Читательская грамотность. Виды работы с текстом на уроках английского языка

  • docx
  • 20.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Читательская грамотность статья.docx

Читательская грамотность. Виды работы с текстом на уроках английского языка

Чтение – самостоятельный вид речевой деятельности. В основе чтения лежит перцептивно-мыслительная деятельность. Оно занимает одно из главных мест по использованию и важности, так как на основе чтения происходит и развитие продуктивных навыков - говорения и письма.

Читательская грамотность - базовое направление функциональной грамотности. Какое бы задание не получил обучающийся, нужно сначала это задание «прочитать». Развитие читательской грамотности - это актуальное и самое востребованное направление. В этом направлении работают все школы страны, готовя обучающихся  к ВПР, ГИА.

Читательская грамотность - способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, читать, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в жизни общества.

Важным компонентом урока английского является самостоятельная работа ученика с текстом. Это должно быть не просто чтение и перевод, а выполнение заданий на формирование навыков функционального чтения.

Функциональное чтение - это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.

Обучающийся, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста - для его понимания, сжатия, преобразования, а также умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным).

При отборе текстов на формирование навыков функционального чтения необходимо руководствоваться следующими критериями:

·                     текст должен быть интересен (т.е. новизна информации), актуальность текста для обучающихся с учётом возрастных особенностей и может быть взят из «реальной жизни»;

·                     объем текста не должен превышать норму (исходя из уровня и возраста обучающихся);

·                     наличие иллюстраций, схем, диаграмм (иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста);

·                     наличие в тексте «фактов и мнений» т.е. текст должен развивать кругозор;

·                     текст должен быть структурирован (о сплошных текстах): заголовок, абзацы, прямая речь и т.д.

Основными этапами работы с текстом при формировании читательской грамотности обучающихся являются:

·                     Предтекстовый (Pre-reading).

·                     Текстовый (While-reading).

·                     Послетекстовый (Post-reading).

Предтекстовый этап (Pre-reading) предполагает:

- создание необходимого уровня мотивации;

- определение речевой задачи для первого прочтения;

- сокращение уровня языковых и речевых трудностей.

На уроках могут быть использованы следующие задания:

1. Работа с заголовком: определить тематику текста, перечень поднимаемых в нем проблем; найти ключевые слова и выражения.

2. Использование ассоциаций, связанных с именем автора:

- к какому жанру можно отнести текст;

- кто будет главным героем, его профессия, национальность;

- где и в какое время может происходить действие.

3. Формулирование предположений о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций.

4. Работа с новой лексикой и определение тематики /проблематики текста на основе языковой догадки.

5. Чтение вопросов/ утверждений по тексту и определение его тематитки / проблематики.

6. Ответы на вопросы до чтения текста

Текстовый этап (While-reading)

Цели текстового этапа: проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений; продолжить формирование соответствующих навыков и умений.

На данном этапе подойдут такие задания, как:

1.                  найти ответы на предложенные вопросы;

2.                  подтвердить правильность (True) или ложность (False) утверждений, либо выявить, что это в тексте не упомянуто (Not stated);

3.                  расставить предложения по порядку;

4.                  найти соответствия;

5.                  выполнить задания на множественный выбор;

6.                  подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев;

7.                  догадаться о значении слова или слов по контексту, какой из предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте;

8.                  восполнить недостающую информацию; придумать продолжение истории.

Цели послетекстового этапа (Post-reading): использовать ситуацию текста в качестве языковой, речевой, содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.

Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля   умений чтения и возможного использования полученной информации в будущем.

Можно предложить обучающимся выполнить следующие задания:

1.                  выявить новое в прочитанном тексте, высказать свое мнение по поводу прочитанного;

2.                  опровергнуть утверждения или согласиться с ними;

3.                  доказать или охарактеризовать что-то;

4.                  составить план текста, выделив его основные мысли;

5.                  пересказать/ кратко изложить содержание текста;

6.                  рассказать текст от лица главного героя;

7.                  вставить в текст пропущенные слова и выражения;

8.                  составить синквейн.

