Читательский дневник. Древнерусская литература, русская литература
Оценка 4.7

Читательский дневник. Древнерусская литература, русская литература

Оценка 4.7
docx
09.11.2021
Читательский дневник. Древнерусская литература, русская литература
чит дневник.docx

Читательский дневник. Древнерусская литература, русская литература

1.     «Гистория о российском матросе Василии Кориотском» (по хрестоматии).

 

1.ФИО автора Название произведения

Автор неизвестен

Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли

 

2.Год издания

Известна по трём рукописям 18 века.

 

3.Имена героев

Иоанн.

Его сын Василий, красивый лицом.

 

4.Цитаты. 5.Пересказ

Василий, зная, что нет денег у отца, решил идти на службу.

«Василий же, взяв от отца своего благословление, прииде в Санктпетербурх и записался в морской флот в матросы»…

Был он на корабле матросом, слава о его службе далеко ушла. Стал старшим матросом и слыл отличным работником.

«Для наук арихметических» собирали людей умных в Голландию. Там им дали младших матросов в услужении и квартиры.

Продал из Голандии в Англию товар одного купца и вырученные деньги отослал отцу.

Отец просил его повидаться приехать.

Василий стал проситься домой, но купец попросил еще раз отвезти товар и тогда поехать к отцу.

Во Франции Василий продавал товар два года и вернулся. И вот его по прибытию отпустили в Россию, но когда они ехали домой, то все корабли попали под шторм, Василий спасся на доске, а до этого он зашил в кафтан деньги.

Купцу рассказали, что все корабли утопли и люди на них, купец стал плакать по Василию.

Но юноша спасся, попал на остров к разбойникам и сам назвался разбойником.

Василий проситься одного его отпускает на корабли грабить, чтобы не разбойничать, чтобы его никто не видел.

Василия назначают атаманом, он отказывается и ни грозяться убить его.

Прежний атаман сдает ему казну и отдает ключи от чулана, который нельзя открывать.

Василий делает вид, что он умеет колдовать и заговаривает вино для разбойников на удачу.

Однажды он отпирает чулан, а там видит Ираклию, это дочь Флоренского короля. Разбойники не смогли решить, кому он принадлежит и заперли в чулане, она просит спасти ее.

Как-то он встречает рыбаков из Австрии и просит вывезти его.

Разбойников Василий отправляет на промысел, а сам в лодке с казной и девушкой убивает.

 Их не догнали.

«Тогда Василий вышед из судна и все имение выбрав и тем рыболовам дал едину суму злата, и они, рыболовы, той казне вельми были рады и обещались рыбы по морю не ловить и к тому острову разбойническому не ездить».

Они приехали в Цесарию, там царь принимает их радушно, он знает историю Ираклии, он должна выйти замуж за адмирала, которому поручено найти ее.

Но Василий не пускает Ираклию к адмиралу, так как сама она надевает черное платье в знак нежелания выходить замуж за адмирала.

Адмирал обманом решает увезти девушку, всех на корабле напоил, Василия приказал утопить.

Василий спасает, селится во Флоренции в лачуге, едет Ираклия на венчание с адмиралом и слышит песнь и игру на арфе, она видит Василия и решает все рассказать родителям.

Коробь решил казнить подлого адмирала, Василий и Ираклия жениться, в дальнейшем Василий стал королем Флоренции.

«И поживе многие лета и с прекрасною королевною Ираклиею и потом скончался.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Ф. Прокопович. Отрывки трагедокомедии «Владимир», Слово на погребение Петра Великого (по хрестоматии).

1.ФИО автора Название произведения

Ф. Прокопович .»Влади́мир» (полное заглавие: «Владимир, славенороссийских стран князь и повелитель, от неверия тмы в свет евангельский приведенный Духом Святым от Рождества Христова 988, ныне же от православной академии Могилянской Киевской на позор российскому роду от благородных российских сынов, добре зде воспитуемых, действием, еже от пиит нарицается трагедокомедия лета 1705, июля 3 дня показаний».
2.Год издания

Была поставлена в Киевской духовной академии в 1705 году силами учеников; не была напечатана, в дальнейшем распространялась в списках.


3.Имена героев

Феофан Прокопович, Князь Владимир, жрецы Жеривол, Курояд, Пиар,

4.Цитаты
5.Пересказ

Автор выбирает жанр трагикомедии, потому что Владимир сталкивается с непониманием подданных его стремлений принять на Руси христианство.

Образы жрецов – это олицетворение обманщиков, они символично показывают различные пороки.

Жеривол в прологе ратует за увеличение количества жертв, но жертвоприношений стало меньше.

Ад в негодовании, чтобы узнать все, присылает дух князя Ярополка для воодушевления жреца к борьбе.

