Интервал (от лат. intervallum — промежуток, расстояние) в музыке — расстояние между двумя звуками определённой высоты.
Расстояние между звуками в музыке измеряется полутонами.
Полутон - минимальная единица измерения музыкального интервала, ближайшее расстояние между двумя звуками, то есть два соседних звука. Если ориентироваться по фортепиано, то это расстояние между двумя соседними клавишами.
Тон равен двум полутонам.
Интервалы меньше полутона именуются микроинтервалами.
Две основные характеристики интервала
С одной стороны, интервал может быть представлен как абстрактная математическая величина, выраженная отношением двух чисел (в отечественном музыковедении часто неправильно называемым «пропорцией»), с другой стороны, как элемент специфически музыкальной логики, категория гармонии, выраженная в буквенной или графической нотации. Математическое значение интервала, как правило, не может быть напрямую выведено из музыкального, и наоборот.
Поэтому, интервал имеет ступеневую (музыкальную) и тоновую (математическую) характеристику.
Ступеневая величина интервала - количество ступеней (разных нот), помещающихся между двумя звуками интервала, независимо от того как он фактически звучит). Например: ми-ляb - это уменьшенная кварта, хотя звучит она как большая терция (ми-соль#), но если посчитать количество ступеней (ми-фа-соль-ляb), то получится кварта.
Определение тоновой (математической) величины интервала необходимо потому, что ступеневая (музыкальная) величина определяет его лишь приблизительно. Уже однородные интервалы между основными ступенями звукоряда не все одинаковы по числу заключенных в них тонов. Например, секунды до—ре, ре—ми, фа—соль, соль—ля, ля—си заключают в себе 1 целый тон; секунды же ми—фа и си—до—полутон. Таким образом, ступеневая величина интервала не может определить его вполне точно.
Тоновая величина и зависящее от нее качество интервала определяются прилагательными: чистая, большая, малая, увеличенная, уменьшенная, дважды увеличенная и дважды уменьшенная. Эти прилагательные пишутся и произносятся перед числительным, обозначающим ступеневую величину (например, чистая прима, но не прима чистая).
Интервал (от лат. intervallum — промежуток, расстояние) в
музыке — расстояние между двумя звуками определённой
высоты.
Расстояние между звуками в музыке измеряется полутонами.
Полутон минимальная единица измерения музыкального
интервала, ближайшее расстояние между двумя звуками, то
есть два соседних звука. Если ориентироваться по фортепиано,
то это расстояние между двумя соседними клавишами.
Тон равен двум полутонам.
Интервалы меньше полутона именуются микроинтервалами.
Две основные характеристики интервала
С одной стороны, интервал может быть представлен как
абстрактная математическая величина, выраженная
отношением двух чисел (в отечественном музыковедении часто
неправильно называемым «пропорцией»), с другой стороны, как
элемент специфически музыкальной логики, категория
гармонии, выраженная в буквенной или графической нотации.
Математическое значение интервала, как правило, не может
быть напрямую выведено из музыкального, и наоборот.
Поэтому, интервал имеет ступеневую (музыкальную) итоновую (математическую) характеристику.
Ступеневая величина интервала количество ступеней
(разных нот), помещающихся между двумя звуками интервала,
независимо от того как он фактически звучит). Например: ми
ляb это уменьшенная кварта, хотя звучит она как большая
терция (мисоль#), но если посчитать количество ступеней (ми
фасольляb), то получится кварта.
Определение тоновой (математической) величины интервала
необходимо потому, что ступеневая (музыкальная) величина
определяет его лишь приблизительно. Уже однородные
интервалы между основными ступенями звукоряда не все
одинаковы по числу заключенных в них тонов. Например,
секунды до—ре, ре—ми, фа—соль, соль—ля, ля—си
заключают в себе 1 целый тон; секунды же ми—фа и си—до—
полутон. Таким образом, ступеневая величина интервала не
может определить его вполне точно.
Тоновая величина и зависящее от нее качество интервала
определяются прилагательными: чистая, большая, малая,
увеличенная, уменьшенная, дважды увеличенная и дважды
уменьшенная. Эти прилагательные пишутся и произносятся
перед числительным, обозначающим ступеневую величину
(например, чистая прима, но не прима чистая).
Классификация интервалов в музыкеИнтервалы классифицируются:
1. По взятию (игре)
одновременному (гармонический, или вертикальный,
интервал)
последовательному (мелодический, или горизонтальный,
интервал). Играется путём перебора ступеней, входящих в
интервал.
2. По объёму (количеству) заключённых в них ступеней. Число,
обозначающее количество ступеней в интервале, также
является кратким обозначением этого интервала в музыкальной
грамоте.
Количество
ступеней
1
2
3
4
5
6
7
Название
интервала
Прима
Секунда
Терция
Кварта
Квинта
Секста
Септима8
Октава
Интервалы от примы до октавы называются простыми, от
октавы до квинтдецимы — составными. Интервалы шире, чем
квинтдецима, традиционно не рассматриваются как
самостоятельные.
Количество
ступеней
9
10
11
12
13
14
Название интервала
Нона (секунда через
октаву)
Децима (терция через
октаву)
Ундецима (кварта через
октаву)
Дуодецима (квинта
через октаву)
Терцдецима (секста
через октаву)
Квартдецима (септима15
через октаву)
Квинтдецима (двойная
октава)
3. По «качеству» (количеству заключённых в интервале тонов и
полутонов при известном количестве ступеней). «Качество»
интервала определяется словами «большая» (сокращённо б.),
«малая» (м.), «чистая» (ч.), «увеличенная» (ув.),
«уменьшённая» (ум.), «дважды увеличенная» (дв. ув.) и
«дважды уменьшённая» (дв. ум.). Качественная характеристика
интервала в элементарной теории музыки служит дополнением
его количественной характеристики.
