Тема: Чтение слов с изученными буквами. К. Чуковский «Мойдодыр».
ЦЕЛЬ:1.Познакомить учащихся со сказкой К.И.Чуковского.
Учить плавному чтению по слогам. Прививать любовь к чтению.
2.Формирование навыков здорового образа жизни.
Воспитание важности и необходимости соблюдения правил личной гигиены.
3.Расширение кругозора знаний учащихся.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить уч-ся с творчеством великого поэта, писателя-сказочника;
• учить выделять главную мысль прочитанного;
• формировать навык выразительного чтения (слогового и целыми словами.).
• познакомить с новыми понятиями “псевдоним”
Развивающие:
• развивать речь детей, мышление, память.
• формировать умение анализировать, прислушиваться к требованиям учителя;
• формировать умение работать в паре.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к предмету;
• воспитывать организованность, доброжелательность, умение слушать.
• воспитывать положительное отношение к соблюдению гигиены, чистоты и порядка.
Оборудование: Выставка книг К.И.Чуковского. Портрет. Иллюстрации к сказке «Мойдодыр». Компьютер с программой Power Point . Раздаточный материал: схематические карточки, отрывки из произведений, раскраска.
Ход урока.
1.Оргмомент
Психологическая установка.
- Подравнялись, улыбнулись друг другу!
-Ребята, сегодня к нам на урок пришли учителя нашей школы и они хотят посмотреть, чему вы научились и что вы умеете.
Давайте поздороваемся.
Доброе утро! –
Солнцу и птицам,
Доброе утро ! -
Улыбчивым лицам.
–
Какой сегодня день недели?
– Какое сегодня число и месяц?
– Какое время года?
У вас на партах есть рисунки солнышка и тучки. Поднимите рисунок, который соответствует вашему настроению. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока.
Артикуляционная гимнастика. (слайд )
а) чтение чистоговорки
ок-ок-ок – начинается урок,
ят-ят-ят-дети громко говорят.
б) чистоговорка
Незабудка, незабудка, до чего ж ты хороша, никогда я не забуду твои синие глаза.
в) разминка
Сделаем глубокий вдох и на одном дыхании произнесём гласные: а-о-у-ы-э
г) Актуализация знаний (слайды)
- ответы на вопросы .
2. Постановка темы и цели урока.(3 мин.)
- А теперь дайте характеристику звукам [ч], [и], [к].
Дети:
Звук [ч] – согласный, глухой, всегда мягкий.
Звук [и] – гласный, придаёт мягкость согласному.
Звук [к] – согласный, глухой, бывает твёрдым и мягким.
Учитель: Эти звуки обозначают буквами К, И, Ч. Запомните эти буквы. (слайд)
Послушайте стих-е и попробуйте определить, о ком оно?
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве «Бармалея»
И «Крокодила» не читал,
Не восхищался «Телефоном»,
И в «Тараканище» не вник.
Как вырос он таким ученым,
Не зная самых главных книг?
-О ком это стихотворение?
-А кто знает фамилию дедушки Корнея?
-Название каких сказок вы услышали в стих-и? (Бармалей, Крокодил, Телефон , Тараканище)
А почему К.И.Чуковский в детстве не читал перечисленных сказок?(Потому что он их сам написал, когда был уже взрослым)
2.Знак-во с автором(слайд )
Сегодня мы познакомимся с творчеством самого известного и самого любимого детского писателя.
В 40 км от Москвы, в одном из красивых уголков Подмосковья – в поселке Переделкино, среди берез и сосен в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали не только дети поселка, но и маленькие жители Москвы и всей страны. Звали его Корней Иванович Чуковский. (показать портрет).
- Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги.
Посмотрите, какое количество книг он написал. (Выставка книг)(слайд)
Для своих маленьких друзей К.И. был настоящим волшебником из сказки.
Он как никто другой, зная, как жизненно необходимы ребенку радость, веселье, смех, счастье, и умел с великой щедростью дарить это все детям.
- Сегодня радость, веселье, смех пришли к нам на урок.
3.Работа по теме (3 мин.)
Нам с вами даже представить трудно, что когда-то этих сказок не было.
А знакомы ли вам эти сказки? Кто их читал?
