Чтение 3 класс
Оценка 5

Чтение 3 класс

Оценка 5
doc
30.05.2021
Чтение 3 класс
chtenie_3_klass_.doc

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе :

Ø  Положения о составлении рабочих программ учителями МОУ СОШ п.Дубки Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);

Ø  Базисного учебного плана ;

Ø  «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой)

Ø  «Примерных программ начального общего образования» ;

Ø  Авторской программы программы для 3 класса Л. А. Ефросининой – М.: Вентана-Граф, 2009г.(УМК  «Начальная  школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф.  Виноградовой

Объем программы: Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю, 34 рабочие недели)

Основная цель уроков:

• изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма);

• в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности, а также УУД ;

• содержание курса «Литературное чтение» дифференцированное обучение обеспечивает  учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Формы контроля: текущий контроль проходит в виде индивидуального или фронтального чтения, пересказа, выразительного чтения наизусть или с листа;

итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально.

  

2. Содержание программы

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух произведений литературы, вошедших в круг чтения.

Восприятие и понимание содержания произведения, ответы на вопросы по содержанию.

Чтение произведений разных жанров (загадок, сказок, былин, стихотворений, рассказов), понимание их содержания, ответы на вопросы, формирование вопросов по содержанию и кратких высказываний о произведении и героях.

Понятия: жанр, тема, рассказ, сказка, загадка, фольклор, писатель, баснописец, поэт.

Чтение вслух и молча(про себя).

Чтение вслух целыми словами в темпе, соответствующим индивидуальным возможностям учащихся.

Упражнения по отработке темпа чтения, необходимого для понимания содержания произведений.

Усвоение орфоэпических норм. Интонация в соответствии со знаками препинания (запятая, точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие).

Чтение и смысловых частей текста, абзаца.

Чтение молча (про себя) отрывков, абзацев, смысловых частей (без речедвижения).

Чтение молча небольших по объёму произведений разных жанров (загадки, песенки, сказки, рассказы) и понимание их содержания.

Практическое освоение ознакомительного, изучающего, поискового и просмотрового видов чтения.

Знакомство с повествованием, описанием картин природы, поступков героев и их внешнего вида.

Работа с разными видами текста.

Знакомство с текстами: учебными, художественными, научно-популярными.

Структура текста: абзацы, части.

Особенности текстов сказок, рассказов, стихотворений.

Форма текста: стихотворная и прозаическая.

Деление текста на части.

Главная (основная мысль).

Иллюстрация к тексту: рассматривание иллюстраций и выбор соответствующего абзаца, отрывка или эпизода.

Понятия: текст, текст произведения, произведение, заголовок, фамилия автора, абзац, смысловая часть, главная мысль.

Работа с текстом художественного произведения.

Практическое определение особенностей художественного произведения: эмоционально-нравственное содержание, образы и поступки героев, позиция автора, средства выразительности.

Понимание заголовка произведения и его соответствие содержанию произведения.

Понятия: Родина, честь, честность, дружба, ложь, правда.

Формирование нравственных ценностей и этических норм при изучении фольклорных произведений и произведений детских писателей.

Восприятие и оценка содержания произведения с токи зрения морали (отношение к людям, животным, родной природе).

Наблюдение и сравнение фольклорных произведений народов мира: жанр, тема, главная мысль, герои и их поступки.

Понятие о герое произведения, героях положительных и отрицательных.

Пересказ текста произведения по плану (кратко и подробно).

Работа с текстом научно-популярного произведения.

Практическое знакомство с научно-популярными произведениями: наличие точной информации о предмете, человеке, природе, животных; изложение фактической информации в доступной для читателя форме (сказки В. Бианки, В. Одоевского и др.).

Пересказ подробный и краткий по готовому плану.                                  

Библиографическая культура.

Книга учебная, художественная. Типы книг: книга-произведение, книга-сборник.

Выбор книг по теме, жанру и авторской принадлежности. Детские журналы

Говорение (культура речевого общения).

Восприятие речи героев произведения, выделение её особенностей. Чтение диалогов героев. Обсуждение произведения и поступков героев (диалог с учителем о произведении и героях).

Нахождение в речи обращений, в виде монолога (3-4 предложения слов приветствия и выражений вежливости.

Монологическая речь автора, героев произведений.

Построение монологов, (высказываний) о произведении, книге, героях и их поступках (3-4 предложения).

Понятия: диалог, реплики героев, обращение, монолог, полилог.

Письмо (культура письменной речи).

Разножанровые произведения  детской литературы как образцы письменной речи.

Знакомство с произведениями в стихотворной и прозаической форме.

