чтение 3 класс

  • doc
  • 29.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала chtenie_3_vspom.doc

Рабочая программа

по чтению и развитию речи

 

 

Пояснительная записка

 

Основными  задачами  обучения  чтению  во  вспомогательной школе являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и «про себя», осмысленно воспринимать прочитанное.

 

Тематика  произведений  для  чтения  подобрана  с  учетом максимального  развития  познавательных  интересов  детей,  расширения  их кругозора  и  общественно-политических  представлений,  воспитания нравственных качеств, необходимых для самостоятельной жизни в обществе и труда в народном хозяйстве.

 

Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно  на  каждом  году  обучения.  Постоянное  внимание  следует уделять  формированию  правильного  чтения,  которым  умственно  отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного. Беглость  чтения,  т.  е.  плавное,  в  темпе  разговорной  речи  чтение вслух,  формируется  постепенно.  Во  II  классе  учащиеся  читают  по  слогам, постепенно  переходя  к  чтению  целыми  словами.  В  дальнейшем  навык беглого чтения совершенствуется.  С выразительностью  речи  умственно  отсталые  учащиеся знакомятся  в  I  и  II  классах.  Однако систематическое  формирование выразительного  чтения  начинается  примерно  в  III  классе  с  перехода  на чтение целыми словами.

 

 Усвоение  содержания  читаемого  осуществляется  в  процессе анализа  произведений.  При  этом  очень  важна  система  работы  по установлению  причинно-следственных  связей  и  закономерностей,  так  как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Постепенно,  от  класса  к  классу,  возрастает  уровень  требований  к самостоятельности  учащихся  в  проведении  анализа  произведений.  В  то  же время  на  любом  году  обучения  виды  работ,  требующие  более  сложных умственных действий, выполнятся с помощью учителя.

 

Большое внимание во вспомогательной школе уделяется развитию связной  устной  речи.  Учащиеся  овладевают  правильным,  полным  и последовательным  пересказом  на  основе  систематической  работы, направленной  на  понимание  содержания  произведений,  на  обогащение  и уточнение  словарного  запаса,  обучение  правильному  построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.

 

Внеклассное  чтение  во  вспомогательной  школе  ставит  задачу познакомить  учащихся  с  лучшими,  доступными  их  пониманию произведениями  детской  литературы,  формирует  у  них  интерес  к  чтению, умение выбирать книгу по интересу, навыки самостоятельно чтения.

 

Программа  составлена  на  основе  «Программы  для  I-IV  классов специальных  (коррекционных)  образовательных  учреждений  VIII  вида» под ред. В.В. Воронковой,

 учебника: Смирнова З.Н. «Чтение». Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва, «Просвещение»

 

Цель:  развитие  речи  учащихся  через  совершенствование  техники чтения и понимания, осмысление и пересказ содержания прочитанного.

Задачи: 

 научить  детей  читать  доступный  их  пониманию  текст  вслух  и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное;

 формировать  навык  сознательного,  правильного,  беглого  и выразительного чтения;

 формировать умение отвечать на поставленные вопросы, читать по ролям, пересказывать прочитанное.

 

Формы  работы:  рассказ,  беседа,  работа  с  сюжетной  картинкой, просмотр  мультфильмов,  сказок.

 

Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного  текста:  пересказ  текста  по  предлагаемым  вопросам; продолжение  текста;  выразительное  чтение;  чтение  по  ролям;  чтение наизусть.

 

Методы  и  приемы  обучения:  словесный  (рассказ,  объяснение, беседа,  работа  с  учебником  и  книгой);  наглядный  (наблюдение, демонстрация); практический. 

Контроль  за  знаниями,  умениями  и  навыками  осуществляется  в ходе устных опросов, ответов на вопросы, проверки техники чтения.

 

Содержание

Чтение и развитие речи (170 ч; 5 ч. в неделю)

Произведения о Родине, о Москве, о школе, об отношении детей к труду,  о  том,  как  трудятся  дети,  об  отношении  людей  к  животным, произведения  о  жизни  детей  в  школе,  об  особенностях  школьников,  о хороших  и  плохих  поступках  детей,  о  дружбе  и  товарищеской взаимопомощи,  о  семье,  об  участии  в  домашнем  труде  детей,  о  сезонных произведениях в природе, о жизни животных и растений в разное время года. Рассказы,  сказки,  стихотворения,  пословицы  на  морально  - этические темы, о явлениях окружающей действительности.

 

 Осознанное  и  правильное  чтение  текста  вслух  целыми  словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов. Соблюдение  при  чтении  знаков  препинания  и  нужной  интонации. Чтение «про себя» простых по содержанию текстов. Деление  текста  на  части  с  помощью  учителя  и  коллективное придумывание  заголовков  к  выделенным  частям,  составление  картинного плана,  рисование словесных  картин,  подробный  пересказ  содержания прочитанного рассказа или сказки. Драматизация простейших сценок из рассказов и сказок. Самостоятельная  работа  по  заданиям  и  вопросам,  помещенным  в книге  для  чтения.  Заучивание  в  течение  года  небольших  стихотворений, чтение их перед классом.