Приемы и упражнения на формирование читательской грамотности:

1.«Мозаика». «Реставрация текста»

Обучающимся предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. Например, в рабочей тетради УМК Spotlight 5 класса есть задание: прочитайте текст и расставьте части текста в правильном порядке. Это задание второго этапа (текстового), заданий для предтекстового этапа в тетради нет, поэтому здесь можно перед прочтением детям задать вопрос: «Что за вид текста видите? Как вы думаете, о чем будет текст? Кому адресовано письмо?». Затем можно дать задание расставить абзацы в правильном порядке. Самое последнее задание в рабочей тетради послетекстового плана. Оно направлено на формирование умения использовать полученные знания для написания собственного письма, т.е. на применение полученных знаний в жизни.

2. Прием «Ассоциации и предположения»

Обучающиеся индивидуально, либо по подгруппам получают задание ответить на следующие вопросы:

1) Прочтите заголовок. Какие ассоциации возникают после прочтения заголовка данного текста?

2) О чем, по-вашему мнению, этот текст?

3) Откуда, возможно, взят данный текст?

3.Прием «Зигзаг»

Цель: изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения.

При использовании данного приема мобилизуется способность обучающихся выделять главное из текста, систематизировать информацию, развивается умение работать в группе, сообща. Прием "Зигзаг" позволяет включать в работу и другие приемы, такие как "кластер", "эссе", "сводные таблицы".

1 этап. Ознакомительное чтение.

2 этап. Осмысление текста. Обсуждение, работа с лексикой, поиск ответов на вопросы к тексту.

3 этап. Учитель задает вопросы по тексту каждой группе.

4 этап. Переформирование групп. Поскольку каждая группа владеет только частью информации, необходимо ею обменяться.

5 этап. Заключительный. Учитель задает обобщающие вопросы по всему тексту. Или учащиеся составляют краткий план текста.

Ценность данного приема заключается в использовании всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение. За короткий срок перерабатывается большой объем информации.

4. Прием «Кластер»

Составление «кластера» позволяет свободно и открыто думать по заданной теме, проблеме. Кластер может быть использован на разных стадиях урока. Прием позволяет расширить лексический словарь, лучше усвоить грамматическое явление, развивать коммуникативные компетентности. По кластеру легко составить небольшой рассказ. Суть приема заключается в том, что  информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации, обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Данный прием позволяет каждому обучающемуся выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именно для него понятия. Прием «Кластер» позволяет не только активизировать лексические единицы в речи обучающихся и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели.

5. «Работа со словарем». Обучающимся даны картинки к тексту. Значения слов, изображенных на картинках, необходимо найти в словаре. Можно чередовать работу с бумажными словарями и онлайн словарями, а также можно в соревновательной форме, кто быстрее найдет слова – ученики с бумажными словарями или те, кто ищут онлайн.

6. «Вопрос - ответ» Обучающимся предложены вопросы к незнакомому тексту. Необходимо придумать небольшой рассказ, который по возможности должен дать ответы на все вопросы. Каждый обучающийся читает свой рассказ вслух, а затем обучающиеся читают оригинальный текст и сравнивают со своими идеями.

7. «Поиск грамматических форм и конструкций» Обучающиеся находят в прочитанном тексте глаголы в определенной временной форме, тематический вокабуляр, имена или названия.

8. «Эхо» Обучающиеся по предложениям прослушивают текст (отрывок текста), затем дословно повторяют каждое предложение. Во время прослушивания нельзя делать заметки. Затем учитель раздает текст, дети его читают и сравнивают со своим текстом.

9. «Диктант-фантазия» Учитель диктует начало истории (текста). Затем предлагает продолжить историю одним-двумя предложениями. При этом обучающимся нельзя предугадывать сам сюжет истории, а следует расширить и приукрасить продиктованное.

10. «Бинго» Учитель дает таблицу, в которой находятся определенные слова. Обучающиеся слушают текст, в котором есть слова, присутствующие в таблице, и, во время прослушивания отмечают их. Тот, кто отметил все слова, кричит БИНГО! По окончании учитель раздает текст, обучающиеся читают его.

11. «Текст с пропущенными словами»

Вариант А. Учитель раздает лист с текстом, где пропущены слова. Обучающиеся работают в группах по двое и заполняют пропуски самостоятельно.

