Читаем - значит мыслим

  • docx
  • 12.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Читаем - значит мыслим.docx

Читаем – значит мыслим

 

Мукишева Л.С.

СШИ «Өркен» управления образования

Карагандинской области

Учитель русского языка и литературы

 

        

В современном мире очень стремительно развиваются технологии и вытесняют все то, что когда-либо было настолько дорого или же необходимо. Сейчас никого не удивишь тем, что в семье есть компьютер и уж тем более телевизор. Эти предметы способны заменить нам чтение и всю его прелесть. Есть множество книг и некоторые из них давно уже забыты или уходят в забвение, но есть и те, которые до сих пор читаем с упоением.
         Необходимо помнить и не забывать о том, что все, что человек читает, откладывается у него в подсознании.

         Чем больше он читает, тем более широкий у него взгляд на мир и тем он меньше привязан к окружающему мнению людей.  Ему проще смотреть на ситуацию со стороны, легче принять правильное решение и найти выход с любой ситуации, решить любой вопрос. Важно знать о том, что, даже потеряв абсолютно все, знания всегда останутся, а это большая ценность.

Общеизвестно стимулирующее действие чтения на мозговую деятельность (мозг надо тренировать, как говорят англичане «use it or lose it»). Исследования последних лет показали, что неспешное внимательное чтение - это особое, уникальное умение. Но этот навык может скоро исчезнуть, поставив под угрозу умственное и эмоциональное развитие поколений, растущих в интернете. И поскольку «человек не был рождён для чтения», в отличие от способности понимать и воспроизводить устную речь, то способность к данному виду деятельности, как отмечает руководитель Центра по изучению навыков чтения и речи при Университете Тафтса М. Вульф, необходимо интенсивно и настойчиво развивать с самого раннего возраста и до преклонных годов [1].

Период детства является сензитивным для читательского, следовательно, личностного становления, основным периодом для осознания основных ценностей и смысла жизни. В этом возрасте формируется культура чтения, происходит  становление читателя. 

Очевидная взаимосвязь, что чем больше читаешь, тем начитаннее и умнее ты становишься, научно подкреплена одним фактом - чем больше книг окружает тебя в детстве, тем умнее ты будешь во взрослой жизни. К такому выводу пришли ученые Австралийского национального университета (ANU) и Университета Невады (США) по результатам совместного исследования. Согласно выводам ученых, количество книг в домашней библиотеке оказывает прямое влияние на развитие интеллекта подрастающего чада. Чем больше книг окружает ребенка до достижения им 16-летнего возраста, тем лучше у него разовьются навыки чтения, счета и компьютерной грамотности. «Тенденция заключается в том, что человек учится думать, - пояснил результаты доктор Сикора. – Это не просто взаимосвязь: если вы читали книги в детстве, то будете читать ихпотом. Нет, на самом деле чтение увеличивает восприимчивость человека к информации, в том числе и в цифровой среде». Польза от окружавших ребенка в детстве книг действует всю его жизнь, не зависит от уровня образования человека, работы, пола, возраста или уровня образования родителей. По словам ученого очень трудно показать пальцем на книгу и сказать: «Читайте побольше». Это целый комплекс, связанный с книгами и чтением. Для детей важно, чтобы их окружали книги.

«Чтение книг не является для молодых казахстанцев интересной формой проведения свободного времени, 78,6 процентов представителей молодежи, редко или вообще не читают книги», — пишут авторы социологического исследования «Молодежь Центральной Азии. Казахстан». Большая часть издаваемой литературы – учебники. Художественная литература, книги казахстанских авторов издаются мало.  На фестивале Kitapfest Национальная государственная книжная палата Казахстана показала, что в 2017 году было зарегистрировано всего 235 книг. В государственной программе «Читающий Казахстан» показано, что «Доля продукции издательств России на казахстанском книжном рынке составляет от 65 до 90%, казахстанских издательств - от 10 до 35%.

Невозможно представить образовательный процесс без книги, без чтения. Современный ученик воспринимается не как объект, а как активный субъект образовательного процесса, который несет ответственность за организацию своего обучения. В школах вводятся различные проекты развития и поддержки чтения: «100 лучших книг», «Bookcrossing», «Чтение в радость» и др., направленные на приобщение подрастающего поколения к чтению, поддержку читающих подростков.

Предмет особой заботы – повышение качества преподавания русского языка и дитературы. Эффективность обучения на уроке дают внеклассные мероприятия, направленные на поддержку и продвижение чтения. В этом вопросе большая роль отводится библиотеке, как субъекту информатизации.

           Книга          чтение         библиотека

 

       лежат в основе культурной компетенции

Среди учащихся 7-8 классов мы провели анкетирование на тему книги и чтения среди детей.

Таблица  1. «Как часто вы читаете книги

1

Ежедневно/ почти ежедневно

21%

2

2-3 раза в неделю

19%

3

1 раз в неделю

21%

4

1-3 раза в месяц

17%

5

Реже чем 1 раз  в месяц

15%

6

Не читаю книги

5 %

7

Затрудняюсь ответить

2 %

 

Таблица 2. «Какие книги вы чаще всего читаете?»

