ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Составитель: Павина АВ
-2016г-
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ПРЕДМЕТ: Литературное чтение
ТЕМА: «Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине». Выразительное чтение стихотворения как интерпретация авторского замысла
КЛАСС: 2
ОС: Гармония
ТИП УРОКА: урок контроля и оценки
ЦЕЛЬ ТЕМЫ: через контрольно-оценочные действия проверить и оценить уровень овладения учащимися известным способом действия (выразительное чтение как интерпретация) и понимания границ его применения.
ЗАДАЧИ УРОКА:
• формирование умения анализировать и интерпретировать стихотворение, наблюдать и открывать самостоятельно изобразительные авторские средства;
• формирование личностных качеств читателя, способного оценивать индивидуальный авторский стиль, настроение, отношение к изображаемому в произведении;
• формирование регулятивных и универсальных действий:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения;
• оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ: речевые звенья, ключевые слова, настроение, тон, темп, интонация.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
• Создание ситуации успеха. Мотивационный этап.
• Постановка учебной задачи
• Решение 1-й частной задачи
• Решение 2-й частной задачи
• Выдвижение критериев оценивания выразительного чтения стихотворения
• Контроль и оценка выразительного чтения стихотворения
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА
Межпредметные связи |
Ресурсы
|
Формы работы |
Литературное чтение Развитие речи |
Информационный ресурс 1) Учебник О.В.Кубасова «Литературное чтение» 2 класс. 2) Методические рекомендации к учебнику «Литературное чтение». 3) Рабочая тетрадь по литературному чтению. 4) Е.И. Матвеева «Деятельностный подход к обучению в начальной школе». 5) Е. И. Матвеева «Критериальное оценивание в начальной школе». Демонстрационный ресурс 1.Памятка для составления партитуры • Подели каждое высказывание на синтагмы (речевые звенья). • Обозначь знаком / или // паузы между ними. • В каждой синтагме подчеркни ключевые слова.
• Отметь особую интонацию в конце каждого высказывания 2. Иллюстрации Интерактивный ресурс Электронное приложение к уроку |
Индивидуальная
Парная
Групповая |
ХОД УРОКА
1. Создание ситуации успеха. Мотивационный этап.
Цели деятельности |
Деятельность учителя и учащихся |
Формируемые УУД
|
• Предоставить учащимся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме; • Создать условия для формулировки им собственных целей-мотивов. • Способствовать фиксации и систематизации информации. • Дать возможность услышать учащимся разные мнения по поводу стихотворения.
|
1.Речевая разминка РА-РО-РЭ-РУ-РЫ Прочитайте на одном выдохе: • Ритмично, чётко; • быстро; • с замедлением. РЯ-РЁ-РЕ-РЮ-РИ Прочитайте на одном выдохе: • ритмично, чётко; • медленно; • с убыстрением. РА-РЯ-РЯ-РАЗГОРАЕТСЯ ЗАРЯ • Прочитайте тихо. • Прочитайте, увеличивая громкость. РЕ-РО-РО-НА ДВОРЕ СТОИТ ВЕДРО • Прочитайте громко. Прочитайте, уменьшая громкость.
2. Выразительное чтение стихотворения - Какие чувства у вас вызвало это произведение? Выслушиваются разные мнения.
|
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.
Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. |
2. Постановка учебной задачи
Цели деятельности |
Деятельность учителя и учащихся |
Формируемые УУД
|
• Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании. |
- А вы смогли бы прочитать это стихотворение выразительно? - Нет. Мы ещё не поработали с произведением, не обсудили замысел автора. Думаю, что сразу его прочитать выразительно будет трудно. - Как вы думаете, какое задание я хочу предложить сегодня на уроке? Обсудите это в паре.
- Мы думаем, что сегодня мы должны будем показать, как сами умеем читать выразительно. Но для этого надо сначала поработать над стихотворением. - Действительно, сегодня на уроке мы продолжим учиться читать выразительно. Но читать не просто текст, а стихотворное произведение. Ведь именно чтение, исполнение может выразить авторский замысел. - Что вы предлагаете сделать для того, чтобы подготовить выразительное исполнение произведения? Составить партитуру текста. Прочитать текст по партитуре. |
• .умение структурировать знания; • постановка и формулирование проблемы; • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
3. Решение 1-й частной задачи
Цели деятельности |
Деятельность учителя и учащихся |
Формируемые УУД
|
• Дать возможность детям рассуждать самим и лишь направлять их ответы, выделять, усиливать правильные, точные ответы, поддерживать детский поиск. |
- Предлагаю вам перечитать стихотворение для себя, а затем в парах обсудить, с каким настроением автор создавал это произведение? - Как определить настроение стихотворения? Надо найти слова-настроения. Приём «Кластеры»
Слова-настроения ___________ _____________
Настроение ритм темп
__________ ________ _________ __________ _________ __________
В течение обсуждения учитель заполняет на доске схему.
