Презентация по литературному чтению. Тема: "Зимушкка - зима! Стихи русских писателей о зиме."

  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • pptx
  • 26.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дати познакомятся с произведениями русских поэтов- писателей о зиме.
Иконка файла материала Литература. Тема. Зимушка -Зима. Стихи русских поэтов о зиме..pptx

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. ТЕМА: «ЗИМУШКА – ЗИМА» стихи русских поэтов.

Составитель:
Малышева В Н

Цель. Задачи урока.

Познакомиться с русской классической поэзией о зиме.

Учиться видеть в стихах ЭПИТЕТЫ, СРАВНЕНИЯ, ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ.
Учиться определять настроение в стихотворении.
Учитывать настроение при выразительном чтении.
Развивать выразительную речь, память, образное мышление и внимание.
Прививать любовь к русской поэзии.
Воспитывать чувство прекрасного.

ОБОРУДОВАНИЕ.

Стихи Есенина «Поет зима, аукает…»
Никитина « Встреча зимы» (Распечатки на каждую парту).
Выставка книг.
Аудио запись «Альбом Чайковского» ВРЕМЕНА ГОДА.
Листки с кроссвордами.

Содержание урока.

Организационный момент.
Постановка цели и задач урока.
РАСШИФРУЙТЕ ПОСЛОВИЦЫ:
«Мороз не велик, да стоять не велит.»
«Два друга- мороз да вьюга».
О чем эти пословицы? ( о зиме, зимних явлениях природы).
Как вы думаете, о чем мы будем сегодня читать?
(О зиме стихи русских поэтов).
Показ портретов: Есенина, Сурикова, Пушкина, Некрасова, Плещеева, Блока.
Назовите поэтов, чьи портреты вам знакомы.
Остальных ищут в интернете.

Содержание урока.

Изучение темы.
Чтение стихотворений. Анализ.
И.С. Никитин. «Встреча зимы».
Какое настроение вызывает у вас прочитанное стихотворение?( бодрое, радостное, праздничное).
Какие строчки придают стиху праздничное настроение? (Зачитывают).
Зимняя природа радует глаз светлыми красками.
Многие поэты придумывали образные сравнения снегу на полях( скатерть, полотно).На деревьях сравнивают с шапкой.
Такие скрытые сравнения называют МЕТАФОРОЙ.
(Белый пушок. Снег лежит полотном, разноцветным огнем).

Содержание урока.

Какой прием использует авторв последних трех строфах? (Олицетворение).- Что это такое? Кто помнит? –оживление, очеловечивание. (Зима поет, аукает, гуляет, расстилает ковры).
Поэт использует в первой строфе прием КОНТРАСТА.( Противопоставления).
Зима приносит с собою МОРОЗЫ, ВЬЮГИ.
Тяжело приходится зимой животным.
Зимние холода вызывают чувства(Есенин «ПОЕТ ЗИМА, АУКАЕТ». Жалость, тоска).

Содержание урока.

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ.
***Какие сравнения вы нашли? ***Какое явление природы олицетворяет автор?
*** Какие яркие ЭПИТЕТЫ вы нашли?
Где прослеживается противопоставление?
У этого стиха нет названия. Как бы вы назвали его ? ( Не длинное название должно быть).

Содержание урока.

. Конкурс чтецов. СТИХИ О ЗИМЕ.
Найдите литературные приемы, которые помогают представить картины ЗИМЫ.
И Суриков «ЗИМА».
А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»
Н А Некрасов «Мороз, Красный нрс»
Есенин «Белая береза». «Пороша».
Суриков «Детство».
И. Плещеев «Зимний вечер».
А. Блок «Снег да снег…»

Содержание урока.

ИГРА «Литературный ринг». (3 раунда).
Соревнуемся в знаниях. Делимся на команды. Выбор капитанов. Зимнее название команды придумать.
Первый раунд.
Отгадать зимние кроссворды.
Второй раунд.
Соотнести название стиха с его автором.
Встреча зимы» Бальмонт.
«Береза» Плещеев.
«Снег да снег» Блок.
«Пороша» Есенин.
«Зимний вечер» Никитин.
«К зиме»

Содержание урока.

Третий раунд.
Соединить метафору с зимним явлением природы.
«пелена» лед не реках.
«белый пушок» снежинки
«волнистые ковры» сугробы
«дворцы изо льда» снег на солнце «мосты ледяные» верхушки деревьев в снегу
« белая косынка»
« модный паркет»

Содержание урока.

Ответы кроссворда.
1. Снег. 2. Коньки. 3.Метель. 4.Снегири.
5. Мороз. 6. Вьюга. 7.Снежинки. 8. Ёлка.
Рефлексия.
Награждение победителей.
ИТОГ урока.
*** Стихи каких русских поэтов о зиме вы сегодня читали?
*** Какие стихи вам больше понравились?
*** Почему?
***Какие приемы используют поэты для характеристики зимних картин?
***Какое настроение вызвали у вас прочитанные стихи?
***ДОМА:
Выучите понравившееся стихотворение .

Содержание урока.

Урок окончен.
Спасибо за работу.