Читательская грамотность

  • docx
  • 27.01.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала СМИ 11.docx

Читательская грамотность

 

 

Чтение — далеко не элементарный навык, как может показаться. Даже для взрослых людей. В том, как мы воспринимаем информацию из текста, проявляются наше мышление, знания и опыт.

Читательская грамотность имеет большое значение для образования и развития личности. Она помогает людям расширять свой кругозор, улучшать свои навыки коммуникации, развивать критическое мышление и участвовать в общественной жизни. Этот термин означает способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, расширять свои знания и возможности, а также участвовать в социальной жизни.

 

Читательская грамотность – способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида. В рамках читательской грамотности необходимо развивать компетенцию анализа, осознанного чтения и понимания прочитанного.

 

Сегодня выделяют следующие компоненты функциональной грамотности:

 

×          читательская;

×          цифровая;      

×          языковая информационная;                    

×          математическая;

×          социальная; 

×          естественно-научная.

 

 

Читательская грамотность (по PIRLS и PISA) определяется по уровню сформированности трех групп читательских умений:

Ориентация в содержании текста и понимании его целостного смысла, нахождение информации. (Первая группа связана с общими умениями работать с текстом: понимание содержания текста и ориентация в нем.)

Интерпретация текста. (Вторая группа умений направлена на глубокое и детальное понимание содержания и формы текста.)

Рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка. (Третья группа умений включает в себя использование информации, выделенной из текста, для достижения разнообразных целей, решения поставленных задач с использованием или без использования дополнительных знаний.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

 

1. «Осмысленное чтение». Как научиться видеть суть в любом тексте. https://shkolamoskva.ru/reading/

 

2. Виноградова Н.Ф., Кузнецова М.И., Рыдзе О.А. Функциональная грамотность как планируемый результат обучения младших школьников. https://docplayer.com/120010816-Funkcionalnaya-gramotnost-kak-planiruemyy-rezultat-obucheniya-mladshih-shkolnikov-n-f-vinogradova-m-i-kuznecova-o-a-rydze.html