Когда вдруг тысячи, а то и миллионы подростков вдруг начинают бешено любить (фанатеть от) какого-нибудь одного актера или певца, собирать и аккуратно наклеивать в альбомы любое упоминание о нем, часами и сутками стоять под окнами его квартиры и ненавидеть всех, кто этого самого певца или актера недостаточно любит и ценит, — что это такое?
Что такое молодежные кумиры Зачем они нужны и какие они бывают
Когда вдруг тысячи, а то и миллионы подростков вдруг начинают бешено любить
(фанатеть от) какогонибудь одного актера или певца, собирать и аккуратно
наклеивать в альбомы любое упоминание о нем, часами и сутками стоять под
окнами его квартиры и ненавидеть всех, кто этого самого певца или актера
недостаточно любит и ценит, — что это такое?
С одной стороны, все то же разделение на своих и чужих. Свои — это те, кто
любит Леонардо Ди Каприо.
Но не только это. До определенного времени мне никогда не приходило в голову,
что первое большое и сильное чувство может быть коллективным. Но вот
однажды моя собственная дочь (12 лет от роду) сообщила мне, что влюблена в
гимназического учителя латыни — действительно обаятельного и умного
молодого человека. Подробно обсудив все его достоинства, я осторожно
поинтересовалась:
— Наверное, такой прекрасный человек нравится не только тебе. Может быть,
еще ктонибудь из твоих одноклассниц…
— Да, конечно, — без колебаний ответила дочь. — У нас только пять девочек в
него не влюблены. Им нравится учитель биологии. Мы их презираем, потому что
они ничего не понимают в людях!
— Ого! — изумилась я. — А скажика, твоей личной любви никак не мешает то
обстоятельство, что еще человек десять.
— Нет, что ты! — воскликнула дочь. — Даже наоборот. Мы ходим на пятый этаж,
сидим там на площадке и говорим о нем. Это так здорово!
— Угу! — вынуждена была согласиться я.
Постепенно я сумела уяснить для себя своеобразную дочкину правоту. Большое
чувство к достойному взрослому человеку, к тому же совершенно платоническое
и в этом смысле совершенно бесперспективное, действительно может оказаться
не по плечу неокрепшей девчоночьей душе. А вот если разделить его на десять
частей, то оно вполне переносимо и может приносить радость, а вовсе не боль.
Имея, так сказать, единомышленников по чувству, «единочувственников», всегда
можно снять избыток напряжения, поделиться своими мыслями о предмете и
чувствами к нему с людьми, которые по определению тебя понимают, так как
испытывают к предмету то же самое чувство.
«Очень удобная форма любви!» — решила я в конце концов, и многое в проблеме
подростковых кумиров стало мне яснее.
Мы уже говорили о том, что подростковая душа (не только подростковая,
конечно, но подростковая — особенно) жаждет романтики, жаждет не только
признания референтной группы, но и чегото большего — Прекрасного Принца,
которого можно тихо (или, напротив, очень громко) обожать, Образца, которому
можно подражать и на который надо стремиться быть похожим (все образцы,
начиная со Спайдермена и кончая Арнольдом Шварценеггером), Дела или Идеи,
которым можно служить (всевозможные секты, фанклубы футбольных команд,
литературных направлений и даже отдельных литературных произведений и
т. д.). Естественно, что для еще не окончательно развитого интеллекта
подростка все эти Идеи легче всего воспринимаются, а потребности реализуются
через персонификацию, через конкретного человека, через Кумира. В
зависимости от сферы интересов, семьи, интеллектуального развития подростка
этим Кумиром может стать практически кто угодно. Пахан банды, писательТолкин, герой кинофильма Бэтмен, индуистский святой Саи Баба, Дева Мария и
т. д., и т. п. Понятно, что чаще всего в роли кумиров выступают актеры,
эстрадные певцы и музыканты. Сама их деятельность насквозь публична и, в
общемто, рассчитана на публичное же восхищение поклонников. Большинство
рокпевцов и рокмузыкантов ощутимо «подзаводятся» от реакции зала. То есть
налицо та самая обратная связь. Мы не просто восхищаемся нашим кумиром, мы
еще и помогаем ему творить и радовать нас своими творениями. Ура? Урато ура,
но вот кумиры бывают разные, и всем это известно.
Большинство из них, особенно родом с эстрады или из кинематографа, вопреки
распространенному родительскому мнению, совершенно безобидны. Часть
являются понастоящему творческими и яркими людьми, и общение с их
творчеством скорее обогащает, чем обедняет подростков. Часть — откровенно
бездарны и неспособны произвести ничего, кроме шумового фона, возбуждающе
действующего на уровне подкорки. Из трудов зоопсихологов известно, что
молодежные группы павианов в заповедниках очень любят носиться вдоль
различных ограждений и стучать по ним палками. Получающаяся какофония
приводит их в бешеный восторг. Взрослые павианы никогда подобными
«глупостями» не занимаются.
А средневековые западноевропейские
путешественники, посещавшие Россию в 11–13 веках, писали, что то, что славяне
считают праздничной музыкой, на самом деле — безобразное бренчание, вой,
писк, скрип и скрежет. Ничто не ново под луной, не так ли?
Но бывают кумиры и пострашнее. Если в словах, песнях или книгах кумира
вашего ребенка регулярно звучат призывы попробовать наркотики или иным
способом исследовать «иную реальность» — это должно немедленно
насторожить родителей.
Многие еще помнят «Белое братство», рядовыми членами которого были в
основном подростки. На бескрайних российских просторах промышляют сегодня
и многие другие «ловцы душ человеческих». Понятно, что чаще всего их
жертвами становятся именно подростки — наиболее эмоционально лабильные,
мало знающие, со своим чувством одиночества и непонимания, с жаждой любви и
потребностью в референтной группе. Любая маломальски грамотная секта
может предоставить своим адептам все вышеперечисленное, да еще и с
изрядным довеском в виде Кумира, Идеи, и возможности Служения (как правило,
не меньше чем спасению человечества от конца света).