«Что такое мнемотехника и зачем она нужна?» Из опыта.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь.
Немного об истории мнемотехники… Слова «мнемотехника» и «мнемоника» означают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» — искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 в. до н. э.) в честь древнегреческой богини Мнемозины – богини памяти. В мнемотехнике существует шесть направлений:
С помощью мнемотехники решают следующие задачи:
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Начинала работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам.
Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для: обогащения словарного запаса,
при обучении составлению рассказов,
при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Работать с мнемотаблицами начала с 1 класса. Использовала простейшие схемы одевания, формирования культурно-гигиенических навыков, экологических представлений т. д.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".
Опираясь на опыт педагогов, разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Стихотворения.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Описательный рассказ.
Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание — это анализ. Что ребенку очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
Творческие рассказы.
Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы
Пересказ.
Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Работу на занятиях по мнемотаблицам строю в три этапа.
Мой акцент в работе с мнемотаблицами – развитие речи детей младших дошкольников. Их эффективно использовать для обогащения словаря, при обучении составлению рассказов, при пересказах, отгадывании и составлении загадок, при заучивании стихотворений.
Мнемотехника помогает развивать:
Результат использования мнемотехники у детей:
-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные
истории;
-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Где можно использовать мнемотаблицы?Для :
-Обогащение словарного запаса
-Обучение пересказу
-Составление рассказов
-Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок
-Отгадывание загадок.
Вывод:
Овладение приемами работы по мнемотехнике помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей младшего школьного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим, в чем и нуждаются слабоуспевающие и неуспевающие обучающиеся
Использованная литература
Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» Сайт Mnemonikon (http://www.mnemotexnika.narod.ru) - Москва, 2007.
Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье - М.: Мозаика-Синтез, 2011
Матюгин И.Ю. Тактильная память. ( www.boltun-spb.ru). - М.: Эйдос,2001.
Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми младшего школьного возраста / А. В. Одинцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург,январь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 52-53
Подлиняев О.Л. Эффективная память. - Издание второе, исправленное: Учебное пособие. Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2003
Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей младшего школьного возраста - СПб, 2009
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.