ЧТО ТАКОЕ «ВОСПИТАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

ЧТО ТАКОЕ «ВОСПИТАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
doc
22.02.2020
ЧТО ТАКОЕ «ВОСПИТАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
ЧТО ТАКОЕ «ВОСПИТАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.doc

МЕТОДИКА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С СЕМЬЯМИ УЧАЩИХСЯ

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ РОДИТЕЛЕЙИ ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГА

 

ЧТО ТАКОЕ «ВОСПИТАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ»?

 

«Воспитание родителей» - международный термин, которым понимается помощь родителям в исполнении функций воспитателей собственных детей, родительс          функций. Исследования проблем семьи и семейного воспитания показывают, что родители все больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации и рекомендации нужны не только родителям детей «группы риска или проблемным семьям. Они необходимы каждой семье на определенном этапе ее развития в силу внyтpенних потребностеи растущих требований общества к семье как социальному институту.

Анализ содержания «воспитания родителей» позволяет делать вывод о том, что оно учитывает тесную связь в развитии ребенка с благополучием, внутренней атмосферой и образом жизни семьи, а не только с определенными методом воспитания детей и формирования их поведения. В понятие «воспитание родителей» входят вопросы влияния семьи на формирование личности ребенка и его развитие в целом также вопросы отношения семьи к обществу и культуре. В  конечном итоге речь идет о воспитании и развитие ребенка у  таких родителей, которые способны обеспечить ему разностороннее развитие и благополучие. В таком виде воспитание PQ составляет часть социальной политики современного государства. Понятие семейное воспитание- шире термина воспитание родителей, так как оно означает накопление и объединение необходимых знаний и навыков всеми членами, а не только родителями. Объектом семейного воспитания помимо родителей могут быть дети и молодожены. Следовательно, воспитание родителей - это прежде всего накопление знаний и навыков по выполнению родительских  функций и воспитанию детей. Воспитание родителеи следует рассматривать отдельно от семейной психотерапии и семейной консультации по вопросам семьи и брака, которые яв­ляются специфическими формами работы, ориентированны­ми на личность и взаимодействия между людьми (табл. 14). воспитание poдитeлей в большей степени - просветительс­кая работа, обращенная к сознанию человека* .

Общим для всех программ по воспитанию родителей выделяется стремление расширить самостоятельность при решении ими разных задач во взаимоотношениях с разным людьми, при выборе поведения в разных ситуациях.

Задачи воспитания родителей можно классифицировать исходя из особенностей каждого из периодов развития ребенка и круга тех проблем, которые он должен решать каждом этапе самостоятельно.

 

Необходимость работы по воспитанию родителей основывается,

во-первых, на потребности родителей в поддерж­ке,

во-вторых, на потребности самого ребенка в образованных родителях,

в-третьих, на существовании бесспорной связи между качеством домашнего воспитания и социальны­ми проблемами общества.

Следовательно, необходимость воспитания родителей можно обосновать либо ссылкой на благополучие ребенка и семьи в целом, либо подчеркивая общественную значимость, данной проблемы. Воспитание родителей в границах прав се­мьи на самоопределение и на основе соблюдения принципа добровольности является здоровой социальной функцией.

 

1.2. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

Воспитание родителей всегда опирается на систему цен­ностей (религиозные, социальные, эстетические, нравствен­ные и др.). В нем всегда проявляются образ мышления и уровень культуры данного общества и учитываются потреб­ности самих родителей. Эти положения находят отражения в разнообразных концепциях и модели воспитания родителей, наиболее распространенными из которых являются следую­щие: с упором на терминологию и теорию - индивидуали­стические и общественно направленные, с упором на терминологию и теорию и с акцентом на проблемы родителей и практику семейного воспитания. Рассмотрим некоторые из этих теорий.

Адлеровекая модель (А. Адлер).

Это направление воспита­ния родителей основывается на сознательном и целенаправ­ленном изменении поведения родителей, которое определяется ведущим принципом взаимоуважения членов семьи. Чувство единения, возникающее при этом, делает человека способным к сотрудничеству с другими людьми, Т.е. фор­мирует социальный характер. Поскольку развитие личности и определяется социальными мотивами, а человек - суще­ство социальное по своей природе, для него важно чувство принадлежности к определенной группе. По теории А. Адле­ра, семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоот­ношения в семье являются главным фактором развития лич­ности. Дети учатся нормам общежития и воспринимают куль­туру через своих родителей. Поэтому семья и есть та первичная группа, в которой ребенок формирует свои Иде­алы, цели жизни, систему ценностей и учится жить.

Основными понятиями алфёровского воспитания роди­телей являются «равенство», «сотрудничество» И «естествен­ные результаты». С ними связаны и ведущие принципы вос­питания: отказ борьбы за власть и учет потребностей ребен­ка. По данной модели помощь родителям должна носить воспитательный характер. Нужно научить их уважать уни­кальность, индивидуальность и неприкосновенность лич­ности ребенка с самого раннего детства. Необходимо ПОМ0ЧЬ каждому из родителей понять детей, войти в их образ мыш­ления, научиться разбираться в мотивах их поступков, раз­вивать свои методы воспитания и развития личности. Есте­ственные логические рассуждения, используемые в ходе воспитания, позволяют ребенку на практике осознать свое поведение или прочувствовать на деле результаты своих действий. Это способствует гармонизации отношений в семье и быстрому осознанию ребенком недостатков собственного поведения.

