Что значит быть финансово грамотным
Оценка 4.6

Что значит быть финансово грамотным

Оценка 4.6
docx
31.01.2024
Что значит быть финансово грамотным
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

 

Целевая аудитория

4 класс

 

Продолжи-тельность

40-45 мин

 

Тема Урока

Что значит быть финансово грамотным

 

Цель Урока

Знакомство учащихся с понятием «Финансово грамотное поведение» и его компонентами, формирование ценностей ФинЗОЖ в пределах познавательных возможностей целевой группы и ее потребностей в финансовой социализации.

 

Планируемые результаты

Личностные:

формирование ценностей финансовой культуры, а именно: понимание важности финансовых знаний и умений для своей жизни и семьи

Метапредметные:

·        приобретение опыта работы в группах над решением вопросов финансовой грамотности;

·        развитие умения анализировать практические ситуации финансового характера, соотносить их с моделями грамотного и неграмотного поведения.

Предметные:

формирование:

·        представлений о том, чем занимается Министерство финансов Российской Федерации;

·        знаний о базовых признаках финансово грамотного поведения;

·        умения различать грамотное и неграмотное поведение.

 

Используемые образоват. технологии, методы обучения

Метод беседы

Метод анализа аудиовизуального контента (мультфильм)

Кейс-технология (упрощенная)

Педагогический прием: корзинки-карточки

 

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная (весь класс)

Парная

Групповая

Индивидуальная 

 

Технические условия

ПК с выходом в интернет и качественным звуком, проектор, экран

 

Дидактический материал (ДМ)

1.        Мультфильм: «Азбука финансовой грамотности со Смешариками», серия Оракул, 3 мин. (https://www.youtube.com/watch?v=5MYoTI3N4Jk&t=168s)

2.        Распечатка «Вопросы к мультфильму» (приложение 1)

3.        Распечатка «Карточки для работы в группах» (приложение 2)

 

Этапы урока, тайминг

Этап 1:От семейного бюджета к государственному (8-10 мин.)

Этап 2: Финансовая грамотность: что это такое и почему важно быть финансово грамотным в любом возрасте (32-35 мин.):

2.1. Просмотр мультфильма (15 мин.)

2.2. Работа с ситуациями по карточкам (17-20 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЦЕНАРИЙ УРОКА

 

№ слайда или дидакт. материал

Деятельность спикера

Деятельность учащихся

Тайминг

ЭТАП 1: «ОТ СЕМЕЙНОГО БЮДЖЕТА К ГОСУДАРСТВЕННОМУ»

Слайд 1

«Тема Урока»

Спикер представляется.

Задает вопросы учащимся:

- «Как часто вы совершаете покупки, сами или со своими родителями?»

- «Чаще всего вы или ваши родители расплачиваются наличными деньгами или безналичными»?

Ком.: на данном этапе задаются такие вопросы, чтобы актуализировать имеющийся опыт учащихся и настроить их на погружение в тематику финансовой грамотности

 

Дети отвечают на вопросы, говорят, что ходят и с родителями в магазин и покупают сами. Расплачиваются в школе в буфете или столовой[1].

 

2 мин.

 

 

 

 

 

Слайд 2

«Что такое деньги»

Далее спикер подводит к обсуждению понятия «деньги», задает вопрос:

- «А что необходимо, чтобы что-то приобрести? Без чего невозможно купить продукты, вещи, оплатить услуги?»

 

- «Да, совершенно верно, это ДЕНЬГИ. Они бывают разные, Вы, скорее всего, уже изучали первобытные и древние деньги, но сегодня мы поговорим не столько о самих деньгах, сколько о том, как ими распоряжаться и управлять. В вашей семье деньгами распоряжаются родители. Для этого они ведут бюджет. Бюджет – это такой план, в котором прописываются доходы и расходы. И дальше по этому плану семья живет, совершает покупки, оплачивает различные услуги.

 

 

 

Говорят наперебой, что это деньги.

 

 

Слушают, смотрят на слайд 2

 

 

 

 

3 мин.

Слайд 3

«На что государству нужны деньги»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4 «Кто управляет деньгами государства»

 

«Как вы думаете, а кто управляет деньгами государства? Ведь у государства тоже есть доходы и расходы», и государству тоже нужно совершать покупки, оплачивать различные услуги. Только это все делается в масштабах всей страны и для всех жителей страны. Строятся дороги, поликлиники и больницы, школы и университеты, спортивные стадионы; создается полиция, чтобы поддерживать порядок в стране, и армия, чтобы защищать всех жителей страны; проводятся общественные мероприятия, поддерживается работа музеев, театров, организуется помощь малообеспеченным гражданам, инвалидам, молодым семьям».

