ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Целевая аудитория |
4 класс
|
Продолжи-тельность |
40-45 мин
|
Тема Урока |
Что значит быть финансово грамотным
|
Цель Урока |
Знакомство учащихся с понятием «Финансово грамотное поведение» и его компонентами, формирование ценностей ФинЗОЖ в пределах познавательных возможностей целевой группы и ее потребностей в финансовой социализации.
|
Планируемые результаты |
Личностные: формирование ценностей финансовой культуры, а именно: понимание важности финансовых знаний и умений для своей жизни и семьи Метапредметные: · приобретение опыта работы в группах над решением вопросов финансовой грамотности; · развитие умения анализировать практические ситуации финансового характера, соотносить их с моделями грамотного и неграмотного поведения. Предметные: формирование: · представлений о том, чем занимается Министерство финансов Российской Федерации; · знаний о базовых признаках финансово грамотного поведения; · умения различать грамотное и неграмотное поведение.
|
Используемые образоват. технологии, методы обучения |
Метод беседы Метод анализа аудиовизуального контента (мультфильм) Кейс-технология (упрощенная) Педагогический прием: корзинки-карточки
|
Формы организации учебной деятельности |
Фронтальная (весь класс) Парная Групповая Индивидуальная
|
Технические условия |
ПК с выходом в интернет и качественным звуком, проектор, экран
|
Дидактический материал (ДМ) |
1. Мультфильм: «Азбука финансовой грамотности со Смешариками», серия Оракул, 3 мин. (https://www.youtube.com/watch?v=5MYoTI3N4Jk&t=168s) 2. Распечатка «Вопросы к мультфильму» (приложение 1) 3. Распечатка «Карточки для работы в группах» (приложение 2)
|
Этапы урока, тайминг |
Этап 1:От семейного бюджета к государственному (8-10 мин.) Этап 2: Финансовая грамотность: что это такое и почему важно быть финансово грамотным в любом возрасте (32-35 мин.): 2.1. Просмотр мультфильма (15 мин.) 2.2. Работа с ситуациями по карточкам (17-20 мин.) |
СЦЕНАРИЙ УРОКА
№ слайда или дидакт. материал |
Деятельность спикера |
Деятельность учащихся |
Тайминг |
|
ЭТАП 1: «ОТ СЕМЕЙНОГО БЮДЖЕТА К ГОСУДАРСТВЕННОМУ» |
||||
Слайд 1 «Тема Урока» |
Спикер представляется. Задает вопросы учащимся: - «Как часто вы совершаете покупки, сами или со своими родителями?» - «Чаще всего вы или ваши родители расплачиваются наличными деньгами или безналичными»? Ком.: на данном этапе задаются такие вопросы, чтобы актуализировать имеющийся опыт учащихся и настроить их на погружение в тематику финансовой грамотности
|
Дети отвечают на вопросы, говорят, что ходят и с родителями в магазин и покупают сами. Расплачиваются в школе в буфете или столовой[1].
|
2 мин. |
|
Слайд 2 «Что такое деньги» |
Далее спикер подводит к обсуждению понятия «деньги», задает вопрос: - «А что необходимо, чтобы что-то приобрести? Без чего невозможно купить продукты, вещи, оплатить услуги?»
- «Да, совершенно верно, это ДЕНЬГИ. Они бывают разные, Вы, скорее всего, уже изучали первобытные и древние деньги, но сегодня мы поговорим не столько о самих деньгах, сколько о том, как ими распоряжаться и управлять. В вашей семье деньгами распоряжаются родители. Для этого они ведут бюджет. Бюджет – это такой план, в котором прописываются доходы и расходы. И дальше по этому плану семья живет, совершает покупки, оплачивает различные услуги.
|
Говорят наперебой, что это деньги.
Слушают, смотрят на слайд 2
|
3 мин. |
|
Слайд 3 «На что государству нужны деньги»
Слайд 4 «Кто управляет деньгами государства»
|
«Как вы думаете, а кто управляет деньгами государства? Ведь у государства тоже есть доходы и расходы», и государству тоже нужно совершать покупки, оплачивать различные услуги. Только это все делается в масштабах всей страны и для всех жителей страны. Строятся дороги, поликлиники и больницы, школы и университеты, спортивные стадионы; создается полиция, чтобы поддерживать порядок в стране, и армия, чтобы защищать всех жителей страны; проводятся общественные мероприятия, поддерживается работа музеев, театров, организуется помощь малообеспеченным гражданам, инвалидам, молодым семьям».
