Тайны нашей памяти. Учимся запоминать эффективно.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка занятия для учащихся 6 класса. Адаптированная программа.
Иконка файла материала Разработка дефектолога.docx

Разработка занятия учителя-дефектолога

Тема: "Тайны нашей памяти: учимся запоминать эффективно" (Развитие мнестических процессов памяти)

Класс: 6 класс (групповое или индивидуальное занятие)

Цель: Развитие и коррекция различных видов памяти (зрительной, слуховой, логической, двигательной) у учащихся 6 класса через формирование эффективных стратегий запоминания.

Задачи:

  • Образовательные:
    • Ознакомить учащихся с разными видами памяти и методами их тренировки.
    • Научить приемам рационального запоминания (группировка, ассоциации, повторение, смысловая связь).
    • Формировать умение применять полученные знания на практике (в учебной деятельности).
  • Коррекционно-развивающие:
    • Развивать объем, устойчивость и точность зрительной и слуховой памяти.
    • Развивать логическую и смысловую память через установление причинно-следственных связей.
    • Развивать произвольное внимание и концентрацию.
    • Стимулировать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
    • Развивать речь (обогащение словарного запаса, умение формулировать мысли).
  • Воспитательные:
    • Формировать мотивацию к саморазвитию и улучшению своих способностей.
    • Воспитывать целеустремленность, усидчивость и уверенность в своих силах.
    • Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Оборудование:

  • Доска/флипчарт.
  • Набор картинок с изображениями разных предметов (10-15 шт).
  • Карточки со словами (по 10-12 слов для каждого упражнения, можно разделить на тематические группы).
  • Небольшой текст (3-5 предложений) для запоминания.
  • Бумага и ручки/карандаши для каждого ученика.
  • Секундомер.
  • Раздаточный материал: "Памятка по развитию памяти".
  • Мультимедийный проектор (по желанию, для показа картинок/текста).

Предварительная работа: Наблюдение за особенностями памяти учащихся на уроках, анализ типичных трудностей при запоминании учебного материала.


Ход занятия

I. Организационный момент (2-3 мин)

  • Приветствие учащихся.
  • Создание позитивного настроя: "Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в увлекательное путешествие в мир нашей памяти. Как вы думаете, зачем нам нужна память? Что мы запоминаем каждый день?"

II. Мотивация и актуализация знаний (5-7 мин)

  • Вводная беседа: "Что такое память? Какие виды памяти вы знаете (или как вы запоминаете: глазами, ушами, движениями)?"
    • Дефектолог объясняет просто: "Память – это наша внутренняя копилка, которая хранит информацию обо всем, что мы видим, слышим, чувствуем и делаем. Есть память, когда мы запоминаем, что видели (зрительная), что слышали (слуховая), что делали руками (двигательная), и когда мы понимаем смысл (логическая)."
  • Упражнение "Цепочка слов": Учитель называет 3-4 слова, каждый следующий ученик повторяет предыдущие и добавляет свое слово. (Показывает, как трудно запомнить несвязанную информацию).
  • Озвучивание темы и задач занятия: "Сегодня мы узнаем, как сделать нашу память сильнее и научимся простым, но очень эффективным приемам запоминания, которые пригодятся вам в школе и в жизни."

III. Основная часть: Развитие различных видов памяти и освоение стратегий запоминания (30-35 мин)

1.   Развитие зрительной памяти и внимания: Упражнение "Фотограф" (7-8 мин)

o    Цель: Увеличение объема и точности зрительной памяти.

o    Инструкция: "Представьте, что вы фотографы. Я покажу вам несколько картинок (5-7 штук) на 10-15 секунд. Ваша задача – внимательно рассмотреть их и постараться запомнить все детали. Затем я уберу картинки, а вы должны будете назвать все, что запомнили, и рассказать, в каком порядке они были."

o    Проведение: Показ картинок. Затем ученики по очереди называют.

o    Обсуждение: "Что помогло вам запомнить? Запоминали ли вы каждую картинку по отдельности или объединяли их?" (Подводим к идее группировки и детализации).

o    Вариант усложнения: Добавить больше картинок или попросить описать детали каждой.

