Один из детей — садовник. Он выходит на середину круга. Остальные получают карточки с рисунками разных цветов, фруктов и овощей. Дети по очереди рассказывают о своем цветке, фрукте или овоще, не называя его. Садовник должен угадать, о чем идет речь. Если цветок, фрукт или овощ угадан, он переходит в корзинку к садовнику — ребенок отдает ему свою карточку.
Что растет в саду
Один из детей — садовник. Он выходит на середину круга. Остальные получают
карточки с рисунками разных цветов, фруктов и овощей. Дети по очереди
рассказывают о своем цветке, фрукте или овоще, не называя его. Садовник должен
угадать, о чем идет речь. Если цветок, фрукт или овощ угадан, он переходит в
корзинку к садовнику — ребенок отдает ему свою карточку. Задача садовника —
набрать в свою
корзину как можно больше даров сада.
Игра может проигрываться несколько раз с разными садовниками. Самый удачливый
тот садовник, который наберет самую полную корзину.
Беседа
Вопросы и задания для беседы:
• Есть ли у вас свой сад или огород? Кто за ним ухаживает?
• Отличаются ли по вкусу овощи и фрукты, выращенные своими руками от овощей и
фруктов, купленных в магазине?
• Что должен знать, по-вашему мнению, каждый хороший садовник?
• Каким человеком должен быть хороший садовник? Расскажите о каком-либо своем
знакомом
садовнике.
• Хотели бы вы изучать в школе науку о том, как возделывать сад и огород? Если бы
вы были директором школы, как бы вы организовали обучение детей этой науке?
Прочитайте сказку:
ПРАВДИВАЯ ИСТОРИЯ О CАДОВНИКЕ
Н.Абрамцева
Много-премного лет назад жил маленький-премаленький удивительный городок. В
нем вокруг каждого дома рос сад: яблоневый, или черешневый, или грушевый, или
персиковый, или еще какой-нибудь. Жители городка очень любили навещать и
приглашать друг друга к себе. По делам и просто так. Каждый день они писали
письма: «Уважаемый сосед (в маленьком городке все соседи)! Вы давно не заходили в
черешневый дом!» Или «Дорогой друг (в городке все были друзьями)! Вас ждут
хозяева в яблоневом саду».
А почтальону говорили:
— Будьте добры, пожалуйста, отнесите письмо тому- то или тому-то. Почтальон
ничего не путал, ведь городок совсем маленький. Но однажды случилась
неприятность. Почтальон нес три очень важные записки с просьбой зайти: пекарю — к
хозяйке яблоневого сада, гончару — в дом вишневый, аптекарю — в персиковый.
И вдруг налетел ветер. А у ветра было в тот день озорное, почти разбойничье
настроение.Вырвал ветер у почтальона записки-приглашения, перемешал и унес. Полетели
письма, а потом ветер осторожно опустил их в сад... садовника. Так уж захотел ветер.
Садовник уже очень давно выращивал
цветы. Разные. Красивые.
Некрасивых цветов не бывает. Цвели в саду садовника желтые и белые нарциссы,
красные розы, белые и розовые маргаритки...
Когда у кого-нибудь из горожан был день рождения, или другое торжество, или
просто хорошее настроение — каждый мог прийти к садовнику и для каждого он
подбирал цветы.
А калитка сада, увитая крупными голубыми вьюнами, с удовольствием пропускала
всех-всех. Сам садовник никогда цветов не разносил. Даже в гости ни к кому не
ходил. Потому что каждому самому было приятно зайти в его чудесный сад,
единственный в городе цветочный сад.
Оттого и удивился садовник, когда к нему прилетели просьбы-приглашения зайти к
хозяевам яблоневого, вишневого и персикового садов. Откуда было знать садовнику,
что не его ждали, а пекаря, гончара и аптекаря. Ведь письма начинались словами:
«Уважаемый сосед...»
Садовник приготовил несколько разных букетов, потому что не знал, какие цветы
нужны, и осторожно уложил букеты в корзину. Сначала он решил зайти в яблоневый
дом. Радостно, но удивленно встретила хозяйка садовника.
— Ах, какая приятная неожиданность! Сейчас должен прийти наш уважаемый пекарь.
Я собиралась заказать ему шесть булок с маком, потому что я жду в
гости дорогих тетушек.
Теперь удивился садовник и показал случайно попавшую к нему записку,
предназначенную пекарю.
— Ах, — всплеснула руками хозяйка, — я, конечно, очень рада вам, досточтимый
садовник. Но как же быть с булочками для тетушек?
— Да, — сказал садовник, — кажется, произошла большая неловкость. Я, право,
сожалею, но я, право, не виноват. А булочки... Может быть, это в какой-то степени
заменит вашим тетушкам булочки?
И садовник вынул из своей корзины большущий букет золотых шаров. Их золотые
шапочки немного походили на золотистые булочки.
Сейчас самое время сказать, что «цветы были волшебные, а потому незамедлительно
превратились в булочки», но я рассказываю не сказку, а правдивую историю, и потому
цветы остались просто цветами.