 

«Да, Министерство финансов Российской Федерации» - так называется один из органов власти государства. Министерство финансов Российской Федерации разрабатывает бюджет государств: планирует доходы и расходы. Это очень непростая задача, ведь расходов, как мы уже отметили, много и они очень большие. В этом году Министерству финансов Российской Федерации исполняется 220 лет! Оно было создано еще 1802 году, 8 сентября. Сегодня 8 сентября – день финансиста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делятся своими предположениями, скорее всего, будут говорить о президенте, возможно о правительстве. Через наводящие вопросы могут ответить, что Министерство финансов Российской Федерации.

 

3 мин.

ЭТАП 2: ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ:

ЧТО ЭТО ТАКОЕ И ПОЧЕМУ ВАЖНО БЫТЬ ФИНАНСОВО ГРАМОТНЫМ В ЛЮБОМ ВОЗРАСТЕ

Слайд 5

«Вопросы к мультфильму»

Спикер делает переход к обсуждению того, что значит быть финансово грамотным:

«Мы выяснили, что Министерство финансов Российской Федерации управляет финансами всего государства, всей страны. А в стране живут семьи, работают различные предприятия. У них у всех есть свои финансы и бюджет. Поэтому важно, чтобы все люди были финансово грамотными: от министра до ученика 1 класса. И даже всем известные герои мультфильма «Смешарики» из-за неграмотного поведения попадают в неприятные ситуации.

Давайте посмотрим одну и из серий мультфильма и ответим на следующие вопросы, обратите внимание на слайд презентации».

Раздает приложение 1 (таблица с вопросами к мультфильму): по 1 листу каждой паре или группе.

Учащиеся слушают спикера, смотрят на экран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Распределяются по парам (как сидят за партами), если не за партами, то можно и по 3-4 человека сделать мини-группы.

 

 

 

 

 

 

3 мин.

Мультфильм «Смешарики», серия «Оракул»

 

Включает мультфильм «Азбука финансовой грамотности со Смешариками», серия Оракул, 3 мин.

https://www.youtube.com/watch?v=5MYoTI3N4Jk

После просмотра контролирует работу в парах или мини-группах над формулированием ответов.

Смотрят мультфильм, пишут ответы на вопросы в таблице.

После трансляции мультфильма обсуждают в парах или мини-группах ответы на вопросы.

5 мин.

Слайд 5

«Вопросы к мультфильму»

Организует обсуждение ответов на вопросы:

1)    Где работала Нюша, чем она занималась?

2)    Почему Нюша сделала много покупок?

3)    Что случилось с Нюшей? Почему у неё не оказалось кучи денег? Какие последствия для Нюши наступили?

4)    Правильно ли поступила Нюша? Было ли ее поведение финансово грамотным?

5)    Какие советы дала Совунья, к которым стоит прислушаться? Считаете ли вы эти советы правильными?

Делает вывод:

«Мы посмотрели, на примере героев мультфильма, что если человек, семья принимает неграмотные финансовые решения, то это может привести к потерям».

Отвечают на вопросы:

1)    Нюша устроилась на работу в пекарню.

2)    Нюша сделала много покупок, потому, что рассчитывала на то, что заработает кучу денег в пекарне на следующий день.

3)    Пекарня, в которой работала Нюша, развалилась и все оборудование и деньги разлетелись, так как подул сильный ветер, смерч, плохая погода, природная катастрофа[2]. Последствия: Нюша не заработала денег, но много уже потратила, у нее появились долги.

4)    Нюша поступила неправильно. Ее поведение было финансово неграмотным.

5)    Совунья дала советы:

- свой бюджет надо планировать без всяких оракулов (без гадания);

- не делать расходов, пока не убедишься, что все в порядке с доходами, а то потратишь быстрее, чем разбогатеешь!

Да, советы Совуньи были правильными.

 

7 мин.

Слайд 6

«Кого можно назвать финансово грамотным»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Далее необходимо перейти к обсуждению других важных признаков грамотного финансового поведения, которые могут понять дети 9-11 лет:

«Итак, мы выяснили, что финансово грамотный человек:

- планирует свои доходы и расходы (ведет семейный бюджет)

- не имеет долгов, которые не может отдавать.

А как Вы думаете, какими еще качествами должен обладать финансово грамотный человек?

Чтобы в этом разобраться, давайте изучим жизненные ситуации и попробуем еще сформулировать несколько признаков финансово грамотного поведения».

Ком.: дает задание для работы в группах (всего 6 групп или 3 группы, если 6 групп, то группам 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6 дается одинаковый набор карточек – приложение 2):

Спикер определяет задачу для работы в группах:

«Я вам даю набор карточек, на которых написаны жизненные ситуации (у каждой группы по 4 ситуации) всего 12 ситуаций, где человек или семья ведут себя финансово грамотно или финансово неграмотно. Вам нужно поработать в группах и разложить карточки на две группы:

1)    Финансово грамотное поведение

2)    Финансово Неграмотное поведение

На это у Вас есть 5 минут».

