

return S;
}

for ( x = xc1; x < xc2; x += h )
S += f1(x+h/2) – f2(x+h/2);
S *= h;

левые (правые):

средние

Метод трапеций x y xс2 xс1 y = f1 ( x ) y = f2 ( x ) for ( x = xc1; x <…

Метод трапеций x y xс2 xс1 y = f1 ( x ) y = f2 ( x ) for ( x = xc1; x <…

24

Метод трапеций

x

y

xс2

xс1

y = f1 (x)

y = f2 (x)

for ( x = xc1; x < xc2; x += h )
S += f1(x) – f2(x) +
f1(x+h) – f2(x+h);
S *= h/2;

S =( f1(xc1) - f2(xc1)
+ f1(xc2) - f2(xc2) )/2.;
for ( x = xc1+h; x < xc2; x += h )
S += f1(x) – f2(x);
S *= h;

Метод Монте-Карло Применение: вычисление площадей сложных фигур (трудно применить другие методы)

Метод Монте-Карло Применение: вычисление площадей сложных фигур (трудно применить другие методы)

25

Метод Монте-Карло

Применение: вычисление площадей сложных фигур (трудно применить другие методы).
Требования: необходимо уметь достаточно просто определять, попала ли точка (x, y) внутрь фигуры.
Пример: заданы 100 кругов (координаты центра, радиусы), которые могу пересекаться. Найти площадь области, перекрытой кругами.

Метод Монте-Карло Вписываем сложную фигуру в другую фигуру, для которой легко вычислить площадь (прямоугольник, круг, …)

Метод Монте-Карло Вписываем сложную фигуру в другую фигуру, для которой легко вычислить площадь (прямоугольник, круг, …)

26

Метод Монте-Карло

Вписываем сложную фигуру в другую фигуру, для которой легко вычислить площадь (прямоугольник, круг, …).
Равномерно N точек со случайными координатами внутри прямоугольника.
Подсчитываем количество точек, попавших на фигуру: M.
4. Вычисляем площадь:

Всего N точек

На фигуре M точек

Метод приближенный.
Распределение должно быть равномерным.
Чем больше точек, тем точнее.
Точность ограничена датчиком случайных чисел.

!

Численные методы Тема 3. Вычисление длины кривой ©

Численные методы Тема 3. Вычисление длины кривой ©

Численные методы

Тема 3. Вычисление длины кривой

© М.Е. Никитин, 2012

Длина кривой Точное решение: нужна формула для производной сложно взять интеграл

Длина кривой Точное решение: нужна формула для производной сложно взять интеграл

28

Длина кривой

Точное решение:

нужна формула для производной
сложно взять интеграл

Приближенное решение:

Длина кривой //---------------------------------------------- //

Длина кривой //---------------------------------------------- //

29

Длина кривой

//----------------------------------------------
// CurveLen вычисление длины кривой
// Вход: a, b – границы интервала
// Выход: длина кривой y = f(x) на интервале [a,b]
//----------------------------------------------
float CurveLen ( float a, float b )
{
float x, dy, h = 0.0001, h2 = h*h, L = 0;
for ( x = a; x < b; x += h ) {
dy = f(x+h) - f(x);
L += sqrt(h2 + dy*dy);
}
return L;
}

Численные методы Тема 4. Оптимизация ©

Численные методы Тема 4. Оптимизация ©

Численные методы

Тема 4. Оптимизация

© М.Е. Никитин, 2012

Найти x , при котором или при заданных ограничениях

Найти x , при котором или при заданных ограничениях

31

Найти x, при котором или при заданных ограничениях.

Основные понятия

Оптимизация – поиск оптимального (наилучшего в некотором смысле) решения.
Цель: определить значения неизвестных параметров, при которых заданная функция достигает минимума (затраты) или максимума (доходы).
Ограничения – условия, которые делают задачу осмысленной.

