Что изучает физика

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Задачи: Познакомить обучающихся с предметом физика, с первичными понятиями в физике (тело, вещество, явление), с методами изучения явлений. Развивать внимание и любознательность, память и мышление Воспитать чувство ответственности за сохранность окружающей среды; любовь к природе, умение видеть в ней красоту Пробудить у детей интерес к изучению физики.
Иконка файла материала конспект.docx
\         Тема: ТБ в кабинете. Что изучает физика? Цели урока:  Познакомить   обучающихся   с   предметом   физика,   с   первичными   понятиями   в физике (тело, вещество, явление), с методами изучения явлений.  Развивать внимание и любознательность, память и мышление Воспитать чувство ответственности за сохранность окружающей среды; любовь к природе, умение видеть в ней красоту Пробудить у детей интерес к изучению физики. Ход урока Техника безопасности для учащихся в кабинете физики ДО НАЧАЛА РАБОТЫ Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите ее описание, уясните ход ее выполнения. ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ 1. Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны, точно выполняйте указания учителя. 2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя. 3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем. 4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания. 5. Производите сборку электрических цепей, переключения в них, монтаж и ремонт электрических устройств только при отключенном источнике питания. 6. Не включайте источники электропитания без разрешения учителя. 7. Проверяйте наличие напряжения на источнике питания или других частях электроустановки с помощью указателя напряжения. 8. Следите, чтобы изоляция проводов была исправна, а на концах проводов были наконечники, при сборке электрической цепи провода располагайте аккуратно, а наконечники плотно зажимайте клеммами. Выполняйте наблюдения и измерения, соблюдая осторожность, чтобы случайно не прикоснуться к оголенным проводам. 9. Не прикасайтесь к конденсаторам даже после отключения электрической цепи от источника электропитания: их сначала нужно разрядить. ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ *По окончании работы отключите источники электропитания, после чего разберите электрическую цепь.*Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источники электропитания и сообщите об этом учителю. Техника электробезопасности в кабинете физики ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ *Приборы нельзя оставлять у края стола. Их необходимо располагать таким образом, чтобы было удобно вести измерения, не перегибаясь через них или соединительные провода. *Для включения и выключения тока в цепи необходимо использовать выключатели и только ими прерывать ток. Все розетки, щитки, вилки не должны иметь трещин, сколов и т.д. *Отвертки, кусачки, плоскогубцы должны иметь изолированные ручки. *Наличие напряжения в цепи можно проверять только приборами. *При опытах с сильными магнитными полями необходимо снять с руки часы. ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ *Немедленно выключить электроприборы. *Отключение силовой линии кабинета физики осуществляется одним общим выключателем учителем. Техника безопасности при работе со стеклянной посудой в кабинете физики ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ *Ни один прибор нельзя использовать без проверки учителем. *Следует помнить, что стекло обладает хрупкостью, легко ломается и трескается при ударах, резком изменении температуры. ОПАСНОСТИ В РАБОТЕ *Ожоги рук при неосторожном обращении со стеклянными трубками, стаканами, колбами и др. хим.посудой, нагретой до высокой температуры. *Ранение рук и лица при разрыве сосудов или приборов при нарушении правил применения изделий из стекла. ДО НАЧАЛА РАБОТЫ *При сборке стеклянных приборов соединением отдельных частей их с помощью резиновых трубок, а также при других работах со стеклом необходимо защищать руки полотенцем. *Концы стеклянных трубок и палочек для размешивания растворов или др. целей должны быть оплавлены, чтобы не поранить руки. ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ *Все виды механической и термической обработки стекла следует производить с использованием предохранительных очков. *Сосуд с горячей жидкостью нельзя закрывать притертой пробкой до тех пор, пока он не остынет. *Перенося сосуды с горячей жидкостью. следует брать их руками, защищенными полотенцем, большой сосуд при этом следует держать одной рукой за дно, другой - за горлышко. *При смешении или разбавлении веществ, сопровождающихся выделением тепла, следует пользоваться фарфоровой или термостойкой тонкостенной химической посудой. 