1. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе :
Ø Положения о составлении рабочих программ учителями МОУ СОШ п.Дубки Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);
Ø Базисного учебного плана ;
Ø «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой)
Ø «Примерных программ начального общего образования» ;
Ø Авторской программы программы для 3 класса Л. А. Ефросининой – М.: Вентана-Граф, 2009г.(УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой
Объем программы: Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю, 34 рабочие недели)
Основная цель уроков:
• изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма);
• в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности, а также УУД ;
• содержание курса «Литературное чтение» дифференцированное обучение обеспечивает учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Формы контроля: текущий контроль проходит в виде индивидуального или фронтального чтения, пересказа, выразительного чтения наизусть или с листа;
итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально.
2. Содержание программы
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух произведений литературы, вошедших в круг чтения.
Восприятие и понимание содержания произведения, ответы на вопросы по содержанию.
Чтение произведений разных жанров (загадок, сказок, былин, стихотворений, рассказов), понимание их содержания, ответы на вопросы, формирование вопросов по содержанию и кратких высказываний о произведении и героях.
Понятия: жанр, тема, рассказ, сказка, загадка, фольклор, писатель, баснописец, поэт.
Чтение вслух и молча(про себя).
Чтение вслух целыми словами в темпе, соответствующим индивидуальным возможностям учащихся.
Упражнения по отработке темпа чтения, необходимого для понимания содержания произведений.
Усвоение орфоэпических норм. Интонация в соответствии со знаками препинания (запятая, точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие).
Чтение и смысловых частей текста, абзаца.
Чтение молча (про себя) отрывков, абзацев, смысловых частей (без речедвижения).
Чтение молча небольших по объёму произведений разных жанров (загадки, песенки, сказки, рассказы) и понимание их содержания.
Практическое освоение ознакомительного, изучающего, поискового и просмотрового видов чтения.
Знакомство с повествованием, описанием картин природы, поступков героев и их внешнего вида.
Работа с разными видами текста.
Знакомство с текстами: учебными, художественными, научно-популярными.
Структура текста: абзацы, части.
Особенности текстов сказок, рассказов, стихотворений.
Форма текста: стихотворная и прозаическая.
Деление текста на части.
Главная (основная мысль).
Иллюстрация к тексту: рассматривание иллюстраций и выбор соответствующего абзаца, отрывка или эпизода.
Понятия: текст, текст произведения, произведение, заголовок, фамилия автора, абзац, смысловая часть, главная мысль.
Работа с текстом художественного произведения.
Практическое определение особенностей художественного произведения: эмоционально-нравственное содержание, образы и поступки героев, позиция автора, средства выразительности.
Понимание заголовка произведения и его соответствие содержанию произведения.
Понятия: Родина, честь, честность, дружба, ложь, правда.
Формирование нравственных ценностей и этических норм при изучении фольклорных произведений и произведений детских писателей.
Восприятие и оценка содержания произведения с токи зрения морали (отношение к людям, животным, родной природе).
Наблюдение и сравнение фольклорных произведений народов мира: жанр, тема, главная мысль, герои и их поступки.
Понятие о герое произведения, героях положительных и отрицательных.
Пересказ текста произведения по плану (кратко и подробно).
Работа с текстом научно-популярного произведения.
Практическое знакомство с научно-популярными произведениями: наличие точной информации о предмете, человеке, природе, животных; изложение фактической информации в доступной для читателя форме (сказки В. Бианки, В. Одоевского и др.).
Пересказ подробный и краткий по готовому плану.
Библиографическая культура.
Книга учебная, художественная. Типы книг: книга-произведение, книга-сборник.
Выбор книг по теме, жанру и авторской принадлежности. Детские журналы
Говорение (культура речевого общения).
Восприятие речи героев произведения, выделение её особенностей. Чтение диалогов героев. Обсуждение произведения и поступков героев (диалог с учителем о произведении и героях).
Нахождение в речи обращений, в виде монолога (3-4 предложения слов приветствия и выражений вежливости.
Монологическая речь автора, героев произведений.
Построение монологов, (высказываний) о произведении, книге, героях и их поступках (3-4 предложения).
Понятия: диалог, реплики героев, обращение, монолог, полилог.
Письмо (культура письменной речи).
Разножанровые произведения детской литературы как образцы письменной речи.
Знакомство с произведениями в стихотворной и прозаической форме.
Выделение в тексте произведений повествования, описания (предметов, портретов героев, явлений и картин природы).
Употребление в письменной речи слов из произведений. Практическое знакомство с синонимами, антонимами.
Выявление особенностей художественного слова.
Литературоведческая пропедевтика:
Стихотворная и прозаическая форма произведения. Сказки народные и литературные (авторские). Виды народных сказок: о животных, бытовые и волшебные.