Во втором действии Жеривол вызывает бесов.

В третьем действии князь Владимир ведет бесед с философом и в его душе зарождаются новые мысли и веяния.

В четвертом действии мы видим, что князь Владимир ведет борьбу с бесами.

Крушение язычества и крушение надежд жрецов мы видим в пятом действии.

Хор Апостола Андрея с ангелами заканчивает пьесу, и все воспевают христианство и его принятие на Руси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово на погребение Петра Великого (по хрестоматии).

1.ФИО автора Название произведения

СЛОВО НА ПОГРЕБЕНИЕ ВСЕПРЕСВЕТЛЕЙШАГО ДЕРЖАВНЕЙШАГО ПЕТРА ВЕЛИКАГО, императора и самодержца всероссийскаго, отца отечества, проповеданое в царствующем Санктъпетербурге, в церкви Святых Первоверховных апостол Петра и Павла, святейшаго правительствующаго Синода вицепрезидентом, преосвященнейшим Феофаном, архиепископом псковским и нарвским, 1725, марта 8 дне.

2.Год издания

1725
3.Имена героев

Это восхваление Петра
4.Цитаты

«Понеже есть ли великия его таланты, действия и дела воспомянем, еще вящше утратою толикаго добра нашего уязвимся и возрыдаем. Сей воистину толь печальной траты разве бы летаргом некиим, некиим смертообразным сном забыть нам возможно».

Так говорит о силе России автор: «Застал он в тебе силу слабую и сделал по имени своему каменную, адамантов».
5.Пересказ

В начале много восклицаний риторических о восхвалении Петра и его заслуг перед Отечеством и народом.

Автор говорит о том, что Петр создал законы и оставил духовные, нравственные наставления и дела.

Автор восклицает о том, чтобы Россия, какой ее оставил Петр, была и впредь такой же процветающей.
«Слово» очень невелико по объему, его цель - показать тяжесть утраты для России и лишь кратко очертить и возвеличить грандиозность деяний Петра I. 

 

1.ФИО автора Название произведения
3. А.Д. Кантемир. Сатира 1. «К уму своему». Сатира 2. «Филарет и Евгений».

 

2.Год издания
1729 г написания, тогда Кантемиру было 10 лет, 1762 г. опубликована в сборнике.

3.Имена героев
Ханжа Критон

 Скопидом Сильва

 

4.Цитаты
«Уме недозрелый, плод недолгой науки! / Покойся, не принуждай к перу мои руки...».

«Расколы и ереси науки суть дети; / Больше врёт, кому надо больше разумети». 

5.Пересказ

В начале говорится об уме и писательстве.  Необходимо трудится над книгой, а не просто лицезреть тексты. Царь наш благочестив, любит науки, но многие видят в нем совсем другое и восхваляют его недостатки.

Священник считает науку вредной затеей, но нельзя так думать, нужно развивать мысль о том, что наука полезна.

Другой священнослужитель видит опасность в учении в том, что оно наводит голод.

Любой мнит себя самым достойным, достойным чина и звания высокого.

Нужно знать пользу наук.

 

 

 

 

 

1.ФИО автора Название произведения
3. А.Д. Кантемир. Сатира 2. «К уму своему». Сатира 2. «Филарет и Евгений».

 

2.Год издания
1729 г написания, тогда Кантемиру было 10 лет, 1762 г. опубликована в сборнике.

3.Имена героев
Филарет

Евгений

 

4.Цитаты
«Любящим добродетель»

«А батюшка уж всем верх – так его не стало, / Государства правое плечо с ним отпало»

«Исправь себя и тогда жди, дружок, награду; / По тех пор забытым быть не считай в досаду»

 

5.Пересказ

В начале идет спорт Евгения и Филарета.  Евгений расстроен из-за того, что вчерашние сапожники и другие личности стали на высоком посту, а благородный Евгений нет. Он везде последний, хотя его предки были во власти.

Благородство – не признак рода, фамилии, а отдельной личности, по мнению Филарета.

Далее описывается день из жизни щеголя: нежится в постели долго, пьет кофе, обувает тесную обувь, надевает наряд ценой в деревню, обжорство в кругу не искренних друзей, Евгений мот, любит поиграть в карты.

Евгений не обладает важными знаниями. Он жесток: призирает нищету, бьет холопов,

. Стали  Царь наш благочестив, любит науки, но многие видят в нем совсем другое и восхваляют его недостатки.

Священник считает науку вредной затеей, но нельзя так думать, нужно развивать мысль о том, что наука полезна.

Другой священнослужитель видит опасность в учении в том, что оно наводит голод.

