ЧТО ТАКОЕ САМООЦЕНКА и как она складывается в младшем школьном возрасте
Оценка 4.7

ЧТО ТАКОЕ САМООЦЕНКА и как она складывается в младшем школьном возрасте

Оценка 4.7
Мероприятия +1
doc
родителям
Взрослым
14.12.2022
ЧТО ТАКОЕ САМООЦЕНКА и как она складывается в младшем школьном возрасте
ЧТО ТАКОЕ САМООЦЕНКА и как она складывается в младшем школьном возрасте
ЧТО ТАКОЕ САМООЦЕНКА.doc

ЧТО ТАКОЕ САМООЦЕНКА
и как она складывается в младшем школьном возрасте

 

Интерес ребенка к своему «я» — к своим особенностям, возможно­стям, способностям — в каждом возрасте проявляется по-разному, на каждой ступени жизни обогаща­ется новым содержанием. «Я сам!» — говорит трехлетний малыш. И это значит, что он уже выделил себя из окружающего предметного мира, от­личил от других людей. Для нас такое отличение самоочевидно, иначе быть не может; но напомним, что это отнюдь не задано человеку от рождения, а для малыша — это заметный шаг в развитии.

«Кто я?», «Каков я?», «Что я мо­гу?» — спрашивает себя подросток; и это — уже совсем иная форма и иной уровень развития самосозна­ния.

Важной стороной самосознания и показателем достаточно высоко­го уровня его развития является фор­мирование такого его компонента, как самооценка.

Что такое самооценка? Ответ на этот вопрос вытекает из самой эти­мологии слова. Самооценка — это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельно­сти. Самооценка формируется в единстве двух составляющих ее факторов: рационального, отра­жающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего то, как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог (а диапа­зон здесь может быть очень широк — от веры в собственную идеальность до безоглядного самоуничижения) они складываются. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступ­ков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои воз­можности и способности.

Самооценка имеет ряд измерений: она может быть адекватной или не­адекватной (а говоря проще — пра­вильной   или   ложной),  относительно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Отличительной чертой зрелой личности является дифференцированная самооценка: человек не считает, что он вообще добрый или умный и т. д.; он четко осознает и выделяет те сферы жиз­ни, те области деятельности, в ко­торых он силен, может достигнуть высоких результатов, преодолеть значительные трудности, и те, где возможности его заурядны.

На начальных этапах развития ре­бенок оценивает преимущественно свои физические качества и возмож­ности («Я большой», «Я сильный»), затем начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральные качества. Са­мооценка начинает выступать в ка­честве важнейшего регулятора поведения человека, его активности в учении, труде, общении, самовоспи­тании.

Самосознание и самооценка прояв­ляются и формируются в деятельно­сти, под непосредственным воздей­ствием социальных факторов, в пер­вую очередь — общения ребенка с окружающими. Широко известно вы­сказывание Маркса: «...Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобно­му, человек Петр начинает относить­ся  к самому себе как к человеку».

Формирование самооценки связа­но с активными действиями ребенка, с самонаблюдением и самоконтро­лем, игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на са­мого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе — оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.

Решающее влияние на формирова­ние самооценки оказывают два фак­тора: отношение окружающих и осоз­нание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов. И это осознание не поя­вится автоматически: родителям и воспитателям надо учить ребенка видеть и понимать себя, учить координировать свои действия с действиями других людей, согласовывать свои   желания  с  желаниями   и   потребностями окружающих

В каждом возрастном периоде на формирование самооценки пре­имущественно влияет та деятель­ность, которая в этом возрасте яв­ляется ведущей. В младшем школь­ном возрасте ведущей является учеб­ная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успевае­мостью, успехами в учении. Учение как ведущая деятельность начинает корректировать формирование личности буквально с первых месяцев прихода ребенка в школу, причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, над ней довлеют оцен­ки окружающих, прежде всего оценки учителя. То, как оценивает себя ребенок, представляет собой копию, почти буквальный слепок оценок, сделанных учителем. У хороших учеников формируется, как правило, высокая, часто завышенная само­оценка, у слабых — низкая, пре­имущественно заниженная. Однако отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их дельности и качеств личности — возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянность ребенка. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым.

Иной комплекс личностных ка­честв начинает складываться, в свя­зи с высокой самооценкой, у сильных учеников. Их отличает уверенность в себе, нередко переходящая в чрез­мерную самоуверенность, привычка быть первыми, образцовыми.

