Цель урока: 
	познакомить учащихся с представлением о человеке и его предназначении в православной культуре; 
	расширить кругозор учащихся; 
	помочь детям раскрыть свои способности; 
	показать на доступных примерах, как раскрываются таланты  человека в служении его другим людям.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
3. Работа с текстом.
4. Работа с таблицей.
5. Игра. 
6. Рассказ-загадка.
7. Итоги урока.
8. Домашнее задание.Урок предназначен учителям основ религиозных культур и светской этики.
            
        
        
        
                    
                
                    Урок по  основам православной культуры
в 4 классе
Тема: 
«Что говорит о человеке 
православная культура»Тема: «Что говорит о человеке православная культура?»
Цель урока: 
 познакомить   учащихся   с   представлением   о   человеке   и   его   предназначении   в
православной культуре; 
 расширить кругозор учащихся; 
 помочь детям раскрыть свои способности; 
 показать на доступных примерах, как раскрываются таланты  человека в служении
его другим людям.
1. Организационный момент.
2.   Вступительное слово учителя:
Ребята, мы с вами обсуждали способности, иначе говоря,  таланты,  которыми обладает
Ход урока:
человек. Давайте вспомним  эти способности:               
ум (разум)
свободная воля
бессмертная душа
дар Слова и – шире – дар творчества
Таким   образом,   мы   пришли   к   выводу,   что   человек   (такой,   каким   его   представляет
православная культура) есть образ Божий.
«Сотворим человека по образу Своему и по подобию Своему» (Библия, книга Бытие).
3. Работа с текстом:
И   сегодня   я   предлагаю   вам   размышления   на   эту   тему   великого   русского   писателя   и
педагога К.Д.Ушинского:
«Размышления маленького христианина о человеке»
 (Текст «Размышлений» перед ребятами на столах).
«Я теперь ещё не очень велик и силён. Я вырасту и сделаюсь взрослым человеком. Потом
стану стареть. Когдато мне придётся умереть. Но душа моя не умрёт никогда, потому что Бог дал
мне бессмертную душу. Тело растёт, чувствует и движется, потому что оно одарено жизнью.
Я понимаю, что мне говорят, и могу выражать свои мысли и желания. У меня есть ум, дар
слова.   Если   я   слушаю   внимательно,   то   запоминаю.   У   меня   есть  способность   памяти.   Я
представляю   очень   живо,   какие   буду   иметь   удовольствия,   когда   настанет   лето.   У   меня   есть
способность воображения.
Я   люблю   своих   родителей   и   многих   товарищей.   Когда   мне   делают   добро,   я   чувствую
благодарность.   Я   сержусь,   когда   мне   досаждают;   смеюсь,   когда   мне   весело;   плачу,   когда   мне
грустно. У меня есть много душевных внутренних чувств.
Когда я выполню урок, у меня на душе легко. Когда поленюсь, не послушаюсь, моя душа
беспокоится и недовольна моими поступками. У меня есть совесть.
Мне иногда не хочется учиться. Но я могу себя заставить. Мне иногда не хочется делать то,
что мне приказывают, но я могу принудить себя выполнить волю родителей или наставника, зная,
что я должен им повиноваться, и что они желают мне добра. У меня есть воля.
Я не видел и не могу видеть Бога, потому что Он Дух. Но я верю, что Он существует, видит
всё, знает всё, управляет всем, любит нас и желает нам добра. В моей душе есть вера в Бога.Я иногда пошалю, иногда поленюсь, иногда не послушаюсь, иногда скажу глупость. Но у
меня есть желание быть умным, знать много, быть послушным, правдивым, добрым. И я могу стать
таким, если постараюсь. У меня есть желание и возможность сделаться умнее и добрее.
Все   эти   способности:  дар   слова,   память,   воображение,   вера   в   Бога,  желание   и
возможности сделаться лучше называются способностями душевными.
В теле человека живёт невидимая душа, без которой тело было бы мёртво: не могло бы ни
чувствовать, ни двигаться, несмотря на все свои прекрасно устроенные органы. Душа человека
одарена многими способностями, из которых некоторые есть и у животных. Но у животных нет