Любой мнит себя самым достойным, достойным чина и звания высокого.

Нужно знать пользу наук.

Туллий и Трифон начали свой благородный род сами. Они Противопоставляются Евгению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. В.К. Тредиаковский. «Тилемахида» (отрывки), «Новый и краткий способ к сложению российских стихов»

1.ФИО автора Название произведения

В.К. Тредиаковский. «Тилемахида»


2.Год издания

1766


3.Имена героев

Тилемах

 Калипса

Ментор

Акестий
4.Цитаты

Древня размера Стихом пою Отцелюбного Сына,
Кой, от природных брегов поплыв, и странствуя долго,
Был провождаем везде Палладою Ментора в виде:
Много ж коль ни страдал от гневныя он Афродиты,
За любострастных сея утех презор с омерзеньми;
Но прикровенна Премудрость с ним от всех бед избавляла
И возвратившуся в дом даровала Рождшего видеть.


5.Пересказ 

Тилемах и его корабль попадают на остров Калипсы, она очень рада видеть его, узнав в нем сына Одиссея. Он рассказывает о своем приключении на острове Пилон, его корабль у Сицилийских берегов был сожжён. Он оказал вместе с Ментором помощь Акестию, царю. За то царь отправил его с купцами в Итаку. Но корабль был захвачен и отправлен в Египет.

Тилемах описывает красоту Египта и мудрого царя. Ментор был продан в рабство, а сам Тилемах пас стадо в пустыне.

Царь Египта был свергнут. Все пленники были посажены на корабль в Тир. Тирский царь славился жестокостью.  Тилемах уже собирался отплыть в Кипр, но ему помешал Пигмалеон, наложница царя помола Тилемаху, выдав за него другого мужчину, которого казнили в последствии.

Он встретился с Ментором, они вместе отправились омой, видели богиню Амфитриту в море, на острове Крит Тилемаха хотели избрать царем, но он отказался, Афродита разбил их корабль, но они с Ментором спаслись.

 

1.ФИО автора Название произведения

В.К. Тредиаковский. «Новый и краткий способ к сложению российских стихов».

2.Год издания

1735 год

 

3.Имена героев

-

4.Цитаты

«Российские стихи долженствуют иметь или рифму непрерывную, или рифму смешанную. Рифма непрерывная называется тогда, когда окончанию первого стиха, вторый имеет подобное. Рифма смешанная бывает тогда, когда согласное окончание первому стиху кладется чрез стих или два, а в случай и чрез три, буде строфа нечётку стихов содержит».

 

5.Пересказ 

Тредиаковский был новатором российского стихосложения. Предложил тонический стих, назвав его силлабо-тоническим стихосложением.

Он ограничивал количество слогов 11 или 13. Он выделял более хорей, чем ямб как лучший размер российского стиха.

Трехсложные размеры исключал совсем.

 

5. М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны, 1747 г.», «Утреннее размышление о божием величестве», «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния», «Письмо о правилах российского стихотворства», «Памятник».

 

1.ФИО автора Название произведения
М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны, 1747 г.»

2.Год издания
1747 год

3.Имена героев

Елизавета

 

4.Цитаты

«подать…ума плоды».

 «щедрая», «земные», «великая», «глубокие», «жестокая».

 «душа ее зефира тише», «зрак прекраснее рая».

5.Пересказ

Автор говорит о красоте и уме Елизаветы, о начале ее правления.

Она прекратила войну, она умна и душа ее прекрасна, так видит ее поэт.

Природа и народ удивлены происходящему, ведь Елизавета считает важнейшим – это развитие наук, у нее совершенно иной стиль правления, чем у Петра.

Армия ее прославляет, она мудра, Елизавета верно работает с армией.

Науки ценнее природы, но и природа рядом с Елизаветой прекрасна.

Ее знает даже там, где течет река Лена, в самых дальних углах страны.

 

 

 

 

 

1.ФИО автора Название произведения
 

М.В. Ломоносов.

«Утреннее размышление о божием величестве»

2.Год издания

1743 г.

3.Имена героев

Императрица Анна Иоанновна

 

4.Цитаты

«Уже прекрасное светило
Простерло блеск свой по земли,
И Божия дела открыло:
Мой дух, с веселием внемли;
Чудяся ясным толь лучам,
Представь, каков Зиждитель сам!»

 

5.Пересказ

Ода посвящена царице Анне Иоанновне. Победе над турками и взятие Хотина в 1739 году.

Лирический герой пытается понять тайны мироздания. У него возникает смятение и перед  всем, что творит природа.

Автор поспрошает, что есть солнце и его революционные идеи о процессах на солнце сейчас основа наук.

Хотя его риторические восклицания в финале строф обращены к Богу.

