Что нужно знать родителям о раннем возрасте
Оценка 4.9

Что нужно знать родителям о раннем возрасте

Оценка 4.9
Памятки
docx
детская психология
23.11.2020
Что нужно знать родителям о раннем возрасте
Материал предназначен для родителей и педагогов, работающих с детьми раннего возраста. Он поможет определить линию развития ребенка и выстроить систему обучения.
Ранний возраст.docx

Что нужно знать родителям о раннем возрасте

Ранний возраст

      чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка.

      Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире.

      В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность,  любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка,  но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

Общение и сотрудничество ребёнка со взрослым

      В раннем возрасте содержанием  совместной   деятельности ребёнка и взрослого становится  усвоение культурных способов употребления предметов. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт  способ действия  с ним.

В совместной деятельности  с  ребёнком  взрослый  выполняет сразу несколько функций

      Во-первых,   взрослый даёт ребёнку смысл действий с предметом, его общественную функцию; 

      Во-вторых, он организует действия и движения ребёнка, передаёт ему технические приёмы осуществления действия;

      В-третьих,  он через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребёнка.

      Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода, благодаря сотрудничеству со взрослым,  ребёнок  в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками.

Предметная деятельность и её роль в развитии малыша
Новой социальной  ситуации развития соответствует и новый тип ведущей деятельности ребёнка –  предметная деятельность.

      В предметной деятельности малыша происходит развитие восприятия,  а поведение и сознание детей этого возраста целиком определяется восприятием.

      Малыш переходит к  зрительному соотнесению  свойств предметов. Эта способность проявляется в том, что ребёнок подбирает нужные детали на глаз и выполняет правильное действие сразу, без предварительных практических проб. Он может, например,  подобрать одинаковые или различные по величине колечки или стаканчики.  Восприятие на всём протяжении раннего возраста тесно связано с предметными действиями. Ребёнок может достаточно точно определить форму,  величину или цвет предмета, если это необходимо для выполнения нужного и доступного действия. В других случаях восприятие может оказаться весьма расплывчатым и неточным.

Особое значение имеют действия, которые называют   соотносящими

Это действия с двумя и более предметами, в которых необходимо учитывать и соотносить свойства разных объектов – их форму, величину, твёрдость, местоположение и пр. не пытается расположить их в определённом порядке.  Соотносящие действия требуют учёта величины, формы, местоположения различных предметов.   Характерно, что большинство игрушек, предназначенных для детей раннего возраста, (пирамидки, простые кубики, вкладыши, матрёшки) предполагают именно соотносящие действия.

Развитие памяти

      Память в раннем возрасте существует в форме узнавания, т.е. восприятия знакомых предметов.

      Память ребенка раннего возраста всегда связана с его активным восприятием — узнаванием.

      Память носит непроизвольный характер. Она теснейшим образом связана с протеканием других психических процессов.

      При этом память в раннем возрасте принимает участие в развитии всех видов познания. от 1 года до 2 лет ребенок узнает знакомое лицо после перерыва в 1,5—2 месяца; — на третьем году он уже может узнать объекты, которые видел год назад. В связи с развитием речи стремительно развивается словесно-смысловая память ребенка.

Развитие внимания

      В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной большую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания. Так как ребенок знакомится все с большим количеством новых предметов, у него совершенствуется способность переключать и распределять внимание.

      Внимание непроизвольное, слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем. Под влиянием речи у ребенка складываются предпосылки для развития произвольного внимания. Расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ним, на которых сосредоточивается ребенок.

Развитие мышления

      Мышление ребёнка до 3 лет носит преимущественно непосредственный характер – ребёнок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами.

      Уже к началу раннего возраста у ребёнка есть отдельные действия,  которые можно считать проявлениями мышления. Это те действия, в которых ребёнок обнаруживает  связь между отдельными предметами или явлениями   – например, подтягивает верёвочку, чтобы приблизить к себе игрушку. Но в процессе  усвоения соотносящих действий ребёнок начинает ориентироваться не просто на отдельные вещи, но на  связь между предметами,  что в дальнейшем способствует решению практических задач. Переход от использования готовых связей, показанных взрослым, к их самостоятельному установлению – важный шаг в развитии мышления.