Общее представление о басне, рассказе, стихотворении.
Понятия: произведение, текст, жанр, тема, фамилия автора, заголовок (заглавие), название произведения (фамилия автора, заголовок), диалог, монолог, обращение, сравнение, синонимы, герой произведения, описание, повествование.
Творческая деятельность учащихся:
Чтение по ролям художественных произведений: выбор роли и передача особенностей образа героя произведения (тон и темп, мимика, жесты).
Инсценирование произведений, эпизодов, отрывков.
«Живые картины» отдельных эпизодов произведений.
Словесное рисование воображаемых картин при слушании и чтении произведений.
Пересказ от лица героя или автора.
Рассуждение о произведении и героях, формулирование особенной точки зрения.
Интерпретация позиции автора (точка зрения автора).
Создание небольших историй, комиксов о героях или с героями изучаемых произведений.
Оформление книг-самоделок с моделями, планами, рисунками и текстами детей.
Чтение: работа с информацией
Информация:книга, произведение, автор произведения, жанр, тема.
Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловие, послесловие, «Об авторе», «От автора»).
Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя).
Чтение данных в таблице и использование их для характеристики героев, произведений, книг.
Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг.
3. Планируемые результаты
Ученик научится:
• читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
• читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;
• строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя;
• называть имена 2—3 классиков русской и зарубежной литературы,
• называть имена 2—3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;
• перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;
• определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);
• оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;
• анализировать смысл названия произведения;
• пользоваться толковым словарем для выяснения значений слов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
• развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;
• устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
• читать наизусть 5-6 стихотворений разных авторов (по выбору);
• пересказывать текст небольшого объема;
• использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;
• привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;
• задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текста в качестве аргументов.
Обучающиеся научатся:
• различать сказку о животных и волшебную сказку;
• определять особенности волшебной сказки;
• различать сказку и рассказ;
• уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (называем «преувеличением»), звукопись, контраст, повтор).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки (сказки-цепочки), считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;
• обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора (рассказ может включать элементы сказки, волшебная сказка — элементы сказки о животных и т. д.);
• понимать, в чем особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений);
• обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.
Обучающиеся научатся:
• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
• читать художественное произведение по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;
• эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
• читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
• рассматривать иллюстрации в учебнике и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
• устно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных произведений.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:
• свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;
• ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
• работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
• выполнять работу по цепочке;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
• находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:
• подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
• понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
№ п/п |
Наименование тем |
Всего часов |
Дата (план) |
Дата (факт) |
Примечание (коррекция) |
|
1
|
Загадки. Загадка-сказка. В. Даль «Старик - годовик». |
1 |
|
|
|
|
2 |
Пословицы. Какие бывают пословицы? Загадки, пословицы. |
1 |
|
|
|
|
3 |
Русские народные сказки. «Самое дорогое». |
1 |
|
|
|
|
4 |
Русская народная сказка «Про ленивую и Радивую». |
1 |
|
|
|
|
5 |
Сказки о животных. Доп. чт.: Русские народные сказки. «Лиса и Котофей Иваныч», «Дрозд Еремеевич». |
1 |
|
|
|
|
6 |
Сказки с загадками. «Дочь-семилетка». Русская народная сказка. |
1 |
|
|
|
|
7-8 |
Волшебные сказки. «Царевич Нехитёр Немудёр». |
2 |
|
|
|
|
9 |
Русские народные сказки. О присказках. |
1 |
|
|
|
|
10 |
Доп.чт. Русские народные сказки. «Елена Премудрая» или «Умная внучка» |
1 |
|
|
|
|
11 |
Скороговорки. Потешки. Повторение: малые жанры фольклора. |
1 |
|
|
|
|
12 |
Урок-обобщение по разделу. |
1 |
|
|
|
|
13 |
Былины. «Добрыня и Змея», |
1 |
|
|
|
|
14 |
«Илья Муромец и Соловей- разбойник». |
1 |
|
|
|
|
15 |
«Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», |
1 |
|
|
|
|
16 |
«Вольга и Микула». |
1 |
|
|
|
|
17 |
Доп. чт. «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алёша Попович». |
1 |
|
|
|
|
18 |
Урок-обобщение по теме «Былины» «Проверьте себя». |
1 |
|
|
|
|
19 |
Эзоп. «Лисица и виноград»; И.А. Крылов. «Лиса и виноград». |
1 |
|
|
|
|
20 |
И.А. Крылов. «Ворона и Лисица». Доп.чт. Эзоп. «Ворон и Лисица». |
1 |
|
|
|
|
21 |
Доп. чт.И.А. Крылов. «Волк и Ягнёнок», «Крестьянин и работник». |
1 |
|
|
|
|
22 |
Доп. чт. Эзоп. «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лисица».А.Е.Измайлов. «Филин и чиж». |
1 |
|
|
|
|
23 |
Урок-обобщение по разделу «Басни». |
1 |
|
|
|
|
24 |
Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». «У лукоморья дуб зелёный...». |
1 |
|
|
|
|
25 |
Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». Бой Руслана с гигантской головой».(хрест.) |
1 |
|
|
|
|
26-28 |
«Сказка о царе Салтане и его сыне..». |
3 |
|
|
|
|
29 |
К. Паустовский «Сказки Пушкина» Доп. чт. Сказки А.С.Пушкина. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». |
1 |
|
|
|
|
30 |
Доп. чт. Бабаев «Там лес и дол видений полны...». |
1 |
|
|
|
|
31 |
А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…» «Зимний вечер». |
1 |
|
|
|
|
32 |
АС. Пушкин. «Няне». |
1 |
|
|
|
|
33 |
Урок-обобщение по разделу «Произведения А.С.Пушкина». « Проверь себя» |
1 |
|
|
|
|
34 |
Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою зимою...» |
1 |
|
|
|
|
35 |
А.Н. Майков. «Осень». |
1 |
|
|
|
|
36 |
А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...» |
1 |
|
|
|
|
37 |
Стихи русских поэтов. Дополнительное чтение:1И.А. Бунин. «Листопад». |
1 |
|
|
|
|
38 |
Урок-обобщение по разделу «Проверь себя» |
1 |
|
|
|
|
39 |
Произведения Л. Н.Толстого.«Два брата» (сказка), «Белка и волк» (басня). |
1 |
|
|
|
|
40 |
Доп. чт. Сказки Л.Толстого «Работник Емельян и пустой барабан» |
1 |
|
|
|
|
41 |
Научно-познавательные и художественные рассказы. «Лебеди», «Зайцы». |
1 |
|
|
|
|
42 |
Доп. чт. Л. Толстой «Лев и собачка». |
1 |
|
|
|
|
43 |
Рассказ Л.Н.Толстого «Прыжок». |
1 |
|
|
|
|
44 |
Былина Л.Н.Толстого «Как боролся русский богатырь». |
1 |
|
|
|
|
45 |
Книги Л.Н. Толстого. Доп. чт. «Ореховая ветка». |
1 |
|
|
|
|
46 |
Доп.чт. А. Сергеенко «Как Л.Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах». |
1 |
|
|
|
|
47 |
Урок-обобщение по теме «Произведения Л.Н.Толстого». « Проверь себя» |
1 |
|
|
|
|
48 |
Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» Доп. чт.: Н. А. Некрасов «Крестьянские дети» |
1 |
|
|
|
|
49 |
Н. С. Некрасов «Мужичок с ноготок» |
1 |
|
|
|
|
50 |
К. И. Чуковский «Мужичок с ноготок» |
1 |
|
|
|
|
51 |
Н.А. Некрасова «Славная осень.. |
1 |
|
|
|
|
52 |