И недооценка, и переоценка своих сил и возможностей — явление далеко не безобидное для школьни­ка. Привычка к определенному по­ложению в классном коллективе — «слабого», «среднего» или «силь­ного», задающего тон в учебе,— постепенно накладывает отпе­чаток на все стороны жизни ребенка. В общественной жизни класса на центральные роли претендуют от­личники, слабым ученикам достают­ся в лучшем случае лишь роли ис­полнителей. И все отношения детей также начинают складываться под влиянием этого, уже «узаконенного» деления класса по результатам учеб­ной деятельности. «Звездами», к которым больше всего тянутся свер­стники, в начальной школе оказыва­ются те ребята, у которых в дневни­ках преобладают пятерки. Лишь поз­же, в подростковом возрасте, оценки и самооценки учащихся будут ме­нять свои основания и сами менять­ся. Ребята начнут высоко ценить и качества хорошего товарища, и смелость, и ловкость, и увлеченность чем-то, и глубину интересов. В младшем же школьном возрасте, повторяем, на первом месте среди оснований для самооценки, как правило, стоят учебные успехи и оценка поведения ребенка учителем.

Можно ли все-таки помочь ребен­ку, изменив условия формирования его самооценки? На этот вопрос сле­дует ответить утвердительно, хотя сделать это не всегда бывает просто. В первую очередь, конечно, надо все­мерно учить его умению учиться — умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их решения. И кстати, это важ­но не только непосредственно в процессе учебы, но и в любой другой деятельности, и в игре тоже. Само­оценка младших школьников зача­стую складывается лишь по резуль­татам; сам процесс деятельности и предшествующие этапы планирования и прогнозирования не находят в ней отражения. Значит, надо учить ребенка в любой момент контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы, к любым ее промежуточным результатам. Это не замедлит сказаться на учебных успехах, что объективно создаст не очень уверенному школьнику новые основы самооценки.

Важно также помочь ребенку проявить себя – осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. Неспособных детей нет, каждый к чему-то имеет особые склонности. Родители могут содействовать тому, чтобы их ребенок открылся товарищам своими лучшими сторонами. Младшие школьники, особенно те, кто испытывает затруднения в учении, очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают отношение окружающих. Поэтому любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них. Ребенок, уверенный в себе не боится трудностей, не пасует перед ними, находит в себе силы для их преодоления.

Каждый ребенок хочет ощущать уважение и признание товарищей. Это желание является важнейшим фактором формирования личности. Ни один ребенок не может оставаться равнодушным к тому, как его оценивают другие.

Но помощь, поддержка, похвала — это одна сторона нашего отноше­ния к ребенку. Уже в младшем школьном возрасте необходимо формировать также и самокритич­ность. Особенно это важно для более сильных в учебе учеников — с высо­кой, подчас завышенной оценкой. Только в этом случае они научатся ставить перед собой возрастающие по трудности задачи и искать их ре­шения.

В определенном отношении само­оценка всегда есть оценка ребенком своих возможностей включения в новый вид деятельности – в новую игру, в процесс общения, в решение учебных задач.

Это очень важно, ибо, приступая к новой деятельности, учащийся всегда должен уметь оценить свои знания, умения, особенности и воз­можности — в соотношении с определенными целями деятельности, способами, операциями и т. п.

Самооценка обычно понимается как нечто целостное. Однако в за­висимости от конкретного содержа­ния того, что оценивается, она имеет разную направленность. Вот, завер­шив какую-либо работу, учащийся оценивает ее. Такая самооцен­ка как бы обращена в прошлое, к уже выполненной работе — это ретро­спективная оценка. Ее можно выра­зить либо обобщенными суждения­ми: «Выполнил работу правильно (неправильно), хорошо (плохо)», ли­бо частными, касающимися отдель­ных сторон работы, тех или иных этапов деятельности замечаниями.

Однако для того, чтобы научиться эффективно, без лишних, а тем бо­лее ошибочных операций что-то де­лать, решать те или иные задачи, ма­ло одного взгляда в прошлое. Надо еще уметь предвосхищать, про­гнозировать необходимые операции, как бы проигрывая их в уме, до совершения реальных действий, и на этой основе оценивать свои возмож­ности. Такая самооценка обращена  в будущее, она является своего рода гипотезой решения; ее можно назвать прогностической.

