Данная группа поведенческих и эмоциональных расстройств проявляется обычно в очень раннем возрасте и характеризуется сочетанием чрезмерно активного, слабо модулируемого поведения с выраженной невнимательностью и отсутствием упорства в выполнении поставленных задач.
Причины, приводящие к подобным состояниям, точно пока неизвестны, но предполагается, что в основе гиперкинетического расстройства лежат микроорганические поражения головного мозга, которые вызваны либо внутриутробным кислородным голоданием плода, либо асфиксией плода в процессе родов, либо родовой микротравмой иного сорта.
Что такое гипердинамический синдром?
Данная группа поведенческих и эмоциональных расстройств проявляется обычно
в очень раннем возрасте и характеризуется сочетанием чрезмерно активного,
слабо модулируемого поведения с выраженной невнимательностью и
отсутствием упорства в выполнении поставленных задач.
Причины, приводящие к подобным состояниям, точно пока неизвестны, но
предполагается, что в основе гиперкинетического расстройства лежат
микроорганические поражения головного мозга, которые вызваны либо
внутриутробным кислородным голоданием плода, либо асфиксией плода в
процессе родов, либо родовой микротравмой иного сорта. В этом случае в мозгу
ребенка отсутствуют грубые органические повреждения, но есть множество
микроповреждений коры и подкорковых структур. Часто такие нарушения
подстерегают чрезмерно крупного или большеголового ребенка, ребенка,
родившегося при затяжных или, наоборот, стремительных родах.
Основные признаки гипердинамического синдрома — это проявляющаяся с
самых первых месяцев жизни ребенка двигательная расторможенность и
отвлекаемость внимания. Гиперкинетических детей в младенчестве буквально не
удержать в руках. Позже они часто бывают безрассудны и импульсивны, с ними
нередко происходят несчастные случаи, они всегда находятся в списках
злостных нарушителей дисциплины, хотя делают все совершенно несознательно,
не желая ничего плохого. Главными поведенческими характеристиками таких
детей являются недостаточная настойчивость в деятельности, требующей
когнитивных усилий, тенденция переходить от одного дела к другому, не
завершая ни одного из них. Все это происходит на фоне чрезмерной, плохо
организованной и слабо регулируемой активности.
С гиперекинетическими расстройствами часто сочетаются и другие нарушения,
такие, как социально расторможенные отношения со взрослыми, отсутствие
нормальной осторожности и сдержанности,
неумение играть в
структурированные игры в коллективе сверстников,
специфические
расстройства в моторном и речевом развитии, а также трудности в чтении или
другие школьные проблемы. Позднее у таких детей сравнительно часто
проявляется асоциальное поведение, заниженная самооценка и нарушения
развития чувства собственного достоинства.
Гиперактивные дети чрезмерно (относительно календарного возраста)
нетерпеливы. Они могут бегать или прыгать вокруг, есть стоя, вскакивать с
места, когда полагается сидеть, шуметь или болтать, когда надо соблюдать
тишину.
Гипердинамичные дети не ходят, а бегают, доказывая чтото, не говорят, а
кричат.
Они никогда не унывают, легко переносят наказания, поссорившись с кемто, тут
же идут мириться, легко дают всевозможные обещания и клятвы и так же легко
их нарушают.
У таких детей много приятелей и знакомых, поскольку они очень контактны и
общительны, но, как правило, с большим трудом складываются более глубокие и
прочные дружеские отношения.
Родители, а впоследствии и воспитатели и учителя, безмерно устают от
гипердинамичных детей, так как своими постоянными проказами и проступками
они способны вывести из терпения кого угодно. Их постоянно одергивают,стыдят, воспитывают, но все это как бы пролетает мимо их ушей. Ребенок вроде
бы все понимает и искренне раскаивается в совершенном, обещает, что больше
не будет, и… буквально через пять минут все повторяется сначала.
Пик проявлений гипердинамического синдрома приходится на 5–7 лет, и именно
в этом возрасте окружающим ребенка людям начинает казаться, что он в
принципе невоспитуем…