 

 Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

•  осознанно и правильно читать текст вслух целями словами после работы над ним под    руководством учителя;

•  трудные по смыслу и слоговой структуре слова читать по слогам;

•  отвечать на вопросы по прочитанному;

•  высказывать отношение к поступкам героя, событию;

•  пересказывать содержание прочитанного;

•  устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.

 

Учащиеся должны знать:

•  наизусть 5 - 8  коротких стихотворений, отчетливо читать их перед классом.

Тематическое планирование

(136ч., 4ч. в неделю)

 

№ урока

Тема урока

Дата по плану

Фактич. дата

I четверть (36ч.)

Здравствуй, школа!

1

Введение. Знакомство с учебником

 

 

2

С. Михалков. «Важный день».

 

 

3

 Т. Чинарева. «Здравствуйте!».

 

 

4

  Р. Сеф. «Учись читать!».

 

 

5

  В. Берестов. «Где право, где лево».

 

 

6

 В. Драгунский. «Что любит Мишка».

 

 

7

  В. Драгунский. «Что любит Мишка».

 

 

8

  О. Григорьев. «Кто прав?».

 

 

9

  По М. Коршунову. «Петя и его жизнь».

 

 

10

  Обобщение по теме «Здравствуй, школа!»

 

 

Люби всё живое

11

  Л. Толстой. «Котенок».

 

 

12

  В. Орлов. «Ученый кот».

 

 

13

  М. Пришвин. «Ребята и утята».

 

 

14

  В. Бианки. «Еж - спаситель».

 

 

15

  Р. Фрайерман. «Мальчик в лесу».

 

 

16

  Р. Фрайерман. «Мальчик в лесу».

 

 

17

  В. Орлов. «Родное».

 

 

18

  Обобщение по теме «Люби всѐ живое».

 

 

Учимся трудиться

19

  С. Михалков. «Важные дела».

 

 

20

  М. Пожаров. «"Мои работники».

 

 

21

  По Е. Пермяку. «Смородинка».

 

 

22

  По О. Донченко. «Теленок».

 

 

23

  Д. Родари «Какого цвета ремесла?».

 

 

24

  Украинская сказка «Колосок».

 

 

25

  Украинская сказка «Колосок».

 

 

26

  Обобщение по теме «Учимся трудиться».

 

 

Славная осень

27

 Е. Трутнева. «Осень».

 

 

28

 И. Соколов - Микитов. «Улетают журавли

 

 

29

 В. Катаев. «Грибы».

 

 

30

 А. Прокофьев. «Егор и мухомор».

 

 

31

  А. Прокофьев. «Опенок».

 

 

32

 А. Прокофьев. «Боровик».

 

 

33

 Н. Сладков. «Эхо».

 

 

34

  Рассказ по рисунку.  Проверка техники чтения.

 

 

35

 Е. Григорьева. «Рябиновая скороговорка».

 М. Бородицкая. «Сентябрьская скороговорка».

 

 

36

Загадки про осень.

 

 

II четверть (28ч.)

1

  Н. Грибачев. «Рыжие листья».

  Н. Грибачев. «Рыжие листья».

 

 

3

  Н. Грибачев. «Рыжие листья».

 

 

4

 К. Бальмонт. «Осень».

 

 

5

А. Фет. «Листочки пропали».

 

 

6

А. Плещеев. «Осень наступила».

 

 

7

  Н. Некрасов. «Железная дорога».

 

 

8

Обобщение по теме «Славная осень».

 

 

Что такое хорошо...

9

М. Басина. «Удивительная веревка».

 

 

10

А. Барто. «Уехали».

 

 

11

К. Киршина. «Вот какая история».

 

 

12

К. Киршина. «Вот какая история».

 

 

13

  Л. Воронкова. «Что сказала бы мама?».

 

 

14

  Л. Воронкова. «Что сказала бы мама?».

 

 

15

По Я. Пинясову. «Кем быть и кем не быть».

 

 

16

По Н. Носову. «Огурцы».

 

 

17

По Н. Носову. «Огурцы».

 

 

18

В. Осеева. «Волшебное слово».

 

 

19

В. Осеева. «Волшебное слово».

 

 

20

Е. Пермяк. «Бумажный змей».

 

 

21

А. Котовщикова. «Как же так получилось?».

 

 

22

Л. Пантелеев. «Трус».

 

 

23

По Л. Пантелееву. «Честное слово».

 

 

24

По Л. Пантелееву. «Честное слово».

