Конспект открытого внеклассного занятия по литературе для учащихся 4-9 классов от 22.11.2017 года
по теме «Проблемы толерантности в произведениях русских писателей и поэтов»
Цель:
Обсуждение актуальности данной темы
Задачи:
-Вспомнить значение понятия «толерантность»
-важность межличностных и межнациональных отношений
-проанализировать такие примеры в русской и советской литературе
-Уметь отстаивать свою точку зрения/ оспорить или согласиться
Пояснительная записка:
При подготовке к данному занятию ребята получили задание прочитать и проанализировать произведения, при этом разделившись на микрогруппы, поработать с понятием «толерантность».
Инициативным и активным учащимся было предложено поработать индивидуально с презентациями, которые помогли бы остальным участникам получить более подробную информацию об авторе и произведении.
Форма занятия-круглый стол.
Список рекомендуемой литературы:
К.М.Станюкович «Максимка»
Л.Н. Толстой быль «Кавказский пленник»
А.С. Пушкин поэма «Цыганы»
Железников повесть «Чучело»
Б.Васильев повесть «В списках не значился»
В.Быков повесть «Альпийская баллада»
Б.Приставкин повесть «Ночевала тучка золотая»
Организационный момент:
Приветствие гостей, участников. Сразу оговариется временной регламент – урок (40-45 минут)
I.Учитель: Итак, настраиваемся на активную и продуктивную работу. Первое, с чего хочется начать занятие, посмотреть видеоролик. Внимание на экран. (Демонстрируется ролик о межнациональных конфликтах-2 мин.) Какие, ребята, выводы можно сделать?
-ребята перечисляют, если возникают затруднения, помочь наводящими вопросами.
Учитель: В каких произведениях можно встретить проблему межнациональных конфликтов?
-слово 4-кам, которые называют рассказ «Максимка» + презентация и комментарий
Учитель: Скажите, а притесняют ли темнокожих сейчас?
-ребята высказывают свои предположения. В случае затруднения, помочь с формулировками и примерами
Учитель: Действительно, в Америке свои проблемы. А у нас? Кавказские войны и конфликты возникали на протяжении веков. Почему?
-слово берут 6-ки, представляют презентацию по творчеству Л.Н. Толстого и по были «Кавказский пленник» +комментарий. В дальнейшем участники вступают в диалог, приводят примеры.
Учитель: Цыганы – особенная народность, которая веками вела кочевой образ жизни. Но если они даже живут осёдло, всё равно отношение к ним осторожное. Почему сложилось такое предубеждение?
-слово берут 8-ки, выступают с презентацией и сообщением о поэме А.С. Пушкина. Раскрывают характер героев, говорят об их чувствах, переживаниях, об идее произведения. Участники с помощью учителя выходят на тему урока.
Учитель: Бывает ли такое, что человек держится особняком. Может, это его выбор. Возможно, жизнь ставит его в такие условия. Страшно оказаться в такой ситуации? Ваш личный опыт что об этом говорит? Сталкивались ли вы с таким?
-Ребята высказывают своё мнение. (Старшеклассники белее активны должны быть). Слово берут 7-ки с презентацией о творчестве Железникова и повести «Чучело»+ просмотр видеоролика (2-3 минуты). Обращается внимание на то, кто исполняет роль главной героини, на поведение школьников, совместно делаем вывод.
Учитель: В трудные жизненные моменты люди объединяются, сплачиваются, забывая про национальности, вероисповедания, конфликты, которые были до этого.
Произведения о ВОВ. Трагичные, правдивые, заставляющие задуматься о жизненных ценностях. В каких произведениях говорится о проблемы толерантности?
-слово берут 9-ки, рассказывая о судьбах героев В. Быкова, Б. Васильева, Б. Приставкина, сопоставляя эти произведения с темой занятия. В обсуждение вступают и остальные участники.
Учитель: Наше обсуждение заканчивается. Сегодня мы узнали много нового, поделились мнениями и впечатлениями. Поделитесь, чему научило вас это занятие, на что заставило обратить внимание, может быть вы по-другому посмотрели на какие-то вещи, понятия, или у вас сложилось отличное мнение.
-ребята обмениваются мнениями, делают выводы
Рефлексия:
Учитель: Сегодня, как вы сами сейчас говорили, мы коснулись важных проблем. Как донести всё это до ваших ровесников, одноклассников? Есть предложение – создать своеобразный символ-обращение, где в центре солнце (толерантность), т.к. оно светит для всех одинаково, дарит свою ласку и тепло одинаково всем. А его лучи и станут определениями. Я предлагаю вам на этих лучах написать, как вы понимаете это слово (возможен подбор синонимов).
-ребята могут обсудить друг с другом, выходят к доске, прикрепляют лучи-определения к солнцу.
Учитель: Чтобы привлечь внимание к этой теме, этот символ разместим в нашем творческом уголке, чтобы другие ребята тоже обратили внимание, задумались, прочитали эти произведения и сделали важные выводы.
Огромное вам, ребята, спасибо за сотрудничество! Читайте, делитесь опытом, не бойтесь высказывать своё мнение.
-
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.