Что такое «функциональная грамотность»?
Оценка 5

Что такое «функциональная грамотность»?

Оценка 5
docx
05.02.2022
Что такое «функциональная грамотность»?
Что такое_функциональная грамотность.docx

Что такое «функциональная грамотность»?

           Уважаемые педагоги, одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами, – формирование функционально грамотных людей. Понимание того или иного теоретического материала, любого процесса начинается с работы над содержанием основных терминов, понятий. Ключевыми терминами сегодня будут: личность, грамотность, функциональная грамотность, функционально грамотная личность, основные составляющие функциональной грамотности и их сущность..

Давайте попробуем это выяснить, оттолкнувшись от понятий "личность", "функционировать", "грамотность".

(Участникам семинара предлагается распределиться на три группы, выбрав один из предложенных цветов, и на листах выполняют задания.)

Задание для 1 группы: Используя каждую букву слова "личность" записать личностные качества. (Любознательность, инициативность, человечность, нестандартность, ответственность, самостоятельность, творчество...)

Задание для 2 группы: Подберите слова - синонимы к слову "функционировать". (Работать, действовать, внедрять, применять...)

Задание для 3 группы: Дайте определение слову "грамотность".

 Грамотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке; фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.

            Опираясь на наши результаты работы, попробуйте сформулировать понятие "функционально грамотная личность" (это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач)

Знакомство с тремя определениями  ФГ.

А) Леонтьев А.А.: «Функционально грамотный человек

— это человек, который способен использовать все  постоянно приобретаемые в течение жизни знания,  умения и навыки для решения максимально

широкого диапазона жизненных задач в различных  сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

 [Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под  ред. А. А.

  Б) Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.].

Виноградова Н.Ф.: «Функциональная грамотность сегодня — это  базовое образование личности.<…> Ребенок <…> должен  обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся  окружающим миром …; возможностью решать различные (в том числе нестандартные)  учебные и жизненные задачи…; способностью строить социальные отношения…;совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку

    своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…»

[Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. Функциональная грамотность  младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский8  учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с. , с. 16–17].

В) Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способной при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным.  И одной из основных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к адаптации в современном мире.

Самый банальный вопрос — чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые-педагоги в своем кругу называют это «базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью», «творческими когнитивными задачами» и прочими мудреными словами.

И так, функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Актуально ли это для современной школы – формировать функциональную грамотность школьников?

        На Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности (Тегеран, сентябрь 1965года) был предложен термин функциональная грамотность, а в 1978 пересмотрен текст рекомендации о международной стандартизации статистики в области образования, предложенный ЮНЕСКО. Согласно новой редакции этого документа, грамотным считается тот, кто может участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования группы.

          Для широкой публики функциональную грамотность объясняют это очень просто. Допустим, один человек знает 1000 английских слов, другой — только 100. Но при встрече с иностранцем тот, у кого словарный запас больше, зачастую начинает мычать и делать руками непонятные жесты. А, владеющий лишь сотней слов, ухитряется толково ответить на вопрос или показать дорогу. То есть у одного знаний больше, но другой лучше умеет их использовать. Вот с этими компетенциями у школьников большие проблемы. Ученые Массачусетского университета составили график, где дана оценка востребованности на рынке труда разных способностей человека… Начиная с 60-х годов одна кривая упорно идет вниз, забираясь глубоко в отрицательную часть координатной плоскости. Это так называемые рутинные когнитивные операции, грубо говоря — простое запоминание и воспроизведение правил и фактов, вычисления по заданным формулам. Примерно этому учила и учит наша школа. В свое время это было, наверное, оправданно. Только с 60-х годов вверх пошла другая кривая — нерутинные когнитивные операции, то есть умение решать проблемы, не имея готовых шаблонов. Исследования в этой области проводятся с 2000 года. Это PISA, TIMSS, PIRLS.

Какие же дефициты умений по результатам PISA?

1. Одна из основных причин невысокого результата международных исследований – неумение учащихся работать с предлагаемой информацией: сопоставлять разрозненные фрагменты, соотносить общее содержание с его конкретизацией, целенаправленно искать недостающую информацию и т.д.

