Педагогическая мастерская ценностной ориентации
Урок литературы для уч-ся и родителей
по новелле Р. Бредбери «Улыбка»(9 класс)
«Что спасет мир?
Рашова В.П – учитель русского языка и литературы
МАОУ»Викуловская СОШ№1»
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся и родителей |
УУД |
1.Мотивация Цель: Создание проблемной ситуации I.«ИНДУКТОР» -введение в тему, побуждение,создание эмоционального настроя |
21 век, как никакой другой, перевернул мир – человечество вкусило плоды цивилизации, но, устремляясь за материальными благами и властью над миром, оно обесценило какие-то духовные ценности. Мы видим сегодня каждый день с экранов телевизоров, как ожесточаются люди, льется кровь… К чему это может привести? Почему это происходит с нами? Можно ли это остановить? Что спасет мир? Над этими, очень важными вопросами мы поразмышляем вместе: дети и родители. Каким вы представляете будущее? |
Ученики и родители выдвигают гипотезы
|
К. Слушают учителя. Высказывают предположения.
Р.Принимают, сохраняют гипотезу |
2..САМОКОНСТРУКЦИЯ СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ индивидуальное создание гипотезы, решения, текста… -построение этих элементов группой, сверка с научнымиисточником. ОСМЫСЛЕНИЕ - получение новой информации;-анализ услышанного, прочитанного;корректировкаучеником поставленных целей обучения |
Понятно, что в главном мечты ваши совпадают, всем хочется увидеть будущее прекрасным. Но… (звучит песня »Прекрасное далеко» на фоне кадров (Презентация 1-15 слайды Кинофрагмент 1) «Люди просят меня предвидеть будущее, а я хочу предотвратить его»,- писал Р. Брэдбери. Именно этому посвящена его «Улыбка» Почему возможен печальный вариант будущего? И что делать ? Об этом мы поговорим , размышляя над новеллой Р. Бредбери. Но все-таки мне хотелось бы услышать ваши варианты после просмотра кинофрагментов фильма? |
Ответы родителей и детей
Выдвижение гипотез Личностное восприятие
|
П. анализируют, доказывают свою точку зрения. К. Строят речевые высказывания. Р. Исследуют учебную задачу, обсуждают способы решения |
3. ИСПЫТАНИЕ «РАЗРЫВА» Цель: -проживаниеозарения, открытия, новое видение предмета. |
Среди многих причин , которые могут привести общество к печальному финалу вы назвали забытье нравственных ценностей, потеря интереса к книгам, искусству, культуре в целом. Поэтесса Н. Спирина по-своему сказала о том же: Культура, не была ли ты гонима Из страны в страну, Из века в век. От того ли так неотвратимо Обнищал и гибнет человек? Но она же написала строки, в которых уверенность в благополучном исходе Победа Света - как восход - Неотвратима, непреложна; Пусть ночь глухая безнадежна, Наступит час - она пройдет. Эти строки будут эпиграфами нашего разговора ( презентация- слайд 16- вопрос- Так что же спасет мир?) |
Осуществление выбора |
П. Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия
К. воспринимают ответы друг друга Строят рассуждения, формулируют собственное мнение Р. Отрабатывают мнение в целом |
IV. ПОСТРОЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ЗНАНИЯ В МАСТЕРСКОЙ промежуточная рефлексия;-осознание,построение нового знания.