 

 

 

 

1.ФИО автора Название произведения
М.В. Ломоносов «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния»

2.Год издания

1743 год написания. Напечатано в 1748 году

 

3.Имена героев

Петра Феодорович и Екатерина Алексеевна

 

4.Цитаты

Называет лирический герой себя и «малой искрой в вечном льде, тонким прахом в сильном вихре, пером в свирепом огне».

«Для общей славы божества / Там равна сила естества».

 

5.Пересказ 

В этой оде автор утверждает, что человек – песчинка мира. Ночь, мрак, бездна – человек в это время открывает для себя мироздание.

Человек не может найти ответы на многие вопросы, поэтому спрашивает у природы.

Но личность любого – это совершенное создание.

Человек находится в постоянном поиске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ФИО автора Название произведения

М.В. Ломоносов. «Письмо о правилах российского стихотворства»

2.Год издания

1739 год

 

3.Имена героев

-

4.Цитаты

«Первое и главнейшее мне кажется быть сие: российские стихи надлежит сочинять по природному нашего языка свойству, а того, что ему весьма несвойственно, из других языков не вносить».

«Сим образом расположив правильные наши стихи, нахожу шесть родов гексаметров, столько ж родов пентаметров, тетраметров, триметров и диметров, а следовательно, всех тридцать родов».

5.Пересказ

Доказал, что можно писать не только ямбом или хореем, но и трехсложными дактилем, анапестом, амфибрахия еще нет у Ломоносова, его ввел позже Сумароков.

Выделили разные стопы. Количество стоп.

Хорей выражает хорошо чувства, а  ямб – мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ФИО автора Название произведения

М.В. Ломоносов «Памятник».

 

2.Год издания
        

В 1747 году М.В. Ломоносов перевел Горация на русский язык.

3.Имена героев
         

Лирический герой

4.Цитаты

«Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный Аквилон сотреть не может
»

5.Пересказ

У  нас  в  России  Горацием  и его «Памятником» воодушевлялся  Кантемир; им интересовались Державин,  Батюшков,  Дельвиг, А. Майков и др. Пушкин перевел русским стихом 7-ю  оду  второй книги. Самая известная из од Горация, посвящена Мельпомене, одной из девяти муз, покровительнице сценического искусства трагедии. Это эпилог к трём книгам од, составлявшим отдельный сборник. Четвёртая книга од была написана и издана Горацием гораздо позднее. В русской поэзии вызвала наибольшее количество подражаний и переводов. М.В.Ломоносов впервые перевёл её на русский язык.

Поэт будет жить, пока живо его Отечество – так утверждает лирический герой Ломоносова.

Муза для него  – высокая покровительница.

Поэт считал, что люди, которых не вдохновляет, не волнует искусство, остаются глухи к добру, равнодушны к радостям и страданиям окружающих.

 

 

6. А.П. Сумароков. Трагедия «Димитрий Самозванец», басни «Болван», «Пир у льва».

1.ФИО автора Название произведения

А.П. Сумароков. Трагедия «Димитрий Самозванец».

2.Год издания

1771 год

3.Имена героев

Димитрий

Шуйский

Ксения

Пармен

Георгий

 

4.Цитаты

«Российский я народ с престола презираю / И власть тиранскую неволей простираю».

«Исчезни, мелкая царю на жертву тварь!».

5.Пересказ 

Димитрий много сделал зла для народа и бояр, но теперь хочет взять на Россию католическую веру и отдать страну под иго поляков.

Наперстник царя Пармен пытается оградить его жену от убийстава и всячески хочет вразумить Димитрия, но тот хочет погубить страну и свою жену, он влюблен в дочь боярина Шуйского – Ксению.

Мятеж поднимается, все знают, что он Лжедимитрий, Димитрий зовет Шуйского, мятеж – от него.

Самозванец велит в знак покорности отдать в жены Ксению.

Георгий с Ксенией договариваются подыграть Димитрию и при нем стараются забыть о своей любви, покоряются ему на словах, Шуйский хочет его свергнуть.

Ночью ждут мятеж, Димирий узнает и приказывает Пармену казнить бояр.

Народный бунт.

Димитрий уже не может ничего изменить.

Он решает убить Ксению, тут врывается Георгий и  ее отец и просят убить их взамен ее.

«За град отеческий вкушай, княжна, смерть люту!». Успевает спасти ее Пармен. Димитрий убивает сам себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Болван» басня Сумарокова

 

1732 год

 

Болван

 

«И деревянную имел он душку.
Был – идол, попросту: Болван».

 

«И не видав себе молебщики добра,
Престали кланяться уроду».

