Рабочая программа
по чтению и развитию речи
Пояснительная записка
Основными задачами обучения чтению во вспомогательной школе являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и «про себя», осмысленно воспринимать прочитанное.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора и общественно-политических представлений, воспитания нравственных качеств, необходимых для самостоятельной жизни в обществе и труда в народном хозяйстве.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного. Беглость чтения, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Во II классе учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется. С выразительностью речи умственно отсталые учащиеся знакомятся в I и II классах. Однако систематическое формирование выразительного чтения начинается примерно в III классе с перехода на чтение целыми словами.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Постепенно, от класса к классу, возрастает уровень требований к самостоятельности учащихся в проведении анализа произведений. В то же время на любом году обучения виды работ, требующие более сложных умственных действий, выполнятся с помощью учителя.
Большое внимание во вспомогательной школе уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом на основе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, на обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.
Внеклассное чтение во вспомогательной школе ставит задачу познакомить учащихся с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирует у них интерес к чтению, умение выбирать книгу по интересу, навыки самостоятельно чтения.
Программа составлена на основе «Программы для I-IV классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под ред. В.В. Воронковой,
учебника: Смирнова З.Н. «Чтение». Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва, «Просвещение»
Цель: развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимания, осмысление и пересказ содержания прочитанного.
Задачи:
научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное;
формировать навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения;
формировать умение отвечать на поставленные вопросы, читать по ролям, пересказывать прочитанное.
Формы работы: рассказ, беседа, работа с сюжетной картинкой, просмотр мультфильмов, сказок.
Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста: пересказ текста по предлагаемым вопросам; продолжение текста; выразительное чтение; чтение по ролям; чтение наизусть.
Методы и приемы обучения: словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой); наглядный (наблюдение, демонстрация); практический.
Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, ответов на вопросы, проверки техники чтения.
Содержание
Чтение и развитие речи (170 ч; 5 ч. в неделю)
Произведения о Родине, о Москве, о школе, об отношении детей к труду, о том, как трудятся дети, об отношении людей к животным, произведения о жизни детей в школе, об особенностях школьников, о хороших и плохих поступках детей, о дружбе и товарищеской взаимопомощи, о семье, об участии в домашнем труде детей, о сезонных произведениях в природе, о жизни животных и растений в разное время года. Рассказы, сказки, стихотворения, пословицы на морально - этические темы, о явлениях окружающей действительности.
Осознанное и правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов. Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Чтение «про себя» простых по содержанию текстов. Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям, составление картинного плана, рисование словесных картин, подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки. Драматизация простейших сценок из рассказов и сказок. Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения. Заучивание в течение года небольших стихотворений, чтение их перед классом.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
• осознанно и правильно читать текст вслух целями словами после работы над ним под руководством учителя;
• трудные по смыслу и слоговой структуре слова читать по слогам;
• отвечать на вопросы по прочитанному;
• высказывать отношение к поступкам героя, событию;
• пересказывать содержание прочитанного;
• устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
Учащиеся должны знать:
• наизусть 5 - 8 коротких стихотворений, отчетливо читать их перед классом.