У младших школьников необходи­мо формировать оба эти вида само­оценки. Учебная деятельность созда­ет для этого благоприятные условия.

Работу ученика постоянно оценива­ют в школе и дома, цель этих оце­нок — постепенно подвести учащего­ся к пониманию и собственной оцен­ке тех изменений, которые происхо­дят в нем самом, в структуре его зна­ний, в развитии его умений и навы­ков. И сам школьник в коллективе сверстников постоянно является сви­детелем и участником взаимооценок, обсуждения разных способов реше­ния учебных задач и проблем, воз­никающих в общении, применения разных критериев к оценке этих решений.

Довольно часто ребята оправдыва­ют заниженные самооценки внешни­ми причинами: «плохой почерк», «неудобная ручка», «кто-то (или что-то) мешает работать». Иногда школьники используют спасительные штампы: «память плохая», «нет спо­собностей», заимствованные из оце­нок взрослых.

Завышенная самооценка — наобо­рот — очень часто обосновывается учащимися причинами внутренними: тем, что они «много работали», «очень старались», «занимались до­полнительно». И в этом случае нали­цо неумение проанализировать свою работу, соотнести ее с требования­ми,  которым она должна отвечать.

Чтобы яснее увидеть, что же стоит за тем  или иным мнением ребенка о себе, надо учить детей обосновывать, доказывать свои оценки самооценки, при этом важно, чтобы учащиеся могли дать обоснование не только оценке хорошо выполненной работы, но и учились выделять возникающие в ней трудности, те моменты, которые еще плохо усвоены, или реально представляли себе, почему то или иное задание выполнено плохо или вообще не выполнено.  Развитая, зрелая   (конечно, по возможностям возраста)   самооценка  очень  часто строится по исследовательному ти­пу: «Думаю, что смогу, надо попробовать, подумать, прикинуть, проверить все возможные ходы». Именно такая самооценка способствует развитию интеллектуальной активности.

В помощь классному руководителю

ПРАВДОЛЮБ ИЛИ ЯБЕДА:
как реагировать на детские жалобы?

(материал к родительскому собранию)

 

Вы никогда не узнаете детей,
пренебрегая их жалобами.

Януш Корчак

Почему некоторые дети все время жалу­ются на других детей? Зачем они рассказывают все о своих товарищах, даже когда их никто об этом не просит? Как реагиро­вать на постоянные жалобы некоторых уче­ников?

ДОНОСЧИКУ — ПЕРВЫЙ КНУТ

«Ябеда — по Ожегову — это клевета, мел­кий донос, наушничание». Детские жалобы возникают и процветают в первую очередь в коллективах — детских садах и школах. Все мы читали о суровых порядках, царив­ших в российских гимназиях в прошлые века, о постоянном противостоянии учащих­ся и учителей. Гимназисты презирали до­носчиков, считая их подлизами и предате­лями. Начальство же стремилось держать учащихся в повиновении и всячески поощряло доносительство. Отправляя ребенка в гимназию, многие родители предупрежда­ли его, что доносить на товарища — бесче­стно.

В современной школе такого противосто­яния нет, и учащимся не нужно доносами завоевывать расположение преподавате­лей. Наоборот, учителя в большинстве сво­ем очень неприязненно относятся к детям, постоянно жалующимся на товарищей. Са­мая частая реакция взрослых на детские жалобы — досада или негодование. Мно­гие дети тоже не любят ябед и жалобщиков — их считают нытиками, слабаками, им не доверяют, не берут в общие игры. В общем, жизнь у ябеды невеселая — его презирают, осуждают, избегают.

Еще в начале двадцатого века замеча­тельный чешский педагог Януш Корчак в своей книге «Как любить ребенка» отмечал, что ребенок, решивший пожаловаться, рис­кует вдвойне: получить от воспитателя «не­брежный и резкий ответ» и быть отвергну­тым ребятами за свою жалобу.

Может быть, явно негативное отношение к ябедам со стороны взрослых связано с мрачным прошлым нашей страны, с теми временами, когда процветало доноситель­ство и стукачество? Но государство и сей­час поощряет граждан жаловаться: сооб­щать о месте нахождения преступников, о забытых в транспорте вещах, о тех, кто ута­ивает налоги и т. д., — гарантируя аноним­ность, а иногда и вознаграждение (существуют даже специальные «книги жалоб» и горячие линии). Так принято не только в нашей стране, но и во всем мире. Взрос­лые часто жалуются, например, милиции на буянящих по ночам соседей и очень него­дуют, если орган власти никак не реагирует.