      Познавательная активность и развитие мышления в раннем возрасте проявляется не только и не столько в успешности решения практических задач, но прежде всего в  эмоциональной вовлечённости  в такое экспериментирование, в настойчивости и  в удовольствии, которое получает ребёнок от своей исследовательской деятельности. Такое познание захватывает малыша и приносит ему новые, познавательные эмоции – интерес, любопытство, удивление, радость открытия.

Развитие элементарных форм воображения

      Символические игровые замещения, возникающие в конце раннего возраста,  открывают огромный простор для фантазии  ребёнка и освобождают его от давления наличной ситуации. Самостоятельные, придуманные ребёнком игровые образы являются первыми проявлениями детского  воображения. В раннем возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение.

Овладение речью

      Потребность и необходимость говорить предполагает  два главных условия:  

      1.потребность  в  общении  со взрослым;

      2.потребность в предмете, который нужно назвать.  

      Ни то, ни другое в отдельности к слову ещё не ведёт.  И только ситуация предметного сотрудничества ребёнка со взрослым создаёт необходимость назвать предмет и значит произнести своё слово. Первые активные слова ребёнка появляются во второй половине второго года жизни.

      Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребёнка.  Дети  уже  могут  слушать  и  понимать не только обращённую к ним речь,  но и прислушиваются к словам,  которые к ним не  обращены. Они  уже понимают содержание простых сказок и стихов и любят слушать их в исполнении взрослых.

      Развитие речи как средства общения и как средства саморегуляции тесно связаны:

      Отставание в развитии коммуникативной речи сопровождается недоразвитием её регулятивной функции.

      Овладение словом и отделение его от конкретного взрослого в раннем возрасте можно рассматривать как первый этап в развитии произвольности ребёнка,  на котором происходит преодоление ситуативности и осуществляется новый шаг к свободе  от  непосредственного восприятия.

Зарождение игры

      Действия маленького ребёнка с предметами  - это ещё не игра. Разделение предметно-практической и игровой деятельности происходит только в конце раннего возраста. Около 3-х лет, благодаря развитию предметных действий и речи,   в игре детей появляются  игровые замещения,  когда новое название знакомых предметов определяет способ  их игрового использования. Однако, становление игровых замещений возникает не сразу и не само по себе. Оно требуют специального приобщения к игре, которое возможно только в совместной деятельности с теми, кто уже владеет игрой и может строить воображаемую ситуацию.  Такое приобщение даёт начало новой деятельности -  сюжетной игре, которая становится ведущей в дошкольном возрасте.

Появление потребности в общение со сверстниками

      Очень важным приобретением раннего возраста является становление общения со сверстниками. Потребность в общении со сверстником  складывается на третьем году жизни и имеет весьма специфическое  содержание.

      Общение детей раннего возраста можно назвать эмоционально­-практическим взаимодействием. Главными характеристиками такого взаимодействия являются:  

      непосредственность, 

      отсутствие предметного содержания, 

      раскованность, эмоциональная насыщенность, 

      нестандартность  коммуникативных средств,

       зеркальное отражение действий и движений партнёра.

      Дети   демонстрируют  и воспроизводят друг перед другом эмоционально-окрашенные игровые действия. Они бегают, визжат, принимают причудливые позы, издают неожиданные звукосочетания и пр. Получая от сверстника ответную реакцию и поддержку в своих играх и затеях, ребёнок реализует свою самобытность и уникальность, что стимулирует самую непредсказуемую инициативность малыша.


 

Что нужно знать родителям о раннем возрасте

Что нужно знать родителям о раннем возрасте

Память в раннем возрасте существует в форме узнавания, т

Память в раннем возрасте существует в форме узнавания, т

Ни то, ни другое в отдельности к слову ещё не ведёт

Ни то, ни другое в отдельности к слову ещё не ведёт
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.11.2020