 

 

25

Р. Сеф. «Мальчик и девочка».

 

 

26

К. Чуковский. «Мойдодыр».

 

 

27

К. Чуковский. «Мойдодыр».

 

 

28

Обобщение по теме «Что такое хорошо...».

 

 

III четверть (40ч.)

Народные сказки.

1

Сказка. «Лиса и журавль».

 

 

2

Русская сказка. «Заяц - хвастун».

 

 

3

Мордовская сказка. «Как мужик волка спас».

 

 

4

Ненецкая сказка. «Кукушка».

 

 

5

«Про бурого мишку и мышку - вертушку».

 

 

6

Русская сказка. «Хаврошечка».

 

 

7

Русская сказка. «Хаврошечка».

 

 

8

Обобщение по теме «Народные сказки».

 

 

Вот пришли морозы - и зима настала

9

  И. Суриков. «Зима».

 

 

10

 А Чехов. «Первый снег».

 

 

11

В. Берестов. «Гололедица».

 

 

12

  В. Орлов. «Никто не обижается».

 

 

13

Н. Сладков. «Воробьиный термометр».

 

 

14

Н. Носов. «На горке».

 

 

15

Н. Носов. «На горке».

 

 

16

Д. Мамин-Сибиряк. «Река стала».

 

 

17

А. Пушкин. «Зимнее утро».

 

 

18

К.Ушинский. «Проказы старухи зимы».

 

 

19

Е. Пермяк. «Знакомые следы».

 

 

20

По В. Одоевскому. «В гостях у дедушки Мороза».

 

 

21

В. Бианки. «Из лесной газеты».

 

 

22

  А. Барков. «Кот в сапогах».

 

 

23

 Г. Скребицкий. «Дружба».

 

 

24

  Г. Ладонщиков. «Наши друзья».

 

 

25

По К. Ушинскому. «Четыре желания».

 

 

26

  Обобщение по теме «Вот пришли морозы - и зима настала».

 

 

Смешные истории.

27

Русская сказка. «Пых».

 

 

28

К. Чуковский. «Путаница».

 

 

29

Н. Носов. «Живая шляпа».

 

 

30

 Б. Заходер. «Хрок на ѐлке».

 

 

31

 Н. Носов. «Как Незнайка катался на газированном автомобиле».

 

 

32

Обобщение по теме «Смешные истории».

 

 

Весна в окно стучится.

33

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится».

 

 

34

  К. Паустовский. «Стальное колечко».

 

 

35

 Э. Шим. «Камень, Ручей, Сосулька, Солнце».

 

 

36

А. Плещеев. «Весна».

 

 

37

 С. Михалков. «А что у вас?».

 

 

38

По Б. Емельянову. «Мамины руки».

 

 

39

По Б. Емельянову. «Мамины руки».

 

 

40

 Н. Артюхова. «Большая береза».

 

 

IV четверть (32ч.)

1

Я. Колас. «Песня о весне».

 

 

2

В. Бианки. «Последняя льдина».

 

 

3

В. Орлов. «Что случилось?».

 

 

4

М. Матусовский. «Скворцы прилетели».

 

 

5

А. Барков. «Голубой апрель».

 

 

6

А. Барков. «Березкины слезы».

 

 

7

А. Барков. «Солнечный огонек», «Комариный бал».

 

 

8

Г. Ладонщиков. «Дождик, лей веселей».

 

 

9

 В. Драгунский. «И мы».

 

 

10

 В. Драгунский. «И мы».

 

 

11

В. Орлов. «Когда на планете хозяева дети».

 

 

12

 С. Михалков. «Спать легли однажды дети».

 

 

13

Обобщение по теме «Весна в окно стучится».

 

 

Лето красное идет.

14

В. Фетисов. «Что такое лето?».

 

 

15

А. Толстой. «Колокольчики мои».

 

 

16

И. Соколов-Микитов. «Лето в лесу».

 

 

17

Л. Толстой. «Гроза в лесу».

 

 

18

Урок, посвященный 1 Мая.

 

 

19

Л. Толстой. «Акула».

 

 

20

Л. Толстой. «Акула».

 

 

21

Урок, посвященный 9 Мая.

 

 

22

Л. Толстой. «Прыжок».

 

 

23

Л. Толстой. «Прыжок».

В. Бианки. «Купание медвежат».

 

 

25

В. Бианки. «Купание медвежат».

 

 

26

По С. Полетаеву. «Секретное слово».

 

 

27

По С. Полетаеву. «Секретное слово».

 

 

28

По С. Полетаеву. «Секретное слово».

 

 

29

 М. Ивенсен. «Вот и лето подоспело».

 

 

30

 Обобщение по теме «Лето красное идет».

 

 

31

 Проверка техники чтения.

 

 

32

 Итоговый урок.