дара слова, нет совести, нет свободной воли; они не могут иметь понятия о Боге, не имеют желания
и возможности сделаться лучше.
Человек одарён прекрасно устроенным телом, одарён жизнью, одарён душой свободной,
разумной и бессмертной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной».
                                                                                             (К.Д.Ушинский.)    
Прочитайте, подумайте, сравните эти размышления с тем, что вы сами думаете о себе, и
расскажите о ваших впечатлениях.
 Какая главная мысль этих размышлений?
   Главное,   что   в   человеке   (у   человека)   есть   душа.   И   душа   эта   обладает   разными
способностями.
Назовите их.  Давайте выпишем их на доске (и в тетрадь):
 Дар слова
 Память
 Воображение
 Вера в Бога
 Желание и возможность сделаться лучше
Согласны ли вы с К.Д.Ушинским? Может быть, вы и от себя чтото добавите?
Человек
Животные
4. Работа с таблицей.
Имеет или нет?
Речь
Совесть
Свободную волю
Религию, веру в Бога
Стыд
Смех, чувство юмора
Сравните способности человека и животного, (которого вы считаете самым умным). Есть ли
у человека/животного способности, названные в таблице?
(Ребята предлагают в качестве примера собаку, лошадь, дельфина, кошку, слона. Приходим
к выводу, что, в основном, таких качеств (способностей) у животных нет. Это именно те качества,
которые отличают человека от животного).
5.  Давайте сравним наши выводы с мнением К.Д.Ушинского. Найдите в тексте слова, в
которых говорится, чем человек отличается от животного:
«У животных нет дара слова, нет совести, нет свободной воли; они не могут иметь
понятия о Боге, не имеют желания и возможности сделаться лучше».
6. Вопросы к классу:
   Кто   же,   как   считают   христиане,   дал   человеку   эти   способности:   дар   слова,   совесть,
свободную волю; понятие о Боге, желание и возможность становиться лучше? (БогТворец). Можно ли предположить, что эти свойства человек разумный получил в наследство от
животных, которые их не имеют?
7. Игра: подумай и выбери те дела, в которых ты сможешь раскрыть свои таланты.
На доске предложены ситуации:
 Я могу вымыть пол. – Я не уборщица.
 Я здороваюсь со всеми людьми в нашей гимназии. – Я их не знаю.
 Я не показываю людям своё плохое настроение. – Все должны терпеть моё плохое
настроение.
 Старому, больному человеку я приду на помощь (схожу в аптеку за лекарством,
почитаю). – Помогу, если меня попросят (заплатят за это).
(Ребята очень живо, заинтересованно обсуждают ситуации). 
8.   Рассказзагадка: 
Послушайте, пожалуйста, рассказзагадку и попробуйте понять, о чём здесь идёт речь.   
«Чудный домик»
(того же самого автора – К.Д.Ушинского)
Чудный я знаю домик и с полным хозяйством. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни
днём, ни ночью он не засыпает: всё тук да тук – и гонит проворных слуг во все уголки дома, где
спрашивается пища,  питьё или  тепло.  Есть  в этом доме обширная зала, куда  свободно входит
чистый воздух. Есть два светлых окошечка со ставенками: ночью эти ставенки запираются, днём
отпираются.
В доме живёт невидимая хозяйка. Хозяйки не видно, но она всем распоряжается. Уйдёт
хозяйка из дома, и всё замолкнет: эконом перестанет стучать, а ставенки закроют свои окошечки.
Но куда же уходит хозяйка? Туда, откуда пришла,  на Небо. На земле она только гостья, а домик
без хозяйки рассыпается в прах.
Ответы:            Хозяйка – д _ _ а человека (душа)
                             Домик – т _ _ о  человека (тело)
                             Эконом – с _ _ _ _е (сердце)
                             Зала – л _ _ _ _ е (лёгкие)
                             Ставенки – г _ _ _ а (глаза)
9. Итоги урока. (Учитель хвалит всех участников разговора. Урок прошёл очень активно,
все дети приняли живое участие в диалоге!)
                    10.  Домашнее   задание:   Помня,   что   значит   «образ   Божий»,   объясни   значение   слов
«образование», «безобразие».