Графический диктант – это интересные рисунки в тетради по схеме. Рисование по клеточкам – это очень увлекательное и одновременно полезное занятие. Данная методики основана на совмещении сразу нескольких функций: игровой, образовательной и развивающей.
Это не только педагогический инструмент, но и занятная игра, в ходе которой ребенок рисует линии на бумаге, отсчитывает клеточки, ориентируется на листе, в результате чего получается определенная картинка: это может быть животное, какой-нибудь предмет и т.д.
В процессе диктанта необходимо внимательно слушать педагога, проводя карандашом в том направлении, в котором он говорит. Если ребенок будет невнимательным, то картинка не сложится, т.е. задание не будет выполнено.
Подготовка ребенка к школе – это очень важный процесс, который нужно начинать заблаговременно. Важно, чтобы дошкольник развивал в себе усидчивость, терпение, внимательность и самоконтроль. Большое значение имеет и постановка руки для письма.
Графические диктанты детям по клеточкам оказывают хорошую помощь педагогам и родителям в процессе подготовки ребенка к дальнейшему обучению. Такие занятия развивают следующие навыки:
Ребенок постепенно учится правильно держать в руке карандаш и ручку. При выполнении заданий он начинает понимать такие понятие, как «верх-низ» и «право-лево», «прямо-по диагонали».
Во время диктанта ребенок внимательно слушает указания взрослого, т.е. у него формируется важное умение слушать и слышать, что крайне важно для успешного освоения школьной программы.
Плюс графического диктанта в том, что это простой способ развития необходимых для обучения навыков. Заниматься можно в любом месте: в детском саду, дома, в очереди на прием к врачу, во время поездки и т.д.
Основные правила выполнения
Выполнение данного задания предполагает определенную последовательность:
· Необходимо подготовить для ребенка лист бумаги в клеточку. Для детей дошкольного возраста брать лист лучше в крупную клетку. Для себя нужно подготовить готовый вариант диктанта.
· Далее нужно поставить точку на листе ребенка, либо попросить его сделать это самостоятельно, сказав ему, сколько места нужно отступить. Это и будет началом отсчета. Нужно объяснить, что с этой точки ему нужно рисовать линии (вправо, влево, вниз или вверх).
· Объясните ему, что 1 шаг – это одна клеточка, 2 шага – две клеточки и т.д.
· Нужно проговаривать, какие линии, куда и на какое расстояние нужно начертить ребенку. Важно давать все инструкции поэтапно и не торопясь.
Сложность заданий зависит от возраста ребенка. На первых порах допустимо, чтобы перед его глазами был образец выполненного задания. Можно поправлять ребенка, показывая и объясняя ему правильность выполнения действий на своем образце. Естественно, со временем необходимо повышать сложность. Ниже вы можете посмотреть примеры графических диктантов, которые можно использовать для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.