А садовник поднял свою корзину с цветами и отправился в вишневый сад. Но там, как
ты знаешь, ждали гончара. Потому что у главного кувшина в доме, у кувшина для
молока, отбилась ручка. Потому хоть и рады были садовнику, но...
Красные обыкновенные тюльпаны, которые подарил садовник хозяйке сада, не
превратились в новый, такой нужный кувшин. Просто цветы не умели превращаться в
полезные вещи.
А вот и персиковый сад. Его хозяева с нетерпением ждали аптекаря, потому что у их
дочери очень болела голова. Не было у садовника целебной настойки, а потому
лучшее, что он мог подарить девочке, был букет светло-лиловых фиалок. ...И вотвечер. Грустит садовник в своем чудесном саду. Кажется, что подвел он хозяев и
яблоневого сада, и вишневого, и особенно персикового...
Вдруг скрипнула калитка, задрожали граммофончики вьюна. И в сад вошла хозяйка
сада яблоневого. Женщина держала в руках огромное расписное блюдо, полное
чудесных красных и желтых яблок.
— Милый садовник, — сказала она, — большое-пребольшое спасибо, а эти яблоки
шлют вам мои тетушки. Им так понравились ваши золотые шары, что они решили
поселиться в нашем городе насовсем. Садовник очень обрадовался и очень удивился.
И вновь задрожали голубые вьюнки на калитке. Пришла хозяйка вишневого сада. Она
принесла красивый пирог с вишнями.
— Милый садовник, — сказала она, — кувшин для молока — вещь, конечно,
незаменимая и необходимая, но, когда мы поставили в кувшин с отбитой ручкой ваши
красные тюльпаны, нам стало ясно, совершенно ясно, что для молока нужен просто
другой кувшин. Доволен садовник, что и говорить.
И снова задрожали голубые вьюны на калитке. Прибежала девочка из персикового
сада. Прибежала, высыпала в траву из своего передника розовые персики.
Ах, садовник! Уважаемый садовник! Голова у меня не болит! Совсем! Эти фиалки!
Ваши фиалки! Разрешите мне завтра, и послезавтра, и потом, и каждый день
приходить к вам за фиалками.
И убежала. Один остался садовник. Задумался. Не понимал он, как сумел заменить и
уважаемого пекаря, и умелого гончара, и почтенного аптекаря. Ведь он просто
садовник, просто цветы выращивает.
Одной простой вещи не знал садовник: не бывает цветов просто. Все цветы чудесные.
Все цветы волшебные.
Не веришь? А ты поверь. Я не сказку рассказываю, а правдивую историю.
Вопросы и задания к сказке:
• Какими качествами и навыками должен обладать садовник, чтобы все цветы и
деревья в его саду были счастливы?
• Если во дворе вашего дома будет разведен фруктовый сад, что изменится в жизни
его жителей?
• Если бы вы были садовником, какие цветы вы вырастили бы в своем саду?
• Были ли в вашей жизни случаи, когда цветы улучшали ваше настроение или
помогали вам
выздороветь?
• Представьте, что вместе с садовником из сказки вы работаете в его чудесном саду.
Расскажите, как и чем вы ему будете помогать.
• Расскажите о волшебном цветке, приносившем людям счастье, и придумайте ему
имя.Письменная работа «Идеальный садовник»
Дети делятся на группы. Одна группа представляет овощи, другая — фрукты, третья
— цветы, четвертая — садовые ягоды. Каждая группа должна описать портрет
садовника своей мечты. Затем дети пишут сочинение на тему «Идеальный садовник».
Игра «Садовник-лекарь»
Один из детей — садовник, остальные получают карточки с рисунками разных
фруктов, овощей или цветов. Каждый от лица того или иного обитателя сада
рассказывает садовнику о своей проблеме. Садовник должен ответить, как он будет
лечить разных обитателей сада.
Например: ягоды малины несладкие; моркови тесно на грядке и т.д. Если моркови
тесно на грядке, ее надо прополоть; если ягоды малины несладкие, ее кусты надо
пересадить на более светлое место и т.д. Если садовник не знает, как помочь разным
овощам, фруктам и цветам, он получает штрафное очко. Самый лучший тот садовник,
который наберет меньше всего штрафных очков. После игры педагог вместе с детьми
более детально обсуждают, как помочь разным обитателям сада.
Примечание: педагог заранее готовит информацию о том, как правильно ухаживать
за садовыми и огородными культурами.
Творческое задание «Мы садовники»
Разделите детей на несколько групп. Одна группа рисует букет цветов из сада;
другая — придумывает рецепт праздничного фруктового торта из фруктов,
выращенных в саду: третья — придумывает рецепт витаминного салата из овощей,
выращенных на огороде, четвертая — придумывает название для нового сорта дынь
или арбузов и рассказывает, чем этот сорт отличается от остальных и т.д.
Задание на дом
Прочитайте в энциклопедии информацию о цветах и растениях, которые садовник
вырастил в своем саду, нарисуйте их и подготовьте о них небольшой рассказ.