2. Социализация, а точнее ее отсутствие на уроках, где установился только один вид взаимодействий – учитель-ученик. Боксеру ставят удар, певцу – голос. Наша задача – научиться ставить сильное мышление. Первый тип личности с преобладанием конвергентного мышления называют «интеллектуальным», второй тип «креативным». Интеллектуал готов решать задачи, даже весьма сложные, но уже кем-то до него поставленные имеющие технологии решения – так называемые закрытые задачи. Креатив способен сам видеть и ставить задачи, стремиться выйти за рамки узко поставленного условия, на самом деле человек обладает как интеллектуальными, так и креативными способностями, но в различной степени по мере взросления креативное мышление «затухает», Подавляющее большинство обучающихся конформны, боятся самостоятельности, тяготеют не к оригинальной мысли, а к разложенной по полочкам информации, неопределенность условий и вариативность решений их пугает. Богатырей не выращивают на постном винегрете. Творческое, открытое мышление не развивается на закрытых задачах. Поэтому сейчас школу обязуют повернуться лицом к так называемой функциональной грамотности. Мы видим, как меняются задания, а именно на этих контрольных мероприятиях активно применяются задания на проверку функциональной грамотности. Что же можно рекомендовать для развития функциональной грамотности, какие приемы само и взаимообучения? Заданий на функциональную грамотность в учебнике просто нет. Поэтому их разработка ложится на плечи учителя.

        Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом.

         В государственном стандарте начального общего образования среди прочих направлений модернизации начального общего образования выделяется задача «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач».

          Социологический словарь определяет функциональную грамотность как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, т.е. способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию к купленному компьютеру и т.д.). Это тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении.

          Таким образом, в строгом значении слова функциональная грамотность – это использование умений читать и писать в повседневной жизни, «социальная практика работы с текстом». Иными словами, это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.

А.А. Леонтьев в одной из своих работ писал: «Если формальная грамотность – это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность – это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста – для его понимания, сжатия, трансформации».

Как определить, обладает ли человек функциональной грамотностью?

Итак, функционально грамотная личность - это человек, – ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (например, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей);

– способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;

– умеющий отвечать за свои решения;

– способный нести ответственность за себя и своих близких;

– владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;

– обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;

– для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;

– легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;

– хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;

– владеющий современными информационными технологиями.

Параметры функциональной грамотности включают языковую, компьютерную и информационную, правовую, гражданскую, финансовую, экологическую грамотность, способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности.

Важнейшим компонентом содержания образования становятся универсальные учебные действия.

Принципиально важную позицию занимает личностный результат обучающегося, так как для успешного воспитания функционально грамотной личности необходимо придать образованию личностный смысл.

Итак, личность - это субъект деятельности. А «учение через деятельность» (Д. Дьюи) - основополагающий принцип ГОС НОО .

               Напомним основные принципы системы Д. Дьюи: учет интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание - следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество.

                Именно поэтому необходимо выстроить процесс обучения и воспитания так, чтобы привить воспитаннику навыки практических действий, т.е., ключевые компетентности: умение анализировать, сравнивать, выделять основное, давать адекватную самооценку, быть самостоятельным, уметь сотрудничать, проявлять инициативу, замечать проблемы и искать пути их решения.

              Этому во многом способствуют открытые образовательные технологии, создающие безопасную и благоприятную для мозговой деятельности среду. Именно в технологии заключен теоретико-практический инструментарий для формирования функциональной грамотности, поскольку решаются самые важные задачи: чему учить? зачем учить? как учить? А главное - как учить результативно?

               Коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность – вот главные качества, которыми должны овладеть обучающиеся 21 века.

 

 


 

Что такое «функциональная грамотность»?

Что такое «функциональная грамотность»?

И так, функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой…

И так, функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой…

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом

Именно поэтому необходимо выстроить процесс обучения и воспитания так, чтобы привить воспитаннику навыки практических действий, т

Именно поэтому необходимо выстроить процесс обучения и воспитания так, чтобы привить воспитаннику навыки практических действий, т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2022