или

Локальные и глобальные минимумы глобальный минимум

Локальные и глобальные минимумы глобальный минимум

32

Локальные и глобальные минимумы

глобальный минимум

Задача: найти глобальный минимум.
Реальность:
большинство известных алгоритмов находят только локальный минимум вблизи начальной точки
алгоритмы поиска глобального минимума в общем случае неизвестны

Что делать:
для функций одной переменной начальная точка определяется по графику
случайный выбор начальной точки
запуск алгоритма поиска с нескольких разных точек и выбор наилучшего результата

Минимум функции одной переменной

Минимум функции одной переменной

33

Минимум функции одной переменной

Дано: на интервале [a,b] функция непрерывна и имеет единственный минимум.
Найти: x*

y = f (x)

Принцип сжатия интервала:

Минимум функции одной переменной

Минимум функции одной переменной

34

Минимум функции одной переменной

Коэффициент сжатия:

Самое быстрое сжатие:

при

должно быть c  d

Метод «почти половинного» деления:

– малое число

нужно искать два значения функции на каждом шаге

Отношение «золотого сечения» Идея: выбрать c и d так, чтобы на каждом шаге вычислять только одно новое значение функции

Отношение «золотого сечения» Идея: выбрать c и d так, чтобы на каждом шаге вычислять только одно новое значение функции

35

Отношение «золотого сечения»

Идея: выбрать c и d так, чтобы на каждом шаге вычислять только одно новое значение функции.

Уравнение для определения g:

Отношение «золотого сечения»:

Метод «золотого сечения» //---------------------------------------------- //

Метод «золотого сечения» //---------------------------------------------- //

36

Метод «золотого сечения»

//----------------------------------------------
// Gold поиск минимума функции («золотое сечение»)
// Вход: a, b – границы интервала
// eps – точность
// Выход: x, при котором f(x) имеет минимум // на интервале [a,b]
//----------------------------------------------
float Gold (float a, float b, float eps )
{
float x1, x2, g = 0.618034, R = g*(b - a);
while ( fabs(b-a) > eps ) {
x1 = b - R; x2 = a + R;
if ( f(x1) > f(x2) ) a = x1;
else b = x2;
R *= g;
}
return (a + b) /2.;
}

Функции нескольких переменных Проблемы: нет универсальных алгоритмов поиска глобального минимума неясно, как выбрать начальное приближение (зависит от задачи и интуиции)

Функции нескольких переменных Проблемы: нет универсальных алгоритмов поиска глобального минимума неясно, как выбрать начальное приближение (зависит от задачи и интуиции)

37

Функции нескольких переменных

Проблемы:
нет универсальных алгоритмов поиска глобального минимума
неясно, как выбрать начальное приближение (зависит от задачи и интуиции)

Подходы:
методы локальной оптимизации (результат зависит от выбора начального приближения)
случайный поиск (без гарантии)
методы глобальной оптимизации (для особых классов функций)

Метод покоординатного спуска

Метод покоординатного спуска

38

Метод покоординатного спуска

Идея:
выбираем начальную точку
будем менять только x1, а остальные переменные «заморозим», находим минимум по x1
теперь будем менять только x2, а остальные переменные «заморозим», …

начальное приближение

минимум

простота, сводится к нескольким задачам с одной переменной

можно двигаться к минимуму быстрее
большой объем вычислений
может не найти решение для сложных функций

Градиентные методы Градиент – это вектор, показывающий направление наискорейшего возрастания функции

Градиентные методы Градиент – это вектор, показывающий направление наискорейшего возрастания функции

39

Градиентные методы

Градиент – это вектор, показывающий направление наискорейшего возрастания функции.
Идея:
выбираем начальную точку
на каждом шаге двигаемся в направлении, противоположном градиенту

минимум

начальное приближение

быстрая сходимость

необходимо считать производные (по формуле или численно)
плохо работает для быстро меняющихся функций

градиент

Метод случайного поиска

Метод случайного поиска

40

Метод случайного поиска

Идея:
выбираем начальную точку
пробуем сделать шаг в случайном направлении
если значение функции уменьшилось, шаг удачный (запоминается)

минимум

начальное приближение

простота реализации
не требует вычисления производных
много вариантов с самообучением
хорошо работает для функций с многими локальными минимумами

очень большой объем вычислений

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2021