|
Вы прочитали новеллу Бредбери. Что вам особенно запомнилось? Что поразило? Возмутило? Кажется невероятным? О чем этот рассказ заставил задуматься? Поговорим предметно. Как отвечает на поставленные в тексте вопросы сам автор? Какие краски преобладают в послеатомном мире? Что, по мнению Грисби, сломало жизнь людям? Что называется праздником в новом мире? Отличаются ли люди старого общества от нового? Как мы дошли до такого состояния? Почему человек ненавидит прошлое? Кто виноват? Один ли Том пытается осмыслить происходящее? Что привело людей к такой степени одичания и озверения? Подберите слова, которые наиболее емко и точно определяли бы то, что совершает толпа по отношению к картине. Цивилизация больше никогда не вернётся? Опять война! …..Может, на этот раз все будет иначе? ( презентация слайд 19) – перед вами фрагменты фотографии одной картины. Поднимите вверх, покажите, что вам досталось. Давайте мы не будем пока собирать картину в целом. Подумайте, может ли такая мелочь что-то изменить в вас? Представьте, что вы не читали Бредбери и к вам как-то случайно попался фрагмент, на какие мысли он вас может навести? А теперь вспомним, как относится к своей драгоценности главный герой? ( презентация слайд 2 Во время уничтожения картины Том сначала "слепо подражал другим", но потом: Что случилось потом? Есть ли в тексте что-то, что помогает понять, почему Том поступил именно так? Как вы думаете, неординарность Тома воспитана в его семье? Как вы думаете, почему Р. Брэдбери главным героем вывел не взрослого, а ребенка? Трагически или оптимистически заканчивается рассказ? Почему рассказ называется «Улыбка»? Вернемся к нашим Эпиграфам |
. Размышления по тексту
|
П. Выполняют работу, анализируют результаты
Р. Осуществляют самоконтроль К- воспринимают ответы друг друга Строят рассуждения, формулируют собственное мнение
|
V.ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
|
Соберем вместе наши фрагменты. Перед нами полотно-загадка, картина титана эпохи Возрождения Леонардо да Винчи – Мона Лиза или Джоконда.( слайды 22-29) Неоспоримой славой на протяжении веков пользуется "Джоконда". Завершив портрет, Леонардо да Винчи уже не расставался с ним. После смерти художника картина перешла к королю Франции Франциску I и, соответственно, в Лувр, где хранится до сих пор. Существует мнение, что портрет исполнен во Флоренции в 1503 году. Женщину, изображенную на картине, принято отождествлять с Моной Лизой, женой флорентийского гражданина Франческо ди Джоконде. Хотя существует много других версий, более фантастических. Учитель – Опишите, что вы видите на картине? |
Соединение частного в целое
|
Фантазирование, личностное восприятие картины |
VI.РЕФЛЕКСИЯ -осознание внутренних перемен, интеллектуального и эмоционального движения социализация (обнародование, представление знаний)
РЕФЛЕКСИЯ Эмоциональная концовка урока
|
Возможно, что среди всего созданного Леонардо наибольший и самый широкий интерес вызывает улыбка Джоконды. В ней заключается подход художника к воплощению содержания в живописи. Путь этот прослеживается от изображения детства и материнства ("Мадонна Бенуа" и "Мадонна Лита» . Улыбка Джоконды озадачивает своей ироничностью и многозначительностью, какой-то тайной. В природе много тайн, а человек - часть природы. Именно это понял маленький Том, природой создан для тонкого восприятия красоты. Будущее именно за такими людьми. Поэтому с полным правом можно сказать, что рассказ заканчивается оптимистически. Зачем поэту красота И строчек перезвон? Они, как ноты, зазвучат. Зачем же пишет он? А людям всем дана душа. Но у него она Свободной птицей в небесах Парит. И ей видна Страна мечты, что в облаках Таится от людей. Ей виден Мир: леса, поля, Простор и гладь морей: Ему нельзя без Красоты - Она весь мир спасет. Его стихам их чистота Бессмертие дает. Поделись улыбкой – родители и дети, выберите среди предложенных улыбок ту, которая, по-вашему, более всего сочетает в себе и счастье, и радость бытия, и истинную красоту, и веру в будущее. Слайд 39 |
Проект «Улыбка» |
К. Рефлексия своих действий
|
8.Д.з.
|
Я думаю, что этот урок не последний. Книги объединяют людей, они вызывают желание поделиться с кем-либо прочитанным, главное, выбрать такую книгу |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.