Что такое компетентностно-ориентированный урок?

  • doc
  • 04.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПАВЛОВ А.К. ЧТО ТАКОЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УРОК (НАУЧНАЯ СТАТЬЯ)..doc

 

Павлов Александр Константинович,-

генеральный директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»

(РФ., СЗФО, Республика Карелия, г. Петрозаводск),

доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент, академик МАНЭБ,

Заслуженный деятель науки РФ.

 

Что такое компетентностно-ориентированный урок?

 

     Определение урока:

     Существующий традиционный подход подчёркивает доминирующую роль преподавателя и  определяет сам процесс преподавания. Методы, приёмы  зависит от педагогических  знаний, умения пользоваться и понимать психологию обучающихся  и  профессиональной подготовки преподавателя.               От учителя требуется умение организовать активную деятельность учащихся по поиску, усвоению, переработке информации. От того, насколько чётко учитель определит, какие компетентности будут формироваться                            при изучении дисциплины, темы  зависят и  цели конкретного урока, организация учебной процесса.

     Включает в себя:

- отражение в системном и целостном виде программу образования;

- формулирование результатов образования, как признаков готовности учащегося продемонстрировать соответствующие знания, умения и ценности;

- определение структуры компетенций, которые должны быть приобретены и продемонстрированы учащимися.

     Обучение ключевым компетенциям может осуществляться по нескольким направлениям:

- обучение компетенции как самостоятельному качеству;

- включение ключевых компетенций в предметы.

     В таком подходе рассматриваются обязательно компоненты результатов обучения. Изучение каждой конкретной темы предлагает опираться                на совокупность последовательных процедур, а именно:

- определение общей образовательной цели изучения темы;

- определяются частные цели формирования компетенций в деятельностной форме, для  того, что учащийся должен был знать, уметь и применить                      по результатам изучения проходимой темы.

     При анализе  результатов обучения необходимо продумать, как и каким образом они будут оцениваться, для того чтобы узнать, добился ли обучающийся этих результатов.

     Задача преподавателя состоит в том, чтобы обеспечить соответствие методов обучения, процедур оценивания, критериев оценивания и результатов обучения, что позволяет сделать учебный процесс более прозрачным.

     Следующим шагом является проектирование содержания образования.              При выборе методов обучения для реализации компетентностной модели особое внимание необходимо уделить тем методам, которые способствуют включению обучающихся в активную деятельность, развитию инициативы, ответственности, способствующие развитию критического мышления:

- мобильные знания – это знания, которые способны не только сохраняться и воспроизводиться, но и обладают способностью накапливаться и совершенствоваться, обеспечивая человеку, ими обладающему, способность решать практические задачи;

- гибкость метода – обеспечивает применение знаний для решения практических задач в изменившейся жизненной ситуации, в новых условиях профессиональной деятельности;

- критичность мышления – предполагает наличие опыта и способности анализировать ситуацию, выявлять возникающие проблемы, осуществлять поиск альтернативных решений, отличать продуктивные пути решения проблем от неэффективных, отказываться от ложных путей, просто сомневаться.

     Следовательно, можно с уверенностью сказать, что традиционные методы скорее препятствуют, нежели развивают и формируют компетентность, поскольку создают лишь ограниченные возможности для создания развивающийся среды. Напротив, проектные формы обучения, уроки-дискуссии, уроки-исследования и т.п. способствуют формированию компетентностей.

     Таким образом, центральным моментом в организации обучения на основе компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих обучающихся.

     Таких форм в мировом опыте несколько. Это различные формы открытого, проектного и проблемно-ориентированного обучения. Общий знаменатель всех форм обучения, направленных на развитие или формирование ключевых компетенций можно сформулировать так: это смещение акцента                       с односторонней активности преподавателя на самостоятельное учение, ответственность и активность самих обучаемых.

     При всем многообразии форм организации учебной деятельности, которые можно использовать при развитии ключевых компетентностей, преимущественными могут считаться те, что ориентированы                                         на самостоятельность обучаемого, где явно может быть представлен «продукт» работы, который может быть оценен преподавателем и аудиторией.

     Преимущественными формами проявления самостоятельности ученика                       в учебной деятельности разработчики считают следующие формы: анализ текста и обобщение информации, обсуждение, создание текста, выступление (презентация).

     В качестве универсальной формы организации обучения может выступать блочно-модульная технология, где объективно существует возможность реализации компетентностного подхода.

     Преподаватель проводит анализ содержания всего курса, тематик, выделяя                в нем узловые темы. Таких тем в учебном году не должно быть больше десяти. Учебный план распределяется таким образом, чтобы каждая тема содержала несколько принципиально важных «модулей»:

- ориентационно-мотивационный модуль (ориентировка в содержании темы, распределение индивидуальных заданий, постановка вопросов для поиска информации, вопросы и форма итогового контроля);

- блок самостоятельной работы с учебной литературой и учебным содержанием темы (преподаватель здесь выступает в роли консультанта, наставника);

- практические занятия с материалом курса (для естественных наук – лабораторные занятия, для гуманитарных – дискуссии или игровое моделирование);

- модуль контроля (итоговое тестирование, опрос, устный экзамен).

     Кроме того, должно быть отведено время для публичной презентации итогов самостоятельных исследований обучаемых (или они вводятся в содержание дискуссий и лабораторных занятий).

     Развитие компетенций и личностных качеств находится в прямой зависимости от приемов применяемых преподавателем в соответствии                           с поставленной целью.

     Основные методы обучения:

- методы активного обучения (деловые игры, ролевые игры, дискуссии);

- метод проблемного обучения (беседа, проблемная лекция, проблемный семинар);

- методы активизации творческого мышления, например мозговой штурм;

- модернизированные традиционные методы обучения;

- методы взаимообучения (коллективного, группового и парного обучения).

     На основе организационных форм обучения осуществляется выбор конкретных технологий в зависимости от доминирующих в конкретной теме, модулей компетенций.