Давайте проверим, какие сказки К.И.Чуковского вы знаете?(Параллельно с тем, какие произведения называют дети, учитель обращает внимание на выставку книг)
Поиграем в игру «Угадай сказку»
1) Игра «Угадай сказку»(отрывок читают дети)
Лечит
маленьких детей, |
Только
вдруг из – за кусточка |
А
посуда вперёд и вперёд |
-Как называются сказки?
Детским поэтом и сказочником он стал неслучайно. Заболел его сынишка. Корней Иванович вёз его в поезде. Мальчик плакал, капризничал (слайд), и отец стал рассказывать сказку:
«Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил».
Так он успокоился.
Появилась его первая сказка «Крокодил».
Однажды он услышал громкий плач младшей дочери. Слёзы текли в три ручья. Она не хотела умываться (слайд). Чуковский взял её на руки и неожиданно стал рассказывать.
«Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!»
Вы догадались, из какого произведения эти строчки?
Дети: Мойдодыр
Так появился знаменитый «Мойдодыр» .
4.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
5.Новый материал.
Сейчас мы отправимся в необычную страну, в которой вы бываете ежедневно, но частенько даже не замечаете, что гуляете по стране Здоровья. А поможет нам в этом отрывок из сказки К.И.Чуковского «Мойдодыр»
Ребята, может вы догадались, почему именно эта сказка поможет нам отправиться в страну Здоровья?
Словарная работа.
-Прежде чем мы познакомимся с этим произведением, мы поработаем над трудными словами и объясним их значение.
Чтение трудных слов по слогам и целым словом с ударением, объяснение их значений.(на доске)
Мой-до-дыр - умывальник
за ку-ша-ком – за поясом
чрез ог-ра-ду - через забор
тру-бо-чист - человек, который чистит печные трубы от сажи
в у-ша-те - деревянная бочка с небольшими ушками
в ло-ха-ни - в корыте
Чтение стих-я хор.чит.уч.
-Послушаем одноклассников, как они читают, и приготовимся отвечать на вопросы.
-Понравилось стих-е?
-Что у вас вызвало улыбку при его прослушивании?
-Были ли в вашей жизни такие ситуации?
-Какое настроение передаёт это стихотворение?(Весёлое, смешное)
- Отчего же все завертелось, закружилось и помчалось колесом ?
Игра ( у доски) «Найди последовательность!»
Чтение 8 отрывка.(учителем)
Выберите слова из этой части текста, где можно купаться.
в ушате
в корыте
в лохани
в реке
в ручейке
в океане
в ванне
в бане
-Прочитайте, все ли слова мы выбрали?
-Чему в стихотворении отдается слава?
Скажем хором.
(Вечная слава воде!)
-Чему учит вас это произведение?
Издавна человек старался сохранять своё здоровье. Об этом люди составляли пословицы.
Соберите одну из них.
«Чисто жить- здоровым быть»
- Как понять пословицу?
- Можно соотнести её к нашему произведению?
Чтобы быть здоровым для этого нужны предметы личной гигиены.
А какие, мы сейчас узнаем.
Прочитаем отрывок:
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
-О каких предметах личной гигиены вы узнали?
Игра «Собери ручейки в речку» (работа в парах)
( вам нужно на карточке соединить слова парами)
мыло душистое
полотенце пушистое
порошок зубной
гребешок густой
-Проверяем
- А теперь я предлагаю вам выполнить небольшой тест по сказке «Мойдодыр», заодно я узнаю, хорошо ли вы ее запомнили. (слайды)
6. Итог урока.
-С творчеством какого сказочника мы познакомились сегодня на уроке?
- А кто уже захотел прочитать всю сказку?
Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь ,формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
Мы рождены, чтоб жить на свете долго;
Грустить и петь, смеяться и любить,
Но чтобы стали все мечты возможны,
Должны мы все здоровье сохранить.
-Какое настроение у вас осталось после урока, покажите.
-Улыбнитесь и подарите своё настроение гостям.
7. Рефлексия.
- Герои одной из сказок К.И.Чуковского приготовили для вас задание. Вам нужно внимательно посмотреть на рисунок. Здесь спрятался предмет, благодаря которому состоялся разговор автора с животными. Посмотрите внимательно и назовите этот предмет. С этой сказкой мы познакомимся с вами в следующий раз. Разукрасьте его!
«Телефон»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.