2.   Развитие слуховой и ассоциативной памяти: Упражнение "История из слов" (8-10 мин)

o    Цель: Развитие слуховой памяти, формирование навыков ассоциативного запоминания.

o    Инструкция: "Сейчас я назову вам 8-10 слов, которые никак между собой не связаны. Ваша задача – внимательно послушать их и попробовать придумать короткую историю, связав эти слова между собой. Затем вы расскажете свою историю и назовете эти слова."

o    Слова для примера: Дом, солнце, собака, книга, дождь, телефон, цветок, машина.

o    Проведение: Дефектолог медленно и четко произносит слова. Дается 2-3 минуты на обдумывание истории. Каждый ученик рассказывает свою историю и называет слова.

o    Обсуждение: "Легче ли было запомнить слова, когда вы их связали историей? Почему? Что такое ассоциация?" (Объяснение, что ассоциация – это связь между предметами или явлениями).

3.   Развитие логической и смысловой памяти: Упражнение "Сгруппируй и запомни" (10-12 мин)

o    Цель: Развитие логической памяти, умения классифицировать информацию.

o    Инструкция: "Перед вами карточки со словами (или список слов на доске). Среди них есть слова, которые можно объединить в группы по какому-либо признаку. Ваша задача – найти эти группы, сгруппировать слова и запомнить их. Затем вы назовете слова по группам."

o    Слова для примера (10-12 шт, 3-4 группы):

§  Фрукты: яблоко, груша, банан.

§  Мебель: стул, стол, шкаф.

§  Транспорт: машина, автобус, самолет.

§  Животные: кошка, слон, птица.

o    Проведение: Ученики работают индивидуально или в парах. Сначала группируют, потом запоминают. После этого закрывают список и называют слова по группам.

o    Обсуждение: "Как вам удалось запомнить столько слов? Какой способ был самым эффективным? (Вывод о важности смысловой группировки).

IV. Подведение итогов и рефлексия (5-7 мин)

  • Вопросы для рефлексии:
    • "Что нового вы сегодня узнали о своей памяти?"
    • "Какие приемы запоминания (фотограф, история, группировка) показались вам наиболее интересными и полезными?"
    • "Как вы думаете, пригодятся ли вам эти приемы на уроках?" (Привести примеры: запоминание правил, дат, словарных слов).
    • "Что сегодня на занятии было для вас самым трудным? А самым легким?"
  • "Моя копилка знаний": Предложить каждому ученику записать 1-2 приема, которые он будет использовать для улучшения своей памяти.
  • Раздача "Памяток по развитию памяти" (краткий список изученных приемов).

V. Завершение занятия (1-2 мин)

  • "Вы сегодня отлично поработали! Наша память – как мышца, ее нужно тренировать. Используйте эти приемы, и вы увидите, как ваша память станет сильнее."
  • Похвала, прощание.

Пример "Памятки по развитию памяти" для учащихся:

Как улучшить свою память?

1.   Группируй информацию: Дели большой объем информации на маленькие кусочки или группы (например, все фрукты отдельно, все овощи отдельно).

2.   Создавай ассоциации: Связывай новую информацию с тем, что ты уже знаешь, или придумывай веселые истории, где участвуют все, что нужно запомнить.

3.   Визуализируй: Представляй то, что нужно запомнить, в виде картинок или фильмов в своей голове.

4.   Повторяй с пониманием: Не просто зазубривай, а пытайся понять смысл. Пересказывай информацию своими словами.

5.   Используй все свои чувства: Пробуй не только смотреть или слушать, но и проговаривать вслух, записывать, двигаться, если это уместно.

6.   Будь внимательным: Сосредоточься на том, что ты хочешь запомнить. Отвлекайся на мелочи!

7.   Тренируйся каждый день! Играй в игры на запоминание, решай кроссворды.

Твоя память – твой помощник!