Доп. чт. Н. А. Некрасов «Зелёный шум», К.И. Чуковский. Зелёный Шум». |
1 |
|
|
|
|
53 |
Н.А. Некрасова «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз Красный нос»). |
1 |
|
|
|
|
54 |
Доп. чт. К.И. Чуковский. «О стихах Н.А. Некрасова». Н.А. Некрасов. «Саша», «Перед дождём». |
1 |
|
|
|
|
55 |
Урок-обобщение по разделу «Произведения Некрасова». « Проверь себя» |
1 |
|
|
|
|
56 |
А.П.Чехов «Степь» (отрывок) |
1 |
|
|
|
|
57 |
Доп. чт. П. Чехов. «Белолобый» |
1 |
|
|
|
|
58-59 |
А.П. Чехов. «Ванька». |
2 |
|
|
|
|
60 |
Шер. «О рассказах А.П. Чехова». |
1 |
|
|
|
|
61 |
Проверка техники чтения |
1 |
|
|
|
|
62 |
Ш. Перро. «Подарки феи». (хрест.) |
1 |
|
|
|
|
63 |
Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре» |
1 |
|
|
|
|
64 |
Доп. чт. Ц.Топелиус. «Зимняя сказка». |
1 |
|
|
|
|
65 |
Доп. чт. Х. К. Андерсен. «Снеговик» |
1 |
|
|
|
|
66 |
Доп. чт. Бр. Гримм. «Умная дочь крестьянская» |
1 |
|
|
|
|
67 |
И.С. Никитин. «Русь». |
1 |
|
|
|
|
68 |
И.С. Никитин. «Утро». |
1 |
|
|
|
|
69 |
И.3. Суриков. «Детство». |
1 |
|
|
|
|
70 |
Доп. чт. И.С. Никитин «Помню я: бывало, няня...». |
1 |
|
|
|
|
71 |
С. Дрожжин. «Привет», «Зимний день». |
1 |
|
|
|
|
72 |
Доп. чт. Ф.Н. Глинка. «Москва». |
1 |
|
|
|
|
73 |
Урок-обобщение по разделу «Стихи русских поэтов». Проверь себя |
1 |
|
|
|
|
74-76 |
Д.Мамин – Сибиряк «Приёмыш». |
3 |
|
|
|
|
77-78 |
Доп. чт. В.Астафьев «Стрижонок Скрип» |
2 |
|
|
|
|
79-80 |
Сказка «Умнее всех». |
2 |
|
|
|
|
81-82 |
Доп. чт. Рассказ Д.Н. Мамина-Сибиряка «Постойко». |
2 |
|
|
|
|
83-85 |
Произведения А.И. Куприна. Рассказ «Синяя звезда». |
3 |
|
|
|
|
86-87 |
Произведения А.И. Куприна. Рассказ «Барбос и Жулька». |
2 |
|
|
|
|
88 |
Доп. чт. А. И. Куприн «Собачье счастье». |
1 |
|
|
|
|
89 |
Обобщение по произведениям Д.Н. Мамина-Сибиряка и Куприна. « Проверь себя» |
1 |
|
|
|
|
90 |
Стихи С.А. Есенина. Стихи о Родине (отрывки); «Я покинул родимый дом...». |
1 |
|
|
|
|
91 |
С. А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы», «Берёза». |
1 |
|
|
|
|
92 |
Стихи С.А. Есенина. «Бабушкины сказки». |
1 |
|
|
|
|
93 |
Доп. чт.:С.А. Есенин. «Топи да болота...», «Сыплет черёмуха снегом» |
1 |
|
|
|
|
94 |
Урок-обобщение по разделу «Стихи С.Есенина». Проверь себя |
1 |
|
|
|
|
95-98 |
К.Г. Паустовский «Стальное колечко». |
4 |
|
|
|
|
99-100 |
К.Г. Паустовский «Кот-ворюга». |
2 |
|
|
|
|
101 |
К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди». |
1 |
|
|
|
|
102 |
Доп. чт. К. Г. Паустовский «Заячьи лапы». |
1 |
|
|
|
|
103 |
Доп. чт. К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб». |
1 |
|
|
|
|
104 |
Урок-обобщение по разделу «Произведения Паустовского» Проверь себя |
1 |
|
|
|
|
105 |
Произведения С.Я. Маршака. Стихотворение «Урок родного языка». |
1 |
|
|
|
|
106 |
С. Маршак. «Ландыш». |
1 |
|
|
|
|
107 |
Доп. чт. С.Я. Маршак пьеса- сказка «Кошкин дом». |
1 |
|
|
|
|
108 |
Урок-обобщение по разделу. Проверь себя В. Субботин «С Маршаком» |
1 |
|
|
|
|
109-110 |
Л. Пантелеев «Честное слово». |
2 |
|
|
|
|
111- 112 |
Л. Пантелеев «Камилл и учитель». |
2 |
|
|
|
|
113-114 |
Доп. чт.Л.Пантелеев «Фенька», «Новенькая». |
2 |
|
|
|
|
115 |
Рассказ «Горячий камень». |
1 |
|
|
|
|
116-117 |
А.П. Гайдар «Тимур и его команда» |
2 |
|
|
|
|
118 |
С.В. Михалков «Аркадий Гайдар». Очерк К.Г. Паустовского «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». |
1 |
|
|
|
|
119 |
Доп. чт. В.Ю. Драгунский. «Девочка на шаре». |
1 |
|
|
|
|
120 |
Урок –обобщение. |
1 |
|
|
|
|
121 |
М.М. Пришвин «Моя Родина». |
1 |
|
|
|
|
122-123 |
М.М. Пришвин «Выскочка», «Жаркий час» В. Чалмаев «Воспоминания о ММ. Пришвине».. |
2 |
|
|
|
|
124-125 |
Дж. Лондон. «Бурый волк». |
2 |
|
|
|
|
126-128 |
Э. Сетон-Томпсон. «Чинк». |
3 |
|
|
|
|
129 |
Проверка техники чтения |
1 |
|
|
|
|
130 |
Библиотечный урок «Летнее чтение». |
1 |
|
|
|
|
131 |
Комплексная контрольная работа |
1 |
|
|
|
|
132-136 |
Резерв |
5 |
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.