2*Большие химические стаканы следует поднимать двумя руками, чтобы отогнутые края стакана упирались на указательные и большие пальцы. *Работу с ядовитыми огне- и взрывоопасными веществами следует вести в приборах или посуде высококачественного, термически стойкого стекла. *Нагревая жидкость в пробирке, необходимо держать ее так, чтобы отверстие пробирки было направлено в сторону от себя и соседей по парте. *При обрезании куска стеклянной трубки надо сделать на ней подрез напильником или др. инструментом, после чего взять трубку обеими руками и легким нажатием в противоположном подрезу направлении сломать ее. ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ Оставлять без присмотра работающие электронагревательные приборы. Использовать неисправные электронагревательные приборы. ЗАПРЕЩАЕТСЯ *Тщательно вымойте руки с мылом. *При обнаружении каких-либо неисправностей в состоянии используемых вами приборов поставьте в известность учителя. *Соблюдайте правила личной гигиены. При неопрятном состоянии рук под ногтями могут скапливаться вреднодействующие вещества, которые при попадании с пищей в организм приводят к отравлению. Техника безопасности при работе с нагревательными приборами по физике ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ Каждый демонстрационный опыт и лабораторное занятие должно быть тщательно подготовлено и продумано в отношении мер безопасности, а при проведении учитель должен показывать пример точного соблюдения правил техники безопасности. 31. Организационный момент Здравствуйте,   ребята!   Сегодня   вы   пришли   в   новый   для   вас   кабинет,  который называется   «кабинет   физики»   .   Скажите,   какую   науку   вы   начинаете   изучать? ( физику) 2. Постановка проблемы Мы приступаем с вами к изучению основ очень интересной и полезной науки – физики. Садясь в поезд, такси, трамвай, нажимая на кнопку электрического звонка, просматривая кинофильм или наблюдая, как комбайн убирает урожай, вы едва ли задумывались   над тем,  какой путь  прошло  каждое  из  этих больших  и маленьких достижений   техники,   сколько   труда   вложено   в   каждое   из   них.   К   технике   мы привыкли, она стала нашим спутником. Да,   сказки   становятся   былью:   гусли­самогуды   воплотились   в   магнитофон. Электропилы за несколько секунд валят вековые деревья лучше сказочных топоров­ саморубов.   Не   ковры,   а   самолеты   стали   широко   распространенным   средством транспорта.   Наши   ракеты   выводят   на   орбиты   искусственные   спутники   Земли   и космические   корабли   с  космонавтами   на  борту.  Все  это   стало   возможным   не   по милости волшебника, а на основе умелого применения достижений науки. Так что же изучает наука физика? 3.  Сообщение темы и целей Трудно было человеку миллионы лет назад,  Он совсем не знал природы, Слепо верил в чудеса, Он всего, всего боялся. И не знал, как объяснить Бурю, гром, землетрясенье, Трудно было ему жить. 4И решил он, что ж бояться, Лучше просто все узнать. Самому во все вмешаться, Людям правду рассказать. Создал он земли науку, Кратко "физикой" назвал. Под названьем тем коротким Он природу распознал. Сегодня на уроке нам предстоит понять и усвоить основные физические термины: физическое тело, вещество, физические явления, понять, что является предметом изучения физики и как она изучает природу. 4. Объяснение нового материала "Физика" – это греческое слово и в переводе означает, как вы поняли, "природа". Сам   термин   «Физика»   возник   как   название   одного   из   сочинений   Аристотеля величайшего мыслителя древности, живущего в IV в до нашей эры. Предметом этой науки, по мнению автора, было выяснение первопричин явлений В   русском   языке   слово   "физика"   появилось   благодаря   Михаилу   Васильевичу Ломоносову. М.В.