Прима (ч1) = 0 тонов
Малая секунда (м2) = пол тона
Большая секунда (б2) = 1 тон
Малая терция (мЗ) = 1,5 тона
Большая терция (б3) = 2 тона
Кварта (ч4) = 2,5 тона
Тритон (ув4 или ум5) = 3 тона
Квинта (ч5) = 3,5 тона
Малая секста (м6) = 4 тона
Большая секста (б6) = 4,5 тона
Малая септима (м7) = 5 тонов
Большая септима (б7) = 5,5
Октава (ч8) = 6 тоновИнтервалы бывают:
большие (б), малые (м), чистые (ч), увеличенные (ув),
уменьшенные (ум)
гармонические (2 звука звучат одновременно)
мелодические (2 звука звучат по очереди)
простые (до октавы): прима (1), секунда (2), терция (3), кварта
(4), квинта (5), секста (6), септима (7), октава (8)
сложные, составные (больше октавы): нона (9) = секунда через
октаву, децима (10) = терция через октаву, ундецима (11) =
кварта через октаву, дуодецима (12) = квинта через октаву,
терцдецима (13) = секста через октаву, квартдецима (14) =
септима через октаву, квинтдецима (15) = две октавы
консонансы (благозвучные)
совершенные консонансы (чистые: прима (1), кварта (4),
квинта (5), октава (8))
несовершенные консонансы (большие и малые: терция (3) и
секста (6))
диссонансы (неблагозвучные) (секунда (2), септима (7),
тритон, все увеличенные и уменьшенные интервалы)
Большими и малыми могут быть секунды, терции, сексты и
септимы;
Чистыми могут быть примы, кварты, квинты и октавы;Увеличенными и уменьшёнными могут быть любые интервалы
(за исключением уменьшённой примы, которая не может
существовать на практике);
Обращения интервалов
Обращением интервала называется перемещение его звуков на
октаву вверх или вниз таким образом, чтобы они поменялись
местами: верхний стал нижним, а нижний — верхним. При
обращении качество интервала меняется на противоположное:
большой становится малым, увеличенный — уменьшённым и
наоборот. Чистый интервал остаётся чистым. При обращении
простого интервала на октаву переносится один из его звуков,
при этом сумма цифровых обозначений обоих интервалов
всегда равна девяти.
Основной
интервал
Прима (1)
Обращённый
интервал
Октава (8)
Секунда (2)
Септима (7)
Терция (3)
Секста (6)Кварта (4)
Квинта (5)
Секста (6)
Квинта (5)
Кварта (4)
Терция (3)
Септима (7)
Секунда (2)
Октава (8)
Прима (1)
Если требуется обратить составной интервал, на октаву
переносятся оба его звука (верхний — вниз, нижний — вверх),
при этом сумма цифровых обозначений обоих интервалов
всегда равна шестнадцати.
Основной
интервал
Нона (9)
Обращённый
интервал
Септима (7)
Децима (10)
Секста (6)
Ундецима (11)
Квинта (5)
Дуодецима (12)
Кварта (4)
Терцдецима (13)
Терция (3)
Квартдецима (14) Секунда (2)
Квинтдецима (15) Прима (1)
Увеличенная октава, также рассматривающаяся как составнойинтервал, даёт в обращении октаву уменьшённую.
Интервалы на ступенях тональности
Интервалы Мажор
Прима (ч1) и
Октава (ч8)
все ступени все ступени
Минор
Малая секунда
(м2)
III, VII
II, V
Большая
секунда (б2)
I, II, IV, V,
VI
I, III, IV, VI,
VII
Малая терция
(м3)
II, III, VI,
VII
Большая
терция (б3)
I, IV, V
I, IV, V
II, III, VI,
VIIЧистая кварта
(ч4)
все ступени,
кроме IV
все ступени,
кроме VI
Чистая квинта
(ч5)
все ступени,
кроме VII
все ступени,
кроме II
Малая секста
(м6)
Большая секста
(б6)
III, VI, VII
I, II, IV, V
I, II, IV, V III, VI, VII
Малая септима
(м7)
II, III, V, VI,
VII
I, II, IV, V,
VII
Большая
септима (б7)
I, IV
III, VI
Характерные интервалы это увеличенные и уменьшенные
интервалы, которые строятся в гармонических ладах.
Разрешение интервалов это переход диссонирующих
(неустойчивых) звуков в соседние устойчивые по определенным
правилам.
План построения всех характерных интервалов:
1. Записать гармоническую гамму.
2. Записать устойчивые и неустойчивые звуки.
3. Построить от неустойчивых звуков:
две уменьшенные квинты (ум5) на VII и II ступенях две увеличенные кварты (ув4) на IV и VI ступенях
уменьшенную септиму (ум7) на VII cтупени
увеличенную секунду (ув2) на VI ступени
уменьшенную кварту (ум4) на III ступени в мажоре и на VII
ступени в миноре
увеличенную квинту (ув5) на VI ступени в мажоре и на III
ступени в миноре
4. Разрешить неустойчивые звуки интервалов в
устойчивые: Увеличенные интервалы расширяются, а
уменьшенные сужаются.