 

С помощью идола – Болвана автор показывает образы обычных людей, которые выбирают себе идолов и молятся им, это и власть, и религия в одном лице. Болван представляет собой самые низкие качества личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А Сумароков «Пир  льва»

 

Первая книга басен Сумарокова издана в  1779  году, туда вошла эта бася и друге.

 

Лев

Лсица

Волк

 

 

«Коль истиной не можно отвечать,
Всего полезнее молчать».

 

«А за такие вести
И за приязнь
Прими и ты достойну казнь».

 

 

Ко Льву в гости, как к боярам пришли, гости. У Льва вонь Волк сказал об этом, его растерзал  Лев, Мартышка начала льстить, ее тоже казнил Лев, а Лисица хитра, казала у не залег нос. Лев – образ  бояр. Остальные - это типы подчинённых.

 

 

 

 

 

 

 

 

Н.И. Новиков. Материалы сатирических журналов «Трутень» и «Живописец»

 

1769-1770 гг

 

Героев нет

Цитаты:

«Я не знаю, отчего во многих вкралося предрассуждение, что русские ничего так хорошо делать не могут, как иностранные. Я видал, как многие, в прочем разумные, люди, рассматривая разные вещи, русскими мастерами деланные, хулили их для того только, что они не иностранными деланы мастерами».

 

 

Сатира касается литературы и культуры.

Тут можно найти выпады против Хераскова, Чулкова, Лукина, В.Петрова. Критикует Новиков и «Российскую универсальную грамматику», первый вариант знаменитого «Письмовника». В частности, он высказывается против содержащихся там анекдотов.

В основе поэзии – добродетель, это заблуждение.

Поэзия – это эстетические качества души человека.

Мысль о том, что от стихов получаешь только удовольствие – неверная мысль, стихи учат жизни чувств и размышлений, по мнению Новикова.

Автор размышляет важности критики для поэта, о том, что читатель  и его мнение важнее поэту нежели мнение профессионального критика.

Публицист  постоянно высказывался за открытие библиотек и просвещение народа. Пытаясь подступиться к проблеме с другой стороны, пишет сатирические этюды.

 

 

Д.И. Фонвизин.  «Недоросль»

НАПИСАНА в 1781 году

24 сентября 1782 года - премьера комедии

в 1783 году она ВПЕРВЫЕ БЫЛА ОПУБЛИКОВАНА

 

Герои

  • Терентий Простаков – глава семейства. Сам по себе человек «маленький» и слабый. Во всем старается угодить своей жене: «При твоих глазах мои ничего не видят» – говорит он в начале произведения, когда она спрашивает про кафтан. Любит сына: «По крайней мере, я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости истинно не верю, что он мой сын». Не умеет читать. Когда его просят прочитать письмо, присланное Софье, он только отвечает: «Мудрено». Лебезит перед Стародумом.
  • Госпожа Простакова – жена его, главный отрицательный персонаж пьесы. Очень любит сына и стремится женить его на Софье, после того, как узнаёт о её наследстве. Дворянка, из-за чего считает, что ей всё позволено. Также лебезит перед Стародумом.
  • Митрофан Терентьевич Простаков – сын их, недоросль. Разбалованный и неблагодарный молодой человек. Не стыдится своей глупости. Также, как отец и мать, лебезит перед Стародумом.
  • Еремеевна – «мама» (то есть кормилица) Митрофана. Горой стоит за него, хотя и глубоко несчастна, так как госпожа Простакова недовольна ею.
  • Правдин – государственный чиновник, призванный разобраться в делах Простаковых. Он узнаёт о зверствах Простаковой, а также о том, что она обкрадывает Софью. При помощи Стародума и Милона уличает Простакову и отбирает у неё имение в пользу государства. Восхищён идеями Стародума.
  • Стародум – дядя и опекун Софьи. Именно из-за его состояния Простакова пыталась женить Митрофана на Софье. Главный резонёр пьесы – идеи, высказываемые им на протяжении всей комедии, отражают взгляды самого Фонвизина. Мудрый человек.
  • Софья – племянница Стародума, честная, приличная, образованная и добрая девушка. Восхищена идеями дяди.
  • Милон – молодой офицер, возлюбленный Софьи, именно он предотвратил её похищение. Рад знакомству со Стародумом.
  • Тарас Скотинин – брат госпожи Простаковой, грозный и суровый человек. Хочет жениться на Софье. Любит свиней. Лебезит перед Стародумом.
  • Сидорович Кутейкин – бывший семинарист, учит Митрофана грамматике. Разговаривает фразами с большим применением церковнославянских слов. Нерадивый наставник, однако, понимая это, всё же берёт деньги за «обучение».
  • Пафнутьевич Цыфиркин – отставной сержант, учит Митрофана «арихметике». Бывший гарнизонный полка Милона. Разговаривает чётко и бодро. Как и Кутейкин, наставник нерадивый, однако денег за своё «обучение» не берёт.
  • Адам Адамович Вральман – немец, бывший кучер, но выдаёт себя за учёного. Нанят, чтобы учить Митрофана «по-французски и всем наукам», но на самом деле ничему не учит, а только мешает другим учителям (Кутейкину и Цыфиркину), за что те даже грозятся его поколотить. Разговаривает на ломаном русском. Еремеевна возмущена тем, что Вральман курит.
  • Тришка – портной-самоучка. Скромный и тихий человек.
  • Слуга Простакова.
  • Камердинер Стародума.

