Учебник: УМК «Школа2100» Л.Петерсон Математика: 1 класс
Тема: Число 9. Цифра 9
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цели: познакомить с числом и цифрой 9, с составом числа 9;
научить писать цифру 9
Планируемые результаты:
-личностные: учащиеся научатся оценивать себя, границы своего знания и незнания, работать в паре и оценивать своего товарища, знать основные моральные нормы и уметь их выполнять.
- метапредметные: регулятивные - уметь осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Коммуникативные - уметь выслушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
Познавательные - уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме;
- предметные: знать порядковое место чисел1-9; уметь увеличивать( уменьшать)число на 1; находить значение числового выражения, опираясь на знание состава чисел; писать цифру 9.
Ход урока
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
1. Мотивация к учебной деятельности.
На доске открыт девиз урока:
С хорошим настроением принимайся за работу!
· Прочитайте пожелание на сегодняшний урок.
· Как вы его понимаете?
· Почему работу надо начинать с хорошим настроением?
· А что делать, если у человека плохое настроение, а надо работать? (Постараться изменить настроение, заставить себя включиться в работу, иначе не сможем учиться.)
· Что изучали вы на прошлых уроках? (Мы изучали число 8.)
· Сегодня на уроке вы продолжите изучать числа. Настройтесь на работу.
· Пожмите друг другу руки и пожелайте удачи.
- Сегодня к нам на урок придёт один из сказочных героев.
- А кто именно, мы узнаем, если правильно отгадаете загадку:
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица.
И жучок, и паучок,
И медведица.
Всех излечит, исцелит,
Добрый доктор… (Айболит)
(Презентация слайд)
- Отправимся с Айболитом в Африку лечить зверей. Итак…, в путь.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
- С чего начнёте путешествие? (С повторения.)
1.Устный счёт (1 ряд – прямой счёт от 1 до 20, 2 ряд – обратный, 3 ряд – по возрастанию только нечётные, мальчики- чётные в обратном порядке, девочки – чётные в порядке возрастания).
2.Состав числа 8.
У Доктора Айболита таблетки перемешались, нужно ему помочь.
На доске таблетки с числами, число 8 не на своём месте.
- Скажите, что вы заметили? (таблетка под числом 8 не на своём месте.)
- На обратной стороне таблетки записано выражение, которое вы должны угадать.
- Вы называете все варианты состава числа 8, а я вывешиваю их на доску (построение домика с числом 8. 7+1,6+2,5+3,4+4,3+5,2+6,1+7)
- На таблетке выражение 5+3
- Какое действие использовали при записи этого выражения (сложение)
- Вспомним компоненты сложения (слагаемое, слагаемое, сумма)
- Прочитайте это выражение разными способами.
Работа организуется фронтально.
- Отлично! Молодцы! Вы смогли помочь Айболиту.
3.Задание в приложении Plickers (задачи в стихах)
Для того, чтобы добраться в порт нам необходимо решить задачи в стихах.
Вам понадобятся карточки QR-коды (задание выполняется в приложении Plickers)
Кто совершил ошибку? Как ты думаешь, почему не справился с задачей? (разбор ошибок)
4) Задание для пробного действия.
- У побережья Средиземного моря Айболит встретил чаек. Они помогли ему перебраться через море.
Айболит поставил чайник
Пригласил он 8 чаек.
Приходите-ка на чай.
Всех друзей ты сосчитай. (9)
-Какое
выражение составили? (8+1)
-Что находили в задаче? (Целое.)
-Как находим целое? (Чтобы найти целое надо части сложить.)
-Назовите части. (8 и 1)
-Назовите целое. (9)
-Определите тему урока. (Число и цифра 9.)
-Чему должны научиться? (Узнать состав числа 9, научиться писать цифру 9.)
-Назовите тип урока? (ОНЗ)
3. Открытие нового знания. Место числа 9 на числовом отрезке. Состав числа 9.
1).Рассмотрим внимательно числовой отрезок. (стр.18)
-Где располагается число 9 в числовом ряду?(за числом 8)
- А как найти число 9 на числовом отрезке? (от числа 8 сделать 1 шаг вправо)
-А как записать наше действие в виде равенства?(8+1=9)
-Как называется число 9 по отношению к числу 8?(следующее)
-А число 8 по отношению к числу 9?(предыдущее)
Дайте полную характеристику числу 9.
2).Физминутка
-А чтобы дети не болели, доктор Айболит советует всем умываться, делать зарядку. И приглашает вас вместе с его любимыми мультяшками немного отдохнуть.
3).Написание цифры 9.
-Существует
цифра, знак, с помощью которой можно записать это число. (Презентация слайд печатной
цифры)
-На что похожа эта цифра? (ответы детей)
-Писать цифру 9 ещё не умеем. Рассмотрим образец написания на с.19. и на доске( следуем за электронной ручкой, сначала прописываем в воздухе)
(слайд
презентация)-Что показывает красная звёздочка? (Начало письма.)
-Проследи по стрелкам, как пишется цифра. (Прописываем в воздухе.)
Дети пишут в воздухе, потом в учебнике по контуру, далее самостоятельно 4-5
раз.
4). Работа над составом числа 9.
- Какой следующий шаг вы должны сделать? (Выяснить состав числа 9.)
- Я предлагаю поработать вам в парах. Давайте вспомним основные правила работы. (Каждый имеет право высказаться, другой должен выслушать. Пара должна работать так, чтобы не мешать другим парам.)
- Положите перед собой 9 двусторонних кругов.
Учащиеся выкладывают перед собой круги.
- Определите состав числа 9.
Учащиеся в парах составляют пары чисел и записывают на индивидуальных карточках.
- Как получили число 9?
Дети предлагают свои варианты. Учитель на доске фиксирует состав числа с помощью карточек.
- Как проверить свое открытие? (Посмотреть в эталон.)
Учитель показывает эталон.
- Какой вывод вы можете сделать? (Мы все правильно выполнили)
Оцените свою работу самооценкой. Кто справился с работой ? Кто допустил ошибки ? Вы еще подучите материал и завтра уже очень хорошо справитесь с заданиями.
5. Первичное закрепление.
С.18
№2
-Объясните задание. (что нужно сделать? Составить равенства и решить их)
1-ый столбик решают фронтально
2-ой столбик решают по парам (взаимопроверка)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
3-ий столбик решают самостоятельно (проверка с доски)
-Если ошиблись, подчеркните ошибку красным карандашом (разбор ошибок)
-У кого верно выполнены все задания?
-Сделайте вывод? (Мы хорошо всё усвоили)
7.Включение в систему знаний и повторение.
- Где пригодятся нам знания о числе 9? (При решении примеров и т. д.)
№ 3, стр. 19
- Найдите № 3 на странице 19. Что нужно сделать в этом задании? (Найти значение выражений.)
- Что вам поможет? (Числовой отрезок.)
- Работать вы будете в группах. (проверка с образца)
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какова была цель вашего путешествия? (Мы должны были научиться писать цифру 9, узнать состав числа 9.)
- Достигли ли вы цели? Докажите. (…)
- Оцените вашу работу на уроке. Если у вас все получилось, поднимите зеленый сигнал, если у вас были сомнения - желтый, а если вам требуется помощь – красный.
Учитель проводит рефлексию оценивания.
- Продолжите предложения:
- На уроке мне понравилось…
- Я узнал…
Подготовила: Гасанова Р.А.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.