В школе тоже постоянно жалуются (на­пример, учителя — на родителей, на начальство, на учеников, друг на друга). Школа — это большое общежитие, дисциплина и по­рядок в котором поддерживаются за счет открытости и прозрачности всего там происходящего. Родители должны понимать, что в школе детские жалобы — это основ­ное средство получения учителями инфор­мации о детях.

В одной  началь­ной школе в Англии одна мама с сыном столкну­лись с поощрением жалоб и порицанием попыток детей разобраться в конфликтах самостоятельно. Именно то, что в школе «тайное всегда становится явным», и есть залог безопасности детей. Родителям надо быть готовыми к тому, что учителя часто специально поощряют детей рассказывать обо всем, что делают они и их товарищи. Многих родителей это не устраивает. Но бы­вают такие ситуации, в которые необходи­мо посвящать взрослых, например, если ребенка травят одноклассники или запугива­ют старшие.

Маленький ребенок обычно не преследу­ет никаких целей, рассказывая всем обо всем, он не жалуется, не ябедничает, он просто делится информацией. Ведь и взрослые рассказывают друг другу обо всем, обсуждают поступки окружающих. Ребенок это наблюдает и не видит в посвя­щении во все подробности окружающих ничего предосудительного.

Такая «излишняя» детская честность ча­сто ставит родителей в неловкое положение. Вспомните почти анекдотическую си­туацию: на вопрос знакомых, понравился ли маме их подарок, малышка отвечает: ««А мама сказала, что у нас такой ерунды по­лон дом!»

Что такое жалоба, ребенок понимает, ког­да окружающие начинают реагировать на его слова соответствующим образом (уте­шают, сочувствуют, ругают обидчика) или говорят: «Жаловаться нехорошо! Не ябед­ничай!» Согласно наблюдениям психолога Р.Х. Шакурова («Самолюбие детей»), уже четырехлетние дети, возвращаясь из садика, гордятся тем, что они «не ябеды», то есть не жалуются. Именно родители и вос­питатели, порицая детей за жалобы, повто­ряя, что жаловаться нехорошо, надо разби­раться самим в своих спорах, отказываясь вникать в суть детских взаимоотношений, присваивают ребенку статус ябеды.

Наиболее активно жалобы процветают в начальных и 5-6-х классах средней школы. Подростки жалуются очень редко, предпо­читая разбираться со своими проблемами самостоятельно, однако, к сожалению, не всегда удачно.

НАКАЗЫВАТЬ ИЛИ ПООЩРЯТЬ?

В проблему детских жалоб бывают во­влечены и родители, и учителя, и психоло­ги. Учителей выводят из себя мелочные и несвоевременные жалобы учеников (распространенная ситуация: во время опроса учитель вызывает ученика, поднявшего руку, а тот сообщает, что Петя забрал у него ка­рандаш). Родителям же не хочется, чтобы их дети росли ябедами, так как они счита­ют, что за ябедничеством скрывается трус­ливый, склочный характер, или полагают, что ребенок не занимается своими дела­ми, а сует нос в чужие.

Следует различать жалобы и злостное ябедничание ребенка, когда жалобы име­ют корыстную цель. Большинство жалоб непредсказуемы, они рождаются стихийно. Ребенок замечает что-то и может расска­зать взрослому из-за плохого настроения, обиды, неумения промолчать (такой уж ха­рактер); но может и не рассказать — пото­му что не хочет связываться или из соли­дарности.

Некоторые виды доноса спровоцированы самими взрослыми. Отмахиваясь от оправ­даний, наказывая всех без разбору, пуская происшедшее на самотек, взрослые ставят ребенка перед необходимостью защищать­ся самостоятельно. Дети перестают дове­рять учителю, считают его несправедливым. Кстати, самая распространенная причина разочарования ребенка в учителе или вос­питателе — несправедливость по отноше­нию к детям.