 

 

Цитаты

«...Не хочу учиться, хочу жениться...» (Митрофанушка) «...Суженого конем не объедешь, душенька!..» (Скотинин, русская пословица) «...Ты знаешь, как легко страстный человек огорчается и малейшим подозрением...» (Милон)

 

Пересказ

 

«Недоросль» Д.И. Фонвизина – не пародия, не подражание. Истинное авторское произведение, которое полно полемичности с властью и строем общества, в котором показаны пороки, которые стали незыблемыми примерами настоящего искусства в литературе.

Отсутствие любви и согласия – основная семейная тема.

1.                 Недалекая барыня Простакова души не чает в единственном сыне Митрофане. Она всячески опекает его, оберегает от малейших жизненных трудностей. Простакова даже в учении видит зло для своего ненаглядного сыночка. В итоге Митрофан вырастает ленивым, глупым, капризным увальнем, который не живет, а существует. Простакова очень расстроена поведением сына, но ее утешает его присутствие – показана типичная гиперопека. Митрофан грубит ей, и женщина падает в обморок. Недоросля ожидает военная служба. «Отвяжись, матушка, как навязалась!», это «злонравия достойные плоды».

У Простановках в доме собирается цела галерея типичных персонаже, показаны их пороки с помощью говорящих фамилий и реплик в пьесе.

 

 

 

 

 

 

Д.И. Фонвизин. «Бригадир»

1769 год

Герои

Иванушка – глупый и невежественный молодой человек.

Советник – алчный и глупый.

Советница – любительница светских развлечений, модница.

Бригадир – грубый, необразованный человек.

Бригадирша – простая женщина, жизнь которой полна хозяйственных забот.

 

Цитаты

«Только ль, матушка, что в Париже он был! Еще во Франции. Шутка ль это!».

«Говорят, что с совестью жить худо: а я сам теперь узнал, что жить без совести всего на свете хуже».

 

Пересказ

Бригадир Игнатий Андреевич и его жена Акулина Тимофеевна собираются женить сына Иванушку на Софье, дочери советника Артамона Власьича. Семейство бригадира гостит у советника, Иванушка успел побывать в Париже, отец советует Иванушке «прилежать к делам» и читать «артикул и устав военный». Хозяйственная Акулина Тимофеевна лучшим чтением считает расходные тетрадки. Советник рекомендует будущему зятю ознакомиться с уложением и указами. А советница Авдотья Потапьевна, мачеха Софьи, всякому другому чтению предпочитает «любезные романы». Иванушка полностью с нею согласен.

Софья не рада предстоящему браку: она считает своего жениха дураком. Ее мачеха в восторге от Иванушки и его «парижских» манер.

Общий разговор будущих родственников не клеится.

Советница и Иванушка остаются наедине. Они быстро находят взаимопонимание: молодой человек бранит своих родителей, а советница – своего мужа. Иванушка признаётся, что не хочет жениться на Софье. Гадая на картах, Иван и Авдотья Потапьевна объясняются друг другу в любви. Советница открывает молодому человеку, что Софья уже давно любит Добролюбова и любима им.

При появлении Софьи и Добролюбова Иванушка с советницей сразу уходят, оставив влюблённых наедине. Софья догадывается о чувствах своего жениха и мачехи. Замечает она и то, что отец её с нежностью глядит на бригадиршу, а бригадир – на советницу.

Софья просит отца, чтобы он не выдавал её замуж за Иванушку. Но советник и слушать не хочет: у Иванушки «деревеньки изрядные», объясняет он.

Набожный советник стыдится своей грешной любви, но всё же при виде бригадирши не может удержаться от того, чтобы рассказать ей о своих чувствах. Правда, простодушная бригадирша ничего не понимает, потому что советник вставляет в свою речь церковно-славянские выражения.

Авдотья Потапьевна рассказывает Ивану, что бригадир «смертно влюблён» в неё. Иванушка горячится: он готов вызвать отца на дуэль.