Вариант Б. Учитель раздает текст с пропусками и список с пропущенными и лишними словами, которые расположены в алфавитном порядке. Обучающиеся работают над текстом в маленьких группах.

12. «Дискуссия» Учитель задает вопросы в соответствии с темой текста, которые предполагают обмен мнениями и обсуждение между учащимися.

13. «Иллюстрация» Обучающиеся рисуют иллюстрацию к тексту или по теме текста, отражая личное (связь с семьей, друзьями, хобби и т.д.).

14. «Наводим порядок» Нужно расставить события в логическом/хронологическом порядке в соответствии с текстом.

15.«Что если…» Обучающиеся представляют себя на месте героев из текста и рассказывают, чтобы сделали в такой ситуации.

16.«Ответы на вопросы» Проверенный и действенный способ, чтобы проверить понимание текста, проработать новые слова и грамматику, а также развить речь. Вопросы могут быть подготовлены или обучающиеся составляют вопросы сами, потом задают их друг другу.

17. «Изменение временной формы» Учитель раздает лист с текстом. Обучающиеся читают текст, далее изменяют временную форму и пересказывают.

18. «Придумай концовку текста» Обучающиеся читают текст только до развязки действия и должны предположить, о чем дальше пойдет речь. Затем все идеи сравниваются с оригинальным продолжением текста.

19. "Чтение с остановками" Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка".

20. “True/ False/ Not Stated” («Верно/ Неверно/ Не указано»). Оно направлено на поиск конкретной информации в тексте. Задания могут быть сформулированы по-разному, но смысл в том, что после прочтения текста (а не опираясь на собственные знания и кругозор), обучающиеся определяют, какие предложения верны/неверны и какая информация в тексте отсутствует.

21. «Puzzles» Учитель предварительно делит текст на несколько частей и перемешивает их. Ученики должны восстановить предложенный им текст в нужной логической последовательности. Обучающиеся могут работать в группах или индивидуально.

22. «Close» Используется для работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущены некоторые слова или информация. Задача обучающихся восстановить деформированный текст и подобрать пропущенные по смыслу слова исходя из контекста. Этот прием может быть использован только для развития умения чтения с полным пониманием информации, т.к. заполнение пропусков невозможно без понимания всех перечисленных в тексте деталей.

23.«Definitions» Обучающиеся соотносят слова, которые встречают в тексте, с их значениями, или дефинициями.

Таким образом, применяя задания на формирование читательской грамотности, учитель способствует повышению мотивации обучающихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира  – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.

 

 

Список литературы:

1. Английский язык. 5-й класс: учебник для общеобразоват.организаций / Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс.– Москва: Просвещение : Express Publishing, 2019 – 216 с.: ил. – (Английский в фокусе). – Заглавие обложки: Spotlight.

2.  Воронина К.В. Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка.//Молодой ученый—2020 — No 5 (295)— с. 305-306

3.  Иванова А.С. «Примеры заданий, применяемых для развития функциональной грамотности на уроках английского языка». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/statya-primery-zadanij-primenyaemyh-dlya-razvitiya-funkcionalnoj-gramotnosti-na-urokah-anglijskogo-yazyka-6294267.html  

4. Исмайлова И.В. «Развитие читательской грамотности на уроках английского языка» [Электронный ресурс].–Режим доступа: https://урок.рф/library/razvitie_chitatelskoj_gramotnosti_na_urokah_angli_070034.html

5. Письменная Л., Янкевич М. Культура. Работа со сплошным текстом. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.google.com/document/d/1hAAqir-39-drK1Tcbpr1scMddBZ-2OUHQTq7TIPhKOs/edit?pli=1

6. Решетникова, О.А. Подходы к оценке функциональной грамотности в контрольных измерительных материалах государственной итоговой аттестации / О.А.Решетникова. // Педагогические измерения. – 2020 – № 2 – С. 4–7.

7. Формирование читательской грамотности школьников на уроках английского языка. Сборник методических материалов. Димитровград, 2021

8. Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / Н.П. Забродина, И.Е. Барсуков, А.А. Бурдакова [и др.]; под общ. ред. Р.Ш. Мошниной. – Москва: Академия Минпросвещения России, 2021 – 79.


 

Скачано с www.znanio.ru