- Найдите слова-настроения. Рвётся, скучает. -Так с каким настроением, по-вашему, автор создавал это произведение? Настроение печальное. Скворец тоскует по родному дому и рвётся улететь домой. - Что, по-вашему, решил сделать необычным поэт: персонажа, ситуацию или язык? Слова в этом стихотворении простые, ничего необычного в них нет. А вот сама ситуация, события – необычные: скворец тоскует даже по кошке.
- Итак, делаем первый важный вывод для исполнения: какое авторское настроение будем отражать при чтении? Надо постараться создать печальное настроение во время чтения. |
Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательной задачи, аргументировать свою позицию. Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, обсуждать проблемные вопросы, анализировать результаты исследований. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять высказанные мнения по существу полученного задания |
4. Решение 2-й частной задачи
Цели деятельности |
Деятельность учителя и учащихся |
Формируемые УУД |
• Организовать обсуждение в группах. • Сравнить 2 варианта выполнения одного и того же задания и определиться с правильным ответом. • Учить оценивать ответ своих товарищей, соглашаясь или не соглашаясь, приводя свои доводы. |
- Настроение мы определили, может быть, вы уже готовы читать выразительно? Нет. Мы не решили, какой надо выбрать темп для чтения. - Раз вы решили, что надо ещё поработать, давайте вспомним, а что отличает стихотворный текст от прозаического? В стихотворении есть рифма. Обязательным в стихах является ритм. - Действительно, ритм и рифма отличают стихотворную речь. Я предлагаю вам понаблюдать над ритмом и рифмой в этом произведении. И это мы сделаем в группах.
Задание 1 для групповой работы:
• Перечитайте стихотворение. • Выделите все рифмы в этом произведении. • Обратите внимание на то, все ли строки стихотворения рифмуются? • На какие рифмы падает логическое ударение?
Планируемый ответ по заданию1. - Мы выделили следующие рифмы в этом произведении: стужи – лужи/живёт-поёт/родные – впервые/ рос- произнёс/ ручью – воробью/Алёшке- кошке. - Логическое ударение падает почти на все рифмы.
Задание 2 для групповой работы • Перечитайте стихотворение. • Обратите внимание на то, каковы строки стихотворения по длине? • Вспомните, каким может быть ритм? Определите ритм этого стихотворения.
Планируемый ответ по заданию 2 -Строки стихотворения короткие, иногда состоят из2-3 слов. Читать такие строки легче, потому что так понятнее, где делать паузы. Ритм в этом стихотворении чёткий.
Задание 3 для групповой работы • Подумайте, на какие части можно разделить это произведение? • Понаблюдайте, как меняется высота голоса от одной части к другой. • Чем отличается последняя строфа от других строф? Какой темп надо выбрать для чтения последней строфы?
Планируемый ответ по заданию 3 - Стихотворение можно разделить на 3 части. В первой части скворец улетел из родного дома. Во второй части – рвётся, а в третьей – скучает. Со 2 части голос как будто поднимается, делается выше и громче, а в третьей – становится тише и тише.
- Сделаем вывод о ритме и темпе чтения стихотворения. Выводы фиксируются на доске.
Слова-настроения рвётся скучает настроение ритм темп печальное чёткий не быстрый грустное |
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.
Личностные: применять правила делового сотрудничества. |
5. Выдвижение критериев оценивания выразительного чтения стихотворения
Цели деятельности |
Деятельность учителя и учащихся |
Формируемые УУД
|
||||||||||||
• Формировать действия контроля и оценки на основе выделенных критериев |
Учитель раздаёт заготовки оценочных таблиц. Учащиеся выполняют задание по оформлению оценочных таблиц индивидуально. Один ученик работает за компьютером и проецирует на интерактивной доске.
Заготовка оценочной таблицы
Учащиеся представляют результаты работы с таблицами, аргументируют своё мнение.
|
|
6. Контроль и оценка выразительного чтения стихотворения
- Мы договорились, по каким критериям будем оценивать чтение.
-Прочитайте стихотворение выразительно и оцените исполнение
- Ребята, сами сформулируйте домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть и прочитать его выразительно уже без опоры на текст.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.