Тематическое планирование
(136ч., 4ч. в неделю)
№ урока |
Тема урока |
Дата по плану |
Фактич. дата |
I четверть (36ч.) |
|||
Здравствуй, школа! |
|||
1 |
Введение. Знакомство с учебником |
|
|
2 |
С. Михалков. «Важный день». |
|
|
3 |
Т. Чинарева. «Здравствуйте!». |
|
|
4 |
Р. Сеф. «Учись читать!». |
|
|
5 |
В. Берестов. «Где право, где лево». |
|
|
6 |
В. Драгунский. «Что любит Мишка». |
|
|
7 |
В. Драгунский. «Что любит Мишка». |
|
|
8 |
О. Григорьев. «Кто прав?». |
|
|
9 |
По М. Коршунову. «Петя и его жизнь». |
|
|
10 |
Обобщение по теме «Здравствуй, школа!» |
|
|
Люби всё живое |
|||
11 |
Л. Толстой. «Котенок». |
|
|
12 |
В. Орлов. «Ученый кот». |
|
|
13 |
М. Пришвин. «Ребята и утята». |
|
|
14 |
В. Бианки. «Еж - спаситель». |
|
|
15 |
Р. Фрайерман. «Мальчик в лесу». |
|
|
16 |
Р. Фрайерман. «Мальчик в лесу». |
|
|
17 |
В. Орлов. «Родное». |
|
|
18 |
Обобщение по теме «Люби всѐ живое». |
|
|
Учимся трудиться |
|||
19 |
С. Михалков. «Важные дела». |
|
|
20 |
М. Пожаров. «"Мои работники». |
|
|
21 |
По Е. Пермяку. «Смородинка». |
|
|
22 |
По О. Донченко. «Теленок». |
|
|
23 |
Д. Родари «Какого цвета ремесла?». |
|
|
24 |
Украинская сказка «Колосок». |
|
|
25 |
Украинская сказка «Колосок». |
|
|
26 |
Обобщение по теме «Учимся трудиться». |
|
|
Славная осень |
|||
27 |
Е. Трутнева. «Осень». |
|
|
28 |
И. Соколов - Микитов. «Улетают журавли |
|
|
29 |
В. Катаев. «Грибы». |
|
|
30 |
А. Прокофьев. «Егор и мухомор». |
|
|
31 |
А. Прокофьев. «Опенок». |
|
|
32 |
А. Прокофьев. «Боровик». |
|
|
33 |
Н. Сладков. «Эхо». |
|
|
34 |
Рассказ по рисунку. Проверка техники чтения. |
|
|
35 |
Е. Григорьева. «Рябиновая скороговорка». М. Бородицкая. «Сентябрьская скороговорка». |
|
|
36 |
Загадки про осень. |
|
|
II четверть (28ч.) |
|||
1 |
Н. Грибачев. «Рыжие листья». Н. Грибачев. «Рыжие листья». |
|
|
3 |
Н. Грибачев. «Рыжие листья». |
|
|
4 |
К. Бальмонт. «Осень». |
|
|
5 |
А. Фет. «Листочки пропали». |
|
|
6 |
А. Плещеев. «Осень наступила». |
|
|
7 |
Н. Некрасов. «Железная дорога». |
|
|
8 |
Обобщение по теме «Славная осень». |
|
|
Что такое хорошо... |
|||
9 |
М. Басина. «Удивительная веревка». |
|
|
10 |
А. Барто. «Уехали». |
|
|
11 |
К. Киршина. «Вот какая история». |
|
|
12 |
К. Киршина. «Вот какая история». |
|
|
13 |
Л. Воронкова. «Что сказала бы мама?». |
|
|
14 |
Л. Воронкова. «Что сказала бы мама?». |
|
|
15 |
По Я. Пинясову. «Кем быть и кем не быть». |
|
|
16 |
По Н. Носову. «Огурцы». |
|
|
17 |
По Н. Носову. «Огурцы». |
|
|
18 |
В. Осеева. «Волшебное слово». |
|
|
19 |
В. Осеева. «Волшебное слово». |
|
|
20 |
Е. Пермяк. «Бумажный змей». |
|
|
21 |
А. Котовщикова. «Как же так получилось?». |
|
|
22 |
Л. Пантелеев. «Трус». |
|
|
23 |
По Л. Пантелееву. «Честное слово». |
|
|
24 |
По Л. Пантелееву. «Честное слово». |
|
|
25 |
Р. Сеф. «Мальчик и девочка». |
|
|
26 |
К. Чуковский. «Мойдодыр». |
|
|
27 |
К. Чуковский. «Мойдодыр». |
|
|
28 |
Обобщение по теме «Что такое хорошо...». |
|
|
III четверть (40ч.) |
|||
Народные сказки. |
|||
1 |
Сказка. «Лиса и журавль». |
|
|
2 |
Русская сказка. «Заяц - хвастун». |
|
|
3 |
Мордовская сказка. «Как мужик волка спас». |