Выделение в тексте произведений повествования, описания (предметов, портретов героев, явлений и картин природы).

Употребление в письменной речи слов из произведений. Практическое знакомство с синонимами, антонимами.

Выявление особенностей художественного слова.

Литературоведческая пропедевтика:

Стихотворная и прозаическая форма произведения. Сказки народные и литературные (авторские). Виды народных сказок: о животных, бытовые и волшебные.

Общее представление о басне, рассказе, стихотворении.

Понятия: произведение, текст, жанр, тема, фамилия автора, заголовок (заглавие), название произведения (фамилия автора, заголовок), диалог, монолог, обращение, сравнение, синонимы, герой произведения, описание, повествование.

Творческая деятельность учащихся:

Чтение по ролям художественных произведений: выбор роли и передача особенностей образа героя произведения (тон и темп, мимика, жесты).

Инсценирование произведений, эпизодов, отрывков.

«Живые картины» отдельных эпизодов произведений.

Словесное рисование воображаемых картин при слушании и чтении произведений.

Пересказ от лица героя или автора.

Рассуждение о произведении и героях, формулирование особенной точки зрения.

Интерпретация позиции автора (точка зрения автора).

Создание небольших историй, комиксов о героях или с героями изучаемых произведений.

Оформление книг-самоделок с моделями, планами, рисунками и текстами детей.

Чтение: работа с информацией

Информация:книга, произведение, автор произведения, жанр, тема.

Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловие, послесловие, «Об авторе», «От автора»).

Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя).

Чтение данных в таблице и использование их для характеристики героев, произведений, книг.

Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг.

 

3. Планируемые результаты

Ученик научится:

•  читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;

•  читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;

•  строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя;

•  называть имена 2—3 классиков русской и зарубежной литературы,

•  называть имена 2—3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;

•  перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;

•  определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);

•  оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;

•  анализировать смысл названия произведения;

•  пользоваться толковым словарем для выяснения значений слов.

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

•  развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;

•  устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);

•  читать наизусть 5-6 стихотворений разных авторов (по выбору);

•  пересказывать текст небольшого объема;

•  использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;

•  привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;

•  задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текста в качестве аргументов.

Обучающиеся научатся:

•  различать сказку о животных и волшебную сказку;

•  определять особенности волшебной сказки;

•  различать сказку и рассказ;

•  уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (называем «преувеличением»), звукопись, контраст, повтор).

Обучающиеся получат возможность научиться:

•  обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки (сказки-цепочки), считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;

•  обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора (рассказ может включать элементы сказки, волшебная сказка — элементы сказки о животных и т. д.);

•  понимать, в чем особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений);

•  обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.

Обучающиеся научатся:

•  понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

•  читать художественное произведение по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;

•  эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой.

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

•  читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

•  рассматривать иллюстрации в учебнике  и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

•  устно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных произведений.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:

•  свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;

•  ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

•  работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

•  работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

•  выполнять работу по цепочке;

б)  в рамках коммуникации как взаимодействия:

•  видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

•  находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:

•  подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;

•  понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.

                                                                                                                                                                                                        Календарно-тематическое планирование по литературному чтению

 

№ п/п

Наименование тем

Всего часов

Дата (план)

Дата (факт)

Примечание (коррекция)

1

 

Загадки.  Загадка-сказка.

В. Даль «Старик - годовик».

1

 

 

 

2

Пословицы. Какие бывают  пословицы?

Загадки, пословицы.

1

 

 

 

3

Русские народные сказки. «Самое дорогое».

1

 

 

 

4

Русская народная сказка «Про ленивую и Радивую».

1

 

 

 

5

 Сказки о животных.  Доп. чт.: Русские народные сказки. «Лиса и Котофей Иваныч», «Дрозд Еремеевич».

1

 

 

 

6

Сказки с загадками. «Дочь-семилетка».

Русская народная сказка.

1

 

 

 

7-8

Волшебные сказки.

«Царевич Нехитёр Немудёр».

2

 

 

 

9

Русские народные сказки. О присказках.

1

 

 

 

10

Доп.чт. Русские народные сказки. «Елена Премудрая» или «Умная внучка»

1

 

 

 

11

Скороговорки. Потешки. Повторение: малые жанры фольклора.

1

 

 

 

12

Урок-обобщение по разделу.

1

 

 

 

13

Былины. «Добрыня и Змея»,

1

 

 

 

14

 «Илья Муромец и Соловей- разбойник».

1

 

 

 

15

«Алёша Попович и Тугарин Змеёвич»,

1

 

 

 

16

«Вольга и Микула».

1

 

 

 

17

 Доп. чт. «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алёша Попович».

