Читательская грамотность на уроках астрономии и экологии

  • pdf
  • 28.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Читательская грамотность в ЕНП.pdf





 

Итак, мы располагаем следующими фактами. 

 

1.         Российские четвероклассники (по данным Международного мониторинга PIRLS)  обладают чрезвычайно высоким уровнем готовности к чтению для обучения

 

2.         Основное чтение для обучения (прежде всего – обучение по учебникам истории, географии, биологии и пр.) начинается в 5-6 классах. 

 

3.         К 9-10 классу (по данным PISA) читательская грамотность российских обучающихся оказывается существенно ниже мировых стандартов

 

На переходе из начальной в основную школу необходимо обеспечить условия перехода от готовности учащихся к чтению для обучения в сформированное читательское умение – чтение для обучения.














Формирование перечисленных умений связано с организацией в процессе обучения естественно-

научным предметам работы по текстам

Классификация текстов физического, химического, биологического  содержания:

 

Тексты  с описанием различных физических,  химических явлений или процессов, наблюдаемых в природе или в повседневной жизни.

 

  Тексты с описанием наблюдения или опыта по одному из разделов школьного курса физики, химии, биологии, астрономии.

 

  Тексты с описанием технических устройств, принцип работы которых основан на использовании каких-либо законов физики.

 

  Тексты, содержащие информацию о факторах загрязнения окружающей среды или их воздействии на живые организмы и человека.

 

  Тексты общекультурного содержания.

 

 Сюжетная текстовая задача

 







 

Примеры вопросов на связывание и истолкование текста: 

§   учащихся просят придумать название или

сочинить вступление к тексту, 

§   объяснить порядок действий в простой инструкции,

§   восстановить названия осей на графике или столбиков в таблице,

§   дать характеристику герою повествования,

§   объяснить назначение карты или рисунка. 

 Примеры вопросов на осмысление и оценку содержания текста: 

§   подтвердить какое-либо утверждение текста на основе собственного опыта,

§   оценить утверждение текста с точки зрения собственных моральных или эстетических представлений;

§   высказать свое мнение о качестве приведенных в тексте доказательств.