Януш Корчак предостерегал воспитате­лей и родителей от небрежного отношения к детским жалобам: «Некрасиво жаловать­ся. Кто установил это правило? А что де­лать ребенку, если его обокрали, оскорби­ли отца или мать, наговорили на него товарищам, если ему угрожают, подбивают на плохое? Недобросовестному, неумелому воспитателю удобно не знать, что вытворя­ют ребята, он машет рукой на их споры, не умея их умно рассудить. Тихих и беспомощ­ных будут обижать, эксплуатировать, оби­рать, а позвать на помощь, потребовать справедливости — нельзя! Обидчики тор­жествуют, обиженные страдают».

Никогда не следует торопиться с выво­дами, в первую очередь необходимо выяс­нить, что побуждает ребенка жаловаться. Чаще всего, жалуясь, ребенок рассказыва­ет о своих проблемах, иногда ему доста­точно внимания и сочувствия. Во всем мире существуют организации, куда ребенок мо­жет обратиться за помощью или где просто может излить душу. Наверное, такие орга­низации нужны детям, не нашедшим пони­мания и справедливости у своих близких. Но стоит ли доводить до этого?

ЧТО НА САМОМ  ДЕЛЕ СКРЫВАЕТСЯ  ЗА ДЕТСКИМИ ЖАЛОБАМИ?

Беспомощность. Когда ребенок сталкива­ется с ситуацией непонятной, опасной — он идет к взрослому за помощью. Он делится информацией о происходящем со взрослым. Если его или кого-то обижают, угрожают  расправой, затягивают в какое-то нехорошее дело — ребенок идет за советом, помощью, защитой. Взрослый для ребенка — последняя инстанция, к которой он обращается, если не может справиться сам. С возрастом таких си­туаций становится все меньше, жалобы схо­дят на нет. Хотя во многом это зависит от степени самостоятельности ребенка.

Предупреждение. Ребенок делится сво­ими наблюдениями за другими людьми, он не знает, как реагировать на то или иное происшествие. Он не жалуется, а ставит в известность и ждет разъяснений, как быть. Или он знает, что происходит что-то недозволенное, но не может это предотвратить самостоятельно. Некоторые ситуации тре­буют срочного вмешательства (например, дети играют в игру, грозящую травмой), иногда достаточно разъяснений («Вася взял эту книгу, потому что я ему разрешил»). Но бывают и жалобы с корыстной целью.

Месть. Если ребенка не берут в игру, оби­жают сверстники, то он стремится взять реванш с помощью взрослого. Наиболее часто жалуются дети, отвергаемые сверст­никами, слабоуспевающие, неуверенные в себе, с низкой самооценкой. Такого рода жалобы прекращаются, если у ребенка на­лаживаются отношения в коллективе.

Самоутверждение. Ребенок владеет не­которой информацией о других детях, которой он делится со взрослым, чтобы по­чувствовать свою значимость. Кроме того, таким способом ребенок стремится при­влечь к себе внимание взрослого и заста­вить сверстников считаться с собой. Если ребенок будет чувствовать себя комфорт­но в классе и у него появится возможность проявить себя в какой-либо области (твор­чество, общественная деятельность, учеба), то ему не нужно будет прибегать к жалобам как средству самоутверждения.

Обида, зависть — довольно частая при­чина школьных жалоб. Учитель хвалит Колю, за правильный ответ, а Таня, которая хоте­ла ответить, но ее не спросили, заявляет: «А он подсмотрел в тетради!» Миша ест украдкой на уроке яблоко, а у Толи нет яб­лока, и он «закладывает» Мишу. В отличие от вынашиваемой мести, эти жалобы рож­даются спонтанно, они ситуативны. В об­щем-то, и в этом случае ребенок стремит­ся к справедливости. Почему он ест, когда нельзя? Почему он молодец, хотя подсмат­ривал? Но ребенок уязвлен, поэтому ябед­ничает. Если учитель сделает замечание нарушителю, то это подскажет ябеде, ка­ким образом можно воздействовать на ок­ружающих. Если же учитель сделает заме­чание самому жалобщику, тот еще больше уверится в несправедливом отношении к нему. Можно ответить, что пользоваться своими записями не запрещалось, — это разъясняющая реакция. Можно сделать двойное замечание: «Миша, видимо, не успел позавтракать на перемене. Толя, от­веть, пожалуйста, на тот вопрос, который был задан» — воспитательная реакция. Ре­бенку дают понять, что если обращаешь на себя внимание, то изволь работать вместе со всеми.