1

Классическая литература

9 %

2

Приключенческие, детективные произведеиия

31%

3

Исторические романы

18%

4

Специальная литература для учебы

15%

5

Книги для детей, детская литература

11%

6

Разные жанры

9 %

7

Затрудняюсь ответить

7 %

 

Одна из основных проблем – дети неохотно читают классическую литературу. Она кажется скучной, однообразной, неинтересной. Поэтому проведение среди учащихся внеклассного мероприятия «О пользе чтения классической литературы» оказалось полезным и познавательным для детей. В ходе работы учащиеся познакомились с результатами исследований ученых о пользе книг, особенно классической литературы:

·       При чтении классики активно работает правое полушарие мозга, которое отвечает за креативность, образность, пространственность:

·        Чтение литературы благоприятно воздействует на развитие личности;

·        У ценителей классики всегда отличная память;

·        Человек развивает познавательные способности;

·        Профилактика старческого слабоумия.

В акции «Читаем активно» учащиеся открыли для себя 10 причин пользы чтения:

1.     Обогащает словарный запас.

2.     Помогает в общении с людьми.

3.     Снижает стресс.

4.     Улучшает концентрацию.

5.     Развивает память и мышление.

6.     Чтение добавляет уверенности.

7.     Развивает творческие способности.

8.     Чтение делает моложе.

9.   Защищает от болезни Альцгеймера.

10.   Чтение улучшает сон.

      Вместе с учащимися попытались ответить на вопрос и сформулировать свои заключения: как и с чего начать читать?

Во первых,  регулярное чтение книг - это навык, который формируется, как и любая другая привычка. Поэтому, если вы хотите начать развиваться, нужно попытаться выделять для этого хотя бы полчаса в день. Для этого можно отводить специальное время перед сном, на большой перемене, или по пути на занятия, или любое другое, удобное время.

Во-вторых, мы задаемся вопросом: «С каких книг начинать читать?». Тут уместно вспомнить фразу: Чтобы стать умным, достаточно прочитать 10 книг, но чтобы найти их, нужно прочитать тысячи. [6].  

         Если нравится художественная литература, подбирать для прочтения такую, которая бы параллельно описывала крупные исторические события. Пользы будет гораздо больше.

         Дебат на тему «Сможет ли интернет заменить книгу?», которую провели среди учащихся 6-7 классов открыл новые возможности для детей соприкоснуться с миром публичных выступлений,

Выступление учащихся в формате TedX на темы «Как сделать свою речь эффективной?», «Грамотность чтения», «Влияет ли чтение на воображение?» показало эффективность проведения таких мероприятий. Миссия TED (Technology, Entertainment, Design), в переводе с английского - «идеи, достойные распространения». Такие выступления дают возможность развития у школьников навыков научных исследований, умения работы в команде, ораторского мастерства, формированию уважительного отношения к различным взглядам и мнениям.

Занимательный час «Юный ведущий», проведенный среди семиклассников состоял из двух этапов:

1. Интересный рассказчик.

2. Читаем скороговорки.

В первом туре участники читали отрывки из произведений, которые им предлагались. Чтение вслух развивает дикцию, читать нужно не спеша, при этом четко выговаривая фразы и слова, расставляя акценты и паузы, озвучивая персонажей. Самым лучшим тоном принято считать тон живого рассказа. Вначале участник имел возможность воспользоваться диктофоном, заметив все недостатки дикции, своевременно их исправить при повторном чтении.

Во втором туре дети читали скороговорки. С помощью скороговорок можно обучить учащихся правильно произносить звуки, у детей улучшается дикция и другие голосовые навыки ораторского мастерства. По условиям вначале нужно читать четко и не спеша. Со временем нужно увеличить темп чтения. В результате такое занятие может стать одним из самых полезных, которые позволяют правильно организовать свободное время и провести его с удовольствием.

Проведение акции «Признание любимому писателю», поэтический марафон к юбилею родного города дали возможность детям продемонстрировать свои поэтические способности. Дети с удовольствием читали свои посвящения.

Также в школе в рамках программы «Рухани жаңғыру» проводится День чтения книг. Наша цель – привлечь всех учащихся к чтению. Учащиеся сами выбирают книгу, сроки прочтения книги не были установлены. Учителя и родители участвовали в акции, тем самым подавая пример учащимся.

Так что же дает чтение книг? Как сказал великий русский поэт А.С.Пушкин: «Чтение – вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека – есть наука самая занимательная». Одна единственная мысль в одной единственной книге может изменить всю жизнь.

 

 

 

Литература

1.     Пол Э. «Книги делают нас умнее и добрее» [Электронный ресурс] / Э.Пол – Режим доступа: URL: ttp://inosmi.ru/world/20130612/209952577.html

2.     Скробот Н.Н. «Инновационные формы поддержки и продвижения чтения в библиотеке». Оренбург,2012

3.     Новикова М.А. «Исследование отношения современной молодежи к чтению». Астрахань, 2013

4.     Ялышева В.В. «По следам "Осени в Михайловском": Продвижение книги и чтения библиотеками в виртуальной среде»

5.     https://tengrinews.kz/books/chetvert-oproshennyih-kazahstantsev-ne-chitayut-knigi--217100/

6.     http//interesnyefakty.org.


 

7.     Скачано с www.znanio.ru