«Да, Министерство финансов Российской Федерации» - так называется один из органов власти государства. Министерство финансов Российской Федерации разрабатывает бюджет государств: планирует доходы и расходы. Это очень непростая задача, ведь расходов, как мы уже отметили, много и они очень большие. В этом году Министерству финансов Российской Федерации исполняется 220 лет! Оно было создано еще 1802 году, 8 сентября. Сегодня 8 сентября – день финансиста.
|
Делятся своими предположениями, скорее всего, будут говорить о президенте, возможно о правительстве. Через наводящие вопросы могут ответить, что Министерство финансов Российской Федерации.
|
3 мин. |
|
ЭТАП 2: ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ И ПОЧЕМУ ВАЖНО БЫТЬ ФИНАНСОВО ГРАМОТНЫМ В ЛЮБОМ ВОЗРАСТЕ |
||||
Слайд 5 «Вопросы к мультфильму» |
Спикер делает переход к обсуждению того, что значит быть финансово грамотным: «Мы выяснили, что Министерство финансов Российской Федерации управляет финансами всего государства, всей страны. А в стране живут семьи, работают различные предприятия. У них у всех есть свои финансы и бюджет. Поэтому важно, чтобы все люди были финансово грамотными: от министра до ученика 1 класса. И даже всем известные герои мультфильма «Смешарики» из-за неграмотного поведения попадают в неприятные ситуации. Давайте посмотрим одну и из серий мультфильма и ответим на следующие вопросы, обратите внимание на слайд презентации». Раздает приложение 1 (таблица с вопросами к мультфильму): по 1 листу каждой паре или группе. |
Учащиеся слушают спикера, смотрят на экран.
Распределяются по парам (как сидят за партами), если не за партами, то можно и по 3-4 человека сделать мини-группы.
|
3 мин. |
|
Мультфильм «Смешарики», серия «Оракул»
|
Включает мультфильм «Азбука финансовой грамотности со Смешариками», серия Оракул, 3 мин. https://www.youtube.com/watch?v=5MYoTI3N4Jk После просмотра контролирует работу в парах или мини-группах над формулированием ответов. |
Смотрят мультфильм, пишут ответы на вопросы в таблице. После трансляции мультфильма обсуждают в парах или мини-группах ответы на вопросы. |
5 мин. |
|
Слайд 5 «Вопросы к мультфильму» |
Организует обсуждение ответов на вопросы: 1) Где работала Нюша, чем она занималась? 2) Почему Нюша сделала много покупок? 3) Что случилось с Нюшей? Почему у неё не оказалось кучи денег? Какие последствия для Нюши наступили? 4) Правильно ли поступила Нюша? Было ли ее поведение финансово грамотным? 5) Какие советы дала Совунья, к которым стоит прислушаться? Считаете ли вы эти советы правильными? Делает вывод: «Мы посмотрели, на примере героев мультфильма, что если человек, семья принимает неграмотные финансовые решения, то это может привести к потерям». |
Отвечают на вопросы: 1) Нюша устроилась на работу в пекарню. 2) Нюша сделала много покупок, потому, что рассчитывала на то, что заработает кучу денег в пекарне на следующий день. 3) Пекарня, в которой работала Нюша, развалилась и все оборудование и деньги разлетелись, так как подул сильный ветер, смерч, плохая погода, природная катастрофа[2]. Последствия: Нюша не заработала денег, но много уже потратила, у нее появились долги. 4) Нюша поступила неправильно. Ее поведение было финансово неграмотным. 5) Совунья дала советы: - свой бюджет надо планировать без всяких оракулов (без гадания); - не делать расходов, пока не убедишься, что все в порядке с доходами, а то потратишь быстрее, чем разбогатеешь! Да, советы Совуньи были правильными.