ВИДЫ ЖАЛОБ, СПРОВОЦИРОВАННЫХ  ВЗРОСЛЫМИ

Защита себя и других, в том числе от не­справедливого наказания. Для ребенка высшей инстанцией является взрослый: снача­ла родители, потом воспитатели и учителя. К ним он идет со своей проблемой — жало­бой. При этом он всегда ожидает справедливости: провинился — будешь наказан, не виноват — все будет хорошо. И если взрослый сам не видел, что произошло, ребенок считает необходимым рассказать ему во всех подробностях. Тем более что сами  взрослые и побуждают ребенка к откровен­ности, просят от них ничего не скрывать. Увидев плачущего ребенка, старшие обя­зательно спрашивают: «Что случилось, кто тебя ударил?» Если взрослому недосуг раз­бираться, кто прав, кто виноват, если он на­казывает всех, чтобы неповадно было, то тем самым провоцирует детей на доносы. Так они стремятся избежать несправедли­вого наказания. Опасен в этом отношении и способ поиска виновного, часто практи­куемый в детских коллективах: «Пока не найдем виновного, никого не отпущу гу­лять!» Когда некому защитить его от не­справедливых обвинений, ребенок защища­ет себя сам, указывая на подлинного ви­новника.

Шантаж. «Вот, я учителю расскажу...», «Если не примете меня в игру, расскажу, что это вы...» Угрожая разоблачением стар­шим товарищам или сверстникам, ребенок заставляет их принять свои условия. Этому очень удобному и распространенному спо­собу манипуляции сверстниками ребенок учится у взрослых: «Вот скажу папе — не будет тебе зоопарка в воскресенье!», «Бу­дешь шалить, поставлю двойку, родители тебе покажут!» К подобным жалобам при­бегают чаще всего дети, претендующие на роль лидера, но не умеющие завоевать ав­торитет другим способом. Откровенное предпочтение взрослыми одних детей дру­гим тоже является источником частых жа­лоб. Отвергнутого ребенка ябедничать по­буждает ревность (к братьям и сестрам, к выделяемым учителем детям), за которой может скрываться и желание отомстить, и зависть, и взывание к справедливости. Учи­тельские или родительские «любимчики» могут использовать угрозу пожаловаться как шантаж, взрослые становятся средством воздействия.

 

По материалам газеты «Школьный психолог», №10-2003

ДЕТСКИЕ ЖАЛОБЫ: НАКАЗЫВАТЬ ИЛИ ПООЩРЯТЬ?
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Можно по-разному относить­ся к детским жалобам, но не­обходимо понимать, что, при­нимая меры, мы всегда поощ­ряем детей жаловаться и даль­ше. Бесполезно запрещать ре­бенку жаловаться, необходимо разобраться в причинах, по­буждающих его к этому. Запрещая, вы отобьете у него же­лание делиться с вами своими проблемами. Первопричина всех детских жалоб — доверие взрослому и надежда на по­мощь с его стороны. Ребенок, не чувствующий себя защищенным, будет жаловаться на все и всем.

Если вы подадите ребенку пример разрешения пробле­мы, то, возможно, в следующий раз он попробует спра­виться с ней самостоятельно, а не побежит к вам за помо­щью. Вспомните мультфильм про Крошку Енота: мама посо­ветовала улыбнуться незна­комцу, а не угрожать ему. Енотик понял, что безопаснее и приятнее начинать общение с улыбки. Именно совета, как поступить в той или иной ситуации, чаще всего ждут дети, пожаловавшись родителям на трудности.

Если ребенок часто жалует­ся, за этим может скрываться нехватка внимания со стороны окружающих, уязвленное само­любие, отчаяние.

Иногда маленькому ябеде достаточно, чтобы просто вы­слушали и посочувствовали — он не жаждет мести, а ищет вашего участия. Например, он жалуется на придирки учителя, на то, что его не пригласили на день рождения, толкнул не­известный старшеклассник, накричали в столовой. Вы мало что можете исправить в этих ситуациях. Выслушайте ребен­ка, обсудите происшедшее, расскажите что-нибудь из сво­его опыта, посоветуйте, как избежать подобных ситуаций в будущем. Самое главное — проявить внимание к пробле­мам ребенка.