Добролюбов рассказывает советнику, что его судебный процесс кончен и теперь он имеет две тысячи душ.

Тогда Иван и советница раскрывают все известные им секреты. Иванушка рассказывает, как советник становился на колени перед бригадиршею. А Авдотья Потапьевна – о том, как бригадир «объявил ей любовь свою».

Советник остаётся с женой и дочерью. Добролюбов вновь просит руки Софьи. Артамон Власьич, Авдотья Потапьевна и сама Софья изъявляют своё согласие.

 

 

 Г.Р. Державин. «Фелица», «Видение мурзы», «На смерть князя Мещерского», «Властителям и судиям», «Вельможа», «Ласточка», «Снегирь», «Приглашение к обеду», «К первому соседу», «Памятник», «Евгению. Жизнь Званская».

 

Лирика

1776 год первый сборник лирики

 

Лирический герой классицизма

 

Цитаты

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный;
Металлов твёрже он и выше пирамид:
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полёт его не сокрушит.

 

Пересказ лирики

Державин, который был известным деятелем, порицал пороки и говорил об идее просвещения, он восхвалял царицу Екатерину II в своих одах, ведь во время ее правления развивалось искусство, философия, науки, было открыто много университетов и библиотек, музеев, недаром поэты 19 века почитали Державина как кумира.

Ведь поэт решает определенный ряд философских проблем: проблемы жизни и смерти, которые тесно соприкасаются с темами: добро и зло. В подавляющем большинстве поэтических строк он открывает тему «поэта и поэзии», задумываясь о назначении лирических певцов и пользе их творчества.

«Памятник» Державина является переложением одноименного стихотворения древнеримского поэта Горация. Гораций жил очень давно, еще до нашей эры. Но в свой «Памятник» он сумел вложить мысль, во все последующие времена животрепещущую для художника-творца. Мысль о бессмертии созданных им произведений, а, следовательно, и его самого. До Державина это замечательное произведение переложил Ломоносов, после Державина – Пушкин.

Самым значимым был тот факт, что для Державина в стихах: «Фелица», «Видение мурзы», «На смерть князя Мещерского», «Властителям и судиям», «Вельможа», «Ласточка», «Снегирь», «Приглашение к обеду», «К первому соседу», «Памятник», «Евгению. Жизнь Званская», - было важно каноническое искусство. Но никакой канон не может исчерпать всех возможностей творца. Наряду с каноническими приемами всегда существуют свободные, необязательные приемы, индивидуальные для поэта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».

 

Опубликовано в Российской империи в мае 1790 года.

 

Герои- помещики, крестьяне, дворовые люди, бояре – типичные герои века.

 

Цитаты

«...бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы...»,

«...рассудок есть раб нетерпеливости...»,

«...Кто знает голоса русских народных песен, тот признается, что есть в них нечто скорбь душевную означающее...».

 

Пересказ

18 век – это укрепление самобытности национальной литературы, появились настоящие шедевры, на которые потом будут равняться в Золотом 19 веке. Обратимся к знаменитому произведению Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

На примере одной главы увидим, что многое у писателя есть от литературы 17века, многое от новых веяний 18 века. Глава «Клин», как и многие главы данного произведения, открывается строками из русской народной песни. Русский народ всегда славился своими задушевными песнями. Песней русский человек сопровождал не только светлые счастливые минуты жизни, но и горестные. Здесь автор следует не только методу сентиментализма, но и изображает общенациональную языковую картину мира простого народа.

При этом поэтический текст дает возможность вскрыть глубинные пласты русского характера, так как поэзия является совокупным выражением коллективного сознания: ведь православный образ Алексия Божьего человека (именины 30 марта – после этой даты наступает время посева, различных сельскохозяйственных работ) символизирует терпение, смирение и доброту ко всему земному – это и являет собой не только сентиментальный образ, но и личность эпохи Радищева в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза».

 

1792 год написания

 

 

Герои

Эраст

Лиза

Мать

Автор

 

Цитаты

«ибо и крестьянки любить умеют!».

 

Пересказ

Искренняя любовь и понимание - основная тема.

Эраст показан с отрицательной стороны как легкомысленный , эгоистичный молодой человек, он влюбился. И не подумал о том, что не сможет далее быть с Лизой.

Лиза – типичной представитель сентиментализма, живёт только чувствами, любит мать природ, работать по дому, она сильно полюбила и Эраста.

Не понимают оба различий в сословиях , оба инфантильны и не могут нести ответственность за свои поступки.

Результат - Лиза пришла к самоубийству, ведь жить опозоренной в те времена невозможно было, также она не могла жить без любви и своего возлюбленного.

