Что такое детская агрессивность?

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Опыт показывает, что детскую агрессивность замечают обычно очень рано, а тревогу начинают бить значительно позднее, когда многое уже упущено и бороться с существующими нарушениями гораздо труднее. Именно поэтому мы будем говорить не об агрессивности асоциального подростка и даже не об агрессивности младшего школьника-драчуна. Как правило, вышеназванные персонажи вырастают именно из ранней детской агрессивности, не откорректированной в соответствующем возрасте.
Иконка файла материала Что такое детская агрессивность.doc
Что такое детская агрессивность? Опыт показывает, что детскую агрессивность замечают обычно очень рано, а тревогу   начинают   бить   значительно   позднее,   когда   многое   уже   упущено   и бороться с существующими нарушениями гораздо труднее. Именно поэтому мы будем   говорить   не   об   агрессивности   асоциального   подростка   и   даже   не   об агрессивности   младшего   школьника­драчуна.   Как   правило,   вышеназванные персонажи   вырастают   именно   из   ранней   детской   агрессивности,   не откорректированной в соответствующем возрасте. Что   же   такое   агрессивные   дети   в   дошкольном   возрасте?   О   причинах возникновения расстройства мы будем говорить ниже, а пока опишем типичные особенности такого ребенка. Очень часто агрессивными бывают дети, имеющие тот или иной неврологический диагноз. Здесь могут сыграть неблагоприятную роль два фактора. Первый — это собственно поражение нервной системы, а второй — неправильное в связи с этим воспитание ребенка в семье. Ребенок нервный, больной, следовательно, чтобы   он   не   волновался,   ему   больше   уступают,   закрывают   глаза   на   его серьезные проступки, стараются исполнить все его желания. По этому поводу хотелось бы напомнить следующее: да, воспитание ребенка с неврологическим диагнозом должно иметь свои особенности, и дергать его постоянными «нельзя» нецелесообразно  (как,  впрочем,  и   ребенка  абсолютно  здорового). Но   если   он замахнулся   на   бабушку   или   ударил   ногой   кошку   —   никаких   скидок   на «нервность» быть не должно. В данном случае ваша снисходительность пойдет не на пользу, а только во вред ребенку, присоединяя к уже имеющимся у него нарушениям патологическое развитие характера. Достаточно часто у маленьких агрессивных детей обнаруживается повышение болевого   порога.   Такой   ребенок   не   плачет,   когда   падает,   спокойно   и   даже равнодушно   переносит   медицинские   процедуры,   увлекшись   игрой,   может   не заметить   достаточно   серьезной   царапины   или   ушиба.   Такие   дети   часто предпочитают   шумные,   грубые   игры   с   потасовками   и   сильными   тумаками, которыми   они   награждают   других   детей   (но   при   этом   они   совершенно   не переживают, если тумаки достаются и на их долю). Про одного моего маленького клиента мать с удивлением и тревогой рассказывала следующее: — Он   может   сестру   палкой   ударить   или   укусить.   Я   ему   говорю:   «Как   ты можешь?! Вере же больно! Если бы тебя так!..» А он совершенно спокойно бьет себя палкой или кусает за руку и говорит: «Смотри — не больно». И я вижу, что он не обманывает — и бьет достаточно сильно, и на руке следы от зубов точно такие же, как у сестры… Антоша,   ребенок,   о   котором   идет   речь,   из­за   перенесенной   родовой   травмы имеет повышенный порог болевой чувствительности, сам плохо чувствует боль и поэтому с трудом понимает, когда причиняет боль другим. Он, в сущности, не более агрессивен, чем другие дети, но из­за своих особенностей нуждается в более тщательном разъяснении: другим людям может быть больно и неприятно то, что для него абсолютно безразлично или даже занятно. У   агрессивных   детей   часто   наблюдаются   те   или   иные   нарушения   развития эмоциональной сферы. Такие дети плохо чувствуют состояние других людей, не умеют и не любят сочувствовать, жалеть. Они часто грубы (однако не злобны) в повседневном обращении, с трудом усваивают правила вежливости. Им обычно интересны подвижные или настольные игры с четкими и несложными правилами.Играть   в   сложные   сюжетно­ролевые   игры   с   меняющимся   эмоциональным наполнением   ролей   они   не   любят,   так   как   чувствуют   себя   в   таких   играх малокомпетентными. Большинство выраженно агрессивных детей отличаются от сверстников по своим физическим показателям. Они либо крупнее, массивнее, либо, наоборот, мельче, чем другие дети. Иногда у таких детей снижен инстинкт самосохранения, и тогда они не только бросаются в драку с заведомо более сильным противником, но и залезают туда, откуда не могут слезть, дразнят злую и опасную собаку, берутся переплыть реку, едва научатся делать три гребка, не касаясь дна ногами, и т. д. Но   бывает   и   наоборот.   Ребенок   имеет   вполне   развитый   инстинкт самосохранения, и вся его агрессивность направлена только на слабых, на тех, кто   заведомо   не   сможет   дать   ему   должного   отпора.   Такой   ребенок   вполне пристойно ведет себя в присутствии отца, но, гуляя с бабушкой, может ударить ее   по   лицу   песочной   лопаткой.   Никогда   не   тронет   кошку,   которая   может оцарапать, но бьет ногой под брюхо безобидного спаниеля. Именно этот, второй, тип агрессивности вызывает наибольшее недоумение и раздражение. — Мы же ему тысячи раз говорили, что слабых трогать нельзя! — возмущаются родители. —   Пусть   бы   попробовал   с   Борей   подраться,   отобрать   у   него   что­ нибудь. Тот бы ему быстро объяснил что к чему. Так нет же — отбирает игрушки у безобидной Леночки! Пятилетний   ребенок,   слушая   эти   возмущенные   монологи,   стоит   в   сторонке   и хитренько   улыбается.  Видно,  что   родительская   идея   об   отбирании   игрушек   у сильного и драчливого Бори представляется ему бредовой, а мысль о том, что маленькие и слабые как­то защищены от него самой своей слабостью, никогда не приходила ему в голову. Почти  всегда в  семье, где растет  агрессивный  ребенок,  наблюдаются  те  или иные   нарушения   воспитания   и   семейных   взаимодействий.   Наиболее распространенными   из   них   являются   чрезмерно   строгое,   запугивающее воспитание,  вседозволенность  или  разные  стили   воспитания   у  разных  членов семьи, направленные на одного и того же ребенка.