Опыт показывает, что детскую агрессивность замечают обычно очень рано, а тревогу начинают бить значительно позднее, когда многое уже упущено и бороться с существующими нарушениями гораздо труднее. Именно поэтому мы будем говорить не об агрессивности асоциального подростка и даже не об агрессивности младшего школьника-драчуна. Как правило, вышеназванные персонажи вырастают именно из ранней детской агрессивности, не откорректированной в соответствующем возрасте.
Что такое детская агрессивность?
Опыт показывает, что детскую агрессивность замечают обычно очень рано, а
тревогу начинают бить значительно позднее, когда многое уже упущено и
бороться с существующими нарушениями гораздо труднее. Именно поэтому мы
будем говорить не об агрессивности асоциального подростка и даже не об
агрессивности младшего школьникадрачуна. Как правило, вышеназванные
персонажи вырастают именно из ранней детской агрессивности, не
откорректированной в соответствующем возрасте.
Что же такое агрессивные дети в дошкольном возрасте? О причинах
возникновения расстройства мы будем говорить ниже, а пока опишем типичные
особенности такого ребенка.
Очень часто агрессивными бывают дети, имеющие тот или иной неврологический
диагноз. Здесь могут сыграть неблагоприятную роль два фактора. Первый — это
собственно поражение нервной системы, а второй — неправильное в связи с
этим воспитание ребенка в семье. Ребенок нервный, больной, следовательно,
чтобы он не волновался, ему больше уступают, закрывают глаза на его
серьезные проступки, стараются исполнить все его желания. По этому поводу
хотелось бы напомнить следующее: да, воспитание ребенка с неврологическим
диагнозом должно иметь свои особенности, и дергать его постоянными «нельзя»
нецелесообразно (как, впрочем, и ребенка абсолютно здорового). Но если он
замахнулся на бабушку или ударил ногой кошку — никаких скидок на
«нервность» быть не должно. В данном случае ваша снисходительность пойдет
не на пользу, а только во вред ребенку, присоединяя к уже имеющимся у него
нарушениям патологическое развитие характера.
Достаточно часто у маленьких агрессивных детей обнаруживается повышение
болевого порога. Такой ребенок не плачет, когда падает, спокойно и даже
равнодушно переносит медицинские процедуры, увлекшись игрой, может не
заметить достаточно серьезной царапины или ушиба. Такие дети часто
предпочитают шумные, грубые игры с потасовками и сильными тумаками,
которыми они награждают других детей (но при этом они совершенно не
переживают, если тумаки достаются и на их долю). Про одного моего маленького
клиента мать с удивлением и тревогой рассказывала следующее:
— Он может сестру палкой ударить или укусить. Я ему говорю: «Как ты
можешь?! Вере же больно! Если бы тебя так!..» А он совершенно спокойно бьет
себя палкой или кусает за руку и говорит: «Смотри — не больно». И я вижу, что
он не обманывает — и бьет достаточно сильно, и на руке следы от зубов точно
такие же, как у сестры…
Антоша, ребенок, о котором идет речь, изза перенесенной родовой травмы
имеет повышенный порог болевой чувствительности, сам плохо чувствует боль и
поэтому с трудом понимает, когда причиняет боль другим. Он, в сущности, не
более агрессивен, чем другие дети, но изза своих особенностей нуждается в
более тщательном разъяснении: другим людям может быть больно и неприятно
то, что для него абсолютно безразлично или даже занятно.
У агрессивных детей часто наблюдаются те или иные нарушения развития
эмоциональной сферы. Такие дети плохо чувствуют состояние других людей, не
умеют и не любят сочувствовать, жалеть. Они часто грубы (однако не злобны) в
повседневном обращении, с трудом усваивают правила вежливости. Им обычно
интересны подвижные или настольные игры с четкими и несложными правилами.Играть в сложные сюжетноролевые игры с меняющимся эмоциональным
наполнением ролей они не любят, так как чувствуют себя в таких играх
малокомпетентными.
Большинство выраженно агрессивных детей отличаются от сверстников по своим
физическим показателям. Они либо крупнее, массивнее, либо, наоборот, мельче,
чем другие дети. Иногда у таких детей снижен инстинкт самосохранения, и тогда
они не только бросаются в драку с заведомо более сильным противником, но и
залезают туда, откуда не могут слезть, дразнят злую и опасную собаку, берутся
переплыть реку, едва научатся делать три гребка, не касаясь дна ногами, и т. д.
Но бывает и наоборот. Ребенок имеет вполне развитый инстинкт
самосохранения, и вся его агрессивность направлена только на слабых, на тех,
кто заведомо не сможет дать ему должного отпора. Такой ребенок вполне
пристойно ведет себя в присутствии отца, но, гуляя с бабушкой, может ударить
ее по лицу песочной лопаткой. Никогда не тронет кошку, которая может
оцарапать, но бьет ногой под брюхо безобидного спаниеля. Именно этот, второй,
тип агрессивности вызывает наибольшее недоумение и раздражение.
— Мы же ему тысячи раз говорили, что слабых трогать нельзя! — возмущаются
родители. — Пусть бы попробовал с Борей подраться, отобрать у него что
нибудь. Тот бы ему быстро объяснил что к чему. Так нет же — отбирает игрушки
у безобидной Леночки!
Пятилетний ребенок, слушая эти возмущенные монологи, стоит в сторонке и
хитренько улыбается. Видно, что родительская идея об отбирании игрушек у
сильного и драчливого Бори представляется ему бредовой, а мысль о том, что
маленькие и слабые както защищены от него самой своей слабостью, никогда не
приходила ему в голову.
Почти всегда в семье, где растет агрессивный ребенок, наблюдаются те или
иные нарушения воспитания и семейных взаимодействий.
Наиболее
распространенными из них являются чрезмерно строгое, запугивающее
воспитание, вседозволенность или разные стили воспитания у разных членов
семьи, направленные на одного и того же ребенка.