Представленные методические материалы могут быть использованы при подготовке и проведении уроков химии в 8 классе. Материалы могут быть использованы как самостоятельный конспект, разработку готового урока, так и в качестве источника информации при подготовке дополнительных материалов в собственной переработке или интерпретации. Предназначен для педагогов, работающих по программе О.С. Габриеляна, может использоваться в других УМК.
У р о к 30
ЧИСТЫЕ ВЕЩЕСТВА И СМЕСИ
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : чистые вещества и смеси веществ.
Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.
Т р е б о в а н и я : знать понятие «молекула»; закон постоянства
состава вещества.
О б о р у д о в а н и е : неоднородные смеси (примеры: песок + соль,
горная порода, взвесь мела в воде) и однородные смеси (растворы
кислот, солей), прибор для доказательства состава воздуха.
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
Устный опрос «Кристаллические решетки», упр. 6.
II. Объяснение нового материала.
Состав веществ отражается химической формулой. Химические
формулы соответствуют чистым веществам. Например, к чистым
веществам относится дистиллированная вода, не содержащая никаких
примесей.
В 1799–1803 гг. Ж. Л. Пруст сформулировал закон постоянства
состава вещества: химически чистые вещества независимо от способа
их получения и места нахождения имеют один и тот же постоянный
состав.
В XX в. было доказано, что закон верен только для веществ
молекулярного строения.
Молекула – мельчайшая частица вещества, сохраняющая его
химические свойства.
Химические вещества обладают при определенных условиях
постоянными физическими и химическими свойствами.
В природе химически чистые вещества практически не встречаются.
Природные воды, как пресные, так и соленые, содержат
растворенные в них соли и газы (кислород, СО2, N2).
Почва, горные породы, минералы – смеси множества веществ.Природный газ и нефть – смеси углеводородов разного состава.
Воздух – смесь газов, состоящая из 78 % азота, 21 % кислорода, 0,03
% углекислого газа, примесей инертных газов, паров воды.
Учитель демонстрирует опыт: горение свечи под стеклянным
колоколом в чаше с водой, который доказывает, что в воздухе 1/5 часть
составляет кислород.
Смеси могут быть однородными (в них нельзя заметить границу
раздела между разными веществами, к ним относятся растворы, сплавы
металлов, смеси газов) и неоднородными (в них видна граница между
различными веществами, это могут быть смеси двух и более твердых
веществ, взвеси в жидкости нерастворимых твердых веществ).
Для изучения свойств веществ их необходимо выделить из смеси и
очистить. Это является одной из важнейших задач химии.
Д о м а ш н е е з а д а н и е : § 23, упр. 4.