1

 

 

 

18

Урок-обобщение по теме «Былины» «Проверьте себя».

1

 

 

 

19

Эзоп. «Лисица и виноград»; И.А. Крылов. «Лиса и виноград».

1

 

 

 

20

И.А. Крылов. «Ворона и Лисица». Доп.чт. Эзоп. «Ворон и Лисица».

1

 

 

 

21

Доп. чт.И.А. Крылов. «Волк и Ягнёнок», «Крестьянин и работник».

1

 

 

 

22

Доп. чт. Эзоп. «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лисица».А.Е.Измайлов. «Филин и чиж».

1

 

 

 

23

Урок-обобщение по разделу «Басни».

1

 

 

 

24

Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». «У лукоморья дуб зелёный...».

1

 

 

 

25

Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». Бой Руслана с гигантской головой».(хрест.)

1

 

 

 

26-28

«Сказка о царе Салтане и его сыне..».

3

 

 

 

29

К. Паустовский «Сказки Пушкина»

Доп. чт. Сказки А.С.Пушкина. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».  

1

 

 

 

30

Доп. чт. Бабаев «Там лес и дол видений полны...».

1

 

 

 

31

А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»

«Зимний вечер».

1

 

 

 

32

АС. Пушкин. «Няне».

1

 

 

 

33

Урок-обобщение по разделу «Произведения А.С.Пушкина».  « Проверь себя»

1

 

 

 

34

Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою зимою...»

1

 

 

 

35

А.Н. Майков. «Осень».

1

 

 

 

36

А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»

1

 

 

 

37

Стихи русских поэтов. Дополнительное чтение:1И.А. Бунин. «Листопад».

1

 

 

 

38

Урок-обобщение по разделу «Проверь себя»

1

 

 

 

39

Произведения Л. Н.Толстого.«Два брата» (сказка), «Белка и волк» (басня).

1

 

 

 

40

 Доп. чт. Сказки Л.Толстого «Работник Емельян и пустой барабан»

1

 

 

 

41

Научно-познавательные и художественные рассказы. «Лебеди», «Зайцы».

1

 

 

 

42

Доп. чт. Л. Толстой «Лев и собачка».

1

 

 

 

43

Рассказ Л.Н.Толстого «Прыжок».

1

 

 

 

44

Былина Л.Н.Толстого «Как боролся русский богатырь».

1

 

 

 

45

Книги Л.Н. Толстого. Доп. чт. «Ореховая ветка».

1

 

 

 

46

Доп.чт. А. Сергеенко «Как Л.Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах».

1

 

 

 

47

Урок-обобщение по теме «Произведения Л.Н.Толстого».  « Проверь себя»

1

 

 

 

48

 Н.А. Некрасова «Крестьянские дети»

 Доп. чт.: Н. А. Некрасов «Крестьянские дети»

1

 

 

 

49

 Н. С. Некрасов «Мужичок с ноготок»

1

 

 

 

50

К. И. Чуковский «Мужичок с ноготок»

1

 

 

 

51

 Н.А. Некрасова  «Славная осень..

1

 

 

 

52

Доп. чт. Н. А. Некрасов «Зелёный шум», К.И. Чуковский. Зелёный Шум».

1

 

 

 

53

 Н.А. Некрасова  «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз Красный нос»).

1

 

 

 

54

Доп. чт. К.И. Чуковский. «О стихах Н.А. Некрасова». Н.А. Некрасов. «Саша», «Перед дождём».

1

 

 

 

55

Урок-обобщение по разделу «Произведения Некрасова». « Проверь себя»

1

 

 

 

56

А.П.Чехов «Степь» (отрывок)

1

 

 

 

57

Доп. чт. П. Чехов. «Белолобый»

1

 

 

 

58-59

А.П. Чехов. «Ванька».

2

 

 

 

60

 Шер. «О рассказах А.П. Чехова».

1

 

 

 

   61

Проверка техники чтения

1

 

 

 

62

Ш. Перро. «Подарки феи». (хрест.)

1

 

 

 

63

Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре»

1

 

 

 

64

Доп. чт. Ц.Топелиус. «Зимняя сказка».

1

 

 

 

65

Доп. чт. Х. К. Андерсен. «Снеговик»

1

 

 

 

66

Доп. чт. Бр. Гримм. «Умная дочь крестьянская»

1

 

 

 

   67

И.С. Никитин. «Русь».

1

 

 

 

68

И.С. Никитин. «Утро».

1

 

 

 

69

И.3. Суриков. «Детство».

1

 

 

 

70

 Доп. чт. И.С. Никитин «Помню я: бывало, няня...».

1

 

 

 

71

С. Дрожжин. «Привет», «Зимний день».