Чтобы жалобы друг на друга не превратились в склоку, предложите детям «сесть за стол переговоров» и всем вме­сте обсудить взаимные претен­зии, найти выход из сложившейся ситуации. Вообще ста­райтесь обсуждать и выслуши­вать все жалобы в присутствии противоположной стороны, да­вая высказаться каждому. Это приучит детей к самостоятель­ному и конструктивному разрешению конфликтов.

Если ваш ребенок прослыл жалобщиком и нытиком, пона­блюдайте за собой — не слиш­ком ли часто вы сами жалуе­тесь всем окружающим на свою жизнь? Может быть, он просто берет с вас пример?

Не следует сравнивать де­тей между собой. Тот, кого ставят в пример, начнет чувствовать свое превосходство, и будет ябедничать, чтобы еще больше самоутвердиться. А тот, кто недотягивает, будет ябедничать из желания отомстить.

ДЕТСКИЕ ЖАЛОБЫ: НАКАЗЫВАТЬ ИЛИ ПООЩРЯТЬ?
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Для учителя жалобы делят­ся на два типа: требующие не­медленного вмешательства (например, дети делают нечто опасное для здоровья и жиз­ни, дерутся, громят класс) и те, когда достаточно ограни­читься советом, рекомендаци­ей пострадавшему как вести себя, а также отсроченным выговором обидчику.

Наблюдая за детьми, зная особенности их взаимоотно­шений со сверстниками, с родителями, можно сделать вы­вод о причинах, побуждающих ребенка жаловаться.

Ребенок, отвергаемый свер­стниками, слабоуспевающий, неуверенный в себе, имеющий более успешных брата или сестру (на которых роди­тели и «возлагают все свои надежды»), будет чаще всего жаловаться из желания ото­мстить, от обиды, из зависти. Но за этими жалобами будут скрываться его беспомощ­ность и отчаяние.

Ребенок с завышенной само­оценкой, с неадекватно высо­ким уровнем притязаний, амби­циозный и стремящийся к ли­дерству, но не умеющий со­трудничать со сверстниками, к которому родители предъявля­ют очень жесткие требования, будет жаловаться из желания самоутвердиться, из зависти, может использовать жалобы как шантаж сверстников.

Встречаются в классе и «всеобщие заступники». Такой ребенок требует справед­ливого отношения ко всем, искренне уверен, что без него не разберутся, основная чер­та его характера — честность. Его жалобы — это попытка за­щитить себя и окружающих от несправедливости или пре­дупредить взрослого о том, что происходит.

Зная особенности поведе­ния детей, вы можете реаги­ровать по-разному на их жа­лобы. Например, Маша жалу­ется на Васю, который ее уда­рил, а вы знаете, что Маша кого угодно может вывести из себя. Тогда Маше скажите: «Очень жаль, что так вышло. Старайся впредь держаться от Васи подальше». А с Васей поговорите наедине о необходимости сдерживать свой гнев, о неприемлемости ру­коприкладства и способах мирного разрешения кон­фликтов. Если же ребенок по­страдал от драчуна и забия­ки, можно среагировать на жалобу следующим образом: «Ну что же, придется мне очень серьезно поговорить с твоим обидчиком».

Проведите занятие, посвя­щенное жалобам, на котором поменяйте акценты: ребенок должен не жаловаться, а де­литься проблемой. Объясни­те детям, что нет ничего предосудительного, если они в критической ситуации обра­тятся за помощью к взрослому и посвятят его во все детали. Вы можете сказать детям примерно следующее: «Если одни ребята — более сильные, более активные — будут не­справедливы по отношению к остальным, если будут совер­шаться подлые, злые, обидные поступки по отношению друг к другу, то у обиженных есть одно спасение — обратиться за помощью к посреднику, в данном случае — к учителю. И эта просьба о помощи не дол­жна расцениваться как ябедничество. Если не можешь за­щититься сам, если обидчик использует недозволенные методы, то остается только пойти за помощью к другим. Ведь взрослые обращаются за помощью в специальные организации (милицию, суд), значит, и дети со своей про­блемой могут обратиться к старшим. В классе, где все относятся друг к другу уважи­тельно и бережно, не будет и жалобщиков». Приведите любой пример: притчу или сказ­ку, когда спорщики шли за правдой к судье, старейшине, царю.

Можно договориться со сво­ими подопечными, что жало­ба в присутствии обидчика — не донос, а необходимое ин­формирование о происшед­шем, стремление разобрать­ся. В некоторых случаях ребе­нок может честно предупре­дить нарушителя, что вынуж­ден поставить взрослых в из­вестность о происходящем, и не будет при этом выглядеть ябедой.