Учебно-теоретическая модель (Б. Скиннер).

В основе мо­дели лежат результаты экспериментальных исследований, с помощью которых была сделана попытка определить, ка­ким образом установки на поведение родителей влияют на ребенка. Это направление основано на общей теории бихе­виоризма. В рассматриваемой модели подчеркивается, что поведение родителей и их детей можно изменить методом переучивания или научения. Воспитание родителей состоит в их обучении быстрым техникам поведения. Поведение ро­дителей меняется по мере осмысления ими своих и детских поступков, их мотивов. Они постепенно овладевают умени­ями регулирования поведения.

Способами формирования поведения являются положи­тельное подкрепление (поощрение), отрицательное подкреп­ление (наказание) и отсутствие подкрепления (нулевое внимание). Родители играют роль «агентов» социального окружения, которые регулируют поведение ребенка с помощью указанных выше средств. В ходе обучения родители обеспечиваются научными сведениями о регуляции поведения;~ знакомятся со специальной терминологией, помогающее описывать эти процессы. Родителей учат разбираться в peакциях ребенка и формировать их раздражители. Навыки" диагностики поведения входят во все программы учебно-теоретического направления. Целью программы данного направления является обучение родителей наблюдению и измерению поведения и практическое применение принципов; теории социального научения в изменении поведения в домашних условиях.

Модель чувственной коммуникации (Т. Гордон).

Модель базируется на феноменологической теории личности Карла Роджерса и практике клиент центрированной терапии, це­лью которой является создание условий для самовыраже­ния личности. Это достигается сглаживанием разницы меж­ду «Я-идеальным» и «Я-реальным» при определенных пси­хологических обстоятельствах. Если каждому человеку свойственны две главные потребности: позитивного отно­шения других и самоуважения, то условием здорового раз­вития ребенка является отсутствие противоречия между пред­ставлением о том, как к нему относятся другие «Я-идеаль­ное» и действительным уровнем любви «Я-реальным». Изменить поведение человека можно, лишь поняв и при­няв его чувства. Тем самым психотерапевт помогает клиенту освободить свои чувства и осознать свое поведение и пред­принять конкретные шаги по его изменению.

В семейном воспитании модель чувственной коммуника­ции означает диалогичность общения, его открытость, закрепощенность чувств, их искренность. Развитие его чувственных коммуникаций, к самовыражению каждого члена семьи стремится данная модель воспитания родителей. Родители, овладевающие данной моделью, должны установить три основных умения: 1) активного слушания; 2) доступного для ребенка выражения собственных чувств; 3) практического использования npинципа равноправия в семеном общении. 

С названными навыками связано и умение поставить правильно сформулировать проблему и найти ее адресата. Гордон считал, чтo родители должны дифференцировать проблемы родителя и ребенка, обучать детей самостоятельному решению проблем, постепенно перенося всю ответ­ственность за поиск их решения на самого ребенка.

Модель, основанная на транзактном анализе (М. Джеймс, Д. Джонгард). Согласно теории транзакного анализа Э. Бер­на личность каждого индивидуума определяется фактора­ми которые можно назвать состояниями «Я» это способ восприятия действительности, анализе получаемой инфор­мации и реагирования индивидуума на действительность. Человек может это делать по-разному: по-детски, по-взрос­лому, по-родительски.

«Ребенок» в личности - это спонтанность, творчество, интуиция. С этим началом связаны биологические потреб­ности и основные ощущения человека. Это наиболее чистая часть личности, поскольку в ней представлено все самое естественное в человеке.

«Взрослый» В личности действует последовательно. Свой­ствами этого начала, этой части человеческой личности яв­ляются систематические наБJlЮдения, объективность, следо­вание законам логики, рациональность. В развитии личности с областью «взрослого» связано все сознательное. Оно начи­нается с развития сенсорно-моторного уровня восприятия и достигает формального, a6cтракно-логического мышления.

Положение «родителя» В личности включает в себя при­обретенные нормы поведения, привычки и ценности. Пове­дение авторитетных людей в социальном окружении учит личность определенным нормам и способам поведения че­рез родительскую часть. Родительское программирование во многом предопределяет, согласно Берну, судьбу ребенка. Оно осуществляется прежде всего через трансакции - еди­ницы общения, которые могут быть дополнительными, т.е. способствующими взаимопониманию, пересекающимися, вызывающими конфликты и напряжение, и скрытые, при которых информация в ходе общения искажается.

Основная задача воспитания родителей - научить чле­нов семьи взаимным компромиссам и умению их использо­вать в других социальных сферах. Для этого они должны овладеть терминологией транзакного анализа при рассмот­рении своего поведения и взаимоотношений в семье, на­учиться определять характер потребностей и запросов ре­бенка и устанавливать с ним адекватные коммуникации. Это необходимо потому, что КЛЮЧ к изменению поведения ребенка лежит в изменении отношений между родителями и ребенком.