1

 

 

 

72

Доп. чт. Ф.Н. Глинка. «Москва».

1

 

 

 

73

Урок-обобщение по разделу «Стихи русских поэтов». Проверь себя

1

 

 

 

74-76

Д.Мамин – Сибиряк «Приёмыш».

3

 

 

 

77-78

Доп. чт. В.Астафьев «Стрижонок Скрип»

2

 

 

 

79-80

Сказка «Умнее всех».

2

 

 

 

81-82

Доп. чт. Рассказ Д.Н. Мамина-Сибиряка «Постойко».

2

 

 

 

83-85

Произведения А.И. Куприна.

Рассказ «Синяя звезда».

3

 

 

 

86-87

Произведения А.И. Куприна.

Рассказ «Барбос и Жулька».

2

 

 

 

88

Доп. чт. А. И. Куприн «Собачье счастье».

1

 

 

 

89

Обобщение по произведениям Д.Н. Мамина-Сибиряка и Куприна. « Проверь себя»

1

 

 

 

90

Стихи С.А. Есенина. Стихи о Родине (отрывки); «Я покинул родимый дом...».

1

 

 

 

91

С. А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы», «Берёза».

1

 

 

 

92

Стихи С.А. Есенина. «Бабушкины сказки».

1

 

 

 

93

Доп. чт.:С.А. Есенин. «Топи да болота...», «Сыплет черёмуха снегом»

1

 

 

 

94

Урок-обобщение по разделу «Стихи С.Есенина». Проверь себя

1

 

 

 

95-98

К.Г. Паустовский   «Стальное колечко».

4

 

 

 

99-100

К.Г. Паустовский «Кот-ворюга».

2

 

 

 

101

К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди».

1

 

 

 

102

 Доп. чт. К. Г. Паустовский «Заячьи лапы».

1

 

 

 

103

Доп. чт.  К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб».

1

 

 

 

104

Урок-обобщение по разделу «Произведения Паустовского» Проверь себя

1

 

 

 

105

Произведения С.Я. Маршака. Стихотворение

«Урок родного языка».

1

 

 

 

106

С. Маршак. «Ландыш».

1

 

 

 

107

Доп. чт. С.Я. Маршак пьеса- сказка «Кошкин дом».

1

 

 

 

108

Урок-обобщение по разделу. Проверь себя

В. Субботин «С Маршаком»

1

 

 

 

109-110

Л. Пантелеев «Честное слово».

2

 

 

 

111- 112

Л. Пантелеев «Камилл и учитель».

2

 

 

 

113-114

Доп. чт.Л.Пантелеев «Фенька», «Новенькая».

2

 

 

 

115

 Рассказ «Горячий камень».

1

 

 

 

116-117

 А.П. Гайдар «Тимур и его команда»

2

 

 

 

118

 С.В. Михалков «Аркадий Гайдар».

Очерк К.Г. Паустовского «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».

 

1

 

 

 

119

Доп. чт. В.Ю. Драгунский. «Девочка на шаре».

1

 

 

 

120

Урок –обобщение.

1

 

 

 

121

 М.М. Пришвин  «Моя Родина».

1

 

 

 

122-123

 М.М. Пришвин «Выскочка», «Жаркий час»  В. Чалмаев «Воспоминания о ММ. Пришвине»..

2

 

 

 

124-125

Дж. Лондон. «Бурый волк».

2

 

 

 

126-128

Э. Сетон-Томпсон. «Чинк».

3

 

 

 

  129

Проверка техники чтения

1

 

 

 

130

Библиотечный урок «Летнее чтение».

1

 

 

 

131

Комплексная контрольная работа

1

 

 

 

132-136

Резерв

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе : Ø

Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе : Ø

Главная (основная мысль). Иллюстрация к тексту: рассматривание иллюстраций и выбор соответствующего абзаца, отрывка или эпизода

Главная (основная мысль). Иллюстрация к тексту: рассматривание иллюстраций и выбор соответствующего абзаца, отрывка или эпизода

Инсценирование произведений, эпизодов, отрывков

Инсценирование произведений, эпизодов, отрывков

Обучающиеся получат возможность научиться: • обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки (сказки-цепочки), считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки; • обнаруживать…

Обучающиеся получат возможность научиться: • обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки (сказки-цепочки), считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки; • обнаруживать…

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению № п/п

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению № п/п

Доп. чт. Бабаев «Там лес и дол видений полны

Доп. чт. Бабаев «Там лес и дол видений полны

Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре»1 64Доп

Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре»1 64Доп

Урок-обобщение по разделу. Проверь себя

Урок-обобщение по разделу. Проверь себя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021