|
7 мин. |
|
Слайд 6 «Кого можно назвать финансово грамотным»
|
Далее необходимо перейти к обсуждению других важных признаков грамотного финансового поведения, которые могут понять дети 9-11 лет: «Итак, мы выяснили, что финансово грамотный человек: - планирует свои доходы и расходы (ведет семейный бюджет) - не имеет долгов, которые не может отдавать. А как Вы думаете, какими еще качествами должен обладать финансово грамотный человек? Чтобы в этом разобраться, давайте изучим жизненные ситуации и попробуем еще сформулировать несколько признаков финансово грамотного поведения». Ком.: дает задание для работы в группах (всего 6 групп или 3 группы, если 6 групп, то группам 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6 дается одинаковый набор карточек – приложение 2): Спикер определяет задачу для работы в группах: «Я вам даю набор карточек, на которых написаны жизненные ситуации (у каждой группы по 4 ситуации) всего 12 ситуаций, где человек или семья ведут себя финансово грамотно или финансово неграмотно. Вам нужно поработать в группах и разложить карточки на две группы: 1) Финансово грамотное поведение 2) Финансово Неграмотное поведение На это у Вас есть 5 минут».
|
Смотрят на слайд, где написаны признаки финансово грамотного поведения.
Рассаживаются по группам. Принимают задание. Если что-то не понятно, задают вопросы.
|
3 мин. |
|
Приложение 2 «Карточки для работы в группах» |
Раздает карточки, подходит к группам, помогает, если видит, что учащиеся не поняли, как выполнять задание. Следит за временем. |
Работают в группах по 5-6 человек. Читают ситуации, раскладывают 4 ситуации на две группы: 2 ситуации относятся к грамотному поведению 2 ситуации относятся к неграмотному поведению
|
3-5 мин. |
|
Слайды 7-18 «Ситуации 1-12» |
Спикер обращает внимание на экран: «Пожалуйста, давайте посмотрим на ситуацию №1, куда Вы ее отнесли: грамотное или неграмотное поведение?» Дает слово группе 1. Слушает, комментирует, если время позволяет, делает вывод о признаке, о котором идет речь (см. приложение 2, подсказка для Спикера). И так далее по всем ситуациям 2-12. На них не стоит долго останавливаться, зачитывать, т.к. каждая ситуация должна быть выведена на слайде. Если времени остается мало, то можно просто проверить и записать на доске номера ситуаций: Грамотное финансовое поведение - 1, 2, 5, 8, 9, 11. Неграмотное финансовое поведение 3, 4, 6, 7, 10, 12.
У учащихся ситуации идут не по порядку, то есть они отвечают по номеру ситуации. Спикер просто спрашивает: «У кого была ситуация 2?» затем: «У кого была ситуация 3?» и т.д. дает слово разным группам, т.к. у двух групп ситуации повторяются. Это позволяет держать во внимании все группы одновременно.
|
Учащиеся отвечают по очереди по группам. Если ответили неверно, перекладывают у себя на парте карточки, чтобы было правильно.
|
8 мин. |
|
Слайд 19 «Кого можно назвать финансово грамотным» |
В завершении Спикер зачитывает со слайда все признаки, которые были проиллюстрированы в ситуациях. Финансово грамотный человек: - планирует свои доходы и расходы (ведет семейный бюджет) - не имеет долгов, которые не может отдавать - откладывает деньги, умеет копить - сравнивает условия при покупке товаров, смотрит, где дешевле и лучшего качества - не попадается на обман с деньгами (финансовое мошенничество) - распределяет свои траты: сначала покупает самое необходимое, а только потом то, что хочется - знает свои права и может их защитить
Если остается время, Спикер задает вопрос: «Что вы сегодня вечером расскажете своим родителям о финансовой грамотности»? |
Смотрят на слайд. Комментируют при необходимости.
Отвечают на вопрос. |
2-3 мин. |
|
Слайды 20-22 «Что можно сделать, чтобы повысить свою финансовую грамотность» |
Сюжеты, связанные с финансовой грамотностью, часто встречаются в книгах. Прочитав их, можно по-новому взглянуть на сюжет.
Обращает внимание на информацию, размещенную на слайде об олимпиаде, и дополнительных ресурсах по финансовой грамотности: мультфильмах, подкастах, которые можно посмотреть и послушать вместе со своими родителями. Тем, кому интересна тема финансовой грамотности, рекомендует обратиться к информации на портале моифинансы.рф, на котором размещено много полезных образовательно и информационных материалов, посвященных тематике финансовой грамотности. Прощается с детьми. |
Смотрят на слайды, делают фото ссылок. Задают дополнительные вопросы спикеру. |
1 мин. |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.