Если не хотите поощрять ре­бенка жаловаться или «под­ставлять» его, можно, приняв к сведению информацию, провести самостоятельные наблюдения, и тогда, поймав нарушителей «на месте пре­ступления», вы будете исхо­дить только из собственных наблюдений.

Не спешите реагировать на жалобу, обдумайте получен­ную информацию, иначе маленькие шантажисты будут использовать вас как «ору­жие» для достижения своих целей. На некоторые жалобы-сообщения можно реагиро­вать так: «Хорошо, я разберусь». Исключение составля­ют случаи, требующие момен­тального вмешательства, на­пример игры, опасные для жизни детей.

Старайтесь избегать прямых обвинений и конкретных санк­ций. Если ребенок жалуется, что его дразнят, можно пред­ложить ему разобраться, по­чему так происходит, предло­жить тактику поведения. Об­судить проблему прозвищ на классном часе, обращаясь ко всем, не называя конкретных имен.

Не злоупотребляйте часты­ми публичными «разборка­ми». Не требуйте признаний при всем классе, оставьте ре­бенку путь к отступлению или возможность признаться на­едине.

Старайтесь не использовать фразы типа: «Разбирайтесь сами, это ваши проблемы», «Меня не волнует, кто вино­ват, а кто нет», «Если у про­винившегося не хватает сме­лости признаться, то наказан будет весь класс».

Таким образом вы настраи­ваете детей друг против дру­га и провоцируете их самостоятельно разрешать конфлик­ты (а решать они их будут вов­се не цивилизованными мето­дами).

Не спешите «называть вещи своими именами», т.е. ста­райтесь воздерживаться от фраз: «Ябедничать нехоро­шо», «Доносчику первый кнут». На многие жалобы во­обще не стоит реагировать. Например, если во время уро­ка вам сообщается, что один ученик делает что-то недозво­ленное (кидается, болтает), не делайте замечание нарушите­лю, а просто встаньте около него - этим вы парализуете его активность. Если во вре­мя опроса ребенок начинает жаловаться на незначитель­ные проступки товарищей, скажите ему дружелюбно: «Это совсем не то, что мне хо­телось бы от тебя услышать».

Если ребенок жалуется, что­бы отомстить, самоутвердить­ся, спросите его: «Зачем ты мне рассказываешь это? Ну и что?» Несколько ставящих в тупик вопросов, отсутствие интереса к сообщению не дадут маленькому ябеде торжество­вать.

 

 

 

 

 



 

 

 

 




 

 

 

 

 

 

 

 


ЧТО ТАКОЕ САМООЦЕНКА и как она складывается в младшем школьном возрасте

ЧТО ТАКОЕ САМООЦЕНКА и как она складывается в младшем школьном возрасте

В младшем школь­ ном возрасте ведущей является учеб­ная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с…

В младшем школь­ ном возрасте ведущей является учеб­ная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с…

Ни один ребенок не может оставаться равнодушным к тому, как его оценивают другие

Ни один ребенок не может оставаться равнодушным к тому, как его оценивают другие

В помощь классному руководителю

В помощь классному руководителю

Маленький ребенок обычно не преследу­ет никаких целей, рассказывая всем обо всем, он не жалуется, не ябедничает, он просто делится информацией

Маленький ребенок обычно не преследу­ет никаких целей, рассказывая всем обо всем, он не жалуется, не ябедничает, он просто делится информацией

ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ СКРЫВАЕТСЯ

ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ СКРЫВАЕТСЯ

Опасен в этом отношении и способ поиска виновного, часто практи­куемый в детских коллективах: «Пока не найдем виновного, никого не отпущу гу­лять!»

Опасен в этом отношении и способ поиска виновного, часто практи­куемый в детских коллективах: «Пока не найдем виновного, никого не отпущу гу­лять!»

ДЕТСКИЕ ЖАЛОБЫ: НАКАЗЫВАТЬ ИЛИ

ДЕТСКИЕ ЖАЛОБЫ: НАКАЗЫВАТЬ ИЛИ

На некоторые жалобы-сообщения можно реагиро­вать так: «Хорошо, я разберусь»

На некоторые жалобы-сообщения можно реагиро­вать так: «Хорошо, я разберусь»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.