|
|
4 |
Ненецкая сказка. «Кукушка». |
|
|
5 |
«Про бурого мишку и мышку - вертушку». |
|
|
6 |
Русская сказка. «Хаврошечка». |
|
|
7 |
Русская сказка. «Хаврошечка». |
|
|
8 |
Обобщение по теме «Народные сказки». |
|
|
Вот пришли морозы - и зима настала |
|||
9 |
И. Суриков. «Зима». |
|
|
10 |
А Чехов. «Первый снег». |
|
|
11 |
В. Берестов. «Гололедица». |
|
|
12 |
В. Орлов. «Никто не обижается». |
|
|
13 |
Н. Сладков. «Воробьиный термометр». |
|
|
14 |
Н. Носов. «На горке». |
|
|
15 |
Н. Носов. «На горке». |
|
|
16 |
Д. Мамин-Сибиряк. «Река стала». |
|
|
17 |
А. Пушкин. «Зимнее утро». |
|
|
18 |
К.Ушинский. «Проказы старухи зимы». |
|
|
19 |
Е. Пермяк. «Знакомые следы». |
|
|
20 |
По В. Одоевскому. «В гостях у дедушки Мороза». |
|
|
21 |
В. Бианки. «Из лесной газеты». |
|
|
22 |
А. Барков. «Кот в сапогах». |
|
|
23 |
Г. Скребицкий. «Дружба». |
|
|
24 |
Г. Ладонщиков. «Наши друзья». |
|
|
25 |
По К. Ушинскому. «Четыре желания». |
|
|
26 |
Обобщение по теме «Вот пришли морозы - и зима настала». |
|
|
Смешные истории. |
|||
27 |
Русская сказка. «Пых». |
|
|
28 |
К. Чуковский. «Путаница». |
|
|
29 |
Н. Носов. «Живая шляпа». |
|
|
30 |
Б. Заходер. «Хрок на ѐлке». |
|
|
31 |
Н. Носов. «Как Незнайка катался на газированном автомобиле». |
|
|
32 |
Обобщение по теме «Смешные истории». |
|
|
Весна в окно стучится. |
|||
33 |
Ф. Тютчев. «Зима недаром злится». |
|
|
34 |
К. Паустовский. «Стальное колечко». |
|
|
35 |
Э. Шим. «Камень, Ручей, Сосулька, Солнце». |
|
|
36 |
А. Плещеев. «Весна». |
|
|
37 |
С. Михалков. «А что у вас?». |
|
|
38 |
По Б. Емельянову. «Мамины руки». |
|
|
39 |
По Б. Емельянову. «Мамины руки». |
|
|
40 |
Н. Артюхова. «Большая береза». |
|
|
IV четверть (32ч.) |
|||
1 |
Я. Колас. «Песня о весне». |
|
|
2 |
В. Бианки. «Последняя льдина». |
|
|
3 |
В. Орлов. «Что случилось?». |
|
|
4 |
М. Матусовский. «Скворцы прилетели». |
|
|
5 |
А. Барков. «Голубой апрель». |
|
|
6 |
А. Барков. «Березкины слезы». |
|
|
7 |
А. Барков. «Солнечный огонек», «Комариный бал». |
|
|
8 |
Г. Ладонщиков. «Дождик, лей веселей». |
|
|
9 |
В. Драгунский. «И мы». |
|
|
10 |
В. Драгунский. «И мы». |
|
|
11 |
В. Орлов. «Когда на планете хозяева дети». |
|
|
12 |
С. Михалков. «Спать легли однажды дети». |
|
|
13 |
Обобщение по теме «Весна в окно стучится». |
|
|
Лето красное идет. |
|||
14 |
В. Фетисов. «Что такое лето?». |
|
|
15 |
А. Толстой. «Колокольчики мои». |
|
|
16 |
И. Соколов-Микитов. «Лето в лесу». |
|
|
17 |
Л. Толстой. «Гроза в лесу». |
|
|
18 |
Урок, посвященный 1 Мая. |
|
|
19 |
Л. Толстой. «Акула». |
|
|
20 |
Л. Толстой. «Акула». |
|
|
21 |
Урок, посвященный 9 Мая. |
|
|
22 |
Л. Толстой. «Прыжок». |
|
|
23 |
Л. Толстой. «Прыжок». В. Бианки. «Купание медвежат». |
|
|
25 |
В. Бианки. «Купание медвежат». |
|
|
26 |
По С. Полетаеву. «Секретное слово». |
|
|
27 |
По С. Полетаеву. «Секретное слово». |
|
|
28 |
По С. Полетаеву. «Секретное слово». |
|
|
29 |
М. Ивенсен. «Вот и лето подоспело». |
|
|
30 |
Обобщение по теме «Лето красное идет». |
|
|
31 |
Проверка техники чтения. |
|
|
32 |
Итоговый урок. |
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.