Разработка занятия учителя-дефектолога
Тема: "Тайны нашей памяти: учимся запоминать эффективно" (Развитие мнестических процессов памяти)
Класс: 6 класс (групповое или индивидуальное занятие)
Цель: Развитие и коррекция различных видов памяти (зрительной, слуховой, логической, двигательной) у учащихся 6 класса через формирование эффективных стратегий запоминания.
Задачи:
Оборудование:
Предварительная работа: Наблюдение за особенностями памяти учащихся на уроках, анализ типичных трудностей при запоминании учебного материала.
Ход занятия
I. Организационный момент (2-3 мин)
II. Мотивация и актуализация знаний (5-7 мин)
III. Основная часть: Развитие различных видов памяти и освоение стратегий запоминания (30-35 мин)
1. Развитие зрительной памяти и внимания: Упражнение "Фотограф" (7-8 мин)
o Цель: Увеличение объема и точности зрительной памяти.
o Инструкция: "Представьте, что вы фотографы. Я покажу вам несколько картинок (5-7 штук) на 10-15 секунд. Ваша задача – внимательно рассмотреть их и постараться запомнить все детали. Затем я уберу картинки, а вы должны будете назвать все, что запомнили, и рассказать, в каком порядке они были."
o Проведение: Показ картинок. Затем ученики по очереди называют.
o Обсуждение: "Что помогло вам запомнить? Запоминали ли вы каждую картинку по отдельности или объединяли их?" (Подводим к идее группировки и детализации).
o Вариант усложнения: Добавить больше картинок или попросить описать детали каждой.
2. Развитие слуховой и ассоциативной памяти: Упражнение "История из слов" (8-10 мин)
o Цель: Развитие слуховой памяти, формирование навыков ассоциативного запоминания.
o Инструкция: "Сейчас я назову вам 8-10 слов, которые никак между собой не связаны. Ваша задача – внимательно послушать их и попробовать придумать короткую историю, связав эти слова между собой. Затем вы расскажете свою историю и назовете эти слова."
o Слова для примера: Дом, солнце, собака, книга, дождь, телефон, цветок, машина.
o Проведение: Дефектолог медленно и четко произносит слова. Дается 2-3 минуты на обдумывание истории. Каждый ученик рассказывает свою историю и называет слова.
o Обсуждение: "Легче ли было запомнить слова, когда вы их связали историей? Почему? Что такое ассоциация?" (Объяснение, что ассоциация – это связь между предметами или явлениями).
3. Развитие логической и смысловой памяти: Упражнение "Сгруппируй и запомни" (10-12 мин)
o Цель: Развитие логической памяти, умения классифицировать информацию.
o Инструкция: "Перед вами карточки со словами (или список слов на доске). Среди них есть слова, которые можно объединить в группы по какому-либо признаку. Ваша задача – найти эти группы, сгруппировать слова и запомнить их. Затем вы назовете слова по группам."
o Слова для примера (10-12 шт, 3-4 группы):
§ Фрукты: яблоко, груша, банан.
§ Мебель: стул, стол, шкаф.
§ Транспорт: машина, автобус, самолет.
§ Животные: кошка, слон, птица.
o Проведение: Ученики работают индивидуально или в парах. Сначала группируют, потом запоминают. После этого закрывают список и называют слова по группам.
o Обсуждение: "Как вам удалось запомнить столько слов? Какой способ был самым эффективным? (Вывод о важности смысловой группировки).
IV. Подведение итогов и рефлексия (5-7 мин)
V. Завершение занятия (1-2 мин)
Пример "Памятки по развитию памяти" для учащихся:
Как улучшить свою память?
1. Группируй информацию: Дели большой объем информации на маленькие кусочки или группы (например, все фрукты отдельно, все овощи отдельно).
2. Создавай ассоциации: Связывай новую информацию с тем, что ты уже знаешь, или придумывай веселые истории, где участвуют все, что нужно запомнить.
3. Визуализируй: Представляй то, что нужно запомнить, в виде картинок или фильмов в своей голове.
4. Повторяй с пониманием: Не просто зазубривай, а пытайся понять смысл. Пересказывай информацию своими словами.
5. Используй все свои чувства: Пробуй не только смотреть или слушать, но и проговаривать вслух, записывать, двигаться, если это уместно.
6. Будь внимательным: Сосредоточься на том, что ты хочешь запомнить. Отвлекайся на мелочи!
7. Тренируйся каждый день! Играй в игры на запоминание, решай кроссворды.
Твоя память – твой помощник!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.