 

 

 

 

 

Смотрят на слайд, где написаны признаки финансово грамотного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассаживаются по группам.

Принимают задание.

Если что-то не понятно, задают вопросы.

 

3 мин.

Приложение 2 «Карточки для работы в группах»

Раздает карточки, подходит к группам, помогает, если видит, что учащиеся не поняли, как выполнять задание. Следит за временем.

Работают  в группах по 5-6 человек.

Читают ситуации, раскладывают 4 ситуации на две группы:

2 ситуации относятся к грамотному поведению

2 ситуации относятся к неграмотному поведению

 

3-5 мин.

Слайды 7-18

«Ситуации 1-12»

Спикер обращает внимание на экран:

«Пожалуйста, давайте посмотрим на ситуацию №1, куда Вы ее отнесли: грамотное или неграмотное поведение?»

Дает слово группе 1.

Слушает, комментирует, если время позволяет, делает вывод о признаке, о котором идет речь (см. приложение 2, подсказка для Спикера).

И так далее по всем ситуациям 2-12. На них не стоит долго останавливаться, зачитывать, т.к. каждая ситуация должна быть выведена на слайде.

Если времени остается мало, то можно просто проверить и записать на доске номера ситуаций:

Грамотное финансовое поведение - 1, 2, 5, 8, 9, 11.

Неграмотное финансовое поведение 3, 4, 6, 7, 10, 12.

 

У учащихся ситуации идут не по порядку, то есть они отвечают по номеру ситуации. Спикер просто спрашивает: «У кого была ситуация 2?» затем: «У кого была ситуация 3?» и т.д. дает слово разным группам, т.к. у двух групп ситуации повторяются. Это позволяет держать во внимании все группы одновременно.

 

Учащиеся отвечают по очереди по группам.

Если ответили неверно, перекладывают у себя на парте карточки, чтобы было правильно.

 

8 мин.

Слайд 19

«Кого можно назвать финансово грамотным»

В завершении Спикер зачитывает со слайда все признаки, которые были проиллюстрированы в ситуациях.

Финансово грамотный человек:

- планирует свои доходы и расходы (ведет семейный бюджет)

- не имеет долгов, которые не может отдавать

- откладывает деньги, умеет копить

- сравнивает условия при покупке товаров, смотрит, где дешевле и лучшего качества

- не попадается на обман с деньгами (финансовое мошенничество)

- распределяет свои траты: сначала покупает самое необходимое, а только потом то, что хочется

- знает свои права и может их защитить

 

Если остается время, Спикер задает вопрос:

«Что вы сегодня вечером расскажете своим родителям о финансовой грамотности»?

Смотрят на слайд.

Комментируют при необходимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос.

2-3 мин.

Слайды 20-22 «Что можно сделать, чтобы повысить свою финансовую грамотность»

Сюжеты, связанные с финансовой грамотностью, часто встречаются в книгах. Прочитав их, можно по-новому взглянуть на сюжет.

 

Обращает внимание на информацию, размещенную на слайде об олимпиаде, и дополнительных ресурсах по финансовой грамотности: мультфильмах, подкастах, которые можно посмотреть и послушать вместе со своими родителями.

Тем, кому интересна тема финансовой грамотности, рекомендует обратиться к информации на портале моифинансы.рф, на котором размещено много полезных образовательно и информационных материалов, посвященных тематике финансовой грамотности.

Прощается с детьми.

Смотрят на слайды, делают фото ссылок.

Задают дополнительные вопросы спикеру.

1 мин.

 


 

Скачано с www.znanio.ru



 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Используемые образоват. технологии, методы обучения

Используемые образоват. технологии, методы обучения

СЦЕНАРИЙ УРОКА № слайда или дидакт

СЦЕНАРИЙ УРОКА № слайда или дидакт

Для этого они ведут бюджет. Бюджет – это такой план, в котором прописываются доходы и расходы

Для этого они ведут бюджет. Бюджет – это такой план, в котором прописываются доходы и расходы

Российской Федерации разрабатывает бюджет государств: планирует доходы и расходы

Российской Федерации разрабатывает бюджет государств: планирует доходы и расходы

Учащиеся слушают спикера, смотрят на экран

Учащиеся слушают спикера, смотрят на экран

Да, советы Совуньи были правильными

Да, советы Совуньи были правильными

Финансово грамотное поведение 2)

Финансово грамотное поведение 2)

У учащихся ситуации идут не по порядку, то есть они отвечают по номеру ситуации

У учащихся ситуации идут не по порядку, то есть они отвечают по номеру ситуации

Слайды 20-22 «Что можно сделать, чтобы повысить свою финансовую грамотность»

Слайды 20-22 «Что можно сделать, чтобы повысить свою финансовую грамотность»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2024