Ломоносов ­ основоположник российской науки. Физика ­ это наука о природе, о природных явлениях и законах. Изменения происходящие в природе называются природными явлениями. Физика изучает различные явления:  механические электрические магнитные 5тепловые звуковые световые атомные Сейчас я буду называть вам примеры некоторых явлений, а вы мне скажите, к какому виду они относятся:  шарик скатывается по наклонному желобу таяние льда груз колеблется на пружине кипение воды получение различных по размеру изображений свечи на экране ветер электризация султанов и их взаимодействие плавление свечи при ее нагревании (ребята   комментируют   и   объясняют,   почему   они   относят   явление   к   тому   или иному виду) Все рассмотренные явления называются ФИЗИЧЕСКИМИ ЯВЛЕНИЯМИ Но   физика   не   просто   изучает   и   описывает   различные   явления,   происходящие вокруг   нас,   она   устанавливает   ЗАКОНЫ,   которые   помогают   объяснить,   почему происходят те или иные явления. Задача физики состоит в том чтобы открыть и изучать законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе. В   физике   кроме   обычных   слов,   используют   специальные   слова,   или   термины, обозначающие физические понятия. Некоторые из таких слов постепенно вошли в нашу разговорную речь – электричество, сила, энергия.  6Физика имеет дело с физическими телами. Что бы вы назвали физическим телом? (Учащиеся выдвигают свои предположения, которые я записываю на правой половине доски. Обобщая высказывания, приходим к выводу, что физическое тело – это любой предмет подлежащий рассмотрению в физике.  Назовите тела, которые вас окружают. (Приводят примеры.) Чем отличаются друг от друга три линейки, которые у меня в руках? (Сделаны из разного материала: дерево, пластмасса, металл.) Какой можно сделать вывод?(Тела могут различаться веществом.) Что такое вещество? ( Это то, из чего состоит физическое тело.) Приведите примеры веществ, которые имеются у вас на столах. (Дети отвечают.) Вещество – это один из видов материи. Материя   –   это   все   то,   что   существует   во   Вселенной,   независимо   от   нашего сознания. Материя – вещество, поле. А сейчас подумаем вместе над таким вопросами:“Как изучают физику? Какими методами пользуются для этого?” – Можно наблюдать за явлением, что мы и делали на уроке.  – Можно самим проводить опыты и эксперименты. При этом физики используют свое главное “оружие” – физические приборы: часы, линейка и т. д. Опыты отличаются от наблюдений, тем, что их проводят с определенной целью, по заранее   обдуманному   плану.   Для   составления   такого   плана   лучше   всего   иметь предварительные догадки о том, как протекает явление., т. е. выдвинуть гипотезу. Таким образом ,источниками физических знаний являются, наблюдения и опыты. 5. Закрепление материала  Задание 1. 7Разделите на три группы понятий ­ физические тела, вещества, явления следующие слова: стул, древесина, ложка, алюминий, дождь, железо, медь, резина, капля воды, звезда, воздух, кислород, ветер, молния, землетрясение, масло, компас, вода. 2. Игра “Отгадай загадку”. Сейчас вы будете отгадывать загадки, о физических телах, веществах, явлениях. 1. Я в Москве, он в Ленинграде  В разных комнатах сидим.  Далеко, а будто рядом  Разговариваем с ним.  (Телефон)    2. В нашей комнате одно  Есть волшебное окно.  В нем летают чудо ­ птицы,  Бродят волки и лисицы,  Знойным летом снег идет, А зимою сад цветет. В том окне чудес полно.  Что же это за окно?  (Телевизор)    3. Чудо­птица, алый хвост,  Полетела в стаю звезд.  (Ракета)    4. Сначала ­ блеск,  8За блеском – треск,  За треском – плеск. (Молния, гром, дождь)    5. Никто его не видывал,  А слышать – всякий слыхивал. Без тела, а живет оно,  Без языка – кричит.  (Эхо)    6. Что с земли не поднимешь?  (Тень)    7. Пушистая вата  Плывет куда – то.  Чем вата ниже,  Тем дождик ближе.  (Туча)    8. Цветное коромысло  Над лесом повисло.  (Радуга)   9. Белый дым тянул за чуб, Раскачал на поле дуб, Застучал в ворота: – Эй, откройте! Кто там?  (Ветер)  910. Летит – молчит, Лежит – молчит, Когда умрет, тогда заревет.  (Снег)   11. И в огне не горит,  И в воде не тонет. (Лед)   12. Что за звездочки чудные На пальто и на платке?  Все сквозные, вырезные, А возьмешь – вода в руке. (Снежинки)   13. Две сестры качались, Правды добивались. А когда добились, То остановились.  (Весы)   14. Железный нос в землю врос. Роет, копает, землю разрыхляет.  (Плуг)   15. Всем поведает, 10Хоть и без языка, Когда будет ясно, А когда – облака.  (Барометр) 6. Подведение итогов урока.  синквейн Физика   ­   наука,   которая   постоянно   развивается,   открываются   новые   законы, изучаются новые явления, и все это поставлено на службу человеку! Вы усвоите то, что нужно любому современному человеку, кем бы он ни работал. 7. Д/З   пар 1­3, вопросы 1. 11