 

Творчество Карамзина, как и ряда других писателей 18 века помогло становлению и развитию всеобъемлющего гения литературы 19 века – А. Пушкина.

Так литература 18 века стала колыбелью для литературы 19 века, писатели и поэты подготовили учеников, которые в 19 веке совершили настоящую революцию в поэзии и прозе, что стало называться золотым веком русской литературы.

Большое влияние на русскую литературу оказал Н. Карамзин. Активно занимаясь созданием русского литературного языка, Карамзин провёл реформу, сильно повлиявшую на его развитие: он отказался от использования старославянских и архаичных форм, от непонятной массам лексики, написал много научных трудов, как и Тредиаковский и Ломоносов.


 

Скачано с www.znanio.ru

Читательский дневник. Древнерусская литература, русская литература 1

Читательский дневник. Древнерусская литература, русская литература 1

Во Франции Василий продавал товар два года и вернулся

Во Франции Василий продавал товар два года и вернулся

Но Василий не пускает Ираклию к адмиралу, так как сама она надевает черное платье в знак нежелания выходить замуж за адмирала

Но Василий не пускает Ираклию к адмиралу, так как сама она надевает черное платье в знак нежелания выходить замуж за адмирала

Ф. Прокопович. Отрывки трагедокомедии «Владимир»,

Ф. Прокопович. Отрывки трагедокомедии «Владимир»,

В четвертом действии мы видим, что князь

В четвертом действии мы видим, что князь

Слово на погребение Петра Великого (по хрестоматии)

Слово на погребение Петра Великого (по хрестоматии)

ФИО автора Название произведения 3

ФИО автора Название произведения 3

ФИО автора Название произведения 3

ФИО автора Название произведения 3

Стали Царь наш благочестив, любит науки, но многие видят в нем совсем другое и восхваляют его недостатки

Стали Царь наш благочестив, любит науки, но многие видят в нем совсем другое и восхваляют его недостатки

В.К. Тредиаковский. «Тилемахида» (отрывки), «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» 1

В.К. Тредиаковский. «Тилемахида» (отрывки), «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» 1

Царь Египта был свергнут. Все пленники были посажены на корабль в

Царь Египта был свергнут. Все пленники были посажены на корабль в

М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на престол

М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на престол

ФИО автора Название произведения

ФИО автора Название произведения

ФИО автора Название произведения

ФИО автора Название произведения

ФИО автора Название произведения

ФИО автора Название произведения

ФИО автора Название произведения

ФИО автора Название произведения

А.П. Сумароков. Трагедия «Димитрий

А.П. Сумароков. Трагедия «Димитрий

Самозванец велит в знак покорности отдать в жены

Самозванец велит в знак покорности отдать в жены

Болван» басня Сумарокова 1732 год

Болван» басня Сумарокова 1732 год

А Сумароков «Пир льва» Первая книга басен

А Сумароков «Пир льва» Первая книга басен

Н.И. Новиков. Материалы сатирических журналов «Трутень» и «Живописец» 1769-1770 гг

Н.И. Новиков. Материалы сатирических журналов «Трутень» и «Живописец» 1769-1770 гг

Д.И. Фонвизин. «Недоросль»

Д.И. Фонвизин. «Недоросль»

Стародум – дядя и опекун

Стародум – дядя и опекун

Цитаты «...Не хочу учиться, хочу жениться

Цитаты «...Не хочу учиться, хочу жениться

Д.И. Фонвизин. «Бригадир» 1769 год

Д.И. Фонвизин. «Бригадир» 1769 год

Советница и Иванушка остаются наедине

Советница и Иванушка остаются наедине

Г.Р. Державин. «Фелица», «Видение мурзы», «На смерть князя

Г.Р. Державин. «Фелица», «Видение мурзы», «На смерть князя

Мысль о бессмертии созданных им произведений, а, следовательно, и его самого

Мысль о бессмертии созданных им произведений, а, следовательно, и его самого

А.Н. Радищев. «Путешествие из

А.Н. Радищев. «Путешествие из

Алексия Божьего человека (именины 30 марта – после этой даты наступает время посева, различных сельскохозяйственных работ) символизирует терпение, смирение и доброту ко всему земному –…

Алексия Божьего человека (именины 30 марта – после этой даты наступает время посева, различных сельскохозяйственных работ) символизирует терпение, смирение и доброту ко всему земному –…

Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза». 1792 год написания

Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза». 1792 год написания

Творчество Карамзина, как и ряда других писателей 18 века помогло становлению и развитию всеобъемлющего гения литературы 19 века –

Творчество Карамзина, как и ряда других писателей 18 века помогло становлению и развитию всеобъемлющего гения литературы 19 века –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2021