Модель rpупповой терапии (Х. Джинот). В основе модели лежит стремление научить родителей переориентации своих установок в зависимости от потребностей ребенка. Модель носит сугубо практический характер и сосредоточена на рассмотрении проблемных ситуаций. Воспитание родителей, по Джиноту, осуществляется в форме групповых консультаций, терапии и инструктажа. Целью групповой терапии является ДОстижение позитив­ных изменений в СТРуктуре ЛИЧности родителей (для людей с эмоциональными нарушениями, не умеющими справлять­ся с проблемами отношений детей и родителей). Групповые консультации должны помочь родителям справиться с про­блемами, возникающими при воспитании детей. Во время консультации родителям помогают избавиться от чувства вины, показывая аналогичные переживания в других семь­ях, родители делятся переживаниями, опытом, рассказыва­ют друг другу о трудностях. Постепенно они начинают бо­лее объективно смотреть на проблемы своей семьи. Инст­руктаж родителей также происходит в группе и напоминает групповую консультацию.

 

Модель родительского всеобуча и подготовки молодежи к семейной жизни

(И.В. Гребенников). В 70-80-е годы под руководством И.В. Гребенникова была разработана и мето­дически оснащена программа педагогического просвещения родителей, которая исходила из предположения о том, что значительная часть недостатков и просчетов в семейном вос­питании и семейных отношениях связана с психолого-педагогической неграмотностью родителей. Разработка программ такого просвещения, ориентированных на особенности вос­питания детей разного возраста, специфику семей и семей­ных проблем, а также деятельная подголовка педагогов школ и дошкольных учреждений к их реализации, выпуск спе­циальных справочников, Энциклопедий семейной подготовки и семейного воспитания значительно активизировал внима­ние к проблеме родительства. Вторым, в большей степени профилактическим аспектом работы является подготовка молодежи к семейной жизни, проводимая через специаль­ный школьный предмет «Этика и психология семейной жизни», подготовка  кадров к его преподаванию. Главной проблемой реализации модели в ее психологических аспек­тах было отсутствие в учреждениях образования практичес­ких психологов и неспособности педагогов разрешать психологические проблемы семьи и семейного воспитания.

 

Практикум по диагностике потребностей родителей в психолого-пeдaгогиеской подготовке

 

Ц е л е в а я  у с т а н о в к а: выяснить, какие имеются  до­стижения в семейном воспитании; выяснить, в какой по­мощи нуждаются  родители.

План проведения: 1 Сообщение целевой установки.

2. Деление родителей-участников на микрогруппах.

3. Консультации по заполнению диагностических анкет.

 4. Заполнение анкет каждым игравшим, работа аналитиков. Ознакомление групп с итогами диагностирования.

После игровая деятельность: составление общей диагностики системы психотической службы школы

2. Планирование работы психолога на основании результатов диагностики.

 

Анкета родителя

    Ф И О ученика ______ класс

 

1. Что в характере вашего ребенка вас радует, вызывает удовлетворённость (подчеркните соответствующее).

А. 1) Хорошие способности к учению,

2)  Хорошая работоспособность на уроке,

3)  хорошие память, внимание,

      Б. 4) Сильная воля, уверенность в себе,         

5) дисциплинированность, вежливость, послушании

6) уныние быть всегда в хорошем настроении, 

7) доброта, чуткость, внимательность к людям,

8) умение находить общий язык с учителями, своим  

стниками, родителями.

В. 9) умение вести себя в обществе,

10)отсутствие мстительности, злопамятности,

11)умение трудиться, трудолюбие.

12)скромность.

 

2. Что в характере вашего ребенка вас огорчает, в чем необходима помощь

 (Подчеркните соответствующее):

А. 1) слабые способности к учению,

2) низкая работоспособность на уроке

3) плохие память, внимание,  

Б. 4) недисциплиниpoвaность, грубость, непослушание

5)слабая воля, неуверенность. в себе,

6) неумение держать хорошее настроение,

7) озлобленность,жестокость, невнимание к людям,

8) неумение находиrь общий язык с учителями, сверстниками, родителями

В. 9) неумение вести себя в обществе

10) злопамятность, мстительность,

11) неумение трудиться,

12) излишняя скромность.


МЕТОДИКА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С СЕМЬЯМИ

МЕТОДИКА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С СЕМЬЯМИ

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ

Родителей учат разбираться в peакциях ребенка и формировать их раздражители

Родителей учат разбираться в peакциях ребенка и формировать их раздражители

Основная задача воспитания родителей - научить чле­нов семьи взаимным компромиссам и умению их использо­вать в других социальных сферах

Основная задача воспитания родителей - научить чле­нов семьи взаимным компромиссам и умению их использо­вать в других социальных сферах

Заполнение анкет каждым игравшим, работа аналитиков

Заполнение анкет каждым игравшим, работа аналитиков
Скачать файл
Приз 200 000 руб.
Свидетельство СМИ.
Плюс 10 документов.