Что такое мнемотехника и зачем она нужна?» Из опыта
Оценка 4.7

Что такое мнемотехника и зачем она нужна?» Из опыта

Оценка 4.7
docx
другое
1 кл
08.02.2022
Что такое мнемотехника и зачем она нужна?» Из опыта
Овладение приемами работы по мнемотехнике помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей младшего школьного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим, в чем и нуждаются слабоуспевающие и неуспевающие обучающиеся
Мнемотехника.docx

«Что такое мнемотехника и зачем она нужна?» Из опыта.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

  Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь.

Немного об истории мнемотехники… Слова «мнемотехника» и «мнемоника» означают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» — искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 в. до н. э.) в честь древнегреческой богини Мнемозины – богини памяти. В мнемотехнике существует шесть направлений:

  1. Народное. Каждый человек с древних времён в течение жизни вырабатывает свою систему запоминания.
  2. Классическое. Первые работы датируются 86 годом до рождества Христова. Именно эта дата считается датой возникновения классической мнемотехники. Цицерон в совершенстве владел техникой запоминания с помощью образной кодировки.
  3. Педагогическое — возникло в то же время. У Квинтилиана были проблемы с визуальным мышлением, поэтому были разработаны свои системы запоминания и появились первые ростки педагогической мнемотехники. Для людей не способных к эффективному визуальному мышлению. Полностью педагогическая мнемотехника сформировалась лишь в 16 веке. Основателем можно считать П. Рамуса. Педагогическая мнемотехника была более доступна и понятна большинству людей. И главное, не устанавливала таких высоких планок, как классическая мнемотехника. Логика педагогов предельно проста – учить нужно всех, а не только людей, у которых работает визуальное мышление.
  4. Цирковое направление использует принципы классической мнемотехники.
  5. Спортивное, когда проходят регулярно соревнования по искусству запоминания. В Кембридже с 1997 года.
  6. Современное (система Джордано и др)

С помощью мнемотехники решают следующие задачи:

  • Развивать связную и диалогическую речь.
  • Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.
  • Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.
  • Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
  • Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
  • Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Начинала работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

  • строение рассказа
  • последовательность рассказа
  • лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для: обогащения словарного запаса,

при обучении составлению рассказов,

при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Работать с мнемотаблицами начала с 1 класса. Использовала простейшие схемы одевания, формирования культурно-гигиенических навыков, экологических представлений т. д. 

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".

526b8efa0fc2ba6aa2b2fad5f2f83405

Опираясь на опыт педагогов, разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Стихотворения.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Описательный рассказ.

Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание — это анализ. Что ребенку очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

дом жив

дом жив1

 

Творческие рассказы.

Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы

img15

Пересказ.

Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Работу на занятиях по мнемотаблицам строю в три этапа.

  1. этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  2. этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
  3. этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с моей помощью, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Мой акцент в работе с мнемотаблицами – развитие речи детей младших дошкольников. Их эффективно использовать для обогащения словаря, при обучении составлению рассказов, при пересказах, отгадывании и составлении загадок, при заучивании стихотворений.

Мнемотехника помогает развивать:

  • Ассоциативное мышление
  • Зрительную и слуховую память
  • Зрительное и слуховое внимание
  • Воображение
  • Связную речь
  • Мелкую моторику рук

Результат использования мнемотехники у детей:

  • расширяется круг знаний об окружающем мире

-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные

истории;

  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок
  • словарный запас выходит на более высокий уровень

-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Где можно использовать мнемотаблицы?Для :

-Обогащение словарного запаса

-Обучение пересказу

-Составление рассказов

-Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок

 -Отгадывание загадок.

Вывод:

Овладение приемами работы  по мнемотехнике  помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей   младшего школьного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим, в чем и нуждаются слабоуспевающие и неуспевающие обучающиеся

Использованная литература

Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» Сайт Mnemonikon (http://www.mnemotexnika.narod.ru) - Москва, 2007.

 Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье - М.: Мозаика-Синтез, 2011

 Матюгин И.Ю. Тактильная память. ( www.boltun-spb.ru). - М.: Эйдос,2001.

Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми  младшего школьного возраста / А. В. Одинцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург,январь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 52-53

 Подлиняев О.Л. Эффективная память. - Издание второе, исправленное: Учебное пособие. Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2003

Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей  младшего школьного возраста - СПб, 2009


 

Что такое мнемотехника и зачем она нужна?»

Что такое мнемотехника и зачем она нужна?»

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений

Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи

Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи

Где можно использовать мнемотаблицы?Для : -Обогащение словарного запаса -Обучение пересказу -Составление рассказов -Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок -Отгадывание загадок

Где можно использовать мнемотаблицы?Для : -Обогащение словарного запаса -Обучение пересказу -Составление рассказов -Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок -Отгадывание загадок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2022